Астана, 4 февраля, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе под председательством Сейтсултана Аимбетова состоялось заседание Комитета по экономической реформе и региональному развитию с участием вице-спикера Мажилиса Дариги Назарбаевой. На заседании Министерство национальной экономики презентовало депутатам проект Закона РК "О саморегулировании" с сопутствующими поправками. Представляя их, вице-министр Каирбек Ускенбаев отметил, что законопроекты разработаны во исполнение Указа Президента РК "О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан" и поручений Главы государства, данных на заседании Совета национальных инвесторов и при открытии четвертой парламентской сессии. Целью основного законопроекта является повышение эффективности государственного регулирования экономики путем поэтапного введения института саморегулирования в некоторых сферах деятельности. По словам вице-министра, введение института саморегулирования позволит создать условия для развития предпринимательства и выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, будет способствовать формированию благоприятного бизнес-климата с переходом от политики "выявления и наказания" к политике "предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства". Под саморегулированием понимается комплекс мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации (далее – СРО). При этом, базовыми элементами СРО являются наличие специальных правил и стандартов, функции контроля за их соблюдением членами СРО, а также обеспечение имущественной ответственности перед потребителями товаров. Как отметил разработчик, введение добровольного саморегулирования в целом не влечет существенных рисков ввиду того, что субъекты рынка объединяются добровольно и принимают на себя дополнительные обязательства. Развитие такого саморегулирования должно стимулироваться государством. В этой связи в отраслевых законах могут быть предусмотрены стимулы к их созданию. Обязательное саморегулирование несет риски монополизации рынка и ограничения конкуренции, т.е. снижения эффективности государственного регулирования. В этой связи, такое саморегулирование должно вводиться взвешенно и исключительно на основании законов и при условии соблюдения рамок, установленных настоящим законом. Это обусловлено тем, что обязательные СРО будут осуществлять доступ своих членов на рынок и контролировать их деятельность в части соблюдения законодательства и правил (стандартов) СРО, пояснил К. Ускенбаев. Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Гражданский кодекс и законы: "О некоммерческих организациях", "О борьбе с коррупцией", "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан", "О разрешениях и уведомлениях", "Об аудиторской деятельности", "О частном предпринимательстве" и "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан". После выступления вице-министр дал пояснения на вопросы депутатов С.Романовской, А.Кожахметова, А.Соловьевой, Г.Баймахановой, М.Бегентаева, М.Тиникеева, Н.Сабильянова, А.Перуашева, З.Балиевой, О.Оксикбаева. На заседании выступили также заместители председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Г.Курбанбаева и Р.Журсунов, а также председатель Республиканской нотариальной палаты А.Жанабилова. Дальнейшее обсуждение законопроектов решено продолжить в рабочей группе, возглавляемой депутатом Аскаром Базарбаевым.
-----
В Мажилисе представлены проекты законов "О саморегулировании" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования" Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 4 февраля
Сегодня в ходе заседания Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию вице-министр национальной экономики РК презентовал проекты законов "о саморегулировании" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования". В своем выступлении он подчеркнул, что Правительством на постоянной основе проводится системная работа по совершенствованию действующего законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров. "Ввиду постоянной оптимизации государственной разрешительной системы требуется введение альтернативных механизмов регулирования рынка", – сказал Каирбек Ускенбаев. По словам вице-министра, введение института саморегулирования позволит создать условия для развития предпринимательства и выстраивания партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, формирование благоприятного бизнес-климата с переходом от политики "выявления и наказания" к политике "предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства". Проект закона о саморегулировании направлен на повышение эффективности государственного регулирования экономики путем поэтапного введения института саморегулирования в некоторых сферах деятельности. Саморегулирование является комплексом мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации. При этом, "цель добровольного саморегулирования – это создание единых правил и повышение доверия потребителей, которое в целом не влечет существенных рисков ввиду того, что субъекты рынка объединяются добровольно и принимают на себя дополнительные обязательства". "Обязательные саморегулирования несут риски монополизации рынка и ограничения конкуренции, т.е. снижения эффективности государственного регулирования. Обязательные саморегулирования будут осуществлять доступ своих членов на рынок и контролировать их деятельность в части соблюдения законодательства и правил", – пояснил Каирбек Ускенбаев. Законопроектом вводится новое понятие "саморегулируемая организация" (СРО), под которой понимается некоммерческая организация в форме ассоциации (союза) или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, основанная на добровольном членстве субъектов предпринимательства по принципу общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ и услуг) либо обязательном членстве (участии) субъектов регулируемой профессиональной деятельности. Добровольными СРО будут субъекты предпринимательства, которые действуют сейчас как объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации (союзов). Обязательными СРО будут субъекты регулируемой профессиональной деятельности, а именно палаты нотариусов, аудиторов, коллегия адвокатов и т.д. Деятельность СРО осуществляется на основании законодательства и соответствуют следующим критериям: – основываться на правилах деловой этики и обычаях делового оборота; – не допускать конфликт интересов членов СРО, их работников и органов управления СРО; – устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, нанесению вреда потребителям товаров, деловой репутации СРО. СРО предлагается выбрать наиболее приемлемый способ: – страхование гражданско-правовой ответственности; – создание компенсационного фонда; – установление ответственности, предусматривающей компенсацию вреда равными долями всех членов определенного СРО; – иные способы гарантирования ГПО в соответствии с законами. Проектом закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам саморегулирования" вносятся изменения и дополнения в 1 Кодекс и 7 законов в целях приведения в соответствия с основным проектом закона: – Гражданский кодекс; – Закон "О некоммерческих организациях"; – Закон "О борьбе с коррупцией"; – Законы "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан"; – "О разрешениях и уведомлениях"; – Закон "Об аудиторской деятельности"; – Законы "О частном предпринимательстве"; – "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан". |