NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 10:04 ast
08:04 msk

Шаг налево, шаг направо, шаг вперед и поворот
Министерство сельского хозяйства продолжает пребывать в параллельной реальности?
23.11.2015 / политика и общество

Талгат Ибраев

Похоже, что запланированный правительством на начало следующего года хлебный кризис, потихоньку начал давать о себе знать уже в эти дни. Не дожидаясь обещанной отмены субсидирования социального хлеба, которое произойдет первого января 2016 года (после чего официально запланирован резкий рост цен на этот продукт первой необходимости), стоимость булок и буханок начала отчетливо расти заранее и на наших глазах. Согласно мониторингу цен проведенному в девяти регионах страны, цена на формовой хлеб из муки первого сорта поднялась в среднем от пяти до десяти тенге, и как сообщают сами производители и продавцы, это еще далеко не предел. Ведь если сейчас цена на формовой хлеб еще редко где превышает 75 тенге, то начиная с нового года ее стоимость в 90 тенге, а то и в сто уже не должна будет никого удивлять. Понятно дело, что тут же, как из под земли возникли всевозможные апологеты этой непопулярной меры, одни из которых приводят в качестве показательного примера цены на хлеб, ну, например, в Китае, где они выше, чем у нас примерно в восемь раз, а другие, помимо уверений в том, что государственное регулирование цен на хлебную продукцию является анахронизмом прошлого, заодно намекают на его крайнюю вредность для и без того обессиленного урбанизацией человеческого организма.
Что интересно, особое возбуждение по этому поводу испытали руководители отечественного министерства сельского хозяйства, в последние дни буквально соревнующиеся между собой в обоснованиях необходимости удорожания булок и буханок на казахстанских прилавках. Например, вице-министр сельского хозяйства Сапархан Омаров буквально сразу же после заверений о высочайшем уровне социально поддержке обеспечиваемой в нашей державе, сделал несколько парадоксальный вывод о том, что отныне будет логичней продавать хлеб маленькими кусочками и небольшими порциями, согласно невысоким потребностям трудящихся. Заодно таким образом обеспечивается и сохранность будущего дефицитного продукта, а старый советский лозунг "Каждую крошку в ладошку" обретет не только вторую жизнь, но и принципиально новое понимание.
Еще дальше пошел непосредственный шеф господина Омарова, министр сельского хозяйства страны Асылжан Маметбеков, и ранее отличавшийся умением правильно подбирать нужные слова и выражения в сложных условиях:
– Мы не должны политизировать этот вопрос, это чисто экономического характера вопрос – и мы должны прекратить эту полемику. Вот такая позиция наша, – сурово заметил он парламентариям во время недавнего правительственного час в Мажилисе.
Чуть позже Асылжан Сарыбаевич поделился и своими наблюдениями о том, что казахстанцам хлеб и вовсе вроде как не особо нужен, и в настоящее время этот продукт уже не играет такой большой роли в потребительской корзине граждан страны, как, допустим, в мрачноватое советское время:
– У нас норма потребления хлеба не пересматривалась с советских времен. И она заложена 120 кг пшеницы на одного человека. Но на самом деле, реально, мы просчитывали это на примере 2010 и 2012 годов, когда была жесточайшая засуха, и удешевление происходило только за счет ресурсов Продкорпорации, наша страна для потребительских целей, для хлеба, требует всего один миллион тонн, а не 2,4 миллиона тонн, как по нормам положено, – озвучил свои подсчеты министр, зачем-то присовокупив и то, что "на транспортные расходы, на троллейбус, на автобус казахстанцы тратят больше, чем на хлеб…". Наверное, это сравнение прозвучало для осознания полной незначительности предстоящих ценовых скачков и их неощутимости для личного бюджета подданных нашей, казалось бы, аграрной державы.
Ну и в завершение изложения своих мыслей главный сельхозник страны посетовал на то, что казахстанский хлеб невкусный в принципе. Потому что, оказывается он в большинстве своем производится на устаревшем советском оборудовании и таким образом, очевидно, намекнул о том, что если ему выделить дополнительные средства на развитие технологий хлебопекарен и хлебокомбинатов, то, как сам министр, так и его многочисленные подчиненные, засучив рукава в кратчайшие сроки завалят прилавки вкуснейшей хлебобулочной продукцией новейшего образца. Тем более, что сырьевые условия для этого, опять-таки, вроде как присутствуют. По крайней мере, согласно статистической информации, в текущем году намолот зерна в Казахстане должен составить составил 19 миллионов 953,5 тысяч тонн на фоне 17 миллионов 162,2 тысяч тонн намолоченных в прошлом году.
В этой связи, мы ненамного отвлечемся от технологических задумок министра Мамытбекова и его взглядов на дальнейшее обустройство потребительской корзины населения, и немного взглянем, на то, как в реалии обстоят дела на полях страны.
Параллельно с комитетом по статистике, не так давно Минсельхоз обнародовал собственные предварительные итоги сбора урожая по стране. Как и положено, большинство показателей уверенно превысили прошлогодние цифры. В общем, в отчете сквозил сплошной оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Впрочем, по опыту практически всех предыдущих лет довольно быстро выяснилось, что радоваться было рано. Для начала, все это богатство надо еще сохранить до будущего года (а хранилищ в нашей стране кот наплакал), а во-вторых, возникли серьезные проблемы непосредственно с уборкой.
Так, например, в прошлом месяце выяснилось, что в Северо-Казахстанской области под снегом осталось порядка десяти тысяч гектаров зерна. Аналогичная ситуация сложилась и в Кустанайской области, где несвоевременно выпавшие осадки не дали возможности убрать порядка 100 тысяч гектаров. В общем, осень с ее дождями и снегами испортила не только настроение сельхозпроизводителей, но и серьезно подмочила ряд важных показателей. И хотя специалисты минсельхоза разработали новые стандарты, согласно которым влажность подмокшего зерна после снега и дождя еще не достигла критической отметки, сами крестьяне настойчиво просят у кураторов обеспечить их техникой, необходимой для осуществления сушки урожая. А вот с ней-то опять есть небольшие, но весьма устойчивые проблемы.
Кстати, осенний катаклизм с его нежданными дождями и снегами был не единственным неприятным сюрпризом этого года.
Как стало известно, в августе этого года, в республике погибло более 130 тысяч гектаров посевных площадей, причем более всех пострадал западный регион страны. Там свою черную лепту внесла засуха, а вот в Акмолинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях 42 тысячи гектаров посевов зерновых наоборот было уничтожено градом. Аграрии тогда обвинили в своих бедах даже не столько "небесную канцелярию", сколько неповоротливый Казгидромет, по их мнению, не удосужившийся снабдить сельхозпроизводителей внятным, четким и главное – достоверным прогнозом.
Так что, по поводу окончательных данных уборки нынешнего урожая (и его последующего хранения) – как говорится, возможны варианты. Хотя, какой бы ни была корректировка, цены на хлеб будут показывать устойчивый рост в любом случае. Другое дело, что по уточненным данным министра Мамытбекова, это не такой уж и важный продукт в продуктовой корзине среднестатистического казахстанца, и вполне возможно, что в скором времени его можно будет даже лишить морально устаревшего стратегического статуса…
А вот что касается новых технологических мощностей, на которые так настойчиво намекал глава министерства, то вполне возможно, что стране они все-таки нужны. Правда, вопрос с их строительством, даже при гипотетическом выделении необходимых средств, может со временем принять, скажем так, межведомственный характер, когда процессом начинают вплотную интересоваться не только непосредственные заказчики и подрядчики, но и самые различные контролирующие и следственные органы.
К примеру, так случилось в этом году с целым рядом других объектов, которые должны были быть возведены как при кураторстве самого министерства, так и при непосредственном участии различных сельхоз холдингов из числа "национальных компаний". Например, по оглашенным в результатам проверки Счетного комитета было выявлено, что некоторые объекты в структуре холдинга "Казагро" остались либо не достроенными, либо не вышли на проектную мощность. Речь идет о двух томатоперерабатывающих заводах в Алматинской и Южно-Казахстанской областях, о заводе по глубокой переработке зерна в Северном Казахстане и хлопкоперерабатывающем заводе. Причем, по словам самих представителей "Продкорпорации", многие из этих объектов уже ждут своих инвесторов в рамках второй волны приватизации.
Но ведь и это еще не все. Так же в текущем году Счетный комитет в ходе проверки деятельности министерства выявил очередных нарушений на сумму более 79 миллиардов тенге, а также непродуктивное применение государственных средств в размере 43 миллиардов тенге. В итоге, материалы по данным делам были отправлены для дальнейшего разбирательства в органы прокуратуры. Одним из раскрытых фактов уже стало выявление данных о выдаче миллиардных займов компаниям, у которых даже нет своего имущества, ни земли, ни оборудования. В итоге, как уже говорилось выше, материалы проверок были отправлены в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, а антикоррупционная работа в самом министерстве была подвергнута резкой критике.
А казалось бы – как хорошо все начиналось. Ведь еще в начале нынешнего года министерство сельского хозяйства бодро отрапортовало о подписании меморандума о сотрудничестве с "Общенациональным движением против коррупции "Жанару". И как говорилось в выпущенном по этому поводу специальном пресс-релизе: "Новый документ будет способствовать исключению коррупционных лазеек". При этом, министерство смиренно покаялось в том, что Генеральная прокуратура аккурат перед самим подписанием выявила в их ведомстве ряд нарушений – например необоснованную выдачу или наоборот – необоснованные отказы в предоставлении сельскохозяйственных субсидий…
Прозвучали и соответствующие комментарии. В частности, сам министр Мамытбеков решительно подчеркнул:
– Мы вообще хотим убрать контакт предпринимателя с чиновником, даже с акиматовским чиновником. Сейчас у нас, слава Богу, интернет везде есть. Если нет интернета, то есть в районных центрах соответствующие консультационные центры. Он может туда прийти через центр одного окна он может подать заявку. И уже в компьютерной системе будет до каждой секунды регистрироваться кто первый. И даже если кому то откажут, то это уже будет видно всем. К этой системе будет обеспечен доступ и правоохранительных органов и контролирующих органов...
А затем грянул громкий скандал, связанный с деятельностью полностью подотчетной министерству ветеринарной службы. По данным прокуратуры, сотрудники Минсельхоза выдавали отечественным фермерам сотни фиктивных справок о состоянии здоровья животных. Таким образом, на рынки и в магазины республики попадали тонны никем не проверенного мяса. Более того, ветеринары закупали огромные партии некачественной вакцины.
В итоге, все это вполне предсказуемо привело к очередным массовым вспышкам бруцеллеза – только за последнее время число заражений коров и овец этой опасной болезнью выросло вдвое. Пикантность ситуации усугублялось и размером средств на профилактику эпидемий, которые сначала были выделены, а затем и благополучно освоены министерством. Речь шла о восьмидесяти миллиардов бюджетных тенге, которые фактически были потрачены впустую, ведь из-за беспрецедентной скорости распространения инфекции крестьянам пришлось забить и уничтожить около трехсот тысяч голов скота. А в это время ветеринарные службы занимались откровенными приписками о вакцинировании, строгали фиктивные отчеты и составляли липовые аналитические доклады об эпизоотической ситуации в стране. Только в течение весны и начала лета этого года было возбуждено двадцать пять уголовных дел, в которых фигурировали ответственные работники ветеринарной службы республики.
Само же министерство ошарашено отмалчивалось практически до сентября, после чего Асылжан Мамытбеков все-таки решился на очередное признание допущенных ошибок и просчетов, заодно посулив строгие кары всем нарушителям:
– Мы возьмемся за все это жестко. Были озвучены нелицеприятные факты, которые не делают нам чести. Мы решили, что прокралась болезнь в наши структуры, в том числе в структуры местных исполнительных органов, мы должны каленым железом выжигать эту болезнь. Мы видим, что эта системная болезнь. Болезнь, которая, думаем, что не случайна. Есть, скорее всего, там и факты коррупционного нарушения. Поэтому мы будем очень принципиально в этом вопросе разбираться…
Заодно министр похвалил двух упорных и принципиальных бизнесменов, которые, несмотря на все многочисленные и хорошо проверенные временем бюрократические препоны, все-таки смогли добраться до руководства МСХ:
– Мы обнаружили эти факты случайно, через представителей бизнеса, которые смогли до нас достучаться. Один представитель бизнеса обратился к вице-министру, второй попал ко мне на прием. И в будущем, бизнесмены Казахстана не должны бояться "давления"…
Прозвучавшая в те дни эмоциональная самокритика, конечно же, не могла не впечатлять сторонних наблюдателей. Тем более, на фоне ранее прозвучавших заверений главы этого ведомства о том, что коррупция в недрах вверенного ему министерства вроде как неуклонно снижается.
Здесь, правда, все будет весьма относительно. И если вспомнить тот факт, что еще совсем недавно Министерство сельского хозяйства фактически лидировало в верхних строчках "коррупционного хит-парада" по стране, то, наверное, динамика сравнительного анализа положительный результат все же покажет. Ведь ситуация того периода, просто зашкаливала за критическую отметку.
– Нужно отметить, и скрывать тут нечего, что по уровню регистрации коррупционных правонарушений Министерство сельского хозяйства стоит на втором месте после Министерства внутренних дел. Это, конечно, не красит ни министерство, ни работников сельскохозяйственной отрасли. Вы были свидетелями, когда 2-3 года назад здесь привлекали к ответственности руководителей ключевых департаментов, которые были осуждены именно за коррупционные преступления, не говоря уже о том, сколько пересажали в областях и районах, – сообщил руководству МСХ тогдашний руководитель общественного антикоррупционного совета при партии "Нур Отан" Оралбай Абыкаримов (в настоящее время он является председателем того самого Республиканского общественного объединения "Общенациональное движение против коррупции "Жанар", с которым, как мы уже писали, МСХ торжественно заключило соглашение о сотрудничестве.)
Как тогда, так и сейчас, все происходящее не могло не наводить на тревожные мысли о некой системности, наличие которой теперь охотно подтверждено и самим руководством министерства. И почему-то очень многим наблюдателям и экспертам казалось, что одних лишь покаянных обещаний министра Мамытбекова постараться исправить до нельзя запущенную ситуацию, в реальности будет несколько маловато. Уж больно все запущено в недрах бюрократического регулирования агросектора нашей страны и, возможно, были абсолютно правы те специалисты, которые вот уже несколько лет кряду говорят о том, что предпосылки для коррупционных правонарушений заложены в самой системе выстроенной во взаимоотношениях отечественных аграриев и чиновников. А значит и в дальнейшем соответствующие контролирующие органы будут исправно информировать нас о вскрытых нарушениях в системе, как самого Минсельхоза, так и подведомственных ему организаций, а чиновники усердно посыпать пеплом повинные головы.
Ну а пока, руководство министерства проводит очередные реформаторские изменения. Так, буквально на днях стало известно о том, что принято решение о прекращении не стимулирующих субсидий на гектар и на продуктивность в животноводстве. Причем, по словам министра, озвученным им на соответствующем селекторном совещании, и здесь основной корень зла заключался именно в коррупции:
– Одной из причин переформатирования системы субсидирования является сложность администрирования, которая приводила к высокой коррупционности при выдаче субсидий, – в очередной констатировал неблагоприятное положение дел огорченный министр.
Взамен, аграриям будут предложено инвестиционное субсидирование, субсидирование процентной ставки и целевое субсидирование племенного животноводства.
Последний пункт, пожалуй, придется действительно, кстати, особенно на фоне громкого скандала с завозом из Голландии белоголовой породы коров и бычков осуществленного целях улучшения породы поголовья крупно-рогатого скота. В итоге, 700 голов купленных за валюту животных были банально пущены под нож, а дорогостоящий эксперимент по импортированию племенного скота признан полностью провалившимся. А в самом министерстве, по уже устоявшейся традиции признали слабую работу в области учета, контроля, анализа, мониторинга, и прогнозирования развития сельского хозяйства. Правда, до главного обобщающего вывода – для чего при всех этих составных вообще существует само министерство, дело в очередной раз почему-то так и не дошло...
В ближайшее время ожидается очередное подведение промежуточных итогов программы "Агробизнес-2020", в ходе которого должны быть озвучены новые цифры состояния и развития отечественного агрокомплекса. Кое-какие данные, впрочем, уже профигурировали в предыдущих докладах, и в частности, стало известно о том, что за границу удалось продать 12 тысяч тонн местной говядины. А значит, столь излюбленный министром массовый забой фермерского скота успешно продолжается. Войдут ли в окончательные бизнес-сводки сведения о ценовой победе над, как выясняется, таким ненужным для населения хлебом, пока неизвестно. В конце концов, до конца года есть еще почти полтора месяца и, значит, как само министерство, так и его подведомственные структуры вполне могут "порадовать" казахстанцев еще какими ни будь весьма неожиданными сюрпризами.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.11.2015
Конституционный закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года №413-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года №375-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414-V ЗРК 30.11.2015
К.Джакупов: СНГ – важная политическая площадка многостороннего сотрудничества 30.11.2015
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в I Республиканском съезде благотворительных организаций, меценатов и доноров 30.11.2015
Историческая миссия Лидера нации 30.11.2015
Казахстан и Россия заинтересованы в углублении сотрудничества в космической отрасли 30.11.2015
На сайте KZ1.kz более полумиллиона человек поздравили Лидера нации c Днем Первого Президента 30.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz