Астана, 19 февраля, Дом Мажилиса
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2015 – 2017 годы". Этот правительственный законопроект представлен сегодня на заседании Комитета Мажилиса по финансам и бюджету с участием вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко. Вела заседание председатель Комитета Гульжана Карагусова. В рамках рабочей группы, возглавляемой депутатом Парламента Татьяной Яковлевой, законопроект презентовали и ответили на вопросы парламентариев министр национальной экономики Ерболат Досаев и министр финансов Бахыт Султанов. На ряд депутатских вопросов пояснения дал и министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев. Представляя уточненный прогноз социально – экономического развития страны на 2015 – 2019 годы, министр национальной экономики Ерболат Досаев отметил (тезисы): Уточненный прогноз макроэкономических показателей сформирован с учетом предварительных данных развития отраслей экономики за 2014 год и текущей ситуации на мировых товарных рынках по ценам на основные экспортные товары. В 2014 году экономика Казахстана развивалась в условиях значительного изменения ситуации на мировых рынках и геополитической нестабильности в мире. Так, за 2014 год мировые цены на нефть и железную руду снизились в 2 раза. На этом фоне, по предварительной оценке, экономика Казахстана выросла на 4,3% в 2014 году. Основной вклад в прирост ВВП за 2014 год внесло производство услуг, где рост составил 6,0%, вклад – 3,3 п.п. В разрезе услуг наибольший рост отмечается в торговле (9%), связи (8,5%) и транспорте и складировании (7%). В промышленности рост составил 0,3% за счет увеличения производства продукции в обрабатывающей промышленности на 1,0%. Объем производства в горнодобывающей промышленности снизился на 0,3%. С учетом эффекта проведенной корректировки тенге инфляция составила 7,4%. С начала текущего года с учетом снижения мировой цены на нефть более чем 2 раза и возможного дальнейшего ухудшения разработаны прогнозы развития экономики Казахстана при цене на нефть 50, 40 и 30 долл. США за баррель и снижении индекса цен на металлы на 5,0%. При этом, объем добычи нефти во всех сценариях составит в 2015 году 80,5 млн. тонн, в 2016 году – 80,8 млн. тонн году, в 2017 году – 86,0 млн. тонн, в 2018 году – 90,0 млн. тонн ив 2019 году – 93,0 млн. тонн. Базовый сценарий предполагает снижение цены на нефть с 80 долл. США до 50 долл. США за баррель в 2015-2017 годах и 60 долл. США за баррель в 2018-2019 годах. Рост ВВП оценивается на уровне 1,5% в 2015 году, что ниже ноябрьского уточнения на 3,3 п.п., 2,2% – в 2016 году (ниже 3,1п.п.), 3,3% (ниже на 3,4п.п.) – в 2017 году, 3,6% в 2018 г. (ниже на 2,2 п.п.) и 4,1% (ниже на 2,4 п.п.) в 2019 году. Исходя из этого, номинальный ВВП на 2015 год прогнозируется в объеме 41 307,6 млрд. тенге, что ниже относительно уточненного в ноябре показателя на 2 413,7 млрд. тенге с увеличением до 59 869,9 млрд. тенге к 2019 году. ВВП на душу населения увеличится с 12,8 тыс. долл. США в 2015 году до 17,6 тыс. долл. США в 2019 году. Промышленность сократится на 0,3% в 2015 году (на 1,7 п.п. ниже от уточненного показателя) с повышением до 2,0% в 2019 году (ниже на 3,5 п.п.). В результате снижения объемов производства и экспорта промышленной продукции и замедления инвестиций рост сферы услуг сократится до 2,2% в 2015 году. По прогнозам Национального банка объем экспорта снизится на 44,7% до 43,6 млрд. долл. США, импорт снизится на 21,8% до 34,7 млрд. долл. США в 2015 году. Уровень инфляции сохранен в прежнем коридоре 6-8%. На основе уточненного прогноза макроэкономических показателей уточнен прогноз параметров республиканского бюджета на 2015 год. С учетом уменьшения прогноза по ВВП и импорту доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) при цене на нефть 50 долларов США/баррель (ЭТП 60 долл./тонна) в 2015 году оцениваются в объеме 3 219,9 млрд. тенге, что на 939,6 млрд. тенге ниже утвержденного плана. В целях частичной компенсации ожидаемых потерь в доходах дефицит бюджета предлагается увеличить в 2015 году на 259,4 млрд. тенге (до 1 256,5 млрд. тенге) или с 2,3% до 3,0% к ВВП. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда в 2015 году сохранен на утвержденном уровне (1 702 млрд. тенге). С учетом поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 11 февраля текущего года, и решения СУНФ от 16 февраля 2015 года предлагается в рамках проекта Государственной программы инфраструктурного развития "Нурлы Жол" перераспределить на новые антикризисные меры в 2015 году 101 млрд. тенге, в том числе: 30 млрд. тенге, запланированные в 2015 году из Нацфонда на строительство социальной инфраструктуры, путем уточнения их целевого назначения, из них 17,3 млрд. тенге направить на строительство объектов образования, в первую очередь, на ликвидацию трехсменного обучения и аварийности школ, 12,7 млрд. тенге – на предоставление организациям дошкольного образования государственного заказа; 71 млрд. тенге путем переноса средств, предусмотренных в 2016 году из Нацфонда на софинансирование проектов МФО, модернизацию ЖКХ, строительство автодорог и арендного жилья, направить на: – поддержку АПК – 20 млрд. тенге; – подведение инфраструктуры для проектов в рамках ДКБ-2020 – 10 млрд. тенге; – защиту внутреннего рынка через развитие технического регулирования – 5 млрд. тенге; – активизацию проведения геологоразведки – 6 млрд. тенге; – увеличение строительства жилья – 30 млрд. тенге. Облигационный займ АО "Байтерек" из Национального фонда в сумме 100 млрд. тенге, предусмотренный на финансирование субъектов предпринимательства в 2016 году, предлагается также перенести на 2015 год в сумме 75 млрд. тенге, из них: 70 млрд. тенге в виде облигационного займа, из них: – на поддержку отечественных автопроизводителей – 20 млрд. тенге; – производство вертолетов – 10 млрд. тенге; – производства пассажирских вагонов – 5 млрд. тенге и поддержку экспортеров – 35 млрд. тенге; – 5 млрд. тенге в виде целевого трансферта на капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов для начала его работы. 25 млрд. тенге из оставшейся суммы в 2016 году будут направлены на экспортное и предэкспортное финансирование – 15 млрд. тенге, 10 млрд. тенге – на дополнительную капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов. Таким образом, объем целевых трансфертов из Национального фонда в 2015 году увеличится дополнительно на 76 млрд. тенге и составит 783,5 млрд. тенге. Также в соответствии с решением СУНФ и учитывая возможное дальнейшее ухудшение ситуации в экономике страны, предлагается 250 млрд. тенге, предусмотренные на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов, из 2-го транша по стимулированию экономики в рамках 1 трлн. тенге, включить в Резерв Правительства. Расходы республиканского бюджета на 2015 год прогнозируются в объеме 7 244,5 млрд. тенге с уменьшением относительно утвержденного объема на 610,7 млрд. тенге. Предложения Правительства по оптимизации бюджета представил министр финансов Бахыт Султанов (тезисы): Поступления республиканского бюджета на 2015 год определены в объеме 5 988,0 млрд. тенге или со снижением на 870,0 млрд. тенге по сравнению с утвержденным бюджетом (6 858 млрд. тенге). Прогноз доходов (без учета трансфертов) оценивается в объеме 3 219,9 млрд. тенге или на 939,6 млрд. тенге ниже ранее утвержденного объема, в том числе за счет снижения по налоговым поступлениям на 959,6 млрд. тенге. Налоговые поступления составят 3 064,8 млрд. тенге. По корпоративному подоходному налогу план уточнен в сторону уменьшения на 146,1 млрд. тенге. По налогу на добавленную стоимость прогнозируется уменьшение поступлений против плана на 372,3 млрд. тенге, из них: – на 192,9 млрд. тенге по внутреннему НДС за счет снижения темпа роста ВВП и увеличения суммы возврата НДС на 91,1 млрд. тенге; – на 179,4 млрд. тенге по НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан, в связи со снижением объема импорта на 24,7% против объема, принятого в расчетах к утвержденному бюджету. По ЭТП на сырую нефть поступления уменьшатся на 295,8 млрд. тенге в результате снижения ставки с 80 до 60 долл. США за тонну и сокращения экспорта нефти из-за увеличения поставок на внутренний рынок. План по неналоговым поступлениям уточнен в сторону увеличения на 20 млрд. тенге с учетом увеличения поступлений по дивидендам на государственный пакет акций АО "ФНБ "Самрук-Казына" на 25 млрд. тенге. Размер гарантированного трансферта из Национального фонда сохраняется на утвержденном уровне 1 702 млрд. тенге. Целевой трансферт из Национального фонда увеличен на 76,0 млрд. тенге в связи с корректировкой программы "Нұрлы Жол" и составит 783,5 млрд. тенге. Расходы республиканского бюджета предусматриваются в сумме 7 244,5 млрд. тенге со снижением по сравнению с утвержденным бюджетом на 610,7 млрд. тенге, складывающихся в результате оптимизации расходов в целом на 686,7 млрд. тенге и увеличения на 76,0 млрд. тенге на новые направления программы "Нұрлы Жол". Основными направлениями оптимизации расходов являются: – новые проекты и программы, с началом реализации в 2015 году, в том числе новые инициативы в социальной сфере, по которым срок реализации перенесен на 2016 год; – продолжающиеся высокозатратные и продолжительные по реализации проекты, а также проекты, по которым предложено перенести основную нагрузку по их реализации на 2016 год; – программы и направления расходов, по которым была выявлена низкая или не подтверждаемая эффективность; – административные, командировочные и представительские, капитальные расходы, расходы на проведение аналитических и консалтинговых исследований, отдельные расходы в сфере информатизации и прочие текущие расходы. Об изменениях в расходной части бюджета. Первое. Изменения в социальной сфере. Расходы по четырем направлениям социальной сферы (образование, здравоохранение, соцобеспечение, культура, спорт, туризм) в целом уменьшены на 221,6 млрд. тенге. При этом с учетом общего сокращения их доля в расходах бюджета остается стабильной – 39,2%, т.е. на уровне утвержденного бюджета (с ростом на 0,2%). В рамках уточнения бюджета пересмотрены механизмы реализации и мероприятия по отдельным направлениям расходов в социальной сфере на сумму 138,2 млрд. тенге, а именно: 1. В соответствии с поручением Главы государства будет продолжена реализация "Дорожной карты занятости 2020" с учетом ее актуализации и совершенствования. На это направлены 37,3 млрд. тенге по следующим мероприятиям: – 13,8 млрд. тенге (37%) – на реализацию ремонта и реконструкции ЖКХ, инженерно-транспортной инфраструктуры и социально-культурных объектов, строительства врачебных амбулаторий; – 10,3 млрд. тенге (27,6%) на содействие предпринимательских инициатив на селе; – 8,9 млрд. тенге (23,9%) – на обучение основам предпринимательства и мероприятий на содействие в трудоустройстве через обучение и переселение в рамках потребностей работодателя; – 4,3 млрд. тенге или 11,6% на дальнейшее обеспечение Центров занятости населения и информационно-методологического сопровождения Программы. 2. С целью уменьшения нагрузки на местные бюджеты был расширен источник финансирования мероприятий по обеспечению охвата детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. В связи с чем, расходы бюджета на размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования в сумме 12,7 млрд. тенге будут осуществляться за счет целевого трансферта из Национального фонда по программе "Нұрлы Жол". 3. Расходы на апробирование подушевого финансирования начального, основного среднего и общего среднего образования уменьшены на 12,3 млрд. тенге, в связи с принятым решением по внедрению подушевого финансирования с начала 2015 года только в 10-11 классах. При этом местным бюджетам восстановлены средства в сумме 7,3 млрд. тенге, которые не будут изыматься из базы регионов в виде обратного трансферта, как это осуществлялось ранее. 4. Также оптимизированы расходы по следующим направлениям: – проведение научно-прикладных, аналитических исследований – 9,5 млрд. тенге; – целевой вклад в АОО "Назарбаев Университет и Назарбаев Интеллектуальные школы" – 11,7 млрд. тенге, из которых 4,7 млрд. тенге по Холдингу "Кәсіпкөр"; – материально-техническое оснащение республиканских и местных медицинских организаций здравоохранения – 10,2 млрд. тенге; – строительство новых объектов образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также капитальный ремонт республиканских зданий организаций образования и здравоохранения – 26,9 млрд. тенге. При этом в рамках программы "Нұрлы Жол" будут выделены целевые трансферты на строительство и реконструкцию объектов образования, в первую очередь на ликвидацию трехсменного обучения и аварийности школ – 17,3 млрд. тенге; – внедрение электронного обучения, подготовка специалистов, повышение квалификации и др. – 10,1 млрд. тенге. Несмотря на столь значительные изменения расходов в социальной сфере, уровень заработной платы, пенсий, пособий и др. сохранен на утвержденном уровне. В целях обеспечения межнационального согласия и единства, внутриполитической стабильности и религиозной толерантности предусмотрены средства на проведение таких значимых мероприятий, как 20-летие Ассамблеи народа Казахстана и Конституции Республики Казахстан, 550-летие Казахского ханства и 