NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2016)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2016)








Поиск  
Четверг 8.12.2016 11:54 ast
08:54 msk

О международной конференции по вопросам модернизации уголовно-процессуального законодательства
И.Меркель: В целом практика избрания мер пресечения в 2015 году была пересмотрена кардинально. Залог применен на 337 процентов больше и в абсолютных числах его применение выросло с 3 тысяч семисот до 16 тысяч двухсот. А нарушение залога при такой процедуре имело место лишь в 7 случаях, по которым 5 лиц задержано и только 2 лица еще находятся в розыске
09.03.2016 / политика и общество

Пресс-служба Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, 4 марта

В Алматинской области состоялась международная конференция "Модернизация процессуального законодательства – гарантия эффективности правосудия и правоохранительной деятельности", соорганизаторами которой выступили Генеральная прокуратура, Верховный суд и Конституционный совет Республики Казахстан, а также Офис ОБСЕ в г.Астане, Венецианская комиссия Совета Европы, Германский Фонд международного правового сотрудничества "IRZ" и другие международные организации.
В работе форума приняли участие Помощник Президента – Секретарь Совета Безопасности РК Нурлан Ермекбаев, Председатель Конституционного совета Игорь Рогов, Председатель Верховного суда Кайрат Мами, Генеральный Прокурор Асхат Даулбаев, министр юстиции Берик Имашев, а также представители международных, неправительственных, общественных организаций и научных кругов из Германии, России, США, Украины.
Работу второго дня конференции, посвященной обсуждению новой модели уголовно-процессуального законодательства, открыл Генеральный Прокурор Асхат Даулбаев. Он отметил важность реформирования уголовно-процессуального законодательства и введения прогрессивных процессуальных механизмов защиты прав человека в контексте реализации поставленной Главой государства задачи о создании правоохранительной системы, отвечающей ожиданиям общества и высоким международным стандартам.
Главными темами повестки дня конференции стали вопросы внедрения современной модели досудебного расследования, повышения качества уголовного преследования, усиления роли прокуратуры и суда в уголовном судопроизводстве.
Участниками конференции отмечалось, что практика подтвердила правильность начатых реформ. В условиях обновленного уголовно-процессуального законодательства успешно заработали новые правовые и процессуальные институты, позволившие существенно снизить нагрузку на органы следствия и суды, обеспечить гарантии защиты прав и интересов участников процесса.
Так, в своем выступлении первый заместитель Генерального Прокурора Иоган Меркель остановился на результатах анализа практики применения новелл Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, отметил неоспоримые преимущества новой модели досудебного производства, прогрессивные механизмы защиты прав граждан. Исходя из этого, дальнейшее развитие уголовного процесса должно быть нацелено, прежде всего, на укрепление доверия населения, повышение имиджа Казахстана на международной арене, подчеркнул он.
В ходе форума состоялись широкие дискуссии и обмен мнениями по основным новеллам досудебного производства, вопросам правоприменительной практики в рамках нового УПК. Выступающими отмечена значимость проведенных реформ, а также высказан ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование уголовного процесса.
Гости из стран СНГ и Европы поделились своим опытом организации досудебного расследования. Зарубежные эксперты высоко оценили введение в национальное законодательство норм, ориентированных на международные стандарты.
Совместное обсуждение процессуальных нововведений позволило объективно проанализировать результаты наработанной правоприменительной практики, определить основные направления дальнейшего совершенствования процессуального законодательства, оптимизации досудебного производства, усиления его правозащитного потенциала.

------

Приветственное слово Генерального Прокурора Асхата Даулбаева на Международной конференции "Модернизация процессуального законодательства – гарантия эффективности правосудия и правоохранительной деятельности

Рад приветствовать всех участников международной конференции и объявить о начале второго дня ее работы.
Уважаемые коллеги, вчера на повестке дня были новшества в гражданском процессе.
Сегодня предстоит обсудить новеллы уголовно-процессуального законодательства.
Актуальность этой темы бесспорна, ведь в уголовном процессе затрагиваются, а порой ограничиваются наиболее важные конституционные права и свободы граждан.
Поэтому международная конференция, которая объединила ведущих юристов и представителей науки нашей страны, а также ряда европейских государств, представляет особую значимость.
За годы независимости Казахстана, в соответствии с Концепцией правовой политики, утвержденной Президентом страны, национальное законодательство прошло несколько этапов реформирования.
В частности, были разработаны и утверждены важнейшие кодифицированные акты – уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный, трудовой, бюджетный и иные кодексы.
Проведена основательная судебная реформа.
Последовательно осуществляется гуманизация уголовного законодательства.
Определены базовые приоритеты совершенствования правоохранительных органов Казахстана, среди которых прокуратура признана ядром правоохранительной системы.
Вместе с тем, поступательное развитие государственных и общественных институтов, происходящие процессы глобализации и международной интеграции обусловили необходимость дальнейшего совершенствования всей правовой сферы.
Генеральная прокуратура принимает активное участие в реализации Плана нации "100 шагов", утвержденного Главой государства.
С учетом надзорной практики мы подготовили пакет предложений по реформированию системы госуправления, правосудия, в том числе органов прокуратуры, а также обеспечения принципа верховенства закона, которые поддержаны Национальной комиссией по модернизации.
Очередным и важнейшим этапом реформирования стал новый Уголовно-процессуальный кодекс, ориентированный на передовой опыт развитых стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
В новом формате правоохранительные органы проработали весь предыдущий год. Практика подтвердила правильность начатых реформ.
По опыту европейских стран введен институт следственного судьи, ставший основным инструментом независимого судебного контроля.
Упразднена формальная стадия возбуждения уголовного дела, процессуально регламентированы негласные мероприятия, введены согласительные процедуры и иные прогрессивные механизмы защиты прав граждан.
Это сделало досудебное производство более прозрачным и оперативным.
В то же время мы продолжаем работу над дальнейшей оптимизацией уголовного судопроизводства.
На предстоящих сессиях предлагается детально обсудить новеллы досудебного производства, ознакомиться с научным и практическим опытом наших зарубежных коллег.
Думаю, что наш конструктивный диалог послужит основой для последующей совместной работы.

-----

Выступление первого заместителя Генерального Прокурора Иогана Меркеля на Международной конференции "Модернизация процессуального законодательства – гарантия эффективности правосудия и правоохранительной деятельности"

Анализ применения новелл УК и УПК.
Анализ итогов работы за прошлый год показал эффективность новых институтов УПК.
В результате отказа от доследственной проверки и стадии возбуждения уголовного дела:
– адвокат может защищать своего клиента с момента регистрации заявления в Едином реестре досудебных расследований;
– намного быстрее восстанавливаются права потерпевшего;
– остались в прошлом неоднократные вызовы граждан для дачи показаний сначала при доследственной проверке, а затем после возбуждения дела, что влекло лишние затраты для госбюджета, а также недовольство граждан.
Автоматизация ведения ЕРДР:
во-первых, упростила фиксацию начала процесса;
во-вторых, позволила ввести единый формат письменных заявлений.
Данный формуляр требует подробного изложения обстоятельства и еще "на входе" у многих отбивает желание написать "ложное" заявление, т.к. сразу достаточно подробно разъясняется ответственность за это, которая сейчас достигает до 10 лет лишения свободы;
в-третьих, позволяет отслеживать расследование в режиме "он-лайн";
в-четвертых, подтянута дисциплина полицейских при обращении к ним граждан.
Полагаю, что это положительно влияет на доверие граждан.
Четко отлажена система фильтрации всех сообщений некриминального характера.
В результате, почти в два раза или на 550 тысяч сократилось число материалов, проверенных уголовно-процессуальным путем (713 тыс. в 2015 году против 1 млн. 262 тыс. в 2014 году).
Речь идет о том, что в 2014 году в связи с отсутствием события и состава преступления было оформлено 720 тысяч отказных материалов и прекращено 32 тысячи уголовных дел.
А в 2015 году по этим же основаниям прекращено всего 229 тысяч уголовных дел.
Если учесть, что из-за изменения порядка начала досудебного расследования прекращенные в 2015 году уголовные дела раньше были бы отказными материалами, то примерно на 550 тысяч производств в полиции стало меньше.
Полагаю, что такой прогресс дал больше времени на раскрытие других преступлений.
Кроме того, снизили нагрузку и упрощенные формы расследования.
В ускоренном порядке и протокольной форме в суды направлено почти треть уголовных правонарушений (более 20 тыс. из почти 64 тыс.).
Со сделкой о признании вины в суды направлены дела о еще 4-х тысячах преступлений. В судах они рассматриваются 1-2 дня и редко обжалуются в вышестоящие судебные инстанции.
За счет расширения оснований примирения увеличилось на 11 тысяч или на треть число дел, по которым стороны примирились до суда (с 34 тыс. до 45 тыс.).
При этом, по таким преступлениям в суд было направлено на 9 тыс. дел меньше, чем в 2014 году.
Общий же рост числа направленных в суд дел (на 7,2%) обусловлен введением проступков.
Более чем на 2 тысячи (с 12 тыс. до 10 тыс.) снизилось число лиц, содержащихся под стражей.
В целом практика избрания мер пресечения в 2015 году была пересмотрена кардинально.
Залог применен на 337 процентов больше и в абсолютных числах его применение выросло с 3 тысяч семисот до 16 тысяч двухсот.
А нарушение залога при такой процедуре имело место лишь в 7 случаях, по которым 5 лиц задержано и только 2 лица еще находятся в розыске.
Предметы залога по представлению прокурора на сумму более 198 млн. тенге обращены в доход государства.
Число личных поручительств выросло на 3 тыс. или на 436,4% (с 55 до 1945).
Судами при санкционировании содержания под стражей в отношении свыше 8 тыс. лиц установлены суммы залога. Этим воспользовались свыше 300 арестованных, при этом ни один из них не скрылся от следствия и суда.
Следственными судьями депонированы показания 548 лиц, проведен 21 дистанционный допрос путем средств видеосвязи.
В 2015 году следственному судье дополнительно переданы полномочия по санкционированию осмотра жилого помещения, обыска, выемки, личного обыска.
Нельзя не отметить существенное расширение в новом УПК полномочий защитника, в том числе на досудебной стадии уголовного процесса.
Адвокат теперь вправе ходатайствовать перед следственным судьей о принудительном приводе ранее опрошенного им свидетеля, о депонировании показаний, назначении экспертизы, об истребовании сведений, документов, предметов, необходимых для защиты интересов подзащитного.
Теперь подлежат обязательному приобщению к материалам дела предметы, документы, сведения, а также иные данные, представленные защитой.
Рассмотрено 37 и удовлетворено 6 ходатайств адвокатов о назначении экспертизы и о приобщении к материалам дела документов.
Он вправе сам опрашивать лиц, в том числе с использованием научно-технических средств.
А также самостоятельно получать на договорной основе заключения эксперта, специалиста и ходатайствовать о приобщении таких заключений к делу.
Все эти полномочия при компетентном подходе создают реальную состязательность на досудебной стадии.
В целом имеются положительные сдвиги по снижению индекса тюремного населения.
Свыше 76% (против 63% в 2014 году) осужденных получили наказания, не связанные с лишением свободы.
Количество штрафов возросло в 7 раз (более 6 тыс. против 835), а общественных работ – в 4 раза (почти 3 тыс. 400 против 660).
По делам о взяточничестве стали назначаться "кратные штрафы". Их общая сумма составила почти 3 с половиной млрд. тенге.
Оправдывает себя введение института процессуального прокурора.
С момента регистрации заявлений и сообщений в ЕРДР процессуальное руководство расследованием прокурорами осуществлялось по 1 тыс. 267 делам.
Эффективность их расследования (61%) и последующего направления в суд (49%) намного превысила аналогичные показатели по остальным уголовным делам.
Мониторинг применения новых кодексов.
Возникавшие с первых дней работы проблемные вопросы рассматривались на межведомственной группе, в которую вошли представители руководства органов уголовного преследования и коллегии по уголовным делам Верховного Суда.
Одновременно, в рамках этого мониторинга госорганами готовились таблицы поправок в новый УПК.
В них включены предложения о дальнейшем совершенствовании новелл, а также по устранению пробелов и внутренних противоречий.
Указанные таблицы обсуждены на заседании Совета по правовой политике и Координационном Совете по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Остановлюсь на основных положениях.
Предлагается предусмотреть возможность прекращения дела об уголовном проступке за истечением срока давности привлечения к ответственности ввиду неустановления лица, его совершившего.
Это связано, с тем, что по истечении одного года совершенный проступок теряет общественную опасность, и наказание лица становится нецелесообразным с точки зрения целей наказания.
Предлагается разъяснить, что прерывание сроков досудебного расследования не предполагает приостановления производства по делу, и в это время возможно проведение розыскных мероприятий и негласных следственных действий.
В качестве основания для прерывания сроков досудебного расследования и приостановления производства по делу предлагается предусмотреть назначение экспертизы, т.к. на практике ее производство может занимать значительный период времени.
В целях недопущения разглашения данных о проводимом обыске, выемки, личном обыске и исключения дальнейшей "перспективы" утраты целесообразности их проведения, предлагается в статье 56 УПК предусмотреть поправку о том, что санкционированное следственным судьей постановление будет направляться только надирающему прокурору и лицу, инициировавшему проведение санкционируемого следственного действия.
В качестве дополнительной цели применения залога предлагается закрепить также и предупреждение совершения подозреваемым новых умышленных уголовных правонарушений.
В целях упрощения судопроизводства предлагается исключить обязанность органа уголовного преследования продлевать у прокурора сроки досудебного расследования при возобновлении прерванного срока либо прекращенного уголовного дела.
МВД и КНБ предлагают исключить из числа негласных следственных действий такие виды, как негласная контролируемая поставка, негласное внедрение и (или) имитация преступной деятельности и сохранить их в рамках Закона Об ОРД, т.к. их проведение является средством выявления преступления и добычи доказательств (по аналогии с такими общими оперативными мероприятиями, как применение служебной розыскной собаки, прочесывание местности и т.п.).
В целях упрощения процедуры назначения проверок, ревизий в части 2 статьи 260 УПК предлагается исключить обязанность лица, осуществляющего досудебное расследование на предварительное согласование их с прокурором.
Предлагается увеличить срок досудебного расследования по делам об уголовных проступках до 10 суток, а сбор доказательств по проступкам осуществлять также, как и по ускоренному производству.
Имеются также и иные поправки, связанные с аутентичностью норм, уточнением и упрощением процедурных вопросов и редакционной корректировкой.
Имеются предложения в случае неявки свидетелей без уважительных причин их принудительный привод осуществлять только с санкции следственного судьи, а также более подробно изложить перечень уважительных причин.
Интересно было бы сегодня услышать об опыте европейских стран в этом вопросе!
Следует отметить, что в ходе разработки нового УПК мы предпринимали меры к тому, чтобы задержание не стало средством давления и получения "нужных показаний".
Об этом нас предупреждали российские коллеги, которые очень осторожно относятся к отказу от стадии возбуждения уголовного дела, опасаясь повторения трагических перегибов, которые уже имели место в годы репрессий.
Поэтому мы исключили цель задержания в виде установления причастности лица к деянию, которая имелась в старом УПК.
Чтобы оно было более обоснованным, оговорили, что задержание может производиться только после проведения неотложных действий, за исключением, когда лицо застигнуто при совершении преступления либо непосредственно после его совершения.
Как вы знаете задержание во многих странах Европы, к примеру, санкционируется следственным судьей. Может быть, и нам надо пойти по этому пути.
Прошу коллег и по этому вопросу поделиться своим мнением!
Полагаем перспективным расширение судебного контроля за применением мер безопасности в уголовном процессе, т.к. они тоже могут касаться конституционных прав граждан.
Кроме того, недавно мы обсуждали опыт Германии, где медицинские работники вызывают полицию и прокурора для осмотра трупа и места происшествия только, если ими обнаружены какие-либо криминальные признаки,
Может быть и нам следует изучить этот опыт, хотя, когда следствие было в прокуратуры мы выезжали на все трупы.
Дальнейшее видение по реформированию уголовного процесса.
В целом переход на новую модель уголовно-процессуального законодательства состоялся.
Упрощено судопроизводство и значительно повышен уровень защищенности граждан.
В то же время возможности для его дальнейшего совершенствования не исчерпаны.
В частности, в Германии успешно функционирует модель, где руководителем процесса на досудебной стадии является прокурор.
Деятельность полиции ФРГ заключается в установлении и закреплении фактических обстоятельств правонарушения. Судебный контроль распространяется на все решения, ограничивающие права обвиняемого.
Поэтому нам очень интересны мнения и опыт наших зарубежных гостей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2016
Заседание Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией 31.03.2016
Совершенствование корпоративного управления является важным элементом развития экономики Казахстана 31.03.2016
Нацбанк оставляет за собой право участия на валютном рынке для предотвращения резких колебаний курса тенге 31.03.2016
Нацкомиссией по модернизации РК проделана колоссальная работа по обеспечению старта 5 реформ 31.03.2016
Ерболат Досаев рассказал на брифинге СЦК о реализации Плана нации "100 конкретных шагов" 31.03.2016
Т.Донаков: Госслужащие должны не заучивать законы, а знать, как они работают 31.03.2016
М.Бекетаев: Тюремное население в Казахстане снизилось на 21% с 2013 года 31.03.2016
С 1 сентября этого учебного года в первых классах вводится пятидневная учебная неделя 31.03.2016
Т.Донаков рассказал, какое наказание ждет госслужащих за использование смартфонов на рабочем месте 31.03.2016

