NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 10:51 ast
08:51 msk

Правовой фундамент успешного развития страны
И.Рогов: 30 августа 2015 года исполняется 20 лет действующей Конституции Республики Казахстан, которая является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка
28.08.2015 / политика и общество

Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда", 28 августа

30 августа 2015 года исполняется 20 лет действующей Конституции Республики Казахстан, которая является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка.
Основной закон был принят самым демократическим путем – на общенациональном референдуме, проведенном согласно Указу Президента республики от 28 июля 1995 года, в котором говорилось, что в целях реализации принадлежащего народу права непосредственно решать наиболее важные вопросы государственной жизни страны провести 30 августа 1995 года республиканский референдум.
До референдума проект Конституции дважды был опубликован для всенародного обсуждения. С 30 июня по 30 июля 1995 года состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений, поступило более 30 тыс. предложений, по результатам изучения которых в проект было внесено более 1 100 поправок и дополнений. В целях анализа и осуществления независимой экспертизы проекта новой Конституции при Главе государства был создан эксперт­но-консультативный совет из числа известных отечественных и зарубежных юристов.
Позволю себе еще раз напомнить результаты общенародного голосования. В референдуме приняло участие более 8 млн граждан Казахстана (или 90,6% от числа всех лиц, внесенных в списки для голосования). В поддержку проекта Конституции высказались свыше 7 млн казахстанцев (или 89,14%).
У истоков всей этой многолетней и кропотливой работы стоял Президент РК – Лидер нации Н. А. Назарбаев­, сумевший в тот непростой период сплотить вокруг себя миллионы казахстанцев и выступавший генератором идей при разработке его проекта. В мире вряд ли найдется много действующих глав государств, которые бы не просто возглавляли соответствующие комиссии по разработке конституций, а лично, изучив зарубежный опыт конституционного строительства, профессио­нально работали над текстом конституций своих стран, а после их принятия неуклонно реализовывали бы в жизнь их нормы и положения.
Тем самым мы с гордостью можем констатировать, что Основной закон Казахстана – продукт совместного творения народа и его Лидера, а его идеи, положения и нормы обладают высшей степенью легитимности, отвечают национальным традициям и соответствуют общепризнанным принципам международного права.
Принятие главного политико-правового документа страны стало поворотным событием в истории нашей Родины, ознаменовавшим начало перехода к принципиально новому этапу развития.
Высший Акт страны воплотил в себе передовые достижения мировой юридической науки, четко установил прио­ритеты национального развития, закрепил правовые, политические и экономические предпосылки формирования новой государственности. С учетом международного опыта легитимации государственности и национальных особенностей Конституция позволила решить основную задачу переходного периода – протекания процесса создания нового субъекта международных отношений – Казахстана исключительно в правовых рамках. В этот непростой период стране удалось избежать вооруженных либо иных массовых столкновений и конфликтов. Прогрессивные юридические принципы, заложенные в текст Конституции, обеспечили плавный переход страны на независимый путь развития.
Сегодняшние достижения Казах­стана прочно связаны с Основным законом. Оценивая пройденный путь, можно с уверенностью заявить, что за истекший, короткий по историческим меркам период проделана огромная работа по воплощению в жизнь конституционных ценностей. Этому во многом способствовала и способствует жесткая установка Главы государства на обеспечение всемерной реализации потенциала Конституции во всех сферах жизнедеятельности.
Роль и значение Основного закона можно четко проследить на примере становления и развития конкретных сфер, институтов и отраслей жизнедеятельности.
Провозглашенный еще на заре независимости Президентом тезис "сначала – экономика, потом – политика", вытекающий из конституционного принципа экономического развития на благо всего народа (пункт 2 статьи 1 Основного закона), придал мощный толчок формированию в стране рыночной экономики с социально ориентированной направленностью. Признание и равная защита государственной и частной собственности, закрепленные в статье 6 Конституции, стали важной гарантией формирования и функционирования свободного рынка.
Конституционным советом сформулирован ряд правовых позиций, раскрывающих конституционный смысл права собственности, допустимые его ограничения и способы защиты. Принципы и нормы Конституции провозглашают и закрепляют гарантии права собственности на всех этапах его возникновения, изменения и прекращения, распространяются на все процедуры вынесения соответствующих решений госорганами и должностными лицами, обеспечивая стабильное и поступательное развитие общества и государства (постановления Конституционного совета от 23 апреля 2008 года №4 и от 7 декабря 2011 года №5).
Смысл конституционного требования о равной защите государственной и частной собственности заключается в том, что государственный и частный собственник в конкретных правоотношениях, разрешенных и допускаемых для них законодательством, должны подчиняться одному и тому же правовому режиму как в публичной (налоги и пр.), так и в частной (договорные взаимоотношения и т. п.) сферах.
Перечисленные конституционные гарантии планомерно реализуются. Казахстан первым среди стран СНГ был признан как государство с рыночной экономикой, которая была создана практически с нуля. За годы независимости ВВП страны вырос в 24 раза, а ВВП на душу населения достиг 13 тыс. долларов, уровня стран со средним доходом. Казахстан достиг большинства Целей развития тысячелетия ООН, сократил бедность в 20 раз (с 60 до 2,9%), построил сотни школ и больниц. Наша страна стала лидером в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций – более 200 млрд долларов.
27 июля текущего года в Женеве подписан Протокол о присоединении Казахстана к Всемирной торговой организации. В своем обращении к граж­данам Глава государства подчеркнул, что вступление в ВТО – это победа всего Казахстана, признание его неотъемлемой частью глобальной экономической системы.
Проведение в 2017 году в Астане Международной специализированной выставки "ЭКСПО-2017" продемонстрирует современные подходы к развитию глобальной экономики в таких актуальных для всего человечества сферах, как энергия будущего, альтернативные источники энергии и "зеленая" экономика.
За эти годы Конституция показала свою высокую эффективность, обеспечила мир, согласие и процветание, поступательное развитие страны, повышение благосостояния казахстанцев, рост доверия и уважения к молодому и устремленному в будущее государству.
Основной закон четко определил статус языков народа Казахстана. В статье 7 было определено, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
Конституционным советом приняты решения, разъясняющие суть и содержание этих конституционных положений. Высший политико-правовой статус государственного языка подтверж­дается закреплением Конституцией и возможностью установления законами исключительности либо приоритетности его функционирования в публично-правовой сфере. Конституционная норма о том, что "наравне с казахским официально употребляется русский язык", понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств. Законодательство и правоприменительная практика должны учитывать требование пункта 2 статьи 14 Конституции, согласно которому никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, в том числе по мотивам языка, а также конституционные положения, закрепляющие право каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Конституция в качестве основополагающих принципов республики определила общественное согласие и политическую стабильность (пункт 2 статьи 1). Они занимают принципиально важное место в деятельности государства, его институтов, общественных объединений и каждого гражданина. Являясь многонациональной и многоконфессиональной страной, Казахстан настойчиво продвигает идеи толерант­ности и согласия. Стабильность Казахстана, где проживают представители более 100 этносов и 17 религиозных конфессий, служит хорошим примером для многих. Казахстан – единственная страна среди государств – участников СНГ, в которой был создан уникальный институт с конституционным статусом – Ассамблея народа Казахстана, который способствует становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества и играет большую роль в укреплении мира и согласия в стране. В Астане по инициативе Главы государства регулярно проходят съезды лидеров мировых и традиционных религий, которые обрели значительную поддержку в мире и за 12 лет превратились в авторитетную диалоговую площадку по вопросам межконфессиональных и межрелигиозных отношений.
Особое место в Конституции занимают нормы и принципы, касающиеся различных аспектов правового статуса институтов гражданского общества – общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и других негосударственных организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конституции граждане Казахстана имеют право на свободу объединений. Данное конституционное право реализуется через создание общественных объединений в форме политических партий, профессиональных союзов и иных объединений некоммерческого характера, созданных на добровольной основе для достижения ими общих целей. Рассмотрев в 2002 году на соответствие Конституции Закон "О политических партиях", Конституционный совет отметил, что его нормы имеют целью создание для общества и всех его слоев гарантий постоянства и активности политической деятельности партий, претендующих на выражение их политических интересов. Такие нормы в законодательстве о партиях признаются защищающими и стимулирующими действительный плюрализм в обществе.
Из всех общественных объединений профессиональные союзы, как и политические партии, являются высшей формой самоорганизации граж­дан, представляют собой достаточно структурированные объединения, которые преследуют социально-экономические цели.
Конституция заложила твердые основы для эффективного нормо­творчества. В статье 4 четко определена структура действующего в стране права. Многие специалисты по конституционному праву рассматривают эти положения как безусловное преимущество нашего Основного закона.
В активе Конституционного совета имеется целый блок решений, посвященный вопросам законодательства. Действующее право Республики Казахстан рассматривается как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах. Внесение изменений или дополнений в них должно осуществляться в пределах компетенции соответствующего органа, с соблюдением установленного порядка. Высшей юридической силой обладает Конституция РК. Парламент Республики Казахстан вправе принимать законодательные акты в форме законов, в том числе и конституционных законов, имеющих обязательную силу на всей территории страны.
Конституция республики завершила процесс юридического оформления базовых элементов государственной независимости, став фундаментом ее конституционной легитимности.
В статье 2 Основного закона закреплено, что суверенитет республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
Конституционным советом даны официальные разъяснения этих конституционных положений. В нормативном постановлении от 23 апреля 2003 года №4 КС разъяснил, что территориальная целостность означает недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб нацио­нальным интересам и суверенному равенству государства. Изменение унитарности и территориальной целостности не могут быть предметом инициирования изменений и дополнений в Конституцию. В настоящее время Казах­стан не имеет территориальных споров, урегулировав вопросы государственных границ со всеми соседними странами. Наши внешние границы сегодня – это рубежи добрососедства и сотрудничества.
Конституция решила вопрос о соотношении национального и международного права, что позволяет стране принимать участие в деятельности международных организаций, быть инициатором интеграционных процессов и проводить многовекторную внешнюю политику.
Имевшие место дискуссии о сочетании казахстанских ценностей с меж­дународными обязательствами страны были разрешены в ряде решений Конституционного совета. Так, положение статьи 8 Конституции о том, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, означает стремление учитывать их при создании внутригосударственного права. В случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции, обладающей, согласно пункту 2 статьи 4 Основного закона, высшей юридической силой на территории республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению.
Республика Казахстан является независимым государством и самостоя­тельным субъектом международных отношений, осуществляет в интересах народа Казахстана политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами на основе Конституции и в соответствии с международными договорами и законами РК. Межгосударственные (межправительственные) экономические организации являются важной формой сотрудничества субъектов международного права. Конституционный совет отметил, что реализацию прав и исполнение обязанностей Казахстана, вытекающих из решений комиссии Таможенного союза, созданной в соответствии с ратифицированным Казахстаном договором, следует понимать как выполнение иных обязательств республики, указанных в пункте 1 статьи 4 Основного закона. Названные акты носят обязательный для государств-участников, в том числе для Казахстана, характер, и стороны, их государственные органы, долж­ностные лица обязаны осуществлять все необходимые организационно-правовые мероприятия, направленные на исполнение такого требования, включая приведение в соответствие с ними актов национального законодательства.
Вместе с тем в своем решении КС отметил, что не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 91 Конституции о том, что суверенитет республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики. Исходя из пункта 1 статьи 1 Основного закона, провозглашающего человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью государства, не могут обладать свойствами прио­ритета перед казахстанскими законами и непосредственности применения решения комиссии, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина.
Эти принципы были положены в основу Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в мае прошлого года в Астане, в соответствии с которым в настоящее время создано новое региональное интеграционное объединение.
Говоря о государственном строительстве, необходимо отметить особую значимость президентской формы правления. Согласно Конституции, Президент Республики Казахстан является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики. Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыб­лемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом.
Ряд решений Конституционного совета посвящен вопросам президентской формы правления. Президент выступает единственным персонифицированным высшим представителем народа, избираемым совершеннолетними гражданами республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По итогам выборов Глава государства получает мандат на руководство Казахстаном, представление народа и его интересов внутри страны и в международных отношениях (постановление КС от 24 февраля 2015 года №2 и другие).
В пункте 1 статьи 1 Конституции определены качества нового Казах­стана, который утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Данные характеристики современного государства раскрывались в решениях Конституционного совета, которые стимулируют постепенное достижение Казахстаном этих высоких целей. Пункт 1 статьи 1 Конституции в части слов "Республика Казахстан утверждает себя... социальным государством" означает, что "Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства".
Практическому воплощению данного курса в жизнь служат установки Главы государства об увеличении продолжительности жизни казахстанцев до 80 лет и выше, повышении размеров заработных плат, социальных пособий и стипендий, сокращении уровня бедности и безработицы, 100-процент­ном охвате детей дошкольным образованием и др.
Социальный характер государства органично сочетается с провозглашенной Главой государства идеей Общества Всеобщего Труда, конституционную основу которой составляют провозглашенные в Основном законе права каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, свободу предпринимательства и использования своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности и др. Конституция исходит из того, что источник благосостояния людей – созидательный труд. Государство обязуется гарантировать каждому условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также социальную защиту от безработицы. Все это позволяет проводить сбалансированную социальную политику.
Светский характер государства, предусмотренный пунктом 1 статьи 1 Конституции, предполагает отделение религии от государства. Согласно статье 14 Конституции, все равны перед законом, что подразумевает равенство всех религий и религиозных объединений перед законом, недопущение предоставления тем или иным конфессиям и религиозным объединениям каких-либо преимуществ по отношению к другим, запрет на дискриминацию по мотивам отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам.
Народовластие и его непосредственное осуществление пронизывает содержание норм Конституции, определяющих основы конституционного строя. Согласно статье 3 Основного закона, единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Правовые позиции и рекомендации Конституционного совета способствуют совершенствованию процедур выявления и осуществления воли народа, модернизации избирательного законодательства. Будучи одной из основополагающих конституционных ценнос­тей, акт волеизъявления народа обретает обязательную юридическую силу посредством голосования на республиканском референдуме либо на выборах Президента республики и депутатов Парламента, периодически проводимых в стране. Воплощение воли народа в законах и иных важнейших государственных актах, а также постоянное совершенствование процедур влияния граждан на публичные институты являются действенной гарантией внутренней стабильности, экономического прогресса и улучшения благосостояния населения.
Конституция республики в статье 1 закрепила базовый принцип любого цивилизованного общества – признание человека, его жизни, прав и свобод высшими ценностями государства. Конституционным советом постоянно подчеркивается данное ключевое положение Основного закона, которое означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его благополучии. Положение пункта 2 статьи 12 Конституции о том, что права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов, следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Возведение конкретной разновидности прав и свобод до конституционного уровня и объявление в Конституции о их гарантированности предполагает возложение на государство особой обязанности обеспечить реализацию этих прав и свобод.
Законодатель при принятии законов обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями.
Казахстанский патриотизм – один из важнейших принципов Конституции. Социально-экономическая модернизация общества, направленная на создание конкурентоспособной, социально ориентированной экономики, невозможна без нравственного и духовного развития граждан, от политической воли, ценностей, идеалов которых во многом зависит, каким образом и насколько успешно будет проходить развитие Казахстана. Не случайно в своем Послании "Стратегия "Казах­стан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" Президент называет патриотическое воспитание в качестве важнейшей стратегической задачи: "Надо воспитывать в себе и в наших детях Новый Казахстанский Патриотизм".
Разделение ветвей власти лежит в основе организации системы государственного управления и функционирования правового государства. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции государственная власть в респуб­лике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
За прошедшие годы была проведена широкомасштабная работа по формированию новой системы органов государственной власти. Сегодня успешно работает двухпалатный Парламент, эффективно функционируют органы исполнительной власти во главе с Правительством, развита и совершенствуется независимая судебная система.
В решениях Конституционного совета четко отражен единый подход: конституционный принцип разделения единой государственной власти на ветви означает не только их самостоятельность, согласованное функ­ционирование, но и недопущение их конфликтов между собой. Все вопросы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предусмотрены нормами Конституции и решаются ими самими с использованием конституционных полномочий в рамках согласительных процедур или же с участием Президента республики – гаранта единства государственной власти, незыблемости Конституции, обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей власти.
Положения пункта 3 статьи 75 и статьи 82 Основного закона определяют систему судов и общие требования к ее структуре. Гарантированное пунктом 2 статьи 13 Конституции право каждого на судебную защиту своих прав и свобод реализуется в судах, созданных и осуществляющих правосудие в соответствии с Конституцией и Конституционным законом. В соответствии со статьей 76 судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов.
Один из важных институтов, обеспечивающих режим законности в стране, – прокуратура. В статье 83 Конституции определены ее правовой статус, задачи и полномочия, содержание которых было предметом толкования Конституционного совета.
Конституционная характеристика высшего надзора заключается в том, что прокуратура должна проверять законность контрольно-надзорных действий и решений госорганов (к примеру, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора или таможенного контроля), в случае их незаконности принимать меры прокурорского реагирования. Норму Конституции, устанавливающую, что "прокуратура представляет интересы государства в суде", следует понимать как конституционно определенное направление деятельности прокуратуры.
Деятельность уполномоченного по правам человека, адвокатуры, нотариа­та и других институтов направлена на охрану конституционных прав и свобод человека и гражданина. Защиту суверенитета страны обеспечивают органы национальной безопасности.
Одним из прогрессивных нововведений в правовой системе суверенного Казахстана стало учреждение института конституционного контроля, который, согласно действующей Конституции, осуществляется Конституционным советом, играющим важную роль в поддержании конституционной законности, а значит, и законности в целом.
Практика 20-летнего функционирования Конституционного совета подтвердила правильность избранной модели.
За период с февраля 1996 года в Конституционный совет поступило более 190 обращений: от Главы государства – 21 обращение, от председателей палат Парламента и его депутатов – 77, Премьер-Министра – 27, судов – 66 обращений. Конституционным советом принято более 140 нормативных постановлений.
Из всех поступивших в КС обращений предметом 27 из них явилась проверка на соответствие Конституции принятых Парламентом и представленных Главе государства на подпись законов. По 15 обращениям были признаны не соответствующими Конституции в общей сложности 17 законов.
За годы деятельности Конституционным советом рассмотрено более 100 обращений об официальном толковании норм Конституции, по которым принято более 80 нормативных постановлений.
На совместных заседаниях палат Парламента оглашено 19 посланий КС РК о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан. В них поднимались вопросы о защите прав человека, совершенствовании законотворческой деятельности, приведении законодательства в соответствие с Конституцией, о судоустройстве и судопроизводстве, проводимой административной реформе и других сферах конституционного регулирования.
Все эти 20 лет государственная политика была нацелена на полноценную реализацию конституционных ценностей. Долгосрочные программные документы – Стратегии "Казах­стан-2030", "Казахстан-2050", Концепции правовой политики и другие судьбоносные документы, регулярно уточняемые и дополняемые в посланиях и выступлениях Главы государства, стали основой для проведения активной целенаправленной работы по всемерному раскрытию потенциала Конституции во всех сферах жизнедеятельности.
Сегодня Казахстан находится на пороге нового этапа своего развития. В стране в соответствии с Планом нации "100 шагов дальнейшего государственного строительства" начата работа по поэтапной реализации пяти институциональных реформ, обозначенных Президентом РК Н. А. Назарбаевым на XVI съезде партии "Нур Отан", состоявшемся 11 марта текущего года. В их числе: формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации; Нация единого будущего; транспарентное и подот­четное государство.
Современные темпы развития государства в контексте проводимых реформ порождают необходимость всеобщего осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве. Конституция, как основная форма воплощения этих правовых постулатов, является высшим политико-правовым актом, регулирующим основополагающие общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, основы конституционного строя, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и другие. Содержание Основного закона государства должно отражать как общечеловеческие, так и национальные идеалы, соответствовать запросам социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной и других сфер жизнедея­тельности общества и государства.
Предлагаемые идеи и проекты базируются на созидательном потенциале Конституции, а по некоторым вопросам требуют его дальнейшей модернизации, в связи с чем в конституционно-правовом поле страны можно ожидать серьезные изменения.
Глава государства определил основные контуры конституционной реформы, предполагающей перераспределение властных полномочий от Президента к Парламенту и Правительству с учетом национальных традиций.
Провозглашенная Президентом национальная идея "Мәңгілік Ел", на наш взгляд, прямо вытекает из преамбулы Конституции и, соответственно, могла бы обрести конституционный статус. Она призвана объединять всех казахстанцев, став основой Нового Казахстанского Патриотизма, и мобилизовать их на реализацию Стратегии "Казахстан-2050".
Многие инициативы в сферах обеспечения верховенства права, транспарентности и подотчетности государственных органов, укрепления роли институтов гражданского общества и реформы правоохранительной и судебной систем могут также потребовать адекватного конституционного подкрепления.
Реализация институциональных реформ Президента Казахстана будет способствовать дальнейшему упрочению верховенства Конституции в рес­публике.
Следование принципам и нормам Конституции означает уважение общества, его членов и прежде всего самого себя. Соблюдение и уважение Конституции, безусловно, служит процветанию Казахстана, укреплению авторитета страны в международном сообществе, придает прочность государству и всему обществу.
Несомненно, что и в дальнейшем наша страна будет целеустремленно и настойчиво работать именно в этом направлении, чтобы каждый казах­станец почувствовал на себе все положительное влияние Конституции, заслуживающей искреннего почтения и почитания.
Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей с 20-летним юбилеем Конституции Республики Казахстан. Желаю всем крепкого здоровья, счастья и благополучия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.08.2015
Правовой фундамент успешного развития страны 28.08.2015
В Астане подписано Соглашение о создании Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ 28.08.2015
О заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ 28.08.2015
В Астане стартовало строительство школы совместно с ОАЭ 28.08.2015
В 2015 году защищены трудовые права более 30 тыс. работников 28.08.2015
Депутаты оценили работу акима области 28.08.2015
В Актау открылась Назарбаев Интеллектуальная школа 28.08.2015
О заседании рабочей группы по стабилизации экономики 28.08.2015
МИР РК активизирует политику "открытости для всех" 28.08.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz