NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 11:38 ast
09:38 msk

В Мажилисе презентована новая редакция ГПК РК
Р.Мукашев: Необходимость принятия нового ГПК продиктована требованиями настоящего времени, поскольку действующий кодекс был принят еще в 1999 году, в период начала становления рыночных отношений
30.01.2015 / политика и общество

Астана, 29 января, Дом Мажилиса

Сегодня под председательством Рахмета Мукашева в Комитете Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе состоялась презентация проекта Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в новой редакции.
– Необходимость принятия нового ГПК продиктована требованиями настоящего времени, поскольку действующий кодекс был принят еще в 1999 году, в период начала становления рыночных отношений, – отметил, приветствуя участников заседания, председатель Комитета Рахмет Мукашев (тезисы):
Основная задача и цель действующего ГПК заключалась в создании рыночных отношений и привлечения иностранных инвестиций.
Однако дальнейшее развитие экономических отношений, приток иностранных инвестиций и развитие информационных технологий, безусловно, требуют изменения законодательства.
Глава государства на VI съезде судей республики обозначил приоритетные направления развития судебной системы. В их числе гражданское процессуальное законодательство, которое должно предусматривать удобный и быстрый порядок рассмотрения гражданских дел. Оно также должно быть ориентировано на примирение сторон и широкое использование современных технологий.
Поступивший проект новой редакции ГПК адекватно отвечает поставленным целям.
Основными новеллами проекта Кодекса являются:
1) увеличен срок подготовки дела к судебному разбирательству. Более четко регламентированы действия судьи и других участников процесса после принятия судом искового заявления.
2) все участники досудебного разбирательства должны предоставить доказательства. Если они не могут быть предоставлены в текущий момент, то доказательства должны быть предоставлены позже, во время судебного разбирательства.
В исключительных случаях разрешается предоставлять доказательства и в суд апелляционной инстанции.
3) усиливается роль адвокатуры в гражданском процессе. Они вправе запрашивать справки или иные документы от госорганов, общественных объединений, юридических лиц, а также совершать иные действия для оказания юридической помощи;
4) укрепляется институт медиации, которая будет проводиться по ходатайству сторон и исполняться по аналогии с мировым соглашением.
Вводится "партисипативная процедура", когда адвокаты обязательно содействуют мирному разрешению.
Более того, будет возвращена госпошлина, уплаченная при подаче иска в суд;
5) институт досудебного урегулирования споров предлагается закрепить в качестве принципа гражданского судопроизводства. Если для определенной категории дел законами или договором предусмотрен претензионный или досудебный порядок урегулирования;
6) для представителей сторон в суде (кторые допускаются судом по просьбе лиц, участвующих в деле) устанавливается обязательное наличие высшего юридического образования. Это позволит осуществлять профессиональную защиту прав и интересов лиц в судебном процессе;
7) предусматриваются жесткие меры по пресечению злоупотребления процессуальными правами и обязанностями.
8) отличительной чертой проекта Кодекса является введение специализированных составов судов по защите прав инвесторов. Создается апелляционная коллегия в Верховном Суде, в суде города Астаны образуется специализированный состав по рассмотрению инвестиционных споров. Эта мера направлена на повышения правовой защиты инвестиций. Следует отметить, что подобного законодательство Республики еще не предусматривало;
9) расширяется возможности применения информационных технологий в гражданском судопроизводстве.
Уважаемые депутаты и приглашенные! Сегодня мы собрались, чтобы выслушать все позиции и в дальнейшем содержательно и качественно проработать данные проекты, которые послужат хорошим инструментом в деле защиты прав человека и гражданина.
Новую предлагаемую редакцию Гражданского процессуального кодекса парламентариям представила и ответила на вопросы депутатов судья Верховного Суда Республики Казахстан Улбосын Сулейменова (тезисы):
В разработке Кодекса участвовали не только судьи, но представители государственных органов, Национальной палаты предпринимателей, адвокатуры, нотариата, частных судебных исполнителей, ученые в сфере гражданского процессуального права.
Рабочая группа ознакомилась с гражданским процессуальным законодательством ряда зарубежных государств. Кодекс был размещен на сайте Верховного Суда и в течение года неоднократно обновлялся с учетом рекомендаций, озвученных на разных международных и республиканских форумах, а также поступивших через Интернет – ресурс Верховного Суда.
Кодекс нужен не только судам для рассмотрения гражданских дел в строго определенной процессуальной форме, но и важен для граждан, чтобы в процессе урегулирования не были нарушены их права, соблюдались принципы гражданского процесса и этим объясняется их активное участие в обсуждении.
При разработке Кодекса учтены положения Европейской Конвенции по правам человека, рекомендации иностранных экспертов.
Кодекс содержит 60 глав и 533 статей вместо 46 глав и 450 статей. Исключены некоторые главы, но введены новые нормы.
Сохраняются основные принципы, базовые институты гражданского процесса, в том числе: трех звенность судебной системы, поэтапность пересмотра судебных актов, специализация судов и судей, наличие нескольких видов производств.
Детализированы действия суда, участников судопроизводства, порядок их реализации, правовые последствия их несоблюдения, в целях исключения злоупотребления правами, оптимизированы сроки совершения процессуальных действий.
Исключается институт оставления искового заявления без движения.
Надлежащая подготовка дела к судебному разбирательству – это залог вынесения законного и обоснованного решения. В связи с чем, усовершенствована данная стадия процесса. На этой стадии предусмотрено разрешить большой круг вопросов: внедрение нового механизма уточнения у сторон обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в том числе необходимости проведения экспертиз, истребования доказательств, разрешения ходатайств, изменения предмета или основания иска, предъявление встречного искав связи с чем, продлены сроки подготовки дела. Предусмотрено проведение предварительного судебного заседания для закрепления процессуальных действий проведенных судом, обсуждения пропуска срока исковой давности. Если срок пропущен без уважительной причины и заявлено об этом ходатайство суд уже на этой стадии выносит решение.
На наш взгляд, досудебное урегулирование спора позволит сторонам разрешить спор (конфликт) в короткие сроки, с минимальными материальными и моральными издержками.
Непринятие мер к урегулированию спора в досудебном порядке, в случаях, когда такой порядок установлен законодательными актами или предусмотрен договором (медиация, претензия, обжалование действий госорганов, омбудсмен, комиссии) является основанием возвращения заявления без рассмотрения.
Стороны могут предусмотреть в договорах обязательность досудебного урегулирования спора и в порядке обращения к нотариусу или адвокату.
В случае принятия таких мер, но не урегулирования спора – сократятся сроки подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку материалы обеими сторонами будут уже представлены.
Для стимулирования сторон к досудебному порядку разрешения спора предусмотрено:
– возмещение издержек, понесенных в порядке досудебного урегулирования спора виновной стороной;
– отказ в возмещении судебных расходов в случае предъявления иска при отсутствии виновного поведения ответчика;
– возмещение убытков проигравшей стороной за потерю рабочего времени;
– увеличен размер госпошлины по отдельным категориям дел (признание сделок недействительными, компенсация морального вреда и др.);
– введена госпошлина при кассационном и надзорном обжаловании судебных актов.
Доступ к правосудию, защита и своевременное восстановление нарушенных прав может обеспечиваться и посредством альтернативных способов разрешения споров: арбитража, третейского разбирательства, медиации, партисипативной процедуры и других переговорных процедур, проводимых адвокатами, нотариусами, куда лица могут обратиться до обращения в суд или когда дело находится в суде.
Содействие примирению сторон возведено в ранг задач гражданского судопроизводства. Вводится глава "Примирительные процедуры", регламентирующая порядок и последствия заключения сторонами соглашений.
Расширяются возможности применения медиации, которая будет проводиться не только профессиональным медиатором, но и судьей по ходатайству сторон. Выбор вида медиации предоставлен сторонам, которые в пределах одного дела могут урегулировать спор (конфликт) по многим требованиям, поскольку при медиации разрешается одновременное изменение предмета и основания иска. Особенно это позитивно отражается при разрешении споров о детях, споров между родственниками о наследстве, споров между соседями, в трудовых коллективах. При других примирительных процедурах такие изменения невозможны, стороны могут и не урегулировать конфликт в силу того, что изменение предмета и основания иска означает предъявление нового иска. Они должны вновь обращаться в суд, но уже с другим иском.
В проекте Кодекса предусмотрен новый способ примирения "партисипативная процедура", задача которого заключается в урегулировании спора при участии самих сторон и их адвокатов. При этом актуализируется роль профессионального представительства – адвокатами, пресекается деятельность недобросовестных адвокатов, препятствующих примирению сторон. В законе "Об адвокатской деятельности" задачей адвокатов указано обязательное содействие мирному разрешению спора.
Для мотивирования сторон к заключению соглашений на ранних стадиях процесса уплаченная госпошлина возвращается при заключении соглашений в первой и апелляционной инстанциях в полном объеме, в судах кассационной и надзорной инстанций – в размере 50%. Осуществляется судебный контроль за содержанием соглашений при его утверждении.
Пересмотрены сроки рассмотрения гражданских дел с учетом их сложности. Расширен перечень требований, рассматриваемых в приказном производстве с 11 до 18.
Требования о принудительном исполнении обязательств по соглашениям, заключенным в досудебном порядке рассматриваются в письменном производстве в месячный срок на основе письменных документов сторон без устного разбирательства. К категории дел, рассматриваемых в письменном производстве, отнесены и дела с суммой иска в размере, не превышающем для физических лиц 100 месячных расчетных показателей и для юридических лиц 500 месячных расчетных показателей, а также независимо от цены иска, основанные на представленных истцом письменных документах. Последние положения нашли отражение в предыдущем законе,посвященном упрощению судопроизводства.
Указанные меры будут способствовать оперативному рассмотрению и разрешению несложных споров, ускорят процесс восстановления нарушенных прав.
Мы исходили из того, что дела, рассматриваемые в упрощенном производстве, фактически основаны на требованиях, признанных ответчиком или на соглашениях, которые стороны сами добровольно заключили. В случае несогласия должник или ответчик вправе оспорить судебный приказ или решение в этом же суде.
Предусмотрены новые положения, направленные на пресечение сторонами злоупотребления процессуальными правами и обязанностями в случае умышленного воспрепятствования оперативному и качественному рассмотрению дела, непредставления доказательств. За такие действия предусматривается материальная ответственность: штрафные санкции, возложение судебных расходов.
Для повышения уровня защиты прав участников процесса, усовершенствуется институт представительства сторон в гражданском процессе. Другие лица, которые могут быть представителями в суде должны иметь обязательно высшее юридическое образование. Такими представителями не могут быть лица, в отношении которых имело место лишение лицензии или прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам.
Предусмотрено право адвоката на представление запросов справок или иных документов от государственных органов, общественных объединений, юридических лиц, а также совершение иных действий для оказания юридической помощи в порядке, установленном законодательством об адвокатуре.
В судах кассационной и надзорной инстанций исключено представительство одного из соучастников по поручению других соучастников.
Сохранены институты особого искового и особого производства с некоторыми изменениями.
Установлены: сроки для подготовки дела к судебному разбирательству, требования для обязательного досудебного урегулирования споров в случаях предусмотренных законодательными актами и др.
Разработаны новые подраздел и главы особого производства:
– о производстве по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора Республики Казахстан (Гаагская конвенция),
– об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация),
– о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами,
– о принудительной госпитализации физического лица в психиатрический стационар,
– о продлении срока для принудительной госпитализации,
– о направлении на принудительное лечение для упорядочения рассмотрения дел указанной категории с учетом особенностей рассматриваемых дел.