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
08.12.16 Четверг
81. УРАЗАЛИЕВ Рахим
76. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
75. БАШАРИМОВА Людмила
71. РАИМБАЕВ Сансызбек
65. ИБРАЕВ Болат
61. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
61. САУРАНБАЕВ Болат
61. ШАМУРАТОВ Ермек
59. ЖАЛБИРОВ Иглик
57. НУРГАЗИЕВА Бану
56. ТАТКЕЕВ Малгаждар
55. МУКАЕВ Ербулат
55. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
53. АЙДАРХАНОВ Арман
51. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
...>>>
09.12.16 Пятница
78. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
75. АПСАЛЯМОВ Надирбек
69. КАЗБЕКОВ Жасулан
69. РЕУТОВ Николай
66. КАМЕНОВ Саин
66. САГЫНДЫКОВ Ержан
65. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
62. АХМЕТОВ Батырбек
61. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
60. КАЛИЕВ Едил
60. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
58. АН Евгений
55. МАКЕНОВА Аяш
52. КУЗДЕКОВА Мальвира
50. ЕСПЕНБЕТОВ Эрнест
...>>>
10.12.16 Суббота
72. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
71. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
70. СУПРУН Виктор
66. ЖУНИСБАЕВ Несип
66. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
66. НАСЫРОВ Асуат
61. АМИРКУЛОВ Ардак
61. НУКЕНОВ Мараткали
60. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
57. БАРКИНХОЕВ Магомед
57. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
56. РЫСПАЕВ Асхат
56. ТЕЛЕУОВ Мурат
53. СЕЙТОВ Нурдилла
52. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050