70-летие Победы в Отечественной войне. Второе. Отсрочка начала реализации новых инициатив. С учетом складывающейся экономической ситуации в стране предложено реализацию новых инициатив текущего года с расходами в общей сумме 189,9 млрд. тенге перенести с 1 июля 2015 года на 1 января 2016 года, в числе прочих это: – внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих – 156,3 млрд. тенге; – повышение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса "Б" – 11,1 млрд. тенге. Третье. Изменения в реальном секторе. В результате отсрочки реализации новых бюджетных инвестиционных проектов, а также продолжающихся высокозатратных и продолжительных по реализации проектов, оптимизированы расходы на сумму 255,5 млрд. тенге по следующим направлениям: – "Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2030 годы" на общую сумму – 34,0 млрд. тенге (или 6,8%) из утвержденных 499,3 млрд. тенге, из них: – Строительство второй очереди первой линии метрополитена- 6,4 млрд. тенге; – Реконструкция автомобильной дороги "Бейнеу – Актау" – 10,7 млрд. тенге; – Реконструкция и проектно-изыскательские работы коридора Центр-Юг "Астана – Караганда – Балхаш – Капшагай – Алматы" и автомобильной дороги республиканского значения "Щучинск – Зеренда" – 12,8 млрд. тенге. Кроме того, вне программы будут оптимизированы расходы, предусмотренные на Новую транспортную систему г. Астаны (БРТ) – 35,7 млрд. тенге. По программе "Дорожная карта бизнеса 2020" по расходам в сумме 10,0 млрд. тенге, предусмотренным на подведение инженерной инфраструктуры для предпринимателей, был изменен источник финансирования в рамках корректировки программы "Нұрлы Жол". Другие инструменты государственной поддержки предпринимателей будут максимально направлены на оздоровление и усиление предпринимательского потенциала, развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности. "По Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 – 2019 годы (ГПИИР-2)" планируется оптимизировать расходы на инфраструктуру СЭЗ и индустриальных зон, техническое регулирование и метрологию в сумме 3,3 млрд. тенге (или 2,5%) из предусмотренных 130,7 млрд. тенге. При этом, в рамках нового направления программы "Нұрлы Жол" будет осуществлено финансирование создания, расширения испытательных лабораторий в сумме 5 млрд. тенге. Остальные направления Госпрограммы остаются неизменными и будут направлены на стимулирование диверсификации и повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. По программе "Агробизнес-2020" оптимизированы расходы в сумме порядка 3 млрд. тенге (или 4,2%) из предусмотренных 69,9 млрд. тенге по новым научным исследованиям в области АПК. В свою очередь, в рамках нового направления программы "Нұрлы Жол" будет осуществлено увеличение расходов на поддержку сельского хозяйства в сумме 20,0 млрд. тенге на субсидирование субъектов АПК по направлениям: – животноводства и птицеводства – 11,5 млрд. тенге; – процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению сельхоз товаропроизводителей – 5,0 млрд. тенге; – вознаграждения по кредитам (лизингу) на приобретение сельхозтехники и оборудования – 3,5 млрд. тенге. В рамках данной программы также будет осуществлено финансирование создания, расширения испытательных лабораторий ветеринарной отрасли в сумме 500 млн. тенге (из общей суммы 5 млрд. тенге, о чем было сказано выше). В рамках программы "Развитие регионов до 2020 года" уменьшены расходы на сумму 83,3 млрд. тенге (22,6%) из предусмотренных 368,3 млрд. тенге по следующим отраслевым направлениям: – "Ак булак" – 28,9 млрд. тенге; – "Доступное жилье – 2020" – 36,5 млрд. тенге; – "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства" – 7,3 млрд. тенге; – "Развитие регионов" – 4,2 млрд. тенге; – "Развитие моногородов" – 6,4 млрд. тенге. При этом, оптимизация расходов в большей степени связана с переносом акцентов по развитию сектора жилищного строительства на программу "Нұрлы Жол" в рамках которой выделяются значительные средства в форме кредитования: – 30 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Национального фонда на завершение ранее начатых проектов жилья; – 92,5 млрд. тенге за счет облигационного займа из Национального фонда на реализацию новых проектов. Также будут оптимизированы расходы в сумме 22,3 млрд. тенге на реализацию мероприятий через АО "ФНБ "Самрук-Казына", а именно: – строительство ж/д линии "Жезказган-Бейнеу" – 18,3 млрд. тенге; – приобретение пассажирских вагонов – 4,0 млрд. тенге с изменением источника и суммы финансирования (5 млрд. тенге) в рамках облигационного займа из Национального фонда по программе "Нұрлы Жол". К оптимизации также подлежат расходы на организацию и проведение международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астана в сумме 10,0 млрд. тенге, из них на строительство выставочного комплекса – 6,9 млрд. тенге. Таким образом, основным инструментом поддержки экономики и проведения контрцикличной бюджетной политики в 2015-20106 годах, в условиях необходимости снижения расходов бюджета, будет являться Новая Экономическая Политика Казахстана "Нұрлы Жол – Путь в будущее". С учетом поручений, данных Главой государства на расширенном заседании Правительства 11 февраля т.г., было предложено скорректировать Государственную программу "Нұрлы Жол", пересмотрев и дополнив новыми антикризисными мерами в 2015 году на 76,0 млрд. тенге. Кроме того, 30 млрд. тенге, ранее запланированные в 2015 году на строительство социальной инфраструктуры, будут перераспределены на размещение государственного образовательного заказа в организациях дошкольного воспитания и обучения государственного заказа в сумме 12,7 млрд. тенге. Также, учитывая возможное дальнейшее ухудшение ситуации в экономике страны предлагается 250 млрд. тенге, ранее предусмотренные на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов, из 2-го транша по стимулированию экономики в рамках 1 трлн. тенге, включить в Резерв Правительства. Данные средства обеспечат маневр при условии наступления экстренных ситуаций и необходимости принятия незамедлительных мер по сохранению социальной и экономической стабильности в стране. Четвертое. Оптимизация расходов, связанных с обеспечением деятельности государственных госорганов и подведомственных организаций. Данное направление включает оптимизацию административных, капитальных, представительских и командировочных расходов, мероприятий в сфере информатизации и прочих текущих расходов в целом на 103,0 млрд. тенге, в том числе на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт в сумме 53,4 млрд. тенге. В среднем оптимизация расходов республиканского бюджета составила порядка 9% от общего объема. Текущие расходы уменьшены на 391,2 млрд. тенге, бюджет развития на 295,5 млрд. тенге. Целевые трансферты в общем объеме оптимизации уменьшены на 374,4 млрд. тенге, в том числе; текущие – на 186,0 млрд. тенге, из которых 139,0 млрд. тенге в связи с переносом сроков реализации новых инициатив на 2016 год; бюджет развития – на 188,4 млрд. тенге. С учетом имеющихся значительных остатков по итогам года на счетах МИО в сумме 109 млрд. тенге (из которых 43 млрд. тенге по Алматы) в результате ежегодного стабильного перевыполнения доходов, регионам поручено максимально обеспечить покрытие кредиторской задолженности по проектам, расходы по которым были сокращены в результате секвестра в 2014 году. Наряду с этим в законопроект включены изменения, связанные с передачей полномочий местным исполнительным органам в рамках совершенствования системы госуправления, по которым до настоящего времени проводилась отработка с регионами. Целевые трансферты на развитие городу Астане составят 122,7 млрд. тенге, с уменьшением на 21,4 млрд. тенге, в основном за счет переноса сроков реализации мероприятий по проекту Новая транспортная система г. Астаны, о чем было сказано ранее. Учитывая проводимую подготовку к ЭКСПО-2017, в законопроекте были учтены предложения по перераспределению средств по проектам, исходя из расставленных акиматом города приоритетов на 2015 год. По городу Алматы целевые трансферты на развитие составят 67,3 млрд. тенге, с уменьшением на 31,6 млрд. тенге в соответствии с принятыми принципами приостановки реализации новых проектов, а также продолжающихся капиталоемких и с длительным сроком реализации проектов. Таковы основные изменения по расходной части бюджета. С целью выполнения всех ранее взятых социальных обязательств государства также был увеличен размер дефицита бюджета на 259,4 млрд. тенге, который составит 1 256,5 млрд. тенге или 3% к ВВП. Данный уровень дефицита является достаточно низким в условиях проведения контрцикличной бюджетной политики и не окажет негативного влияния на экономическую безопасность страны. *** После докладов и ответов на депутатские вопросы решено продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта в рабочей группе. |