NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:59 ast
22:59 msk

"По нашей оценке, общая сумма, по которой не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге"
Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина на пленарном заседании Сената Парламента РК
16.06.2015 / политика и общество

esep.kz, 15 июня

Уважаемый Председатель!
Сенаторы и приглашенные!
Отчет Счетного комитета – заключение к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год рассматривался и обсуждался рабочей группой и комитетами Сената.
Несмотря на негативную внешнюю конъюнктуру, в целом, Правительством исполнены основные параметры республиканского бюджета.
Фактическое поступление доходов составило 5,9 трлн. тенге с уменьшением от уточненного плана на 125,2 млрд. тенге, или на 2,1%, от скорректированного – на 44,5 млрд. тенге, или на 0,7%.
Расходы не исполнены на 32,1 млрд. тенге, от скорректированного, или на 0,5%, и на 80,7 млрд. тенге от уточненного, или на 1% и составили 7,4 трлн. тенге.
Разрешите более подробно остановиться на системных проблемах формирования и исполнения республиканского бюджета и наших рекомендациях по их устранению.
Первая системная проблема - некачественное планирование средств республиканского бюджета.
Проблемы при планировании бюджетных средств приобрели системный характер.
Средства республиканского бюджета в ряде случаев выделялись при необеспечении полноты, достоверности расчетов в бюджетной заявке, при отсутствии технической документации и экономического обоснования.
Все это негативно отразилось на разработке программных документов.
Запланированные объемы требуемых бюджетных средств не стыкуются с целями и задачами программных документов, а по отдельным индикаторам и показателям не обозначены их количественные значения.
В результате запланированные мероприятия не реализуются, либо выполняются с нарушениями бюджетного и иного законодательства.
При оценке реализации 2-х государственных и 15-ти отраслевых программ установлены факты недостижения запланированных индикаторов и показателей, финансовые нарушения на сумму 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 56 млрд. тенге.
Для повышения качества планирования бюджетных средств в Бюджетном кодексе следует закрепить ответственность уполномоченного государственного органа по бюджетному планированию за рассмотрение необоснованных заявок без подтверждающих документов.
Кроме того, предлагается внедрить систему управления рисками при планировании бюджетных средств с определением четких критериев по срокам и требуемым объемам финансирования.
Вторая проблема – нерешение вопроса по определению терминов "неосвоение", "неиспользование" и "неисполнение" в Бюджетном кодексе.
Согласно отчету Правительства, сумма неосвоенных средств республиканского бюджета составила 32,1 млрд. тенге.
При оценке исполнения бюджета 2014 года мы исходили из соблюдения принципа результативности, то есть использование бюджетных средств на поставленные конечные результаты в соответствии с Бюджетным кодексом.
По нашей оценке, общая сумма, по которой не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге.
Во избежание различного толкования на законодательном уровне следует установить четкое определение этих терминов.
Третья системная проблема – это ненадлежащее налоговое и таможенное администрирование.
Доля доходов республиканского бюджета к ВВП за последние 3 годы снизилась с 10,7% в 2012 году до 9,8% в 2014 году.
Авансовые платежи стали одним из инструментов исполнения доходов бюджета. Переплата по налоговым поступлениям по состоянию на 1 января 2015 года увеличилась на 119 млрд. тенге и составила 1,7 трлн. тенге – это почти половина (46%) всех налоговых поступлений 2014 года.
Недоимка по налоговым поступлениям в 2014 году увеличилась почти в 2 раза и составила 78 млрд. тенге
Все это свидетельствует о низком качестве налогового и таможенного администрирования.
При этом выявлены факты ненадлежащего исполнения своих функций департаментами государственных доходов отдельных областей.
Так, данные по недоимке занижаются путем необоснованного присвоения налогоплательщикам статуса банкрота.
Допускались факты предоставления недостоверных сведений в налоговых декларациях.
Территориальными органами госдоходов за одни и те же нарушения налогового законодательства применялись различные санкции, либо вообще были проигнорированы.
Меры налогового контроля в части своевременного реагирования на факты уклонений от уплаты налогов по-прежнему остаются недостаточно эффективными.
Так, в 2014 году по 64 юридическим лицам, признанным лжепредприятиями, установлены 1,7 тыс. контрагентов (с ростом по сравнению с 2013 годом на 519 единиц), уменьшивших свои налоговые обязательства по взаиморасчетам с ними на сумму 51,8 млрд. тенге
Контролем установлены факты несвоевременного принятия мер к контрагентам лжепредприятий и налогоплательщиков, государственная регистрация которых признана недействительной, при этом общая сумма потерь бюджета составила 1,2 млрд. тенге.
Отмечается низкая эффективность СУР, применяемой таможенными органами.
В 2014 году при проведении 62,3 тыс. досмотров таможенными органами выявлено всего 254 нарушения таможенного законодательства.
Для повышения качества налогового и таможенного администрирования нами дана рекомендация по включению указанных недостатков в критерии оценки деятельности уполномоченного государственного органа по планированию и исполнению бюджета.
Четвертая системная проблема- несовершенство межбюджетных отношенийи проблемы при использовании трансфертов.
Ежегодно увеличиваются объемы трансфертов из республиканского бюджета. В 2014 году по сравнению с 2013 годом они увеличились на 258 млрд. тенге и составили 2,2 трлн. тенге.
Вместе с тем, местными исполнительными органами не освоены, использованы не по целевому назначению, возвращены в бюджет средства республиканского бюджета в размере 13,1 млрд. тенге.
Сумма выявленных финансовых нарушений при формировании и использовании целевых трансфертов составила 245 млрд. тенге с увеличением по сравнению с 2013 годом на 40%.
Проведенные комплексные проверки в регионах свидетельствуют о некачественной разработке соглашений о результатах по целевым трансфертам.
Целевые трансферты регионам выделялись при отсутствии технических документов на инвестиционные проекты, либо положительных экспертных заключений уполномоченных органов.
В результате ряд социально-значимых объектов замораживался и вводился в эксплуатацию позже установленных сроков.
Тем самым, происходит удорожание инвестиционных проектов, срываются сроки ввода в эксплуатацию предприятий и социально-значимых объектов (школы, больницы, детские сады и т.д.), либо они простаивают из-за отсутствия инженерно-коммуникационных сетей и оборудования.
Так, на республиканском и региональном уровнях из предусмотренных к вводу в 2014 году 1064 проектов остались незавершенными 130.
При реализации инвестиционных проектов и использовании целевых трансфертов на развитие выявлены нарушения на 205,3 млрд. тенге (34,3 млрд. тенге центральными госорганами, в регионах – на сумму 171 млрд. тенге).
Пятая системная проблема – неэффективное использование средств республиканского бюджета и активов государства субъектами квазигосударственного сектора.
Как показали контрольные мероприятия, несоблюдение акционерными обществами законодательства по управлению активами, неэффективное использование средств республиканского бюджета приводят к убыткам и финансовым нарушениям.
29 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью завершили 2014 финансовый год с убытками в 4,1 млрд. тенге, 51 республиканское государственное и казенное предприятие допустило убытки в 3 млрд. тенге.
Также необходимо отметить, что увеличение и пополнение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора осуществляются без учета этапности реализации проектов, что приводит к накоплению бюджетных средств на их контрольных счетах наличности в течение ряда лет.
По состоянию на 1 января 2015 года остатки неиспользованных средств квазигосударственного сектора на контрольных счетах наличности составили 345 млрд.тенге, в том числе выделенные в 2014 году – 322 млрд. тенге.
При этом прямые нормы по доиспользованию либо возврату остатков средств в бюджет отсутствуют.
Для решения проблем эффективного использования средств субъектами квазигосударственного сектора считаем необходимым проработать вопрос обоснованности выделяемых им бюджетных средств, по аналогии с государственными органами, и на законодательном уровне регламентировать утверждение их бюджета.
Кроме того, Счетным комитетом даны рекомендации в части поэтапного финансирования по мере освоения средств и достижения поставленных целей и задач.
Уважаемые сенаторы!
В 2014 году Счетным комитетом проведено 29 контрольных мероприятий. Выявлены нарушения на сумму 643 млрд. тенге, в том числе нарушения, допущенные при использовании средств республиканского бюджета 2014 года – на 112 млрд. тенге.
Из 102,6 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 91,4 млрд. тенге.
Правительству и объектам контроля направлены 68 рекомендаций и 244 поручения.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 22 материала контроля. К дисциплинарной ответственности привлечено 221 должностное лицо, к административной ответственности – 41 должностное лицо и 74 юридических лица.
В целях внедрения новой системы аудита и оценки работы государственного аппарата в рамках реализации Плана нации "100 конкретных шагов" Счетным комитетом реформируется методологическая база, пересматриваются инструменты повышения финансовой дисциплины и системы подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время проект Закона "О государственном аудите и финансовом контроле" обсуждается в Мажилисе Парламента.
В завершение своего выступления хочу высказать слова благодарности всем сенаторам за активное участие в обсуждении нашего Отчета,
за очень ценные и полезные пожелания и рекомендации, которые обязательно будут учтены нами в дальнейшей работе.
Благодарю за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анонс предстоящих событий 30.06.2015
К.Токаев подвел итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов принял участие в региональной конференции стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму 30.06.2015
Совбез РК предложил замораживать имущество лиц причастных к терроризму 30.06.2015
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б.Сагинтаев провел переговоры с недавно назначенным спецпредставителем ООН 30.06.2015
Е.Идрисов: Важно сконцентрировать усилия Казахстана и региональных структур ООН на решении экономических вопросов в ЦА 30.06.2015
Властям сложнее бороться с экстремистским аудиоконтентом в сети 30.06.2015
Вольное экономическое общество России наградило Президента Казахстана Большой Золотой медалью 30.06.2015
В МЗСР РК презентован План действий по обеспечению занятости молодежи 30.06.2015
В МИД обсуждены вопросы сотрудничества Казахстана и США в противодействии экстремизму и терроризму 30.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz