Владимир Винников, riafan.ru, 18 мая
Принятое 15 мая постановление правительства России №468, согласно которому прекращается транзит грузов сил международной коалиции в Афганистане (ISAF) через территорию нашей страны, примечательно по целому ряду причин. Прежде всего, мотивировкой данного решения называется прекращение действия резолюции Совета Безопасности ООН 1386 от 20 декабря 2001 года. Что произошло не в связи с "истечением срока годности", а в связи с тем, что Совбез ООН не продлил мандат ISAF на очередные год или полгода. Последнее продление на шесть месяцев состоялось 13 декабря 2014 года. И, судя по той оперативности, с которой правительство России приняло указанное выше постановление, в таком развитии событий есть определенный вклад позиции Москвы.
Риски растут, доходы падают Для США и их союзников это означает, что теперь Северной распределительной сети, по которой в Афганистан и обратно доставлялось свыше половины грузов ISAF, больше не существует, а значит – необходимо расширять логистические схемы через территорию Пакистана, что резко повышает транзитные риски. В том числе – для неизбежной "серой" и "черной" части перевозимых грузов, поскольку американских военных многие эксперты считали и продолжают считать одной из главных заинтересованных сторон в резком росте траффика наркотиков из Афганистана с самого начала мандата ISAF. Теперь этот сверхприбыльный (суммарная "цена вопроса" – $200-250 млрд ежегодно) бизнес для топ-менеджеров "корпорации Пентагон" с генеральскими звездами на погонах будет, как минимум, серьезно затруднен.
Асимметричный ответ Немного зная психологию американцев, следует предположить, что их ответом может стать резкое обострение ситуации в Средней Азии, скорее всего – в Казахстане и, не исключено, что в Туркмении. Не исключены также ни эскалация украинского конфликта, где активно действуют ассоциированные с Пентагоном американские частные военные компании, ни серьезное расширение финансирования всего спектра оппозиционных политических сил и подготовка крупномасштабных провокаций и терактов внутри самой России с целью возвращения "статус-кво". В противном случае резкое сокращение прибыльности пребывания военных контингентов США в Афганистане поставит под вопрос саму возможность такого пребывания (для чего, даже после отмены соответствующего пакета резолюций СБ ООН, вполне будет достаточно двустороннего соглашения между Вашингтоном и Кабулом).
Керри и Нуланд Москву не взяли С другой стороны, данное решение явно связано с уже оформленным как политическая реальность в начале нынешнего мая китайско-российским стратегическим союзом, направленным в том числе против агрессивного внешнеполитического курса США. То есть оно было принято не наспех, а с точным расчетом всех его "плюсов" и "минусов". Видимо, недавние визиты госсекретаря США Джона Керри в Сочи и его помощника Виктории Нуланд в Москву ничуть не повлияли на позицию Кремля по всему спектру своих взаимоотношений с "вашингтонским обкомом". Наоборот, "команда Путина" явно повышает ставки в нынешней глобальной внешнеполитической игре. Пойдут ли ее американские "партнеры" ва-банк или все-таки "сбросят карты" и начнут равноправные переговоры с Россией по всему спектру проблем в двусторонних отношениях – станет ясно уже очень скоро. |