Министру образования и науки Республики Казахстан Сагадиеву Е.К. Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич! Образование является основой для достижения целей Пяти институциональных реформ и Ста шагов, выдвинутых Президентом РК Н.А. Назарбаевым, что обуславливает приоритетное внимание, уделяемое данному вопросу. Так, поручение по введению пятидневной учебной недели в школах, данное им на открытии первой сессии Парламента шестого созыва 25 марта 2016 года, соответствует 76-му Шагу Плана нации, направленному на обновление стандартов школьного обучения. С правозащитной точки зрения, данная инициатива улучшает условия реализации права детей на получение образования через оптимизацию нагрузки, создание благоприятных условий обучения и приведение системы образования в соответствие с стандартами развитых стран. В обществе и СМИ ведутся дискуссии и высказываются различные позиции относительно отдельных действий, предпринимаемых в данной связи уполномоченными государственными органами. Очевидно, что требование Главы государства о повышении подотчетности государственного аппарата в рассматриваемом контексте требует того, чтобы деятельность по реализации данного поручения была транспарентной, а ее мотивация – исчерпывающе убедительной. Особую значимость этот вопрос приобретает в свете того, что он затрагивает практически каждую казахстанскую семью. Подавляющее большинство родителей и семей учеников школ следят за учебным процессом и изменениями в системе образования. Вместе с тем, отсутствие в данном процессе видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон. Широкий резонанс вызвало сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах. Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того – стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры. Безусловно, как и в отношении любых других установок Главы государства, данное поручение требует системного подхода, предварительного анализа, высокого уровня подготовки и организации, а государственные органы должны уделять особое внимание точному, выверенному и последовательному их воплощению. Очевидно, что современная школьная программа перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако, сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы. Несомненно также то, что процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения. В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы. В данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования. Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности, представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов. К сожалению, Министерством до настоящего времени перед обществом не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится. Наконец, в связи с вышеизложенным, видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей, которые в соответствии с статьями 12 и 13 Конвенции о правах ребенка имеют право свободно выражать свое мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, с учетом его возраста и зрелости. Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно. Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич! В связи с вышеизложенным, обращаюсь к Вам с просьбой задействовать все возможные средства для проработки рассматриваемого вопроса, в том числе в рамках созданных при государственных органах общественных советов – на центральном уровне, и родительских комитетов – на уровне школ, обеспечения открытости и вовлечения общественности, а также анализа данной проблематики. В противном случае, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных целей.
С уважением, Уполномоченный по правам человека А. Шакиров |