Интернет и предоставленные им возможности прочно заняли место в жизни большинства населения, что является достаточной предпосылкой для развития электронного правосудия.
Основными задачами электронного правосудия являются обеспечение доступа к правосудию, уменьшение бумажных процедур, снижение нагрузки на судей и работников судов, минимализация не процессуальных контактов.
Подача заявлений и других документов, представление платежных документов об уплате государственной пошлины, извещение участников процесса, судебное санкционирование, дистанционное исследование доказательств и заслушивание объяснений лиц, ознакомление сторон с материалами дела (протоколом и др.), фиксирование процесса, высылка судебных актов и выписка исполнительных документов будет осуществляться с применением информационных технических средств. В будущем возможно создание электронных дел.
Все это позволит повысить эффективность и оперативность судопроизводства.
Вместе с сохранением правил о подсудности и специализации судов уточнена подсудность специализированных судов в связи с возникновением вопросов, обусловленных их широкой территориальной подсудностью.
Предусмотрен такой порядок, который бы минимизировал организационные и материальные сложности для участников процесса, обусловленные отдаленностью их места жительства и от места дислокации судов.
Введена специализация судов по рассмотрению инвестиционных споров путем создания коллегии в Верховном Суде и образования специализированного состава в суде города Астаны.
Предполагается, что новый уровень правовой защиты инвестиций и предпринимательства создаст благоприятные условия для ведения бизнеса, стимулированию притока инвестиций, а также положительно скажется на доверии инвесторов к казахстанскому правосудию, не дадут оснований для сомнений о возможном влиянии региональных интересов для принятия судебных решений на местах.
Для каждой инстанции, осуществляющей пересмотр судебных актов, установлены определенные ограничения.
Апелляционная инстанция осуществляет пересмотр судебных актов в полном объеме, восполняет пробелы суда первой инстанции, может принимать дополнительные доказательства, если они по уважительным причинам не предоставлены суду первой инстанции. Исключается направление дел на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кроме дел, которые не были рассмотрены по существу.
Для создания условий в реализации права на проверку судебных актов на ранних стадиях процесса, увеличен срок для обжалования с 15 дней до 1 месяца, субъекты обращений освобождены от уплаты государственной пошлины. Предусмотрено рассмотрение дел в апелляционной инстанции в коллегиальном составе трех судей, за исключением дел, которые не были рассмотрены по существу.
В кассационной и надзорной инстанциях, осуществляющими проверку судебных актов по праву, минимизированы основания направления дел на новое рассмотрение. Такое положение согласуется с введением государственной пошлины за подачу жалоб и ходатайств о пересмотре судебных актов.
В связи с ограниченными полномочиями судов кассационной и надзорной инстанции сокращены сроки для подачи кассационной жалобы и надзорного ходатайства (3 и 6 месяцев). Это соответствует процессуальному законодательству ряда зарубежных государств, где сроки между инстанциями установлены в один месяц. В первую очередь это объясняется проверкой судебных актов по праву (ревизия на предмет имеется ли нарушение единства судебной практики).
Уважаемые депутаты и приглашенные! Глава государства в своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": Новый политический курс состоявшегося государства" указал на необходимость упрощения процесса отправления правосудия, избавления его от излишних бюрократических процедур.
Ряд мер по упрощению судебных процедур реализованы в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур".
Представленный Кодекс, на наш взгляд, позволит обеспечить эффективное: своевременное и качественное правосудие.
Сопутствующим законопроектом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства" вносятся поправки в Земельный, Экологический, Таможенный кодексы, Кодекс "О браке и семье", законы "Об авторском праве и смежных правах", "Об охране селекционных достижений", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Патентный закон, "Об инвестициях".
Выступивший с содокладом на заседании Заместитель Генерального Прокурора РК Жакип Асанов отметил, в свою очередь, некоторые новые положения проекта Кодекса (тезисы):
Первое. Согласно действующему ГПК суд не обязан призывать стороны к примирению. Задача суда – максимально возможное скорое рассмотрение дела и вынесение решения. Поэтому прямой причиной того, что в судах споры еще дальше раскручиваются – действующий ГПК.
Полагаю, новый проект позволит решить данную проблему. В случае принятия Закона суд будет обязан содействовать примирению. Для этого, кроме медиации предусмотрены следующие пути: с помощью адвокатов или судьи-примирителя.
Институт примирения не чужд казахскому народу. Основной задачей суда биев было примирение спорящихся. Это подтверждают и казахские пословицы. Например, "Суть и цель спора – его завершение". Таким образом, главное достижение нового кодекса – это создание условий для примирения сторон. Содействие к самостоятельному поиску путей решения споров, дать возможность людям услышать друг друга без полемики и пререканий.
Второе достижение нового проекта – сокращение бюрократии и количества ненужных документов. К примеру, по некоторым категориям дел не будет необходимости проводить судебное заседание. Решения будут выноситься судом только на основе представленных документов. В отличие от ныне действующего ГПК, требующего обязательное проведение судебного заседания по всем делам, новый проект предлагает более упрощений путь рассмотрения споров.
В-третьих, сейчас суд обязан рассмотреть практически любой иск. А по новому ГПК для некоторых споров предусмотрен обязательный порядок досудебного урегулирования. Его несоблюдение будет препятствовать обращению в суд.
В-четвертых, стороны будут обязаны представить и раскрыть свои доказательства на стадии подготовки, то есть до судебного процесса. В противном случае, впоследствии суд не будет принимать и учитывать их при принятии решения. Данная норма крайне важна. Ведь в большинстве случаев стороны не показывают свои доказательства (документы) на начальной стадии, а достают только в вышестоящих инстанциях. По этой причине отменяются решения нижестоящих судов. Введение такого порядка и его строгое соблюдение позволит сторонам до суда оценить свои перспективы и отказаться от судебного разбирательства. В случае примирения стороны могли бы свои расходы на адвоката, экспертизу, дорожные издержки направить на погашение своих долгов. Кроме того, при примирении возвращается госпошлина.
О роли прокурора по гражданским делам. В гражданском процессе стороны равны. Каждая сторона защищает свои интересы самостоятельно. Поэтому прокурор не участвует по спорам, которые касаются сугубо частных интересов. По статистике прошлого года в 70% дел участие прокуроров не требовалось.
В каких случаях мы обязаны участвовать в гражданском процессе? Если спор затрагивает интересы государства. Немало случаев, когда частные компании требуют от бюджета огромные деньги. В основном по государственным закупкам, налоговым спорам, по делам об изъятии имущества для госнужд. Участие в таких процессах – это конституционная обязанность прокуроров. Грамотная и активная защита прокурором интересов государства позволила существенно умерить аппетиты лиц, желающих нажиться за счет казны. Вторая категория – защита интересов лиц, не способных осуществлять это самостоятельно. Третья – если законом предусмотрено участие прокурора или судом принято такое решение.
***
После доклада и ответов на депутатские вопросы рабочая группа, возглавляемая депутатом Мажилиса Нурланом Абдировым, решила продолжить дальнейшее обсуждение проектов на своих последующих заседаниях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Мажилисе презентована новая редакция ГПК РК 30.01.2015
Более 20 казахстанско-китайских проектов в обрабатывающем секторе планируется реализовать в РК 30.01.2015
Министр культуры и культура – с министром 30.01.2015
На коллегии Министерства сельского хозяйства РК подвели итоги деятельности за прошедший год 30.01.2015
О визите Генерального Прокурора в Республику Беларусь 30.01.2015
И словно мухи тут и там... 30.01.2015
Говорит президент Сирии: беседа с Башаром Асадом 30.01.2015
Рабочий график Главы государства 29.01.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел телефонный разговор с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 29.01.2015
Проекты новых законов, одобренные Мажилисом 29.01.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz