NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:41 ast
02:41 msk

Казахстану нужны собственные Ломоносовы
Процесс развития сотрудничества в области образования в настоящее время в рамках ЕАЭС активизировался
05.11.2015 / политика и общество

Процесс развития сотрудничества в области образования в настоящее время в рамках ЕАЭС активизировался. В Договоре о создании Союза указано, что члены союза признают все образовательные квалификации, кроме специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Для молодежи будет создана единая образовательная программа "Евразийская интеграция". Но какой должна быть система образовательных стандартов на интеграционном уровне? Главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан считает, что освоение трехступенчатой Болонской системы, как ни странно, как ни странно, способствует решению проблем в рамках ЕАЭС. Об этом он сказал на заседании экспертного клуба "Мир Евразии" на тему "Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?"
Если отойти от "сферического коня" к проблемам, касающимся не только интеграции, а вообще образования в отдельно взятых странах, то почувствуем, что утопаем в многообразии вызовов, которые нам предлагает практика реформ в этой сфере.
Первый проблемный тезис, который прозвучал – взаимосвязь подготовки кадров и потребностей рынка труда. Эта проблема довольно эффективно решалась в СССР, когда на плановой основе просчитывался баланс трудовых ресурсов. Но в условиях ЕАЭС – баланс трудовых ресурсов и увязка его с подготовкой кадров – довольно далекое будущее, благодаря капиталистической экономике. Интеграция образовательных систем и все, что продекларировано в рамках ЕАЭС по поводу образования – это попытка усилить процессы интеграции, создать дополнительные скрепы.
Что касается Болонской системы – ни в одной стране ЕАЭС не было ее безоговорочного принятия. В силу этого нет движущих сил, которые бы помогли этой системе эффективно внедриться. Сопротивление, которое существует и понимание, что обратной дороги нет, дезориентирует практически всех – от чиновников от образования до преподавателей и студентов. Мы уже знаем о трагических случаях, связанных с ЕНТ. Болонская система, как и ВТО – инструменты глобализации. Нам не обойтись без жертв в своем желании быть более открытыми и свободными. Очень важно, с одной стороны, получить возможность учиться в любой точке мира, работать там с нашими дипломами, с другой – не попасть в перемалывающие жернова новых стандартов образования в их механистичном применении. А как создать условия для самореализации личностей, которые являются "гениями образования", вероятно, нужно создать стимулы, чтобы таковыми стали все учителя. И это совсем не деньги, а статусы, общественная традиция отличия их из ряда других, как особенных, важных участников совместного общежития.
Мы предполагаем, что некая универсализация и унификация образовательных систем произойдет под давлением потребностей общего рынка ЕАЭС. Есть в этом смысле показательный пример: автомат Калашникова, системы "Бук", бронетранспортеры, патроны и так далее. Это продукция, в основном, российского военно-промышленного комплекса. Система вооружений в странах ЕАЭС унифицирована. Обслуживание и применение этих вооружений требует унификации системы подготовки кадров, которые должны понимать, как это вооружение технически устроено, как оно стреляет. Этому нельзя обучиться в Европе или Америке. Поэтому методическая научная основа военного образования создается в основном в России. Казахстан, безусловно, имеет собственные возможности для научных изысканий и формирования образовательного процесса в сфере общевоенных знаний. Но военная наука в сильной мере опирается на опыт и практику современных войн. А тактика и стратегия современной войны формулируется там и среди тех, кто с этим имеет конкретное взаимодействие. Например, США, которые воюют больше всех в XXI веке, или Россия, которая сейчас реально и довольно успешно воюет в Сирии. Есть некий локомотив интеграции, который может совершенно точно в интеграционных структурах определять эту унификацию. Мне кажется, что Казахстан кое-где предлагает варианты, которые могут быть вполне успешными на всей территории ЕАЭС. Но для этого они должны в полной мере состояться здесь, у нас. Но мы уже не успеваем, мы должны соответствовать целям и задачам евразийской интеграции. А это предполагает очень высокое качество внешнеполитического и внутриполитического менеджмента. И это вызов для страны, которая всегда стремилась многовекторно развиваться в рамках парадигмы поискового процесса выгоды для своего развития.
Что касается трехступенчатой Болонской системы. Все страны на разных скоростях ее осваивают. И это, как ни странно, способствует решению проблем в рамках ЕАЭС. Пока мы должны договориться на техническом уровне о признании или не признании дипломов всех уровней и по всем специальностям, многие из вопросов уже решаются на двустороннем уровне. Содержание образовательных программ давайте пока трогать не будем. Образование, помимо того, что это конкурентоспособность нашего человеческого капитала, в то же время и часть нашего суверенитета. Образование – это система не только передачи знаний, но и воспитания, она во многом определяет нашу идентичность.
Можно сколь угодно утверждать, что образование должно быть свободно от идеологии, но практика говорит о том, что в суверенном государстве, в особенности, в новых независимых, гуманитарные науки являются инструментом построения не только идентичности.
А теперь вернусь к "сферическому коню". Существует система университетского образования. Это образование, которое дает универсальную картину мира. И эта универсальная картина мира должна зиждиться на каких-то серьезных ценностных основаниях. Если в России есть университетская история со времен Петра Великого и Ломоносова, то в Казахстане она не такая большая. Но мы должны создавать ее сейчас. А для этого "и немцы хороши". Нужны собственные Ломоносовы, чтобы контролировать или влиять на преломление глобальных процессов в сфере образования и науки. Но, опыт подсказывает, что нет пророков в своем отечестве, да и глобализация вымывает научные кадры.
В вопросах образования необходимо быть консерватором. Образование нельзя постоянно переделывать, усовершенствовать – должна иметься традиция. Назовите мне общепризнанную научную школу в Казахстане, а в КазССР они были. Понятно, что есть другие взгляды. Очень много образования, которое носит узкоспециальный характер и, кстати, Запад чаще всего предлагал именно такое образование. Какая-нибудь академия бизнеса, как система, "молотит" менеджеров. Это хорошо для профессионального образования типа хорошего ПТУ. Научить человека работать с робототехникой, по-моему, сложнее, чем воспитать амбициозного недоросля. И он будет работником, которым станет управлять магистр или доктор. Поэтому в этом смысле мы должны определиться, какой человеческий капитал нам нужен и в какой консерватории нам требуется что-то поправить.
Почему это важно? Мы живем в сложное время. В ближайшие 50 лет мир будет лихорадить, чем дольше не наступит большая война, тем больше будет маленьких войн, тем тревожнее мы будем смотреть в будущее. Постоянная турбулентность, цикличность кризисов приводят к тому, что происходит очень серьезное переформатирование, в том числе, и рынков трудовых ресурсов на фоне слабо регулируемых миграционных процессов.
Универсальность образования важна еще и потому, что существует точка зрения, мол, каждые 7-10 лет люди должны менять свою профессию, переучиваться. Насколько универсальное образование позволяет переходить из одной профессии в другую через систему быстрой переподготовки? Эта тенденция объективна, рынки труда будет лихорадить, кризисы будут перманентными, пока не установится новый миропорядок. А как он установится? Хорошо бы без глобальной войны.
Вернемся к тому, что образование становится все дороже и длиннее, кто платить будет? В Казахстане сложилась такая система, что мы достаточно быстро живем. Мы быстро получаем образование, и у нас PhD можно получить в 25 лет – это хорошо, потому что, будучи доктором, можно получить престижную работу, успеть завести семью, родить детей. Отдача для обществ не поддается измерению. Если возьмем университеты, входящие в первую сороковку рейтингов, которые составляют в основном американцы, то увидим, что Оксфорд и Кембридж в пятерку не попадают. Если возьмем крупные университеты, то там человек, поступив в 17 лет, может PhD получить годам к 35, не прерывая свое обучение. Учиться, учиться и учиться. Вы представляете, сколько денег это стоит? Когда человеку заниматься личной жизнью? А у нас хорошо – мы успеваем быстро жить. Но качество этой жизни сомнительно в сравнении. Очень важно жить долго и счастливо. И по возможности, медленно. Постепенно, мы должны на образовании зарабатывать в страновом смысле. Хотя, большое количество умных людей в одной "банке" может создать проблемы.
Я слабо надеюсь, что человеческий капитал станет основой нашего развития. Хорошо, если он станет нашим богатством, если обесценится нефть и прочие полезные ископаемые. Если индийцы продают IT-продукцию по цене, равной нашему экспорту нефти, то об этом стоит задуматься. Идея хорошая – превратить страну в гигантский образовательный кластер, а оттуда и в научный. Чем не возобновляемый источник доходов. У нас есть все условия – резко континентальный климат и убеждение, что "талант должен быть голодным".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.11.2015
Конституционный закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года №413-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года №375-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V ЗРК 30.11.2015
Кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №414-V ЗРК 30.11.2015
К.Джакупов: СНГ – важная политическая площадка многостороннего сотрудничества 30.11.2015
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в I Республиканском съезде благотворительных организаций, меценатов и доноров 30.11.2015
Историческая миссия Лидера нации 30.11.2015
Казахстан и Россия заинтересованы в углублении сотрудничества в космической отрасли 30.11.2015
На сайте KZ1.kz более полумиллиона человек поздравили Лидера нации c Днем Первого Президента 30.11.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz