NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 14:21 ast
12:21 msk

Реформа судебной системы будет направлена на обеспечение верховенства права
К.Мами: В ходе работы Национальной комиссией выделены два вектора реформ: совершенствование порядка формирования судейского корпуса и модернизация судопроизводства
14.08.2015 / политика и общество

АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 13 августа

На XVI съезде партии "Нур Отан" председатель партии, Президент РК Нурсултан Назарбаев выдвинул пять институциональных реформ для укрепления казахстанской государственности и вхождения в число 30 развитых стран мира. Одна из этих реформ – вторая, направлена на обеспечение верховенства закона,
гарантирующего, наряду с правами личности, защиту права собственности, охрану договорных обязательств, условий для предпринимательской деятельности, что в конечном итоге является основой для экономического роста. В соответствии с поручениями Главы государства разработан План нации "100 конкретных шагов", включающий 11 целевых шагов по модернизации судебной системы.
В беседе с нашим корреспондентом об этом рассказывает председатель Верховного суда РК Кайрат Мами.
– Кайрат Абдразакович, каковы приоритетные направления совершенствования судебной системы Казахстана?
– В ходе работы Национальной комиссией выделены два вектора реформ: совершенствование порядка формирования судейского корпуса и модернизация судопроизводства.
В первую очередь реформируется система судопроизводства. Состоится переход от четырехступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная), к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Президентом страны уже подписан Конституционный закон, предусматривающий передачу кассационных полномочий Верховному суду, что повлечет увеличение нагрузки на Верховный суд.
Для реализации этого Закона создана резервная комиссия из числа судей Верховного суда, членов Высшего судебного совета и Судебного жюри, которая с выездом в регионы проводит отбор кандидатов в кадровый резерв на должности судей Верховного суда. Впервые мы используем на практике анонимное анкетирование судей для выявления их мнения о кандидатурах, соответствующих квалификационным требованиям. Работа по формированию нового, расширенного кадрового резерва будет завершена в ближайшее время.
Изменение структуры Верховного суда связано и с созданием специализированной инвестиционной коллегии. Эта коллегия будет разрешать инвестиционные споры с участием крупных инвесторов, а также выступит апелляционной инстанцией по инвестиционным спорам, рассмотренным судом города Астаны.
Одновременно в Верховном суде планируется создать консультативный Международный совет. Совет будет оказывать содействие высшему судебному органу в имплементации в казахстанское правосудие передовых международных стандартов и судебной практики. В его состав будут входить авторитетные юристы, специалисты по отдельным узким отраслям права и, в первую очередь, иностранные эксперты.
Кроме того, в рамках Уголовно-процессуального кодекса планируется расширить сферу обязательного применения суда присяжных заседателей и усовершенствовать механизм отбора в него граждан. Расширятся полномочия следственных судей, которые на сегодня санкционируют восемь процессуальных действий. Теперь к ним прибавится санкционирование осмотра, выемки, обыска и личного обыска.
В проект ГПК, находящийся на рассмотрении в Парламенте, внесены поправки, направленные на сокращение участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Предлагается сохранить обязательное участие прокурора лишь в случаях, когда затрагиваются интересы государства, граждан, не имеющих возможности защитить себя самостоятельно; а также в тех случаях, когда требуется защита интересов широкого круга лиц – при массовых увольнениях, невыплате зарплаты большому трудовому коллективу, выселении большого числа лиц и в аналогичных случаях.
Что касается вопросов отбора и назначения судей, то ряд инициатив, поддержанных Национальной комиссией, сопряжен с конституционными положениями.
В частности, это касается повышения возрастного ценза для кандидатов в судьи до 30 лет; введения годичного испытательного срока для вновь избранных судей, порядка формирования Высшего судебного совета.
Наряду с этим планируется введение постоянной оплачиваемой стажировки в судах, увеличение срока практической подготовки магистрантов, создание на базе Института правосудия специализированной Академии при Верховном суде.
Для реализации этих мер Верховным судом проведен мониторинг законодательства и подготовлены проекты соответствующих законов и других нормативно-правовых актов.
– Расскажите подробнее об оптимизации инстанций судебной системы, для чего это нужно?
– Это предложение было обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. Был изучен международный опыт организации работы судебных органов. Надзорная инстанция является, по существу, наследием советского периода. При этом кассационная инстанция на сегодня фактически дублирует функции надзора по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда.
Мировая практика показывает – чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления правами.
Важно понимать, что основными целями институционального реформирования судоустройства и судопроизводства является обеспечение эффективности и доступности правосудия, соблюдение верховенства права и формирование судебной системы, отвечающей передовым международным стандартам.
– Вы отметили, что оптимизация судебных инстанций приведет к повышению нагрузки на судей Верховного суда. Что планируется сделать для решения этой проблемы, кроме увеличения численности судей?
– Сегодня кассационными коллегиями областных судов рассматривается ежегодно 24-25 тысяч дел, которые, с учетом определенной процессуальной корректировки, будут поступать в Верховный суд.
Поэтому необходимы меры по усилению роли апелляции. Судебные дела должны рассматриваться здесь в коллегиальном составе, с учетом сложности спора. Гражданские дела, рассмотренные в упрощенном, заочном и приказном производстве, а также уголовные дела о проступках и преступлениях небольшой тяжести, можно оставить на единоличное рассмотрение судьи.
Будет отработан и строго регламентирован порядок разрешения ходатайств в кассационной инстанции Верховного суда, с введением их предварительного рассмотрения.
Кроме того, с учетом мировой практики в отношении отдельных категорий дел будет предложено ограничение подсудности. Планируется ввести и ограничения по сумме иска – такова устоявшаяся мировая практика. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный суд с ходатайством по гражданскому делу. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных тяжб стороной, не имеющей обоснованных юридических аргументов своей правоты.
– Что планируется сделать по совершенствованию системы отбора судей?
– Изменение системы подготовки и отбора кандидатов на должности судей позволят укрепить судейский корпус наиболее опытными и подготовленными специалистами, имеющими за своими плечами не только профессиональный, но и жизненный опыт. Это очень важно, потому что сегодня у нас некоторые молодые судьи не выдерживают нагрузки и уходят.
Важная роль в системе подготовки судейских кадров принадлежит Институту правосудия, который планируется выделить из Академии государственного управления при Президенте и передать в ведение Верховного суда. В целях усиления взаимосвязи обучения и практики, профессорско-преподавательский состав должен быть сформирован из числа судей, откомандированных в распоряжение Академии. Академия будет вести обучение магистрантов, повышение квалификации действующих судей, а также научно-исследовательскую деятельность. Стажировка кандидатов в судьи, сдавших квалификационные экзамены в соответствующем органе при Высшем судебном совете, также будет организована Академией правосудия. В последующем, формирование судейского корпуса должно осуществляться исключительно за счет выпускников Академии.
– Какими делами будет заниматься специализированная коллегия по рассмотрению инвестиционных споров в Верховном суде и суд Финансового центра Астаны? Возможны ли противоречия между решениями этих двух новых институтов?
– Специализированная коллегия, как уже говорилось, будет рассматривать дела с участием крупных инвесторов. Соответствующие изменения уже внесены в проект ГПК. Одновременно будет создан специальный состав в суде города Астаны, где будут рассматриваться остальные инвестиционные споры.
Специализированный суд финансового центра Астана будет создан с собственной юрисдикцией, на принципах английского права. Предполагается, что такой суд будет действовать на основе собственного Регламента, для внедрения в Казахстане новых подходов к разрешению коммерческих споров.
Специальная экономическая зона Международный финансовый центр "Астана" будет создаваться с учетом лучшей международной практики Дубая и Сингапура. Законопроект "О Международном финансовом центре "Астана", разработанный Национальным банком, предусматривает функционирование суда МФЦА с особым правовым статусом, с исключительной компетенцией. При разрешении споров участников МФЦА будут применяться акты финансового центра и зарубежные судебные прецеденты.
К подсудности специализированной коллегии Верховного суда будут отнесены дела с другим кругом участников. Кроме того, применимым правом для коллегии является действующее законодательство страны. Поэтому предпосылок для противоречий между указанными судами нет. Вместе с тем, именно создание такого органа, как Международный совет при Верховном суде, позволить максимально гармонизировать судебную практику и обеспечить равнозначные подходы к защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Казахстане.
Следует отметить, что привлечение к работе суда МФЦА и Международного совета иностранных специалистов и совместная работа с ними окажет свое позитивное влияние не только на судебную деятельность, но и, в целом, на формирование новой генерации национальных кадров.
– На расширенном совещании по итогам первого полугодия Вы сообщили о создании Электронного классификатора судебных дел с целью обобщения судебной практики. Как это будет способствовать улучшению работы судов?
– Формирование единообразной судебной практики определено одним из актуальных направлений деятельности Верховного суда. Эта работа должна быть поставлена на новую основу, с использованием современных информационных технологий. В настоящее время идет работа по созданию Единого классификатора, в котором будут представлены обобщения и справочные материалы по отдельным категориям судебных дел, Банка судебных актов, а также форума "Талдау", посредством которого будет обеспечиваться обмен мнениями и информацией о судебной практике.
Обобщения судебной практики, проведенные областными и приравненными к ним судами, размещаются на Внутреннем интернет-портале Верховного суда, комментируются всеми судьями, обсуждаются на совещаниях коллегий. Это дает возможность исключить разночтения в судебной практике между отдельными регионами, и судебными инстанциями. Кроме того, эти электронные ресурсы являются хорошим подспорьем для начинающих судей. В перспективе форум "Талдау", Банк судебных актов станут источником профессиональной информации не только для судов, но и для других участников судопроизводства, и, в первую очередь, для прокуроров и адвокатов.
– Когда заработает новая реформа в судах?
– Как Вы знаете, для этого необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство. А это потребует определенного времени.
Законодательная база реформы уже формируется, я имею в виду работу над проектами процессуальных кодексов. Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства" уже принят. Потребуется также внесение ряда поправок в другие законодательные акты.
В целом, новая система судоустройства и новый порядок рассмотрения дел будут введены уже с 1 января 2016 года. Реализация других мер будет осуществляться поэтапно, в течение последующих лет.
– Спасибо за беседу.
– В свою очередь, я также выражаю благодарность всему коллективу "Казинформа" за активную поддержку проводимых реформ и объективное освещение деятельности судебной системы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.08.2015
Правовой фундамент успешного развития страны 28.08.2015
В Астане подписано Соглашение о создании Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ 28.08.2015
О заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ 28.08.2015
В Астане стартовало строительство школы совместно с ОАЭ 28.08.2015
В 2015 году защищены трудовые права более 30 тыс. работников 28.08.2015
Депутаты оценили работу акима области 28.08.2015
В Актау открылась Назарбаев Интеллектуальная школа 28.08.2015
О заседании рабочей группы по стабилизации экономики 28.08.2015
МИР РК активизирует политику "открытости для всех" 28.08.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz