NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто станет новым премьер-министром?
Кто человек №2 в Казахстане (июль 2017)








Поиск  
Среда 23.08.2017 13:58 ast
10:58 msk

Черные дыры
Эффективность трат средств из Национального фонда вызывает много вопросов
23.02.2015 / политика и общество

Талгат Ибраев

В конце прошлого года мажилис одобрил законопроект "О гарантированном трансферте из Национального фонда РК на 2015-2017 годы". Как сообщил в ходе представления этого документа парламентариям министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, "В соответствии с принятым решением Совета по управлению Национальным фондом об увеличении фиксированного размера гарантированного трансферта на 15 процентов, его размер на 2015-2017 годы определен в сумме один триллион 702 миллиарда тенге ежегодно".
Затем, очевидно, планируемая к выделению сумма была еще немного скорректирована, и в настоящее время, на официальном веб-сайте strategy2050.kz. сообщается о том, что "Гарантированный трансферт, который утвержден в Национальном фонде на 2015 год в размере 1 триллион 732 миллиарда тенге останется в том же размере".
Между тем, несколько ранее, в своем ежегодном послании народу Казахстана, озвученном в ноябре прошлого года, президент Назарбаев объявил о необходимости выделения из национального фонда 500 миллиардов тенге, необходимых как для завершения нескольких ранее начатых проектов, так и решения наиболее острых текущих вопросов. При этом, были четко указаны и основные целевые направления. Так, сто миллиардов тенге будет направлено на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Двести пятьдесят миллиардов тенге пойдет на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов. Строительство инфраструктуры специальной экономической зоны (СЭЗ) "Хоргос" и СЭЗ "НИНТ" (Национальный индустриальный нефтехимический технопарк), потребует привлечения примерно 81 миллиарда тенге. На строительство "ЭКСПО" планируется выделение 40 миллиардов тенге, а на реконструкцию столичного аэропорта – около 29 миллиардов тенге…
– Из этих пяти направлений, на которые будут выделяться средства из Нацфонда Казахстана, именно первое (льготное кредитование) и третье – строительство инфраструктуры СЭЗ больше всего повлияют на рост производства, – прокомментировала аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Шолпан Сапаргали. – Первое направление обеспечит реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг. Третье – создаст площадки для размещения производств. Однако, все это произойдет только в том случае, если выделение денег будет сопровождаться не просто "освоением", а грамотным проектным управлением…
Что касается существенной разницы в порядке озвученных сумм, то вполне очевидно, что количество целевых направлений, куда пойдут средства из Национального фонда в настоящее время увеличилось. Вполне возможно, что часть трансферта будет потрачено на поддержание курса тенге, а также обновление социальной инфраструктуры, то есть на ЖКХ, дороги, учебные и медицинские учреждения. Таким образом, выделяемые из Нацфонда деньги в теории пойдут на развитие всех тех сфер, в которых в настоящее время наблюдается дефицит финансовых средств. Это в теории, а вот как все будет осуществляться на практике и каков станет механизм контроля за расходованием этой, скажем прямо, немаленькой суммы, пока, к сожалению, доподлинно неизвестно. Во-первых, потому что до сих пор не определен единый уполномоченный орган, в чью компетенцию входило бы осуществление такого всемерного контроля, а во-вторых, практика освоения нацфондовских денег в предыдущие годы по-прежнему вызывает целый ряд серьезных вопросов.
В январе 2013 года, выступая на совещании в Акорде, посвященном итогам 2012 года и задачам по реализации стратегии "Казахстан-2050", Президент Назарбаев достаточно резко высказался по поводу просьб со стороны некоторых казахстанских банков об оказании им дополнительной материальной поддержки со стороны государства и заодно поставил вопрос о судьбе достаточно весомого транша из Национального фонда выделенного еще в 2008 году:
– Деньги Национального фонда просить и расходовать легко. Деньги, которые были выделены – десять миллиардов долларов на тот кризис, до сих пор их не видели, исчезли, и кто виноват? Все говорили: будут возвращены и нет возврата! – подчеркнул Глава государства.
Чиновники всполошились. Одним из первых отправился к журналистам разъяснять ситуацию министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев:
– Средства, выделенные из Нацфонда, не пропали. Глава государства добавил, что их давали на возвратной основе, и сейчас нам дали задание разобраться. Вопрос в том, что эти деньги должны вернуться. Я уверен, что после продажи банков, которые находятся в государственной собственности, часть денег должна вернуться. Просто, как вы видите, эти банки еще не проданы…
Но в целом, по мнению министра, "еще предстоит детально разобраться с тем, куда именно были вложены деньги Нацфонда, и насколько эффективной будет отдача".
Чуть позже подключился и тогдашний министр финансов Булат Жамишев, который также заверил о том, что средства, выделенные из Национального фонда в качестве заемных в рамках антикризисной программы, будут возвращены. Правда, не все, а именно те, что были выданы, так сказать, "взаймы":
– Те средства, которые были выделены, например, на капитализацию "Самрук-Казыны", понятно, что они в капитале останутся, те, которые были выделены в качестве заемных средств, безусловно, должны и будут возвращены в Национальный фонд, – рассказал Булат Жамишев. К сожалению, несмотря на настойчивые расспросы представителей масс-медиа, министр все же затруднился уточнить, о какой именно сумме идет речь, и не назвал конкретных сроков возвращения средств…
Затем все опять стихло, и о возвращении выделенных миллиардов никто больше нечего сообщал. Выглядело это так, что раз сам президент к этой теме больше не возвращается, то и чиновники благоразумно решили вопрос лишний раз не муссировать. Мало ли...
А между тем проблема, поднятая Главой государства, оказалась весьма не праздной и поэтому, вполне стоит немного воскресить в памяти события тех лет, и постараться хотя бы схематически отследить – как и куда распределялись немалые, в общем-то, средства и что стало с ними потом.
Итак, согласно плану выполнения Антикризисной программы на 2009-2010 годы, правительство Казахстана осенью 2008 года впервые "распечатало" средства Национального фонда. Как официально сообщалось, выделенные десять миллиардов долларов предполагалось инвестировать по четырем ключевым направлениям: в стабилизацию финансовой системы, поддержание жилищного строительства, поддержку малого и среднего бизнеса и индустриально-инновационное развитие Казахстана.
Что такое десять миллиардов долларов на тот период? Официальный курс доллара на тот момент составлял 120,77 тенге за доллар. Соответственно, из Нацфонда в пересчете выделялось 1 триллион 207,5 миллиардов тенге, или 10 процентов от ВВП и третья часть от поступлений республиканского бюджета на 2009 год.
Более-менее, предметную конкретику о распределении транша озвучил лишь Анвар Сайденов, являвшийся тогда председателем Национального банка. Точнее, конкретика касалась лишь половины этой суммы, в виде пяти миллиардов долларов, которые шли на увеличение капитала Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына", созданного в октябре 2008 года. Собственно, эти средства сразу были отнесены к категории "невозвратных". Остальные пять миллиардов, как уже известно, должны были инвестироваться в экономику, то есть, по соответствующим запросам – в финансовую систему, банки, малый бизнес и сельское хозяйство. При этом, как признавал сам Сайденов, "Вопрос использования второй части выделенных денег пока наименее проработан правительством".
А вот некоторые представители банков второго уровня почему-то были гораздо более оптимистичны в своих прогнозах. Как, в частности, заявил тогдашний председатель правления АО "БТА Банк" Роман Солодченко (в настоящее время находящийся в международном розыске по делу ОПГ Аблязова и скрывающийся на территории Великобритании):
– Выделяемых средств будет достаточно для оздоровления ситуации в финансовой сфере. Кроме того, это вполне достаточно для того, чтобы предотвратить углубление каких-то негативных тенденций и в экономике. Глубина падения экономики будет определяться настроениями, настроениями клиентов банка в том числе. И нам важно управлять этими настроениями и этими ожиданиями. Положение спасает даже не десять миллиардов, положение спасает само заявление о том, что правительство готово выделить эти десять миллиардов! Каким-то компаниям это даже позволит спастись от банкротства…
Забегая чуть вперед, можно отметить, что как выяснилось чуть позже, Роман Владимирович в чем-то оказался прав. Достаточно солидная сумма в итоге оказалась потраченной именно на реабилитацию "БТА Банка", который был обокраден не без его непосредственного участия. И пока о полном возвращении вложенных в него средств, увы, вопрос не стоит.
Еще чуть позже некоторыми тогдашними наблюдениями о расходовании и осваивании выделенных денег с журналистами поделился к тому времени уже бывший руководитель Счетного комитета РК Омархан Оксикбаев:
– Из тех денег, что были выделены, я точно могу сказать, три миллиарда пошли на антикризисные меры, на спасение банков второго уровня. Это " БТА Банк", "Альянс-банк", "Темир-банк", "Казкоммерцбанку" немного перепало и Народному банку. Последние два вернули эти деньги, а у троих остается. Точную сумму я сейчас не могу сказать. Три миллиарда – они пошли и на спасение тех незавершенных объектов строительства, которые были начаты по ипотечным кредитам в Астане и Алматы. Один миллиард пошел на пополнение устава фонда "КазАгро". Эти деньги сейчас работают у них, они кредитуют сельское хозяйство. Один миллиард пошел на развитие индустриальной программы, на ФИИР по диверсификации нашей экономики. Они тоже выделены в виде кредитов и должны быть возвратными. И один миллиард пошел на поддержку малого и среднего бизнеса. Я должен сказать, что, будучи руководителем Счетного комитета, мы не раз проверяли эти деньги, в "БТА Банке" мы проверяли, как они используются. Были отдельные нарушения, об этом мы в своем отчете указывали. В "КазАгро" мы проверяли использование этих средств. Были серьезные претензии у нас к ним. Потому что во многом размещение этих средств оставляло желать лучшего. Были и неэффективные кредиты, которые мы как оценивали – здесь, допустим, "КазАгро" выдает кредит, строят комплекс по откорму животных. Но там не обеспечено кормопроизводство. И это придает увеличение себестоимости продукции и затягивает окупаемость кредита. Вот такие мы замечания давали и по ним предписания давали. Банки и финансовые институты, они уже заранее давали рисковые, особо рисковые кредиты. И, возможно, уже где-то и невозвратные. И надо сказать, что возврат этих средств имеет не совсем четкие гарантии. И сегодня уже ликвидность выделенных кредитов более половины только, наверное, превышает. Остальное, наверное, безликвидно. То есть, мы можем сказать, что насколько здесь эффективно было управление этими средствами? Поэтому, наверное, Президент и озаботился, насколько возвратны теперь эти деньги. И думаю, что фонд "Самрук-Казына", который размещал эти средства, он должен отвечать сполна за сохранность этих средств…
Высказался бывший председатель Счетного комитета в своем (надо отметить, весьма откровенном) комментарии и о персональной ответственности некоторых должностных лиц:
– За такие дела у нас особого наказания нет. У нас очень много было таких фактов вокруг фонда "Даму", вокруг Банка развития Казахстана и того же "КазАгро", его финансовых институтов. У нас всегда уходят в сторону люди, потому что они, когда выдавали, все вроде на бумаге шито-крыто было, а когда всесторонне изучали на месте, показывали вот такие огрехи. А с их стороны – вроде бы нарушений и не было. Поэтому люди у нас уходят от ответственности. И здесь, наверное, надо прописать ответственность за конечный результат. У нас этой ответственности, к сожалению, нет ни в одном законе…
Теперь можно привести и некоторые цифры из числа тех, что были в свое время указаны в отчетах того же Счетного комитета и напрямую касающиеся освоения средств со стороны ФНБ "Самрук-Казына", и впоследствии попавшие в открытую печать.
Итак, в 2009 году Национальный фонд купил на 480 миллиардов тенге под 0,02% годовых облигации ФНБ "Самрук-Казына", который выпустил их сразу после получения денежного транша из того же Нацфонда. Согласно отчету, вырученные при этом средства были направлены на "развитие и поддержку жилищного сектора и финансирование малого и среднего бизнеса в рамках Плана стабилизации" Параллельно с этим, еще на 120 миллиардов тенге Нацфонд приобрел облигаций АО "КазАгро".
В том же 2009 году Нацфонд купил еще облигаций ФНБ – на 149,9 миллиардов тенге, что в пересчете составило более одного миллиарда долларов США. На эти деньги ФНБ "Самрук-Казына" приобрел по 50% в казахмысовском ТОО "Экибастузская ГРЭС-1" и ТОО "Богатырь Аксесс Комир".
Чуть позже, уже в 2010 году, ФНБ "Самрук-Казына" опять выпускает для Нацфонда облигации, уже на 220 миллиардов тенге (почти 1,5 миллиарда долларов США). Эти деньги идут на приобретение акций "Kazakhmys PLC". Следующим шагом Национальный фонд покупает облигации ФНБ на 73 миллиарда тенге (484 миллиона долларов) – уже для кредитования реструктуризации обязательств "БТА Банка".
Собственно все. Официальный расчет периода закончен и в дело вступают пресловутые "нюансы".
После очередной проверки Счетным комитетом средств, выделенных ФНБ "Самрук-Казына", были выявлены нарушения на 126,4 миллиарда тенге, при том, что проверка, по сути, была проведена, выборочно, лишь в нескольких дочерних компаниях фонда. Согласно выводам проверяющих, данные нарушения возникли в результате того, что "правительством и другими госорганами инициированы значительные расходы ФНБ и его дочерних организаций, не регламентированные бюджетным и иным законодательством, что приводит к бессистемному использованию активов государства". В расшифровке упоминались и конкретные случаи лжепредпринимательства, и оплата завышенных смет при прокладке дорог и строительстве жилья на подрядах КТЖ, и 99,8% неосвоенных средств, выделенных АО "Казгеология" на приобретение бурового и геофизического оборудования…
Отдельными докладами исследовалось положение дел в сфере "реализации прорывных инновационных инфраструктурных и индустриальных проектов с целью создания условий для полномасштабной модернизации инфраструктуры и диверсификации экономики", куда в целом было направлено порядка миллиарда долларов, "оптимизации государственной жилищной программы" и "мер направленных на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса" (это еще один миллиард). И буквально по каждому пункту у контролеров возникали десятки очень серьезных вопросов, тем более что как показало время, часть проектов, запущенных в то время по программе ФИИР, оказались не совсем жизнеспособными.
Что касается денег выделенных на реабилитацию БВУ, то часть из них, похоже, не удастся уже вернуть никогда. В первую очередь это касается денег пущенных на спасение "БТА Банк". Как известно, в настоящее время "БТА банк" в рассрочку продан консорциуму, состоящему из Казкоммерцбанка и бизнесмена Кенеса Ракишева, за сумму чуть менее одного миллиарда долларов. При этом, сумма вложенная в его реструктуризации (здесь, правда, идет речь не только о первом нацфондовском транше, но и всех последующих) минимум в десять раз больше.
