anticorruption.gov.kz, 26 февраля
Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции проведен мониторинг кадров государственной службы. Мониторинг направлен на определение количественного и качественного состава государственных служащих, а также текущей ситуации в сфере управления персоналом.
Численность государственных служащих По состоянию на 1 января 2015 года штатная численность государственных служащих составляет 99 318 единиц (политических – 406 ед., корпус "А" – 513 ед., корпус "Б" – 98 399 ед.). Необходимо отметить, что в одних странах к государственным служащим относятся только чиновники, работающие в государственных органах, в других – все работники государственного сектора. В Великобритании и Германии, к примеру, сотрудники органов местного государственного управления и самоуправления не являются государственными служащими, а во Франции в их число включены работники полиции и системы здравоохранения. Эта методологическая разница влияет и на анализ численности государственных служащих. Как показывают результаты сравнения международных стандартов и оценки зарубежных экспертов, в Казахстане сформирован компактный государственный аппарат. Анализ удельной численности государственных служащих от экономически активного населения показывает, что этот показатель в Казахстане составляет всего 1,1%. При этом на одного государственного служащего приходится около 171,6 граждан. В 9 странах ОЭСР (Австралия, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Великобритания, Канада, Франция, Новая Зеландия, США) в среднем на одного государственного служащего приходится 116 человек, а удельный вес государственных служащих от экономически активного населения составляет 2,43%.
Качественные показатели государственной службы На государственной службе в Казахстане сохраняется гендерный баланс: 54,2% служащих составляют женщины, 45,8% – мужчины. Нужно отметить, что доля женщин превышает среднеевропейский показатель на 3,5%. 89,7% государственных служащих имеют высшее образование, что является очень высоким показателем. Для сравнения: в ряде развитых стран, таких как США, Австралия, Канада, для занятия низших должностей государственной службы даже не требуется высшее образование. Сегодня средний возраст государственного служащего составляет 39 лет. При этом самый многочисленный слой – 30–40 лет, около 31%. Младше 30 лет – 25%, 40–50 – 22%. Свыше 50 лет – 22%. Это показывает, что возрастной состав сбалансирован, а также свидетельствует об относительном сохранении преемственности на государственной службе. Численность государственных служащих со стажем до 5 лет составляет 30%, от 5 до 10 лет – 24%, свыше 10 лет – 46%. При этом средний стаж работы на государственной службе составляет 10,5 лет. За последний два года он возрос на год, то есть видна тенденция стабилизации. Сейчас в Казахстане резкого тренда на омоложение не наблюдается, поскольку страна находится на стадии стабильного развития – приток молодежи в государственные органы происходит естественным образом, в том числе из рядов выпускников программы "Болашақ". Численность выпускников этой программы, работающих на государственной службе, с 2012 года увеличилась в два раза.
Результаты оптимизации 2014 года Положительные результаты показал мониторинг кадров по государственным органам, в отношении которых в прошлом году была проведена оптимизация. Например, в центральных государственных органах в 2 раза оптимизировано количество первых руководителей (из 17 министров, 8 председателей агентств и 8 руководителей подотчетных Президенту госорганов (ГП, КНБ, Национальный банк, Сырбар, СОП, Гвардия, АДГС, АБЭКП) осталось 12 министров и 6 руководителей органов подотчетных Главе государства. В 2 раза уменьшилась численность ответственных секретарей (с 20 до 10). Количество комитетов сократилось на 27% (с 48 до 35). Важную роль в повышении эффективности организации работы играет четкое определение необходимого количества руководящих звеньев. По итогам оптимизации их численность в реорганизованных государственных органах сократилась на 22% (с 8792 до 6851). |