NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:18 ast
21:18 msk

Реформа судебной системы: результаты после VI съезда судей
Успешность любой реформы зависит, в первую очередь, от того, насколько она улучшит жизнь людей в обычной, повседневной жизни
16.06.2015 / политика и общество

Нарушение прав потребителей, имущественные споры, бракоразводные процессы – все это затрагивает многих людей, и связывает их повседневную жизнь с судебной системой.
Реформа судебной системы, безусловно, влияет на жизнь граждан. И она важна не только для самих судей. Хотя затрагивает, в первую очередь, именно судей и деятельность судов.
В ноябре 2013 года на VI съезде судей президент Назарбаев выделил 5 конкретных перспективных направлений работы для судейского корпуса Казахстана. Уже тогда закладывалась основа 5-ти институциональных реформ, потому что судебная система – значимый общественный и государственный институт. Одна из таких реформ – обеспечение верховенства закона, и основную роль в реализации этой реформы играет судебная система.
Во-первых, президентом была поставлена задача совершенствовать законодательство и процессуальные нормы работы судов. Потому что на практике применяют законодательство в первую очередь правоохранительные органы и суды. И от того, насколько правильно работают законодательные нормы, зависит в итоге объективность принимаемых судебных решений. Новый Уголовно-процессуальный Кодекс, вступивший в силу с 1 января 2015 года, расширяет судебный контроль в уголовных процессах. Любые действия, затрагивающие права и свободы человека, как, например, арест или обыск, теперь проводятся только с санкции суда или прокурора.
Из обихода казахстанцев уходит понятие "возбуждено уголовное дело". Теперь введено понятие "досудебное расследование", которое исключило доследственную проверку, предъявление обвинения следователем, возвращение дел судами на дополнительное расследование органами следствия и дознания. Появился "следственный судья", который имеет определенные полномочия при досудебном расследовании.
В декабре 2015-го в Мажилис парламента планируется внести Гражданский процессуальный Кодекс, концепцию которого, разработанную Верховным судом, одобрил президент.
У судьи – большая власть. Но и ответственность – большая. Поэтому с каждым годом становятся все жестче критерии отбора судей.
На сегодня в стадии разработки – новый алгоритм подготовки будущих судей в специализированной магистратуре: 21-22 года – получение высшего юридического образования, 25-27 лет – поступление на учебу в Институт правосудия Академии госуправления при президенте РК, 28-29 лет – участие в конкурсе на вакантную должность с испытательным сроком от 1 до 3 лет, 30-32 года – указ президента о назначении на должность судьи. И обязательное психологическое тестирование при сдаче экзамена в магистратуре. Предлагается ввести представление рекомендаций, сдачу экзамена на знание государственного языка, практическое обучение, периодическую профессиональную оценку судей со стажем менее 15-ти лет.
Реальная жизнь ставит перед обществом все новые проблемы и вопросы, разрешение которых требует постоянного совершенствования общественных и государственных институтов. Не исключение и судебное устройство, как еще одно направление деятельности, обозначенное президентом страны.
Верховный суд разрабатывает новый Административный процессуальный кодекс, который законодательно определит взаимодействие граждан и общественных организаций с органами власти, позволит создать систему административной юстиции. Это позволит выделить отдельно рассмотрение споров между гражданами и публичной администрацией любого уровня, в т.ч. по защите избирательных прав.
Законодательство достаточно полно регламентирует права и обязанности всех сторон судебного процесса. Основной вопрос – правильность исполнения установленных норм. Для этого внедрена система мониторинга деятельности судов. С начала 2014 года эта система принципиально обновлена. Если раньше оценивались конкретные судьи, то теперь по 8-ми постоянным индикаторам оценивается деятельность суда в целом. Задача состоит в улучшении деятельности судов и устранении недоработок, а не в посягательстве на неприкосновенность судей. Причем мониторинг проводится как внутренний, оценка самими судейскими работниками, так и внешний, с помощью анкетирования, социологических опросов.
В 2014 году впервые осуществлена внутренняя оценка деятельности председателей и председателей коллегий областных и приравненных к ним судов. Исследование проведено посредством анонимного анкетирования судей. Итоги исследования пока будут использоваться только для принятия управленческих решений внутри судебной системы.
Естественно, споры и конфликты необязательно должны разрешаться судебным решением. Общемировая практика подтверждает эффективность альтернативных способов разрешения конфликтов, когда в выигрыше могут остаться обе конфликтующие стороны.
С мая 2014 года в 39-ти районных судах республики реализуется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Причем судья-медиатор осуществляет деятельность без оплаты его услуг, в отличие от обычных медиаторов. Результаты пилотного проекта позволят выявить проблемные вопросы внедрения института примирения с участием судьи-медиатора, определить необходимые изменения в законодательстве.
Новым ГПК расширены возможности для внесудебного урегулирования споров.
Наибольшее развитие из альтернативных процедур разрешения споров во всем мире получил арбитраж. Процедуры рассмотрения споров одинаковы и в третейском суде, и в международном арбитраже. Для установления единого подхода в законодательном регламентировании этих видов разрешения споров Министерством юстиции совместно с Национальной палатой предпринимателей республики разработан и согласован с Верховным судом законопроект "Об арбитраже". В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. Его принятие позволит повысить оперативность и качество разрешения споров в сфере бизнеса.
Расширение использования в Казахстане примирительных процедур и альтернативных способов разрешения конфликтов способствует улучшению условий для ведения бизнеса в стране.
В эру информационных революций судебная система не может оставаться в стороне от технологического прогресса. С учетом успешного использования гражданами портала электронного правительства, закономерно внедрение онлайн-сервисов на сайтах судебных органов для обеспечения удобства пользования населением.
На сегодняшний день на официальных сайтах для граждан доступны такие модули, как "Списки слушаний дел", "Справочник по судебным делам", "Банк судебных актов". Обеспечен оперативный доступ к документам через сервис "Ознакомление с судебными документами". Пользователь с помощью логина и пароля, которые направляются сторонам судебного процесса в виде SMS на мобильный телефон или на электронную почту, может ознакомиться с любым процессуальным документом по своему делу.
Одним из наиболее перспективных информационных сервисов для работы с населением является проект "Судебный кабинет". Он представляет собой своего рода единое окно доступа к онлайн-услугам судебных органов. Гражданин или его представитель в лице адвоката в любое удобное ему время, не выходя из дома или офиса, через Интернет может подать заявление, просмотреть судебный документ, а также статус по делу и распечатать судебный акт.
Все эти меры обеспечивают доступность правосудия для граждан. Это – один из важнейших аспектов реформирования судебной системы.
Доверие граждан к судебной системе во многом зависит от профессионализма судей. Назначение на должность судьи магистрантов Института правосудия Академии госуправления, акцент на практическую подготовку в процессе обучения, система наставничества в судах республики, требование о постоянном участии судей в семинарах и конференциях – все эти меры направлены на повышение профессионального уровня судейского корпуса.
Новый алгоритм подготовки судей, о котором говорилось выше, должен исключить попадание в число судей случайных, недобросовестных людей. Результатом этого должен стать высокий средний уровень профессионализма судей, а как следствие – повышение доверия людей к судебной системе.
Это обязательно скажется и на улучшении инвестиционного климата, если бизнесмены, в т.ч. иностранные, будут уверены в обеспечении законности в судебной системе Казахстана, прозрачности и открытости судебных процедур.
Подтверждением результативности реформы за период, прошедший после VI съезда судей, служит изменение места Казахстана в Глобальном рейтинге конкурентоспособности по критерию "Независимость судов" со 111-го места в 2011 году на 86-е по итогам 2014 года. Тем более что этот показатель определяется путем опроса представителей 80-120 казахстанских и иностранных компаний.
Тем не менее, судебной системе Казахстана есть над чем работать. Ориентиры определены Национальным планом, поручениями президента Казахстана, решениями съезда.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анонс предстоящих событий 30.06.2015
К.Токаев подвел итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов принял участие в региональной конференции стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму 30.06.2015
Совбез РК предложил замораживать имущество лиц причастных к терроризму 30.06.2015
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б.Сагинтаев провел переговоры с недавно назначенным спецпредставителем ООН 30.06.2015
Е.Идрисов: Важно сконцентрировать усилия Казахстана и региональных структур ООН на решении экономических вопросов в ЦА 30.06.2015
Властям сложнее бороться с экстремистским аудиоконтентом в сети 30.06.2015
Вольное экономическое общество России наградило Президента Казахстана Большой Золотой медалью 30.06.2015
В МЗСР РК презентован План действий по обеспечению занятости молодежи 30.06.2015
В МИД обсуждены вопросы сотрудничества Казахстана и США в противодействии экстремизму и терроризму 30.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz