Астана, 26 июня, Дом Мажилиса
В Мажилисе состоялось заседание Совета по региональной политике и работе с маслихатами, главной темой которого стали вопросы развития местного самоуправления. Заседание открыла Председатель Совета, депутат Мажилиса Гульнар Сейтмаганбетова, которая отметила динамизм в развитии системы местного самоуправления, обозначив при этом актуальные темы. Среди них – необходимые меры, а также изменения в законодательство для более эффективной реализации Концепции развития местного самоуправления. О состоянии дел по рассматриваемому вопросу рассказал вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев. По словам К.Ускенбаева, в ходе выборов акимов нижних уровней, которые были впервые проведены в Казахстане в 2013 году, избраны 2457 акимов, что составляет 91,5% от общего количества акимов всех уровней. Еще одно новшество касается наделение акимов нижних уровней финансовыми средствами. – В целом по республике в 2013 году открыты 2457 специальных внебюджетных счетов местного самоуправления. Доходы, поступающие на данные счета формируются от аренды государственного имущества, добровольных сборов физических и юридических лиц, платы за размещение наружной рекламы, штрафов за административные правонарушения. По состоянию на 1 мая 2015 года на данные счета в целом по республике поступили около 600 млн тенге, – отметил К.Ускенбаев. Вице-министр национальной экономики акцентировал внимание и на важности такой нормы, как обязательное обсуждение собранием или сходом вопросов финансирования мероприятий местного значения и предоставления местному населению права участия в мониторинге за использованием бюджетных и иных средств, выделенных на решение проблем местного значения. В этих целях акимы утверждают планы поступлений и расходов по согласованию с собранием местного сообщества, и после этого, поступившие средства направляются на решение задач местного значения. По состоянию на 1 мая т.г. из общего объема поступивших средств на эти цели израсходовано 352 млн. тенге. Наряду с этим К.Ускенбаев остановился и на ряде проблемных вопросов, которые требуют своего разрешения на втором этапе реализации Концепции развития местного самоуправления. Прежде всего, это необходимость пересмотра вопроса избрания и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа" акимы нижнего уровня избираются депутатами маслихатов соответствующего района, а освобождаются от должности акимами районов с согласия акимов областей. – Министерство, изучив предложения местных исполнительных органов, в целях повышения прозрачности механизма освобождения акимов, считает целесообразным ввести процедуру обязательного согласования с маслихатом соответствующего района вопроса освобождения акима от занимаемой должности, – отметил вице-министр. Кроме того, анализ поступлений средств на контрольные счета наличности местного самоуправления в разрезе областей показывает, что определенные законом доходные источники местного самоуправления незначительны и не могут оказать значительного влияния на решение вопросов местного значения. – Для расширения финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с казахстанским законодательством органам местного самоуправления переданы 4 вида налогов, поступающих в настоящее время в областной и районные бюджеты. Это индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты (индивидуальных предпринимателей), налог на имущество физических лиц, налог на транспорт с физических лиц и земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов. Прогнозное поступление за год составляет около 26 млрд. тенге, – сказал К.Ускенбаев. По словам вице-министра национальной экономики, эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом зависит от эффективности деятельности представительного органа и уровнем развития его правовой основы. – На сегодня институт Собрания местного сообщества требует тщательной проработки, так как отсутствует эффективная коммуникация между представителями (членами собрания) и избирателями (сходом), что лишает граждан возможности в оперативном режиме удовлетворять свои потребности через избранных представителей. В связи с этим, напрашивается в перспективе проведение работы по усилению позиции представительного органа местного самоуправления – собрания местного сообщества, – добавил К.Ускенбаев. В настоящее время Министерством национальной экономики разработан проект Закона по реализации второго этапа Концепции, предусматривающий создание прочной основы для финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления, расширение полномочий сельских акимов, создание общественных структур для взаимодействия акимов городов с населением. Проектом закона предусматривается, в частности, дополнительная передача сельским акимам двух видов налогов: земельный и транспортный налоги с юридических лиц, а также права наложения штрафов за нецелевое использование и незаконное занятие земельных участков на территории населенного пункта. Своим опытом реализации Концепции развития местного самоуправления поделились Секретарь Карагандинского областного маслихата Нурлан Дулатбеков и Первый заместитель руководителя Илийского районного филиала партии "Нур Отан" Роза Абилова. Р.Абилова, в частности, рассказала о том, как функционируют созданные в Алматинской области Советы общественности, как действует институт медиации, а также осуществляется социальный аудит. Среди же проблемных вопросов, к примеру, обозначено отсутствие прописанного регламента взаимодействия сельского акима с Советом общественности. Р.Абилова также высказала предложение предусмотреть в законодательстве норму о социальном аудите. В обсуждении вопросов развития местного самоуправления приняли участие мажилисмены М.Айсина, Б.Ертаев, А.Маковский, Ш.Мырзахметов, Р.Шаекин.
-----
На контрольные счета наличности местного самоуправления с 2013 года поступило 600 млн тенге – К. Ускенбаев АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 26 июня
На контрольные счета наличности местного самоуправления с 2013 года поступило 600 миллионов тенге. Об этом сообщил вице-министр национальной экономики РК Каирбек Ускенбаев на заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК. "В целом, по республике в 2013 году открыты 2457 специальных внебюджетных счетов местного самоуправления. Доходы, поступающие на данные счета, формируются от аренды государственного имущества, добровольных сборов физических и юридических лиц, платы за размещение наружной рекламы, штрафов за административные правонарушения. По состоянию на 1 мая 2015 года на данные счета в целом по республике поступило около 600 миллионов тенге", – сказал К.Ускенбаев. Вице-министр отметил, что наибольший объем поступлений на контрольные счета наличности местного самоуправления составляют добровольные взносы физических и юридических лиц. При этом, хотя сумма поступлений на первоначальном этапе реализации Концепции развития местного самоуправления является незначительной, сам механизм пополнения и расходования этих средств способствует активному вовлечению местного населения к делам местного сообщества. Для использования поступивших средств акимы сельских округов утверждают планы поступлений и расходов по согласованию с собранием местного сообщества, после этого поступившие средства направляются на решение задач местного значения. Из указанного объема поступивших средств на эти цели израсходовано 352 миллиона тенге. К.Ускенбаев также сообщил, что с 2018 года планируется разработать бюджеты сельских округов, которые будут утверждаться районными маслихатами до тех пор, пока не будут созданы представительные органы нижнего уровня. Напомним, в 2012 году Указом Президента принята Концепция развития местного самоуправления. В 2013 году принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития местного самоуправления", которым введена норма о выборности акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов депутатами маслихата, расширена финансовая и экономическая самостоятельность акимов нижнего уровня.
----
МНЭ РК предлагает ввести процедуру освобождения от должности акимов нижнего уровня по согласованию с раймаслихатами АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 26 июня
Министерство национальной экономики РК предлагает ввести процедуру освобождения от должности акимов нижнего уровня по согласованию с районными маслихатами. Об этом сообщил вице-министр Каирбек Ускенбаев на заседании Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии "Нур Отан" в Мажилисе Парламента РК. "На сегодня возникает необходимость пересмотра вопроса избрания и освобождения от должности акимов городов районного значения, поселков, сельских округов и сел. Так, в соответствии с Указом Президента РК от 24 апреля 2013 года "О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа", акимы нижнего уровня избираются депутатами маслихатов соответствующего района, а освобождаются от должности акимами районов с согласия акимов областей. Министерство, изучив предложения местных исполнительных органов, в целях повышения прозрачности механизма освобождения акимов, считает целесообразным ввести процедуру обязательного согласования с маслихатом соответствующего района вопроса об освобождении акима от занимаемой должности", – сказал К.Ускенбаев. Вице-министр также отметил, что в течение года после выборов акимов нижних уровней 30 процентов из них были освобождены решением акимов районов, без согласования с маслихатами. |