Пресс-служба акима Мангистауской области, 15 сентября
На площади у монумента "Қазақ Елі" города Астана, где с 11 по 13 сентября разместился этноаул, Мангистауская область представила выставку "Мангистауская юрта", экспозиция которой включает в себя три юрты, отражающие культурное наследие Мангистауской области. Культура казахов – это культура номадов, кочевников. Казахи рода Адай, проживающие на полуострове Мангистау, испокон веков вели кочевой образ жизни, перегоняя свои стада с зимовок на летние пастбища. Народ, живя одной жизнью с природой, из поколения в поколение вырабатал удивительно тонкое восприятие окружающего мира, нашедшее выражение в самобытном национальном искусстве казахов Мангистау. В ХХ веке происходит резкая перемена образа жизни коренного населения в течение одного-двух поколений. Однако, недавние кочевники, особенно это касается Мангистау, из-за географической обособленности и природно-климатических условий пустыни, сумели сохранить многие достижения культуры кочевников-скотоводов и среди них ярко выделяется шедевр кочевой цивилизации – юрта. В центральной гостевой 12-канатной юрте посетители выставки смогли ознакомиться со структурой уникального жилища казахов, традиционным внутренним убранством, а также попробовать блюда, являющиеся обязательными для мангистауского казахского дастархана – шубат, балқаймақ, құрт, ірімшік. В двух других 7-канатных юртах "Қара шаңырақ" и "Отау үй" представлены экспонаты из фондов Мангистауского областного историко-краеведческого музея. Как считают ученые, юрта в ее классическом виде, удобная для использования, легкая при транспортировке, приспособленная к природе и быту в степи, появилась в середине 1 тысячелетия нашей эры. К деревянному каркасу юрты относятся шаңырақ, кереге, уыки, деревянная двухстворчатая дверь "сықырлауық". В Мангистау не было сырья для изготовления каркаса, поэтому деревянный остов заказывали или покупали в Каракалпакии – в "Бескала" – окрестности пяти городов: Нукус, Ургенч, Ташауз, Кунград и Хожели. Сықырлауық и мебель изготавливали местные мастера-деревообработчики. Шаңырақ является символом очага и дома у казахов, семейной реликвией, признаком продолжения рода, передающимся по наследству младшему сыну и демонстрирующим силу и покровительство духов предков. В юрте "Қара шаңырақ" – отцовском доме представлены вооружение батыра – меч – қылыш, булава – шоқпар, лук со стрелами, копье, доспехи, седло и қамшы. Почетное место занимает казахский народный музыкальный инструмент – домбра и охотничий трофей – волчья шкура. Украшена юртами образцами изделий мангистауских мастериц: войлочным настенным ковром со своеобразной орнаментикой "түс киіз", без ворсовыми паласами "алаша" и их разновидностями "алатеру" и "жүзтеру", переметная дорожная сумка – "қоржын" и настенная сумка "керме" для хранения и перевозки вещей (прямоугольной формы ворсового и без ворсового ткачества, орнаментация лицевой части которых напоминает композицию небольших ворсовых ковров), деревянная и кожаная посуда "торсық", сундук для чайных принадлежностей "шайсандық". Согласно традициям, сыновья после женитьбы отделялись отцом, получая некоторую часть состояния и юрту. Такой сын становился самостоятельным владельцем собственного шаңырақа. Юрта для молодоженов называется "Отау үй". Экспозиция юрты "Отау үй" была представлена образцами казахских национальных ювелирных украшений из коллекции фондов историко-краеведческого музея. На трех планшетах разместились ювелирные украшения незамужней девушки, наряд невесты, украшения замужней женщины. Юрту разделяет "шымылдық" – занавес для молодоженов, расшитый национальными узорами. Интерьер юрты дополнялся традиционной мебелью – сундуками для хранения и перевозки домашних вещей, подставки под сундуки и постельные принадлежности "жүқ аяқ", сундук для хранения посуды и продуктов "кебеже" и др. Также в павильоне Мангистауской области прошел показ ювелирно-прикладного искусства. Зергер-ювелир Сагидолла Оразов, мастер по обработке кожи, дерева, кости и камня Ермуханбет Алиев, мастер деревообработки Еламан Бекенов, сохранившие секреты и продолжающие традиции казахского национального ремесла, рассказали и продемонстрировали процесс создания изделии. Мастерство женского рукоделия можно было оценить, наблюдая за работой мастериц Ауес Сагинаевой, Шархат Толемисовой, Бактылы Бопанаевой, которые сохраняют и передают традиции изготовления из шерсти всех элементов полного убранства юрты. Они показали как из шерсти изготавливается войлок и войлочные изделия, на ткацкихстанках"өрмек" и "сырғалақ" из шерстяных ниток ткутся декоративные, красочные ворсовые и без ворсовые, узкие, средние и широкие ленты – "таңғыш", "бау", ақи қызыл басқұр. Здесь же можно было увидеть процесс плетения из степного тростника и цветных шерстяных ниток удивительных циновок "шымши". Понравившиеся изделия можно было приобрести на выставке мастеров национального прикладного искусства. В 2014 году мастерство изготовления убранства юрты, номинированное Казахстаном (совместно с Кыргызстаном), вошло в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. К слову, сегодня Мангистауская юрта сохранилась в том же красочно-торжественном оформлении, что и в ХІХ веке. Каждая деталь юрты, начиная от деревянной двери "сықырлауық" до круглого купола "шаңырақ", являются произведением уникального мастерства, ценнейшим памятником культуры и национального декоративно-прикладного искусства. Соединяясь между собой, эти многочисленные элементы составляют доведенное до совершенства, единое произведение материальной культуры народа. На протяжении трех дней творческие коллективы и артисты Мангистауской области приняли участие в шоу-представлении "История народа через историю казахского национального костюма", выйдя в национальной одежде казахов Мангистау ХІХ века дизайнера Тарбие Айдынбаева, выступили с концертной и хореографической программой. |