Безусловно, все принятые тогда решения (как в отношении ФНБ "Самрук-Казына", так и других проектов) были выдержаны в рамках действующего законодательства, однако слепое соблюдение буквы закона это одно, а следование рациональности и учету возможных рисков несколько другое. В результате, и произошла несколько печальная констатация факта со стороны бывшего председателя Национального банка Анвара Сайденова, озвученная им в 2009 году: "Выделенные в конце прошлого года средства, конечно, были освоены, но вопросов к эффективности освоения, к сожалению, достаточно много…"
Да и определенный дефицит информации (здесь можно отметить, что сам Национальный фонд не раскрывает подробной информации и не публикует в открытом доступе никаких детальных отчетов), так же мало способствует полному пониманию ситуации. Кстати, возможно, что-то бы более точно прояснилось при так называемых "встречных проверках", но таковые, увы, никогда не проводились. Между тем, еще в 2012 году тогдашний председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев сообщал журналистам о большой вероятности того, что его ведомству будут делегированы полномочия по контролю за деятельностью Национального фонда: "Мы уже планируем проведение контрольных мероприятий, нас интересуют вопросы по структуре распределения средств Нацфонда. Счетный комитет намерен проанализировать также доходность активов…" С тех пор, в Счетном комитете сменилось уже несколько руководителей, но о делегировании им права на проверки Нацфонда пока так никто и не услышал…
Удастся ли вернуться к этому вопросу сейчас, к сожалению, также неизвестно. Однако, резюмируя все сказанное выше, можно предположить, что проблема возврата заемных средств в Национальный фонд при таком раскладе вряд ли решится сама по себе. И можно объяснять ситуацию 2008 года (и последующих голов) как угодно – внезапными форс-мажорами, жестокой необходимостью, случайными недочетами или плохо прописанной персональной ответственностью, итог все равно будет один: немалая часть выделенных в ту пору средств попросту "ушла в песок", в лучшем случае профигурировав на бумаге как хоть и "освоенные", но все равно не до конца "реализованные". При большом желании, конечно можно будет установить и некоторый круг персонально виновных в этом должностных лиц, только денег от этого вряд ли прибавится. А вот прибавился ли бесценный жизненный опыт и умение учиться на ошибках прошлых лет, мы узнаем уже достаточно скоро. А именно – при очередном "разборе полетов" уже сегодняшних дней.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 27.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №1015 27.02.2015
Сенат избрал судей Верховного суда и ратифицировал ряд международных документов 27.02.2015
В Министерстве финансов подвели итоги деятельности за 2014 год 27.02.2015
Комитет Мажилиса: о проекте по передаче технологий и проведению институциональной реформы в здравоохранении 27.02.2015
О проведении отчетной встречи акима Актюбинской области Мухамбетова А.Б. 27.02.2015
Не стареют душой ветераны 27.02.2015
Рабочий график Главы государства 26.02.2015
Обращение Главы государства к народу Казахстана 26.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2015 г. №1018 26.02.2015

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
23.08.17 Среда
95. БРАГИН Александр
79. ШИРЯЕВ Анатолий
76. СМАИЛ Нусіп
69. ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН Алтай
69. ТЕЛЬНОВ Владимир
68. БИЖАНОВ Ахан
67. НАБИЕВ Нурлан
64. РУСТАМБАЕВ Абдуазим
63. КУАНЫШЕВ Толеген
63. ТУЛЕКБАЕВ Марат
61. ТРУСОВ Евгений
60. БОШАНОВ Алтай
60. ИСИМБАЕВА Гульмира
60. КИШКАШБАЕВ Тлеугали
59. МАМБЕТОВ Алматбек
...>>>
24.08.17 Четверг
71. ТИЕСОВ Суиншилик
69. ШЕРИМКУЛОВ Досыбай
68. САРСЕМБЕКОВ Тулеген
67. ГАБДИЛЬАШИМОВ Толымбек
65. ЕРМЕКБАЕВ Жарас
63. ЖАРКИНБАЕВ Гайнулла
59. ЖУМАГУЛОВ Марат
59. ТУТЕНОВ Байкаpим
58. КАЛБЕРГЕНОВ Шахизад
53. АБИДОВ Нурмухаммат
52. АКСАКАЛОВ Кумар
51. КУШЕНОВ Ахметжан
51. МАЛИКОВ Нуржан
49. АШИМОВ Галым
49. УМЕРБЕКОВА Сауле
...>>>
25.08.17 Пятница
71. МАМЕШОВ Абдимаш
69. КУПЕНОВА Бахыт
67. ЗАКИЕВ Болат
65. АЙНАБЕКОВ Алпысбай
65. ОРМАН Анарбек
63. КЕНЕСАРИН Сагир
62. ХАЙРУЛЛИН Серик
59. ПАК Лариса
58. КАСМАКАСОВ Серикбай
56. ТЛЕУМУРАТОВ Юрий
55. ТУКЕЕВ Жаксыбек
54. БАЗАРКУЛОВ Абдихалык
51. ЖУМАБАЕВ Нурлан
51. МУТАШЕВ Сагынбек
49. ИБРАЕВ Ернар
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050