NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2016)
Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2016)








Поиск  
Суббота 10.12.2016 01:15 ast
22:15 msk

Без правил и тормозов
Вся история местечкового национализма является хрестоматийным примером бесславия и позора
25.01.2016 / политика и общество

Талгат Ибраев

В начале этого года в нашей стране произошел небольшой, малозаметный стороннему глазу, но, тем не менее, достаточно симптоматичный "политребрендиг". Некоторые "активисты", из так называемых "национал-патриотов", судя по всему, окончательно решили стряхнуть с себя больше не актуальное "патриотическое" прилагательное и без всяких обиняков, открыто стали называть себя просто "националистами". То есть – коротко, ясно и по существу.
Безусловно, такое начинание можно только поприветствовать. В конце концов, "патриотизма" как такового (то есть, элементарного желания видеть свою страну мирным, толерантным, прогрессивным и всесторонне развивающимся государством), у этой категории наших сограждан во все времена присутствовало немного. Причем, даже говорилось об этом всегда уклончиво и вскользь, словно о чем-то, как минимум, третьестепенном (хотя и это было вполне логично – ведь патриотизм и любовь к своей Родине, само по себе понятие достаточно широкое и объемное, а национализм, прежде всего, подразумевает узколобую ксенофобию и максимальную замкнутость в пределах кружка своих единомышленников).
Так что, как и следовало ожидать, гораздо больше, эту, как давно уже стало понятным, разношерстную публику, беспокоили куда как более дезорганизационные и деструктивные вопросы – "замутить" акцию протеста против любого явления, не попадающего в границы их личного восприятия, потребовать от властей запретить что-либо их не устраивающее, ограничить кого-нибудь в правах, ну, или, на худой конец, провести очередные ономастические преобразования. Причем, исключительно в одном, известном всем направлении. Какого либо другого творческого потенциала или даже банальной фантазии на расширенные темы все эти годы, увы, так и не наблюдалось. Связано ли это с определенными ограничениями в сфере кругозора, интеллекта или воспитания, судить, я, пожалуй, не буду. Для этого, в конце концов, существуют профессиональные социологи, психологи и психиатры, общими усилиями которых, наверное, можно вывести общую картину сложившейся ситуации в стане матерых и непримиримых местечковых националистов. Которые, кстати, в последнее время даже немного удивляли некоторыми своими новыми трендами, совсем не укладывающимися в традиционное понимание суждений о росте столь усердно декларируемого ими "национального самосознания".
Здесь в качестве только одного показательного примера можно будет упомянуть совсем недавний вояж некоторых представителей националистического полуподполья (по крайней мере, сами они очень любят громогласно поплакаться о непонимании и отсутствии прямой поддержки со стороны официальных властей) в славный город Вашингтон, где их вроде как внимательно выслушали, всячески обласкали и даже, как надеются сами вояжеры, пообещали определенное содействие.
"Казахских националистов пригласили в Вашингтон" – так несколько пафосно была озаглавлена небольшая заметка, опубликованная на эту тему в одном из местных сетевых СМИ (с небольшим уточнением о том, что "они нужны внешним игрокам"). А дальше повествовалось о непосредственном мероприятии под названием "Дебаты: "Построение казахской нации и казахский национализм", организованного Центрально-Азиатской программой университета Джорджа Вашингтона при поддержке некоего "Центра глобальных интересов" (США). Организация эта в свое время была создана гражданином России Николаем Злобиным, который помимо периодической критики президента Путина, известен своими устойчивыми взглядами на необходимость "размывания суверенитета национальных государств" и постоянно продвигаемым им тезисам о том, что "национальные государства и экономики полностью изживают себя и им необходимо противопоставить масштабную политику мультикультурализма".
Так что, как говорится, здесь все было отнюдь не так однозначно, как представляли себе сами участники этого турне и некоторые их сторонники из числа тех кому, увы, так и не достался бесплатный билет на заокеанский авиарейс. И похоже, что на прибывшую делегацию сторонников национальной разобщенности, скорей захотели взглянуть как на некий паноптикум, хоть и бесполезный по сути, но забавный по содержанию. Хотя, на всякий случай, возможно, и прикинуть, как его можно будет использовать в будущем. И в каком нужном направлении, в случае чего, развернуть.
Кстати, о том, что местечковые националисты подобны хорошо смазанному флюгеру, прекрасно известно уже не один десяток лет. Векторы выбираемых ими направлений поистине безграничны. Сначала они восторженно равнялись на Турцию, потом поискали себе сторонников среди самых различных экстремистских движений на Ближнем Востоке. Еще чуть позже не гнушались некоторыми деловыми контактами со своими, если можно так выразиться, "коллегами" из ультраправых группировок России. Ну а затем устойчиво выбрали в качестве основного кумира США, с небольшими реверансами в адрес "братской Украины", часть политических сил которой, как выясняется, откровенно импонирует местным нац. озабоченных все той же разнузданной ксенофобией и склонностью ко всяким деструктивным проявлениям. И при всем при этом, вопреки некоторым прогнозам лояльно относящимся к ним политологов, все эти годы они умудрились абсолютно ничего собой не представлять. Мало того, что ни одна из националистических организаций Казахстана с годами так и не превратилась в реальную политическую силу, так и почти все их так называемые "лидеры" традиционно питают друг к другу ярко выраженную антипатию. Без демонстративного вынесения "сора из избы" на публику здесь также никогда не обходилось да и обходится в нынешние времена. Так что, в принципе, все желающие могут практически в режиме нон-стоп ознакомиться с постоянным взаимообменом во всяческих больших и малых грехах, а заодно отстраненно наблюдать за тем, как теперь уже бывшие "нацпаты" отчаянно подозревают друг друга либо в сотрудничестве со спецслужбами, либо, в лучшем случае, в финансовой нечистоплотности и попытках перетянуть любую поступающую спонсорскую помощь исключительно на себя. Судя по всему, так было, есть и будет впредь, ведь достаточно даже бегло рассмотреть новейшую историю зарождения и развития казахстанских националистических организаций, чтобы полностью убедиться в справедливости классических строк поэта-баснописца: "А вы друзья как не садитесь"…
Если же обратится непосредственно к новейшей истории (а она в таких случаях бывает весьма показательной, да и многое что объясняет в принципе), то изначальной точкой отсчета массового появления националистических организаций и движений нашей страны, наверное, можно считать 1989 год, когда в республике было зарегистрировано историко-этнографическое объединение "Жеруйык", в оргкомитет которого вошли такие знаковые в будущем личности, как диссидентствующий композитор Хасен Кожахметов, юрист Аманжол Налибаев, режиссер Калдыбай Абенов, актер Бахтыбек Имангожаев и "временно безработный гражданин" Арон Нутушев с творческим псевдонимом "Атабек". Единственным мероприятием "Жеруйыка" стало проведение аса в память лиц, погибших во время декабрьских событий 1986 года. После этого произошел первый бурный раскол. Хасен Кожахметов решил полностью сконцентрироваться на защите интересов "декабристов", а Арон Атабек, публично обвинив теперь уже бывшего сотоварища в фальши и лицемерии, подался в чистую политику, организовав на пару со своим братом Рашидом Нутушевым нигде не зарегистрированную партию "Алаш" весьма радикальной направленности. Параллельно с ней была создана другая партия – "Азат" (на этот раз, вполне легитимная в глазах представителей органов юстиции), которую возглавил бывший ответственный работник ЦК и отставной министр иностранных дел Казахской ССР Михаил Исиналиев. Примечательно, что уже в те годы более радикально настроенные "Алашевцы" начали говорить об "марионеточности" "Азата", ее управляемости и конформизме. В чистом виде "Азат" просуществовал около полугода, развалившись на несколько одноименных и жестко конкурирующих мини-партий партий во главе с Советказы (чуть позже переименовавшимся в Сабетказы) Акатаевым, Толеубеком Сейткалиулы и Ерболом Айдарбековым.
Не лучше сложилась и судьба "Алаша", который по свидетельству самого Арона Атабека, за пару лет развалился аж на шесть враждующих между собой "алашей". "Желтоксан" на первых порах постигла чуть лучшая судьба и он оказался раздробленным лишь на две противоборствующие группировки (правда, со временам "желтоксановцы" наверстали упущенное с лихвой, и в итоге на микро-полит-арене через некоторое время уже слонялось порядка шести-семи конкурирующих ячеек "воинствующих декабристов").
С выдвигаемыми требованиями было еще более запутанней: одни деятели яростно ратовали за закон "О земле", другие горячо требовали его отмены, велась долгая и ни к чему не приводящая дискуссия о роли казахского языка (причем, каждый оратор, как и положено, видел эту роль по разному), сладострастно обсуждались и выдумывались все новые возможные привилегии для коренного населения. Периодически устраивались исторические экскурсы на предмет осознания того, кто больше причинил вреда казахской государственности в прошлом и позапрошлых веках, или выяснялась какая из зарубежных держав по-настоящему хочет подъема и развития суверенного Казахстана, а какая лишь прикидывается.
Ну и попутно, происходило броуновское движение среди самих членов движения, перебегавших из одного лагеря в другой и окончательно запутывавших как сторонних наблюдателей, так и потенциально сочувствующих людей, никак не могущих взять в толк – почему вчерашний лидер какого-то конкретно взятого объединения сегодня уже поливает его грязью, обвиняя в продажности и космополитизме? Кстати, на тот момент особенно в этом преуспел еще один "пламенный патриот" Жасарал Куанышалин, стремительные передвижения которого из группировки в группировку, из власти в радикальную оппозицию, затем обратно во власть и наконец внезапно нахлынувшая "любовь" к беглому банкиру Мухтару Аблязову периодически ставили в тупик как политологов, так и некоторых бывших соратников, тут же обвинивших его в целой плеяде дополнительных прегрешений.
Впрочем, мы немного забежали вперед, а возвращаясь в те, теперь уже достаточно "былинные времена", можно будет вспомнить и то, как не найдя общего языка с образовавшейся оппозицией из числа младотюрков и отставных чиновников высшего эшелона власти (которые, как помним, тоже без конца дробились и перегруппировывались), часть национал патриотов во главе с Ароном Атабеком попытались было объединиться в Народный фронта Казахстана "Казак Мемлекети". Фронт, растратив все силы на борьбу с другими национал патриотами в лице уже упомянутого Жасарала Куанышалина, Айсулу Кадырбаевой, Оралом Саулебаевым и Ерсайином Еркожа, которых "фронтовые лидеры" любовно называли "бандой четырех", распался сам, из-за вычленения из своих рядов движения "Улт Тагдыры" ("Судьба Нации") во главе с Досом Кошимом и Общенационального патриотического движения Казахстана во главе с Досом Нурахметом. Попутно образовалась еще одно малоизвестное объединение общество "Казак Улты", с лидером Куанышем Муктай и что то совсем мало понятное объединение, под названием "Жер-Ана" где председателем значился некий Салим Оразалиев…
А еще через некоторое время на свет народилось объединение "Мемлекеттiк тiл" во главе с Мухтаром Шахановым, потом зашел разговор об объединении более менее способных воспринимать друг друга оппонентов в единую партию "Халык рух" (под председательством опять-таки самого Шаханова), ну а потом опять все перессорились по очередному кругу как непосредственно между собой, так и с принявшим несколько национал-патриотическую окраску движением "За справедливый Казахстан" во главе с Жармаханом Туякбаем.
Произошла и довольно веселая возня, связанная с еще движением под названием "Халык дабылы" – "Набат Нации", куда в числе прочих одно время входил такой широко известный в 90-е годы авторитетный человек как Сабыржан Махметов. Для начала, они крепко сцепились с конкурентами из "Улт Тагдары", обвинив их в краже поистине эпохальной идеи переименовать центральную площадь Алматы в площадь "Героев Желтоксана", затем Махметов напрочь рассорился со своим заместителем Кенесары Каптагаев, надумавшем было засудить и "пустить по миру" все республиканские телеканалы за, якобы, не соблюдение норм закона "О языке". И наконец, вступил в жесткий "клинч" с Ароном Атабеком, который сгоряча обвинил Сабыржана в "провокаторстве" и "раскольничестве", а потом некоторое время благоразумно прятался от праведного гнева прославленного спортивного чемпиона по кикбоксингу.
Любопытно, что действующая власть при этом особо палки в колеса "нацпатам" никогда не вставляла (чтобы они сами по этому поводу не говорили, больше выдавая желаемое за действительное), но периодически конфликты с действующим законодательством все ж таки возникали. Ведь как-никак, но статью 337 УК РК еще никто не отменял, а там, в частности, указано достаточно четко что: "Создание общественного объединения, провозглашающего или на практике реализующего расовую, национальную, родовую, социальную, сословную или религиозную нетерпимость или исключительность, а равно руководство таким объединением – наказываются исправительными работами на срок до двух лет". А за активное участие в деятельности подобных объединений можно в лучшем случае отделаться штрафом, а в худшем – опять-таки загреметь за решетку. Что, в общем то, периодически и происходит, вырывая из рядов наиболее одиозных деятелей, типа того же Арона Атабека, как известно осужденного на 18 лет лишения свободы. Правда, сидеть ему пришлось совсем по другой статье, а именно – за организацию массовых беспорядков и соучастие в зверском убийстве молодого полицейского, но, тем не менее, периодически он до сих пор преподносится некоторыми "соратниками" как хрестоматийный образец "мученичества" во имя торжества националистических идей.
Вполне очевидно, что помимо бесконечных свар и дрязг, на повестке дня во всем времена остро стоял и вопрос финансирования. Поначалу, конечно с этим все было достаточно хорошо. Денег было поистине много, и они буквально витали в воздухе. Американские и европейские налогоплательщики, конечно, немного роптали из-за обилия программ и грантов, щедро раздаваемых правительствами их государств практически всем, кто так или иначе выступал против коммунистических идей, но поделать ничего не могли и денежный поток в страны бывшего Варшавского договора и республики развалившегося СССР мчался полноводной рекой. Тут, правда, можно грустно отметить, что Казахстан то ли в силу географической отдаленности, то ли внутренней инертности постоянно оставался немного в стороне от основного потока и долетали до наших степей только брызги от всеобщей долларовой массы. Но, тем не менее, на первое время хватало и этого, тем более что уже в первой половине 90-х годов, начала отстраиваться некая вертикаль диссидентской взаимопомощи которую успели застать в том числе и национал-патриоты первой волны. Например, движение "Желтоксан, нет-нет, да и получало в те годы небольшую материальную помощь со стороны прибалтийского "Саюдиса", те, в свою очередь, от польской "Солидарности", ну а кто оплачивал "Солидарность" и так понятно, и никем никогда особо не скрывалось. В принципе, ничего зазорного в этом нет, тем более что "желтоксановцы" той поры во главу угла всегда ставили правозащитную деятельность и реабилитацию пострадавших в дни декабрьских событий 1986 года, так что вне без всякой натяжки попадали в категорию традиционных грантополучателей.
Гораздо сложнее было найти спонсоров тем радикалам, что о каких-либо правах человека забывали говорить вообще. Тут уже приходилось разыгрывать карту исламского фундаментализма и идеи построения пантюркистского государства. В начале 90-х в этом деле особо преуспели такие "харизматичные деятели" как вышеупомянутые Арон Кабашевич Нутушев и его младший брат Рашид. Одно время с ними сотрудничал и еще один традиционный диссидент Алмаз Естеков (и даже совместными усилиями все в той же Прибалтике, а точнее, в эстонском городе Тарту ими была основана и отпечатана газета "Туркестан"), однако потом пути братьев Нутушевых и Естекова резко разошлись. Нутушевы откровенно метались между самыми различными конкурирующими лагерями. С одной стороны, им очень хотелось получать помощь со стороны исламистских фондов Саудовской Аравии, а с другой – встать на полное довольствие в Турции. Совмещать то и другое, к сожалению, было нельзя, в связи с взаимной неприязнью обеих спонсоров друг к другу, поэтому, после некоторых колебаний все же был выбран турецкий вариант. А точнее, удалось пристроиться к финансовым вливаниям в "Народный фронт Азербайджана", руководители которого стали перечислять часть получаемых из Анкары средств в Казахстан. На эти деньги, собственно, и была создана партия "Алаш" с одноименным печатным органом, который, по доброй традиции, опять-таки печатался в Прибалтике.
Ну а дальше будем совсем краткими. После нескольких митинговых акций под "зелеными знаменами джихада", изрядно напугавших как часть русскоязычного населения, так и толерантно настроенных и придерживающихся светских взглядов казахов, на братьев обратило пристальное внимание КНБ. Первым спешно покинул пределы страны старший брат Арон, который весьма комфортно обосновался не где-нибудь, а в еще недавно проклинаемой им Москве, где он вошел в тесный контакт с лидерами известного в те годы "Демократического союза" (да-да именно того, с теперь уже покойной Новодворской во главе), и с их помощью начал выпускать газету "Хак" для последующего распространения на родной земле. Кстати, на то время членом "Демсоюза" был и опять-таки уже упоминавшийся Алмаз Естеков, который смог даже немного насолить бывшему соратнику тем, что убедил московских демпартийцев отказаться от предоставления типографских льгот казахстанскому гостю. Это так к слову, просто ремарка на счет притеснений и вставлений палок со стороны власти. Как мы уже наглядно убедились – тут сами подельники столько неприятностей друг другу смогут доставить, что никакому КНБ и вмешиваться не надо.
Ну а пока Арон Кабашевич занимался издательским делом в Первопрестольной, его брат Рашид, отнюдь не сидел, сложа руки. Причем, в прямом смысле слова. Мятежная натура Рашида Кабашевича требовала чего-то большего, и он с кучкой единомышленников отправился не много ни мало, как свергать тогдашнего Верховного муфтия Казахстана Рытбека Нысанбаева. Муфтий тогда отделался травмой верхней конечности, а вот терпению правоохранительных органов действительно настал предел. И, несмотря на то, что старший брат вроде как оперативно публично осудил действия младшего, встал вопрос об экстрадиции Арона Нутушева-Атабека в Казахстан, по обвинению в непосредственной организации произошедшего бесчинства в здании Духовного управления мусульман. Дожидаться, что там порешают российские власти Арон Нутушев не стал, и прямиком направился в посольство США в Москве с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Там дело затянулось, забюрократилось и максимально заволокитилось, так что в итоге Арон Нутушев-Атабек все же вернулся в покинутый им было Казахстан и, как уже говорилось выше, через некоторое время закономерно угодил за решетку…
Кстати, как, наверное, уже можно догадаться, это событие большинство его соратников расстроило весьма относительно. С одной стороны, немного очистилось поле для реализации собственных амбиций, с другой – получился долгосрочный повод для причитаний на тему "политических репрессий". А еще через какое-то время, о "политзаключенном" Атабеке и вовсе практически забыли, переключившись на другие более важные и неотложные дела.
Хасен Кожахметов, например, попытался было судится с целой когортой "альтернативных нацпатов", подав судебные иски на Мухтара Шаханова, Гульбахрам Жунис, Тулегена Альжанова и еще нескольких человек по обвинению в "лжежелтоксановстве", еще часть "ура-патриотов" отчаянно металась в поисках очередных спонсоров и покровителей, (попавший в тиски европейского правосудия Аблязов, к тому времени уже на это роль тянул лишь относительно, еще один "объединитель" в виде Ержана Досмухамбетова окончательно дискредитировал себя буквально во всех отношениях, ну и так далее), а другие нацдеятели первой и вторых "волн", судорожно пытались отбиться от подросшей молодежи, откровенно наступавшей им на мозолистые пятки.
"Неонационалисты" (коих к этому периоду набралось примерно с полтора десятка более-менее известных в узком кругу персон), так же особым разнообразием идей никогда не отличались, как впрочем, не отличаются и поныне. Традиционная "борьба" с Таможенным и Евразийским экономическим союзами, запусками российских ракет с космодрома Байконур, и стоны о потере национальной идентичности в интернет-пространстве, сопровождалась немногими "акциями" в реальной жизни. А именно – бдительным вычитыванием меню кафе и ресторанов на предмет все того же двуязычия и закатыванием скандалов администрации, изучением рекламных вывесок и объявлений, поиском атрибутов советской эпохи в интерьерах ретро-кафе с последующими угрозами объявить бойкот "совковым шовинистам", а также, пожалуй самым любимым в последние годы занятием – поистине неравной борьбой с гвардейскими лентами, один вид которых вызывал и вызывает сейчас у большинства этих персоналий реакцию, близкую к самой настоящей истерике. К слову, даже в эти зимние дни, в особом сегменте местного интернет пространства, где "тусуется" подобная публика, уже полным ходом идет обсуждение "громадья планов" на весну, а именно – как, где, и какими подручными способами можно будет, наконец, побороть этот символ Победы в Великой Отечественной войне. И судя по захватившему азарту, этот архиважный вопрос заботит авторов публикуемых там дурно пахнущих опусов и откровенных пасквилей куда больше, нежели текущее состояние той же экономики, или другие важные вопросы, связанные с повседневной жизнью нашей страны. Попутно проталкиваются все те же, уже изрядно замшелые идеи о необходимости срочнейшей этноизоляции (в первую очередь, конечно же от России), которые, как уже говорилось выше, причудливым образом переплетаются с подобострастной готовностью "лечь" под любого партнера из более дальнего зарубежья. Вплоть, до прозрачных намеков на согласие в будущем (при условии, что им дадут возможность дорваться до власти), разместить на территории Казахстана военные базы НАТО в обмен на некоторое денежное содержание. Насколько это сочетается с пресловутым "национальным самосознанием", вопрос, наверное, уже абсолютно неуместный. А вот насколько хватит терпения, как у самих властей, так и большинства здравомыслящего населения нашей страны, смотрящего на подобную провокационную вакханалию с все усиливающейся неприязнью и осуждением, это уже гораздо интересней. И судя по некоторым событиям последнего времени, в обоих случаях подобное долготерпение уже, похоже, практически на исходе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: За 20 лет Парламент Казахстана внес большой вклад в укрепление государственности и реализацию реформ Президента 29.01.2016
Б.Сагинтаев провел встречу с Министром сельскохозяйственной политики Италии Маурицио Мартина 29.01.2016
В Министерстве культуры и спорта состоялось расширенное заседание коллегии под председательством заместителя Премьер-Министра РК 29.01.2016
Международная научно-практическая конференция "Н.Назарбаев и казахстанская модель государственной службы" 29.01.2016
Ерлан Идрисов поставил новые задачи перед руководящим составом МИД 29.01.2016
Состоялось первое заседание Мангистауского Экономического совета 29.01.2016
В Москве прошла совместная казахстанско-российская инвестиционная конференция 29.01.2016
Военный суд Республики Казахстан подвел итоги работы военных судов за 2015 год 29.01.2016
Партия "Нур Отан" готовится к XVII Съезду 28.01.2016
Продолжается рабочий визит Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Актюбинскую область 28.01.2016

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
10.12.16 Суббота
72. АМРЕКУЛОВ Сагинхан
71. АЛТЫНБАЕВ Мухтар
70. СУПРУН Виктор
66. ЖУНИСБАЕВ Несип
66. ИБАДУЛЛАЕВ Серикбай
66. НАСЫРОВ Асуат
61. АМИРКУЛОВ Ардак
61. НУКЕНОВ Мараткали
60. ЖАЗЫЛБЕКОВ Нурлан
57. БАРКИНХОЕВ Магомед
57. МАРАТУЛЫ Жалгасбек
56. РЫСПАЕВ Асхат
56. ТЕЛЕУОВ Мурат
53. СЕЙТОВ Нурдилла
52. КЕРИМКУЛОВ Куаныш
...>>>
11.12.16 Воскресенье
76. ГАЛИМОВ Фарит
62. СЫЗДЫКОВ Елкаир
61. САРПЕКОВ Рамазан
59. ТАШМАКОВ Серикбай
58. БАЙЗАТОВ Талгат
58. КАРМАЗИНА Лидия
56. СОТНИКОВА Галина
55. ЧЕКАЕВА Елена
53. ДАНБАЙ Шухрат
53. СУЛТАНОВ Нуркен
52. ОСПАНОВ Куат
52. ПЕРМИНОВ Виктор
51. ЗАКЕНОВ Сембигали
51. МУКАНОВ Кдржан
50. КАСЫМОВ Хаким
...>>>
12.12.16 Понедельник
82. МАРДЕНОВ Жукен
79. БАЗЫЛОВ Казыкен
79. БАЙЗАКОВ Сайлау
74. САППАЕВ Мендыгали
70. МОСКАЛЕНКО Борис
63. ИОВОВ Эдуард
62. ШАМКЕНОВА Роза
59. БЕКМАГАМБЕТОВА Куролай
59. ИСКАКОВ Саулебек
58. АБУОВ Мирбулат
56. КУЛ-МУХАММЕД Мухтар
50. НУРБАЕВ Орман
45. ИСКАКОВ Марлен
43. КИСИКОВ Бекнур
41. АХМЕТЖАНОВ Ануар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050