Тимур Казиев, "Тумба", 25 мая
На очередной сессии облмаслихата глава региона Алик Айдарбаев озвучил ряд вопросов, которая область поставила перед правительством страны во время недавнего отчета по социально-экономическому развитию. На прошлой неделе мы отчитались в Правительстве по социально-экономическому развитию региона. В целом нашей совместной работе была дана положительная оценка. Мы озвучили ряд постановочных вопросов, в решении которых просили поддержку у Правительства. В частности самым основным на сегодня для нас является вопрос сохранения занятости в нефтегазодобывающих компаниях области. Как известно, в связи с падением цены на нефть сегодня у нефтяных предприятий региона складываются убытки, что может повлечь значительное высвобождение работников самих компаний и их основных подрядчиков. Для недопущения негативной социальной ситуации мы просили ускорить принятие решения по дальнейшему снижению налоговой нагрузки нефтяным компаниям, а именно, снизить ставку экспортной таможенной пошлины (ЭТП) до нуля. О том, что в нефтяных компаниях непростая ситуация, нам стало известно еще в феврале-марте месяцах, когда областные власти вели активные переговоры по заключению Меморандумов с нефтяниками и производственниками. Руководитель одной из нефтяных компаний в кулуарах после очередного совещания в облакимате посетовал на то, что сервисные компании – "дочки" стали обузой для "материнской". Он имел в виду излишние затраты на содержание персонала, который получает очень солидную зарплату даже для Мангистауского региона. Фактически некоторые сервисникам нечем заняться, нет объемов работ, но зарплату они исправно получают. Дело в том, что нефтяники существенно сократили закуп товаров и услуг для производственных нужд, и выполнение капитальных работ на месторождениях. Это проводится в рамках экономии ресурсов, законы рынка диктуют свои правила. Но это должно касаться и урезания уровня зарплат, и сокращения персонала, но однако, ни того ни другого нефтяные компании сделать пока не могут. С одной стороны, регион имеет свою известную специфику, и никто не хочет эскалации социальной напряженности, а с другой все "повязаны" меморандумами. Однако убытки растут, и сама логика кризиса подсказывает либо срочно освобождаться от лишних ртов, либо создавать аналогичные рабочие места в других секторах экономики. Пока что выручает запас прочности прежних лет, компании проедают свои ресурсы. И все же наши нефтяники и без того избалованы, в России, к примеру пошлина на экспорт нефти снизилась с 1 мая 2015 года с 130,8 до 116,5 долларов за тонну. В Казахстане ЭТП снизилась в марте текущего года с 80 до 60 долларов. И все равно наши нефтяники в убытках. Аким также сообщил о том, что перед КабМином РК озвучены вопросы по увеличению загрузки международного аэропорта Актау за счет открытия новых международных маршрутов в направлении европейских аэропортов, Объединенных Арабских Эмиратов, выхода на авиационный ХАБ г.Стамбула и в другие точки мира через крупные иностранные авиакомпании за счет наличия развитых стыковочных рейсов. Комитет гражданской авиации, как ранее сообщалось, руководством аэропорта Актау почему-то всячески воспрепятствует захождению в Актау рейсов международных авиалиний. Отменен чартерный рейс в Турцию, зарубили на корню договоренности облакимата и авиакомпании "AirArabia" – арабской бюджетной авиакомпании со штаб-квартирой в г. Шарджа, работающей на рынке пассажирских перевозок из аэропортов Шарджа (ОАЭ) и Александрии. Авиакомпания является первым бюджетным авиаперевозчиком на Ближнем Востоке, осуществляя полеты в 89 городов мира. Позиция Комитета гражданской авиации в отношении международного аэропорта Актау в том, чтобы отдавать все на откуп рейсам авиакомпании "Эйр Астана". Но и Эйр Астана, тоже не собирается перенаправлять международные рейсы в Мангистау. В результате увеличившийся в размерах международный аэропорт Актау вынужден терпеть убытки, где к тому же проведен второй этап реконструкции и модернизации взлетно-посадочной полосы на заемные средства в размере 36,8 млн долларов БРК (Банка развития Казахстана). Аким сообщил, что поднят вопрос о реконструкции автодорог до границы с Туркменистаном и Узбекистаном, качество которых оставляет желать лучшего. В рамках дальнейшего развития транспортной логистики озвучены вопросы о необходимости реализации с 2016 года проектов пореконструкциии автомобильных дорог "Бейнеу – Акжигит – государственная граница Узбекистана" и "Жанаозен – гос. граница Туркменистана". В целом по всем вопросам мы нашли необходимую поддержку. Правительством утверждена Карта постановочных вопросов регион. |