Инна Штыкельмайер, "Костанайские новости", 7 декабря
Причина – поправки в Закон "О телерадиовещании", которые обязуют операторов кабельного телевидения с 1 января не допускать рекламу на ретранслируемых каналах. – Исполнение данной нормы в техническом, правовом и финансовом планах противоречит общемировой практике кабельного вещания, – говорит Саят Нурахметов, руководитель ОЮЛ "Ассоциация операторов телерадиовещания РК". – Технически нереализуема в полном объеме. Поддержка и защита отечественного телевидения не должна осуществляться за счет доведения до разорения кабельных операторов, которые являются субъектами малого и среднего бизнеса. В этой связи составлено открытое обращение на имя Президента РК Нурсултана Назарбаева, которое подписали три четверти операторов кабельного телевидения. Уважаемый Нурсултан Абишевич! Мы, операторы телерадиовещания и представители общественных организаций в сфере телерадиовещания, выражаем крайнюю озабоченность принятыми в текущем году поправками в Закон "О телерадиовещании", обязывающими нас не допускать распространения рекламы при ретрансляции иностранных телеканалов. Исполнение данной нормы имеет ряд объективных ограничений технического и финансового характера, противоречит нормам международных нормативных правовых актов, ратифицированных Республикой Казахстан, в том числе: 1) не существует технических средств, позволяющих вырезать рекламу в полном соответствии с требованиями законодательства. Всю рекламу из эфира телеканалов вырезать невозможно; 2) финансовые расходы, необходимые для реализации поправки, несопоставимы с бизнес-моделью кабельных операторов. Вырезка рекламы требует колоссальных капитальных затрат и операционных расходов, разорительных для кабельных операторов – субъектов малого и среднего предпринимательства; 3) принятые поправки ведут к возникновению правовых коллизий. Они противоречат международному законодательству в области авторского права и будут приводить к конфликтам с иностранными телеканалами-правообладателями. 4) поправки носят дискриминационный характер для телеканалов государств – членов ЕАЭС и не соответствуют принципам свободной торговли между странами, определенные Договором о ЕАЭС. Исполнение данной нормы законодательства приведет к необратимым социально-экономическим последствиям для всей национальной экономики, отечественной сферы телерадиовещания, а также для межнациональных и межгосударственных взаимоотношений. ПЕРВОЕ. В связи с отсутствием технических решений по вырезке рекламы операторы окажутся в положении нарушителей закона и будут объектом необоснованных проверок, штрафов, отзывов лицензий, что впоследствии приведет к закрытию бизнеса. Финансовые расходы, несопоставимые с реальными показателями бизнеса, принесут операторам убытки и также будут вынуждать прекращать деятельность в связи с отсутствием экономической целесообразности. Прекращение бизнеса кабельными операторами грозит потерей рабочих мест для 1500 сотрудников компаний в разных регионах, а также к недополучению бюджетом ежегодных налоговых платежей и выплат на сумму около 2 млрд тенге. ВТОРОЕ. Исполнение нормы при отсутствии технических средств вырезки и финансовых возможностей будет вынуждать операторов отключать иностранные телеканалы из сетки вещания. Это также приведет к экономическому разорению операторов, вызовет неконтролируемый отток населения в информационное пространство других государств и рост напряженности в национальном вопросе, сопровождающейся обвинениями в дискриминации по языковому и национальному признаку. ТРЕТЬЕ. Поправки несут серьезные риски ухудшения инвестиционного климата в Республике Казахстан. Принудительный перевод всех рекламодателей исключительно на казахстанские телеканалы без учета объективных показателей телесмотрения создает риск для иностранных инвесторов, которые столкнутся с сужением рынка их торговли. ЧЕТВЕРТОЕ. Сокращение числа операторов приведет к усилению экономической концентрации игроков на рынке телерадиовещания. В результате исполнения данной нормы смогут выжить только крупные компании, что де-факто монополизирует рынок и будет иметь соответствующие последствия в виде дальнейшего снижения конкурентоспособности и высокой стоимости телевидения для населения. ПЯТОЕ. Вырезка рекламы будет означать "черные дыры" в эфире иностранных телеканалов. Это обстоятельство противоречит устоявшимся привычкам телесмотрения, раздражает массового зрителя и будет способствовать его переходу на другие информационные ресурсы, не содержащие казахстанского телевидения. Уважаемый Нурсултан Абишевич! Поправки принимались с целью поддержки и защиты казахстанских телекомпаний от неравной конкуренции с иностранными телеканалами. Однако механизм реализации данных поправок, основанный на поддержке отечественных телекомпаний за счет фактического разрушения рынка казахстанского телерадиовещания, противоречит всем принципам свободной конкуренции и стратегическому курсу Казахстана на создание государства с рыночной экономикой. Подобная форма законодательной защиты не имеет аналогов в мире. Близкие нам страны защищают свое информационное пространство и отечественное телевидение не путем дискриминации национальных операторов, а созданием более жестких условий непосредственно самим иностранным СМИ. Так было в Российской Федерации, где вырезка рекламы была законодательно возложена на иностранные телеканалы. В Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 г. Вы отметили непростое время, в котором мы живем, и объявили курс на экономическую либерализацию, расширение конкуренции, снижение административных и законодательных барьеров для малого и среднего бизнеса. Вместе с тем принятая поправка, на наш взгляд, является серьезным препятствием для преодоления кризиса, представляет источник социальной напряженности и будет приводить к негативным последствиям как для бизнеса, так и для населения Республики Казахстан. В сложившейся ситуации просим Вас не допустить вышеуказанных социально-экономических последствий и отменить принятые поправки, поручив правительству внести соответствующий законопроект в Парламент Республики Казахстан. |