Астана, 2 февраля, Дом Мажилиса
В Мажилисе на расширенном заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию, которое состоялось с участием заместителя Председателя Палаты Дариги Назарбаевой, обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры в рамках новой экономической политики "Нұрлы жол – Путь в будущее". Отмечая актуальность рассматриваемой темы, Председатель Комитета Сейтсултан Аимбетов акцентировал внимание на ряде вопросов. По мнению мажилисмена, Министерству по инвестициям и развитию предстоит большая работа по развитию приоритетных направлений для привлечения транзитных грузов, а также строительству качественной инфраструктуры. Кроме того, вопросы возникают и при изъятии земельных участков, подпадающих под полосу отвода автомобильных дорог. О сфере автомобильных дорог депутатам доложил первый вице-министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек. Как отметил вице-министр, в целях формирования транспортного хаба в стране в первую очередь будет создан инфраструктурный каркас, который свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными дорогами по лучевому принципу. Для решения данной задачи будут реализованы 12 автодорожных проектов, общей стоимостью 2,4 трлн.тенге, реконструкцией ожидается охватить более 7,4 тыс.км. В проекте бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено 707,4 млрд. тенге, или 80% от общего бюджета развития. Говоря об основных автодорожных проектах, Ж.Касымбек подробно остановился на международном транзитном коридоре Западная Европа – Западный Китай. – На сегодняшний день завершены работы на 1 884 км и полностью открыто движение на участке Шымкент – гр.РФ (на Оренбург) и по Жамбылской области. Уже сейчас объем грузоперевозок по данному направлению увеличен в 3 раза. В текущем году работы будут продолжены на участках Ташкент – Шымкент – гр. Жамбылской области, обход г.Тараз и Алматы – Хоргос. Завершение участков Алматы-Хоргос (304 км) и Шымкент-Ташкент (102 км) предусмотрено в 2016 году, – сказал вице-министр. По словам Ж.Касымбека, в целях обеспечения качественной транспортной сети между регионами страны, а также сокращения "экономического расстояния" не только между регионами, но и в первую очередь между формирующимися центрами агломераций по поручению Главы государства начата реализация новых коридоров по направлениям Центр-Юг, Центр-Восток и Центр-Запад. Вице-министр отметил особое значение казахстанского содержания в реализации инфраструктурных проектов. По его словам, сегодня доля казахстанского содержания в материалах, применяемых в строительстве автодорог, составляет 95%. Говоря о внедрении новых технологий и материалов, Ж.Касымбек подчеркнул, что они ориентированы, в частности, на уменьшение сроков строительства, решение вопросов дефицита щебня, особенно в западных регионах, строительство дорог с максимальным применением материалов существующей дорожной одежды. В связи с темой развития автомобильных дорог областного и районного значения, вице-министр отметил, что по итогам 2014 года в среднем 37% из общего 73,2 тыс. км автодорог местного значения находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом, к примеру, в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях данный показатель превышает 50%. – В этой связи акиматам областей необходимо активизировать работу по улучшению технического состояния автодорог областного и районного значения. В текущем году объем финансирования автодорог местного значения составляет 80,2 млрд. тенге, из них целевые трансферты из РБ – 17,5 млрд. тенге, трансферты общего характера – 25,3 млрд. тенге и местный бюджет – 37,4 млрд. тенге. В целом на предусмотренные средства планируется охватить по всей республике всеми видами дорожно-ремонтных работ порядка 2,4 тыс. км автодорог, – добавил Ж.Касымбек. Говоря о платной системе проезда по автодорогам, вице-министр отметил, что запущенная в 2013 году система платности на участке автомобильной дороги "Астана-Щучинск" протяженностью 211 км в 2014 году обеспечила свое содержание на 86%, то есть сбор средств составил 1 065 млн. тенге. – В 2015 году содержание дороги будет обеспечено только за счет поступлений от платности, – резюмировал Ж.Касымбек. Также, по словам вице-министра, в первой половине текущего года будут проведены работы по разработке проектно-сметной документации на устройство систем платности на вновь введенных автомобильных дорогах первой технической категории для всех видов транспорта (Шымкент-Благовещенка и Шымкент – Кызылорда). Более подробно проблемные вопросы транспортной отрасли были подняты членом Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Николаем Логутовым. Мажилисмен, в частности, отметил отсутствие проектно-сметной документации по ряду объектов и сроки ее выдачи – весна 2016 года. Также, по словам Н.Логутова, имеются случаи некачественного строительства автомобильных дорог. – И если при строительстве республиканских дорог контроль качества улучшился (применяются передвижные лаборатории, ужесточен технический и авторский надзор), то для дорог областного и местного значения надлежащего контроля нет. Еще хуже обстановка с ремонтом дорог всех уровней. И как результат, эти же дороги, бывает, не выдерживают и года после начала эксплуатации. Казалось бы, недавно сдали трассу "Астана – Алматы", а сегодня по ней сложно проехать. Здесь нужен принципиальный подход министерства, – сказал мажилисмен. Не менее важным вопросом остается изъятие земельных участков под государственные нужды, особенно когда трасса проходит через населенные пункты. – Отсутствие четкой методики по оценке изымаемых земельных участков приводит к разным толкованиям, что является коррупционной составляющей. Последние примеры, когда оценочная компания дает оценку и местные исполнительные органы вынуждены принимать ее, а потом прокуратура проводит новый аудит, получает другую оценку, и возбуждаются уголовные дела. Сюда же относятся и факты, когда, изымая у пользователей имущество и землю, особенно с единственным домостроением, последние на предоставленные деньги не могут приобрести не то что равноценное жилье, а никакого жилья. Все это вызывает протестные явления, – отметил Н.Логутов. Говоря об автомобильном транспорте, мажилисмен поднял проблемы сертификации, изношенности подвижного состава. Кроме того, по словам Н.Логутова, один из вопросов – это содержание социальных объектов (школ, больниц, домов), построенных во время реализации инфраструктурных проектов по линии КТЖ. Участники заседания отметили и невозможность приобретения перевозчиками автотранспортного средства, и осуществление иностранными перевозчиками перевозок в Казахстан без соответствующих разрешений и др. Итог состоявшегося обсуждения подвела вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева, которая акцентировала внимание, в частности, на необходимости поддержки отечественных перевозчиков, развития сервиса на отечественных автодорогах, налаживания процедуры тендеров, а также механизма платных дорог.
----
Женис Касымбек рассказал депутатам о перспективах развития автодорог в рамках реализации Госпрограммы "Нурлы Жол" mir.gov.kz, 2 февраля
Первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек выступил перед депутатами Мажилиса Парламента РК с докладом о текущем состоянии и дальнейшем развитии автодорожной сети страны. В частности, было рассказано о планах реализации 12 автодорожных проектов общей стоимостью 2,4 трлн тенге в рамках Госпрограммы. В целях полного завершения проектов до 2020 года планируется привлечь порядка 1 трлн тенге новых займов, а также использовать экономию от ранее привлеченных займов в размере 137, 3 млрд тенге. Женис Касымбек подробно рассказал о каждом реализуемом в данный момент проекте. Так, на сегодняшний день завершены работы на 1 884 км автомагистрали "Западная Европа – Западный Китай", полностью открыто движение на участке Шымкент-гр. РФ, а также в Жамбылской области. На данный момент объем грузоперевозок по этому направлению уже увеличен в 3 раза. В 2015 году планируется продолжить работы на участках Ташкент – Шымкент – гр. Жамбылской области, обход г.Тараз и Алматы – Хоргос. Завершение этих участков планируется в 2016 года. В докладе также было рассказано о новых коридорах по направлениям Центр-Юг, Центр-Восток и Центр-Запад. В настоящее время начата реализация проекта Центр-Юг. В 2013 году были начаты работы на 2-х участках Астана-Темиртау и Алматы-Капшагай и реконструировано 22 км: Астана-Темиртау (12 км) и Алматы-Капшагай (10 км). Полное завершение работ на этих участках планируется в 2016 году. По участку Караганды-Капшагай (1037 км) ведется разработка ПСД. Строительные работы планируется начать в апреле 2016 года. Также было отмечено, что для обеспечения качественной транспортной связи между городами Астана и Усть-Каменогорск через населенные пункты Павлодар и Калбатау начата реализация проекта Центр-Восток. На сегодняшний день реконструировано 118 км участка Семей-Калбатау, на оставшихся 493 км работы будут продолжены. Кроме того, определены подрядчики участков Астана-Павлодар (443 км) и Павлодар-Семей (53 км). По итогам года планируется завершить работы на 100 км автодорог: Астана-Павлодар (47 км) и Павлодар-Семей (53 км). Реконструкцию участков Павлодар-Семей (224 км) и Калбатау-Усть-Каменогорск (102 км) планируется начать в 2017 году. По маршруту Центр-Запад планируется проложить дорогу через города Аркалык, Торгай, Актобе, Доссор и Бейнеу с выходом из Атырау на Астрахань протяженностью 2 198 км, из которых реконструкции подлежит 1 652 км. На сегодняшний день реконструировано 747 км на участках Карабутак-Актобе и Доссор-Бейнеу-Актау. В настоящее время работы ведутся на 270 км участка Бейнеу-Актау. По итогам текущего года планируется завершить работы на 100 км, оставшиеся 170 км – в 2016 году. По участкам Астана-Карабутак (708 км), Актобе-Макат (473 км) и Атырау-Астрахань (277 км) будут подготовлены ТЭО и ПСД к концу 2015 года. По направлению Центр-Запад строительные работы будут начаты в апреле 2016 году. Полностью завершить проекты Центр-Юг, Центр-Восток и Центр-Запад планируется в 2019 году. Наряду с этим в докладе отмечено, что в настоящее время в Казахстане функционируют 4 завода по производству битума, 11 заводов по производству цемента и 75 стационарных щебеночных заводов. "В связи с тем, что на реализацию автодорожных проектов "Нурлы Жол" всего необходимо 42 млн.м³ щебня, 2 млн.тонн битума и 4 млн.тонн цемента, полагаю, что существующие заводы по производству битума и цемента в полном объеме удовлетворят эту потребность. Для этого им необходимо повысить производственные мощности. Что касается щебня, то в регионах надо открывать новые производства, т.к. высокая стоимость затрат на транспортировку щебня приводит к удорожанию всех видов строительных работ в целом по регионам", – отметил Первый вице-министр. Кроме того, особое внимание в докладе было уделено основным критериям внедрения новых технологий и материалов, среди которых улучшение качества, снижение стоимости и энергозатрат, экологическая составляющая, а также повышение безопасности и комфорта на автомобильных дорогах. В завершение Женис Касымбек также отметил, что принимаемые меры по развитию транспортной инфраструктуры в рамках Госпрограммы позволят задействовать местное население, повысить экономическое развитие регионов и транзитный потенциал республики. |