Пресс-служба МФ РК, 21 декабря
Сегодня в Министерстве финансов Республики Казахстан состоялся семинар – совещание по разъяснению законодательных инициатив Министерства финансов Республики Казахстан. В мероприятии приняли участие министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов, руководство Комитетов МФ РК, а также представители территориальных государственных органов и акимата города Астана. Участники обсудили законодательные инициативы, разработанные Министерством финансов в рамках Плана нации – "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства. Открывая семинар-совещание Министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов акцентировал внимание присутствующих на основной цели встречи. "В Послании "Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие" Глава государства обозначил ряд вызовов, которые стоят перед нашей экономикой в нынешний кризисный период. Определены пять основных направлений антикризисных и структурных преобразований Казахстана: стабилизация финансового сектора, оптимизация бюджетной политики, приватизация и стимулирование экономической конкуренции, новая инвестиционная политика, новая социальная политика. Сегодня мы должны не только обсудить особенности новых законов и рассказать в целом о новых веяниях, но и научиться правильно доводить информацию до населения, бизнеса и в целом до пользователей оказываемых министерством услуг". На сегодняшний день Министерством финансов разработаны Законы Республики Казахстан "О государственных закупках", "О государственном аудите и финансовом контроле", "О государственном имуществе (приватизации)", "Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества", "О банкротстве". Закон РК "О государственных закупках" разрабатывался в рамках реализации 56 – шага Плана нации. Основной целью закона является создание эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта. Вопросы планирования бюджета по завышенным ценам предлагается решать путем внедрения исключительно электронного формата заключения договоров. В целях недопущения подгона в технических спецификациях под конкретных поставщиков. Законом вводится институт предварительного обсуждения конкурсной документации. Закон РК "О государственном аудите и финансовом контроле" направлен на усиление экспертно-аналитической деятельности с основным акцентом на эффективности осваиваемых средств. Путем четкого разделения функций между проверяющими органами между ними исключается дублирование. Акцент будет сделан на функционировании Единой базы данных, которая предполагает сбор всех проверок и рекомендаций по ним, что также исключает дублирование. В ходе встречи также обсуждены вопросы расширения перечня объектов приватизации. Правительством сформирован приоритетный Перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного сектора, состоящий из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности и Нацхолдингов (с балансовой стоимостью не менее 5 млрд. тенге). Планируется разработать новые законадательные поправки, снимающие все технические преграды и проблемы. По этому перечню, так называемому ТОП-65, для открытой, конкурентной продажи и определения справедливой рыночной стоимости принято решение привлечь международных консультантов в целях проведения оценки и сопровождения сделок по приватизации и выбора лучшего метода продаж и инвесторов. К ТОП 65 будут применены новые инструменты прозрачности и медийное сопровождение. Будет публиковаться вся информация о продаваемых объектах: для инвесторов, населения и СМИ. Участниками совещания также обсужден Закон по вопросам реабилитации и банкротства. Новый закон определил новые пути выхода предприятий из кризиса, в том числе после признания их банкротами: Первое. Урегулирование неплатежеспособности Второе. Переход от банкротства к реабилитации Третье. Мировое соглашение. Четвертое. Продажа компании-банкрота и смена собственника. Закон содержит нормы, направленные на сокращение сроков проведения процедур реабилитации и банкротства. В ходе встречи также говорилось об акции по легализации имущества, стартовавшей в сентябре 2014 года. На текущую дату всего легализовано 447 млрд. тенге, в том числе по имуществу, находящемуся на территории РК, на сумму 362,1 млрд. тенге; по имуществу, находящемуся за пределами РК, на сумму 1,0 млрд. тенге; денег легализовано на сумму 83,9 млрд. тенге. В целях улучшения динамики проводимой акции были разработаны уточнения в законодательство, существенно упрощающие процесс легализации и предоставляющие дополнительные гарантии субъектам легализации. Кардинально упрощены процедуры легализации денег. Теперь деньги можно узаконить двумя способами. Первый: Показать их через банковские счета и использовать на любые свои без уплаты 10%-го сбора. Второй способ: Легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, в заявительной форме, не показывая их на банковских счетах. Но при этом уплачивается в бюджет 10%-ый сбор. Существенно упрощены процедуры легализации имущества. Теперь для узаконения имущества, находящегося на территории Казахстана и оформленного должным образом, достаточно сдать в органы государственных доходов соответствующую декларацию и сопутствующие документы. То же самое касается легализации имущества, находящегося за рубежом. То есть излишнее звено – комиссии при органах государственных доходов упразднены. Для синхронизации завершения акции по легализации и начала процесса всеобщего декларирования, срок амнистии продлен до 31 декабря 2016 года. В ходе совещания участники получили подробные разъяснения по ряду возникших вопросов, касающихся норм принятых законов.
------
В Казахстане необходимо пересмотреть существующую систему государственных доходов и расходов – Б.Султанов primeminister.kz, 21 декабря
В Казахстане необходимо пересмотреть существующую систему государственных доходов и расходов, научиться жить экономно, но не останавливаться в развитии, заявил министр финансов РК Бахыт Султанов. "Глава государства определил 5 конкретных антикризисных направлений и структурных преобразований по стабилизации финансового сектора. Важная задача – быстро стабилизировать финансовую систему, привести ее в соответствие с новой глобальной реальностью", – сказал Б.Султанов в ходе семинара по разъяснению положений и нововведений ряда принятых законодательных актов в рамках реализации Плана нации – "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства. Говоря об оптимизации бюджетной политики, министр отметил, что "здесь необходимо пересмотреть существующую систему государственных доходов и расходов, научиться жить экономно, но не останавливаться в развитии". Одним из важных направлений глава Минфина также отметил приватизацию, стимулирование экономической конкуренции. "Мы должны ускорить разгосударствление нашей экономики и стимулирование развитие бизнеса. При этом нам необходимо четко прописать рыночные правила игры, включая возможность процедур банкротства для физических и для юридических лиц, это создание всех условий для сохранения бизнеса и дальнейшего его развития", – подчеркнул он. Наряду с этим, глава Минфина, говоря о новой инвестполитике государства, отметил необходимость привлечения частных инвестиций с акцентом на транснациональные корпорации. "Необходимо сформировать региональные драйверы экономического роста, повысить активность освоения экспортной ниши на мировом и региональных рынках и инновационный потенциал казахстанской экономики, максимально развивать систему подготовки технических кадров", – сказал Б.Султанов. По словам главы ведомства, "чтобы реализовать все указанные преобразования, государству нужно заинтересовать население в их реализации". Для этого, по мнению министра, "казахстанцам нужно обеспечить уровень жизни, прежде всего, удовлетворить базовые нужды: качественное образование, высокий уровень здравоохранения, достойно оплачиваемый труд, продовольствие, совершенствование законодательства и безопасность". "Все это вкупе повышает стандарты жизни и обеспечивает желание населения прививать и реализовывать новые реформы. Задача Министерства финансов, как координирующего органа по реализации фискальной политики, и влияющего не только на бюджет, но и, в целом, на финансовую стабильность нашей страны, позволяет нам реализовать ряд задач, которые Глава государства поставил нам в рамках своего Послания и поручений о пяти институциональных реформах", – заключил Б.Султанов.
-----
Минимизация участия государства в экономике является главной задачей приватизации – Б.Султанов primeminister.kz, 21 декабря
Главная задача приватизации – не пополнение бюджета, а минимизация участия государства в экономике страны, заявил министр финансов РК Бахыт Султанов. "Наша главная задача – разгосударствление, минимизация участия государства в экономике. Аспекты стоимости, они, конечно, важны, это вопросы пополнения бюджета, но в сегодняшних условиях мы не ставим это главной задачей – пополнение бюджета за счет приватизации или продажи объектов. Очень важно, чтобы частные инициативы работали", – сказал Б.Султанов в ходе семинара по разъяснению положений и нововведений ряда принятых законодательных актов в рамках реализации Плана нации – "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главы государства. Как сообщил глава ведомства, новая программа приватизации в настоящее время находится на стадии разработки. По его словам, в новую программу, согласно поручению Главы государства, войдут все государственные компании и госучреждения. "Мы уже проводили глубокий анализ этих предприятий. Сегодня улучшаются подходы, будут привлекаться международные консультанты, мы уже эту работу провели и по каждому предприятию будут определены наиболее эффективные подходы. Мы для этого внесли изменения в законодательство, где сняли ряд проблемных вопросов. Один из которых – боязнь государственных органов или госкомпаний продавать ниже балансовой стоимости. Понятно, что в нынешних условиях цена этих активов может быть намного ниже балансовой стоимости, и есть определенная боязнь, что нельзя продавать ниже этой цены. Но рынок есть рынок, и наша главная задача в вопросах приватизации – не максимально выручить в бюджет, этот вопрос, конечно же, тоже стоит, а речь идет о том, чтобы существенно снизить долю участия государства в экономике и дать возможность работать частным инициативам", – подчеркнул министр. Б.Султанов уточнил, что стоимость объектов, подлежащих приватизации будет зависеть от спроса. Между тем, как отметили в Минфине, Правительством РК сформирован приоритетный Перечень объектов приватизации государственного и квазигосударственного сектора, состоящий из 65 наиболее крупных компаний республиканской собственности и Нацхолдингов с балансовой стоимостью не менее 5 млрд тенге. "Планируется разработать новые законодательные поправки, снимающие все технические преграды и проблемы. По этому перечню, так называемому ТОП-65, для открытой, конкурентной продажи и определения справедливой рыночной стоимости принято решение привлечь международных консультантов в целях проведения оценки и сопровождения сделок по приватизации и выбора лучшего метода продаж и инвесторов", – говорится в сообщении ведомства. К ТОП-65 будут применены новые инструменты прозрачности и медийное сопровождение. Будет публиковаться вся информация о продаваемых объектах: для инвесторов, населения и СМИ. |