NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 15:15 ast
13:15 msk

Системный провал
Деятельность министерства образования в очередной раз вызвала резкие нарекания
12.10.2015 / политика и общество

Талгат Ибраев

С сентября этого года Министерство образования и науки РК усиленно внедряет в жизнь свои очередные школьные реформы. Для начала, в качестве эксперимента в тридцати школах страны, а затем и по всей республики. В частности, в расписании школяров постепенно появятся новые предметы с дивными и интригующими названиями типа – "проектная деятельность и глобальные перспективы", первоклассники параллельно с азбукой начнут изучение "введений в науки", затем им предстоит постигать "информационно-коммуникационные технологии", где они помимо всего прочего будут учиться чертить такие милые для чиновничьих сердец графики, диаграммы, таблицы роста экономики и прочие наглядные пособия, возможно приходящиеся им уже в зрелой жизни (ну, например, во время участия в аппаратных совещаниях). Что же касается части точных и естественных наук, типа физики, химии и биологии, то их впоследствии планируется преподавать только на английском языке. По оптимистичному прогнозу авторов этого начинания, в самом скором времени страна очевидно стремительно обрастет высококвалифицированными англоязычными педагогами, грамотными и доступными учебниками, да и самим школьникам этот язык (причем со всей его мудреной и весьма специфичной научной терминологией) будет прост и понятен не хуже родного…
К реформаторским тонкостям в целом и, кстати, реальному состоянию дел с педагогическими кадрами в частности, мы еще вернемся чуть позже. А пока спустимся с высоких небес на грешную землю, отвлечемся от радужных чиновничьих фантазий и посмотрим, как происходит внедрение новых образовательных стандартов и сопутствующих им законодательных норм в повседневной жизни. Ну, например, в зале нижней палаты парламента.
Прошедшее буквально на днях очередное обсуждение законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования" уже по традиции было достаточно бурным и шумным. Для начала депутаты Нурлан Жазылбеков и Алмас Туртаев выразили целый ряд серьезных претензий по отдельным моментам в отечественной системе образования, затем для некоторых обобщающих моментов взял слово лидер фракции "Ак жол" Азат Перуашев, который и вовсе обвинил министерство в срыве целой государственной программы образования. В эмоциональной речи парламентария, были упомянуты и низкое качество учебников, припомнена резкая критика МОН со стороны бывшего вице-премьера РК Бердыбека Сапарбаева, в свое время озвучившего неутешительные данные о том, что "каждый четвертый студент, обучавшийся по государственным грантам, остался без работы, а потраченные деньги вылетели в трубу" и особо – отмечены некоторые сомнительные достижения последней аттестации школ:
– Как сообщали СМИ, летом текущего года, по данным Агентства по борьбе с коррупцией, только по одной области при аттестации школ собирается около 300 миллионов тенге. Умножьте это на шестнадцать и получите объем коррупционного потока только по средним школам. Недавний скандал – при распределении научных грантов, более 51 миллиарда тенге члены комиссии просто разделили между своими организациями, а деньги были успешно списаны. В то же время, отменяются бесплатные школьные обеды по всей стране, потому что в министерстве на них, якобы, не хватает денег, – возмутился народный избранник, заодно, напомнивший и о том, что опять-таки по вине министерства переход на международные стандарты аттестации планируется перенести с 2016 года на 2018-2020 годы. В итоге, Азат Перуашев предложил провести специальные парламентские слушания о положении дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей профильной госпрограммы начиная с 2011 года.
Кстати, предыдущие парламентские слушания, на которых как раз обсуждались некоторые из вышеупомянутых реформ 2015-2016 учебного года, так же выявили достаточно большое количество скептических откликов
– Очень плохо, что нашу систему образования без конца реформируют, – в частности, подчеркнула депутат Мажилиса Галина Баймаханова. – Ребенка нужно учить по устоявшейся системе, тогда он получит фундаментальное образование. Мы же в погоне за ультрасовременными стандартами теряем самое главное – качество знаний. Я много лет работала в КазНТУ имени Сатпаева на геологоразведочном факультете и как преподаватель видела результат этих реформ. Например, сегодняшние выпускники школ не знают элементарных химических элементов, но при этом поступают учиться на специальности, связанные с химией. В итоге получается абсурдная ситуация – в университете нужно давать материалы за восьмой класс…
А чуть позже разгорелся и крупный скандал, касающийся некоторых вопросов финансово-хозяйственной деятельности министерства (это к вопросу о пресловутой нехватке средств, о чем так любят жаловаться тамошние чиновники).
Согласно данным обнародованным Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, именно Министерство образования и науки в прошлом году стало безусловным рекордсменом по всевозможным финансовым прегрешениям. Как стало известно, нарушения были выявлены на рекордную сумму – более чем 50 миллиардов тенге.
– У нас сегодня достаточно редкий случай, когда из общего объема охвата контроля 54,7 миллиарда тенге, нарушения выявлены на сумму в 51,2 миллиарда тенге. То есть, из охваченных контролем средств 93 процента – это нарушения. Сегодня в этом смысле вы являетесь рекордсменами. 93% из охваченных средств составляют ваши нарушения – это даже редкость, – подытожил в сентябре этого года итоги проверки председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин.
Если же немного обратится к деталям, то, например, выяснится, что министерством образования была произведена оплата фактически неоказанных услуг по 36 договорам на сумму более одного миллиарда тенге по программе "Подготовка специалистов и оказание социальной поддержки обучающимся". Еще один миллиард 400 миллионов тенге оплачено этим же Министерством за неоказанные услуги по переподготовке специалистов с высшим образованием.
По одному из подведомственных учреждений Министерства образования в нарушение договорных обязательств не предоставлены отчеты на сумму 17 миллиардов тенге. Зато, целый ряд все-таки представленных отчетов скорей вызывал дополнительные вопросы, нежели хоть как то удовлетворил ревизоров. Так, например, согласно представленным документам, Министерство образования и науки затратило 240 миллионов тенге на подключение к базе данных, которое по факту было вообще бесплатным.
"Комитетом науки в 2014 году на подписку к реферативной базе данных "SciVerse Scopus", несмотря на имеющийся к ней бесплатный доступ, израсходованы средства республиканского бюджета на сумму свыше 240 миллионов тенге", – указывается в материалах проверки.
Также, в прошлом году МОН нецелесообразно использовал и заемное финансирование.
"За счет средств международного займа, предназначенного на реализацию проекта по коммерциализации технологий, приобретены для собственных нужд автотранспортные средства и административное здание на общую сумму 608,5 миллионов тенге", – подсчитывают контролеры Счетного комитета.
Вызывали серьезные вопросы и достоверность расчетов бюджетных заявок при проведении научных исследований и неэффективность самих таких проектов, когда деньги оказывались буквально выброшенными на ветер (таковых проектов в итоге насчиталось 86 штук).
– Конечно же, это не хорошо, мы признаем, – начали оправдываться в ходе оглашения итогов проверки присутствующие чиновники министерства и, в частности, заместитель министра Есенгазы Имангалиев. – Но по некоторым проектам все же идет речь не о полном отсутствии результатов, а об отсутствии их внедрений …
На это им было дополнительно указано, что потраченная сумма в 10,2 миллиарда тенге заслуживала более тщательного предварительного изучения.
– Получается, вы 10,2 миллиарда тенге из бюджета истратили, но никаких результатов не получили. Зачем просить деньги, если вы заранее знаете, что результата не будет? – заинтересовался председатель Счетного комитета. – И кроме того по нашим данным, научные руководители 41 проекта грантового финансирования сами являются членами научного совета, одобрившими финансирование собственных проектов, а также ими осуществляется принятие промежуточных и итоговых отчетов о проведении научных исследований, – констатировал руководитель счетного комитета.
– Получается, я сам член научного совета, я сам отбираю собственные проекты, потом сам себе сдаю промежуточный отчет, одобряю его, а в конце говорю: "Ура!" Так, что ли, получается? – любознательно интересовался у руководства МОН Козы-Корпеш Джанбурчин.
В итоге, в Счетном комитете проинформировали, что результаты проверки будут представлены правительству и президенту, а впредь ревизоры намерены размещать на своем сайте подробный отчет с именами чиновников, которые не справляются с должностными обязанностями.
И несмотря на то, что заместитель председателя Комитета науки МОН Амандык Тулешев самокритично признал справедливость выводов контролеров: "Замечания Счетного комитета были по существу", с результатами проверки было решено ознакомить и правоохранительные органы. А в своем комментарии на этот счет партия "Ак жол" отметила, что "все эти факты свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов, недостаточном контроле за их эффективностью и обоснованностью. И ответственные лица министерства должны понести соответствующее наказание..."
Это что касается "дефицита финансов" и персональной чиновничьей ответственности (точнее, более-менее успешным ежегодным попыткам уйти от таковой).
Ведь если вспомнить события не совсем давнего времени, то легко выяснится, что к всевозможным финансовым скандалам министерству в общем-то не привыкать.
Например, 2013 год, начавшийся бойким продолжением все тех же "ранее начатых реформ", закончился шумным провалом программы внедрения системы электронного обучения "е-learning" (на которую уже было израсходовано порядка 44 миллиардов тенге при 205 запланированных). В самый разгар закупок и поставок, правда, выяснилось, что компьютеры для большинства школ закупали по изрядно завышенным ценам, интернет в некоторые учебные заведения так до сих пор и не провели, а сломавшуюся технику вообще некому ремонтировать. Короче говоря, вердикт контролирующих органов тогда был тоже крайне неутешителен: "Практически во всех регионах наблюдаются сбои в функционировании системы. По причине ненадлежащего проведения обучения преподавательского состава в большинстве школ система фактически не используется…"
Фигурировали и масштабные проверки деятельности министерства со стороны финансовой полиции, закончившиеся последовательным возбуждением как минимум трех уголовных дел и признанием фактов хищения в МОН РК на сумму свыше 200 миллионов тенге. А в качестве перемен позитивных, были произведены новые назначения в лице очередного министра с командой и оглашено торжественное объявление о старте новых (и, безусловно, судьбоносных) реформ.
Правда, если вернутся непосредственно к проводимым реформам последних пары лет, то и здесь можно будет обнаружить немало как обоснованной критики таковых, так и анализа самих последствий подобного бурного реформирования.
Согласно неоднократно высказываемым в СМИ мнениям, а также оценкам, прозвучавшим в ходе многочисленных дискуссий с участием родителей, педагогов и изредка присутствующих на них должностных лиц, ждать каких-то коренных улучшений от нынешнего министерства образования попросту бесполезно. Про беды нынешней школы, возмущенно говорили, пожалуй, практически все, кто имеет о ней хоть какое-то реальное представление. В частности, согласно озвучиваемым заявлениям, в настоящее время, среднюю школу практически полностью лишили самостоятельного значения. То есть, она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека, а весь смысл ее деятельности фактически свелся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕНТ, и недаром предыдущие реформаторы образования видели свое главное свершение именно в едином экзамене – он и впрямь оказался фатальным, как для многих учеников, так и для всей системы школьного образования в целом.
Что же касается маловидимых стороннему глазу внутреннего положения дел в школах, то сами учителя (когда набираются духу) печально рассказывают о невыносимом чиновничьем давление, оказываемом на школу. На груды зачастую никчемных бумаг, которые обязан ежедневно оформлять каждый педагог, на непрестанные проверки (в основном, на соответствие этих бумаг друг другу и представлениям очередного чиновника районного, городского или республиканского масштаба об идеале). Как после всего этого остается время на собственно преподавание – это уже большой вопрос. Да и грядущие перспективы не очень радужные: ведь сама система педагогического образования в стране в свое время была практически разрушена и, несмотря на все обещания с высоких трибун, так толком и не восстановлена. В итоге, падает качественный уровень приходящих в школу молодых педагогов, снижается авторитет самих учебных заведений, а уж про глубину знаний детей говорить не приходится вовсе.
Не менее интересно обстоял вопрос с реформированием системы высшего образования. Так, например, на очередном заседании правительства была озвучена идея разгосударствления ведущих казахстанских вузов и передача их в частные руки. Особенно неожиданно эта мысль прозвучала на фоне предыдущих обещаний со стороны министерства в оказании помощи государственным вузам и, в частности, строительстве для них новых общежитий. Столь парадоксальная инициатива вызвала целый шквал критических оценок, как со стороны самого профессорско-преподавательского состава, так и от общественных деятелей и депутатов разного уровня, и на достаточно продолжительное время откровенно "забуксовала".
Чуть позже отличился и непосредственно новый министр, озвучивший план работы министерства на 2014-2016 годы, в котором была заложена революционная идея обучать нынешних школьников неким "пока еще несуществующим" профессиям.
В тот период первыми стали терять терпение народные избранники. И в ходе очередного правительственного часа в парламенте руководству министерства пришлось держать ответ буквально по всем пунктам, а заодно выслушивать далеко не самые приятные отзывы в адрес руководимого им ведомства и положения с образованием в стране.
Например, мажилисмен Турсунбек Омурзаков в своем выступлении возмутился качеством школьных учебников и их постоянным переизданием, которое больно бьет по карману, как республиканский бюджет, так и непосредственно родителей. Более того, новых учебников выпускается не так уж и много, что позволяет перекупщикам каждый сентябрь устраивать ажиотаж и поднимать цены.
Чиновники наличие проблемы охотно признали, назвали это безобразие "системными недоработками, и как это, наверное, принято, сходу переложили вину на "смежников":
– За обеспечение учебниками у нас отвечают местные исполнительные органы, они должны заранее планировать. Что касается непосредственно выпуска учебников, то эта система декларируется как конкурентная. Но на самом деле есть проявления монополии. В определенных моментах мы видим, что рынок поделен…
Ну а конечная мысль уже по традиции захватывала своей парадоксальностью. Как выяснилось, бороться за эффективность и прозрачность системы выпуска министерство намерено путем издания новых учебников. Тогда же, очевидно, к ним автоматически приложится и качество исполнения, тем более что новый стандарт начали внедрять уже в нынешнем 2015 году. Правда, если вернутся к началу статьи, то можно увидеть, что претензий к учебникам меньше, увы, так и не стало. Таким образом, история, похоже, бродит по бесконечному замкнутому кругу.
– Вопрос своевременного и полного обеспечения учебниками поднимается из года в год, однако его острота до сих пор не снижается, – рассказывала в одном из своих интервью тогда еще депутат Мажилиса Дарига Назарбаева. – Сейчас, в середине октября, когда первая учебная четверть на исходе, в отчетах акиматов звучит как достижение, что обеспечено около 97% школьников. А это означает, что 90 тысяч детей были вынуждены покупать учебники за счет родительских средств. Здесь речь идет не просто об искусственно создаваемой проблеме, а о нарушении конституционного права детей на бесплатное образование и, в том числе, права на получение бесплатных учебников. К нам постоянно обращаются родители, которые до самого начала учебного года не знают ни школьной программы, ни перечня учебников, ни графика их завоза в школы. В итоге, мы каждый год видим бесконечные очереди в библиотеках, в магазинах, ажиотаж и озлобление людей. Те, кто не могут себе позволить купить комплект за 20-25 тыс. тенге, вынуждены покупать дешевые ксерокопии, не соответствующие санитарным нормам...
Дала тогдашний вице-спикер нижней палаты парламента свою оценку и проведению министерских реформ в целом:
– В образовательном процессе все реформы должны быть апробированы, научно доказаны и обоснованы. При этом, реформа не должна превращаться в очередную кампанейщину. Сейчас же слово "реформа" вызывает апатию и неверие в обществе. Ни одна реформа в казахстанском образовании не была доведена до конца, и никто не понес ответственность за бездумно и неэффективно потраченные средства…
Как неоднократно отмечали наблюдатели эксперты, Министерство образования и науки РК, пожалуй, может быть и одним из рекордсменов по кадровой чехарде. Только за последние годы там сменились семь министров, каждый из которых проводил тщательную ротацию своих подчиненных. Сколько среди них было людей с профильным образованием и имеющим хотя бы минимальный опыт педагогической работы можно только догадываться. Нет, возможно, они конечно присутствовали, только на первом плане, к сожалению, все больше солировали чиновники из категории тех, кому в принципе все было равно где пребывать – хоть в индустрии, хоть в экономике, хоть в системе образования. И как следствие – мы имеем то, что имеем. И уже сейчас можно предположить, что высказанные нарекания последнего периода, увы, будут не последними. И впереди нас ждет еще немало шумных скандалов, связанных как с очередными "реформами" и наплевательским отношением к выполнению служебных обязанностей со стороны целого ряда должностных лиц, так и весьма вольному обращению с государственными средствами. Вот уж с чем-чем, но с этим щепетильным вопросом в стенах министерства традиционно наблюдается полная стабильность и последовательность.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сенат принял законы о противодействии коррупции, обязательном социальном медицинском страховании и информатизации 30.10.2015
Проект закона по вопросам сокращения разрешительных процедур для бизнеса одобрен на заседании Правительства 30.10.2015
Парламент принял Закон Республики Казахстан "О противодействии коррупции" 30.10.2015
Б.Сагинтаев пригласил зарубежных инвесторов к участию в приватизации казахстанских компаний 30.10.2015
Сенат принял Закон "Об обязательном социальном медицинском страховании" 30.10.2015
А.Джаксыбеков принял участие в работе форума "Astana Invest 2015" 30.10.2015
Глава Государства подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок" 30.10.2015
Совместное заседание общественных советов при МВД РК и Генеральной прокуратуре РК 30.10.2015
Азат Перуашев направил спикеру Мажилиса Кабибулле Джакупову предложения в Регламент Мажилиса по вопросам полномочий парламентских фракций 30.10.2015
В Комитете Сената рассмотрены законопроекты, направленные на совершенствование налоговой сферы и финансовых услуг 30.10.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz