NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 06:29 ast
04:29 msk

К оценкам деятельности Национального превентивного механизма против пыток в Казахстане
Давая негативную оценку способности института Омбудсмена обеспечивать работу превентивного механизма, бывший Спецдокладчик ООН М. Новак пытается свести на нет результаты работы, в том числе достигнутые на этапе подготовки его к запуску, когда все вопросы были детально обсуждены в открытом формате с привлечением госорганов, неправительственных и международных организаций
21.10.2015 / политика и общество

Учреждение Уполномоченного по правам человека, 20 октября

В связи с публикацией на сайте Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ): "Представители правозащитного сообщества и бывший Специальный докладчик ООН встретились с государственными органами в Астане и призвали положить конец практике применения пыток" (http://www.bureau.kz/novosti/sobstvennaya_informaciya/specialnyi_dokladchik_oon_po_pytkam_v_astane) от 15 октября 2015 года отдельных положений, содержащих вопросы деятельности Национального превентивного механизма против пыток в РК (НПМ), учреждение Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена), полагало бы необходимым дать следующие комментарии.
1. Учреждение Омбудсмена, к сожалению, узнало о визите в Казахстан делегации только по ознакомлении с вышеупомянутой публикацией. Представляется, что именно встреча с Омбудсменом могла бы быть наиболее продуктивной при обсуждении данного вопроса, так как НПМ в Казахстане действует на основе модели "Омбудсмен+".
2. НПМ как система мониторинговых посещений мест содержания под стражей учрежден согласно Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и, отвечая всем его положениям, носит превентивный характер, направленный на системное предупреждение пыток.
В его мандат не входит и не может входить расследование фактов пыток.
3. Давая негативную оценку способности института Омбудсмена обеспечивать работу превентивного механизма, бывший Спецдокладчик ООН М. Новак пытается свести на нет результаты работы, в том числе достигнутые на этапе подготовки его к запуску, когда все вопросы были детально обсуждены в открытом формате с привлечением госорганов, неправительственных и международных организаций.
Модель "Омбудсмен+" доказала свою эффективность в мировой практике и была выбрана для Казахстана на основе широкого консенсуса всех заинтересованных лиц, именно по инициативе неправительственного сектора, во избежание обвинений в зависимости НПМ от исполнительной власти.
4. Для объективной оценки НПМ необходимо учитывать мнения действующих международных экспертов, непосредственно взаимодействующих с казахстанским контекстом "в полевых условиях". Нам крайне важна конструктивная и основанная на фактах критика для совершенствования дальнейшей работы.
К примеру, член Подкомитета ООН по предупреждению пыток А. Даниелян (докладчик по Казахстану в указанном органе) и рекомендованный PRI (Международной тюремной реформой) руководитель Болгарского Хельсинкского комитета К. Канев, неоднократно посещавшие Казахстан со специальными длительными миссиями, предметно проанализировали деятельность НПМ и дали обоснованные замечания, по которым уже ведется активная работа.
При этом А. Даниелян выделил "уникальность казахстанского НПМ, предполагающего выполнение рекомендаций по итогам каждого визита" (в отличие от мировой практики, в которой рекомендации даются преимущественно лишь один раз в год), в то время как К. Канев положительно отметил, что "не каждый НПМ имеет такую широкую вовлеченность гражданского общества".
Международными экспертами в целом была дана положительная оценка НПМ в нашей стране, признано, что он независим в своей деятельности, его мандат твердо прописан законодательно и доступ во все закрытые учреждения практически неограничен.
Члены НПМ на законодательной основе имеют все необходимые полномочия на принятие "самостоятельных и независимых решений по любым видам инспекций" и на публикацию "результатов проверок немедленно по их завершении".
В ходе Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека в 2014 году 13 государств (в том числе США, Великобритания, Россия, Австралия и другие) отметили достижения Казахстана в создании и успешной деятельности НПМ.
5. Вызывает недоумение мнение о необходимости "четко сформулированной законодательной базы") для НПМ. Сегодня 4 кодекса и 4 профильных закона, в которых подробно прописывается мандат превентивного механизма, уже являются такой "четкой базой".
Нельзя не отметить вред, наносимый очередным вбрасыванием риторики о принятии нового закона, что демонстрирует нежелание оказывать практическое содействие в совершенствовании уже функционирующего НПМ, ограничиваясь критикой со стороны.
О результатах работы НПМ в Казахстане красноречиво свидетельствуют цифры. За полтора года состоялось 675 посещений закрытых учреждений всех типов, из них 31 – специальное. При прямом содействии Европейского Союза, Совета Европы, ОБСЕ, PRI, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, ЮНИСЕФ проведены 12 межрегиональных тренингов, еще 4 готовятся в текущем году – для участников НПМ, сотрудников госорганов и администраций подмандатных учреждений. Омбудсмен обеспечивает организацию и проведение обучающих мероприятий, поиск партнеров и международных экспертов, издание методических материалов.
Координационный совет, ответственный за эффективную координацию деятельности участников НПМ, состоит исключительно из представителей неправительственного сектора, в том числе 4 представителей КМБПЧ, что подчеркивает факт необоснованности упрека в какой-либо зависимости НПМ.
Таким образом, вместо возвращения к обсуждению уже решеных вопросов и нивелирования совместных достижений гражданского общества и государственных органов, видится более продуктивной именно практическая работа, детальный анализ и конструктивный диалог, к чему учреждение Омбудсмена всегда готово.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенат принял законы о противодействии коррупции, обязательном социальном медицинском страховании и информатизации 30.10.2015
Проект закона по вопросам сокращения разрешительных процедур для бизнеса одобрен на заседании Правительства 30.10.2015
Парламент принял Закон Республики Казахстан "О противодействии коррупции" 30.10.2015
Б.Сагинтаев пригласил зарубежных инвесторов к участию в приватизации казахстанских компаний 30.10.2015
Сенат принял Закон "Об обязательном социальном медицинском страховании" 30.10.2015
А.Джаксыбеков принял участие в работе форума "Astana Invest 2015" 30.10.2015
Глава Государства подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок" 30.10.2015
Совместное заседание общественных советов при МВД РК и Генеральной прокуратуре РК 30.10.2015
Азат Перуашев направил спикеру Мажилиса Кабибулле Джакупову предложения в Регламент Мажилиса по вопросам полномочий парламентских фракций 30.10.2015
В Комитете Сената рассмотрены законопроекты, направленные на совершенствование налоговой сферы и финансовых услуг 30.10.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz