NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 10:40 ast
08:40 msk

Министр культуры и культура – с министром
Изменение культурной политики – одно из важнейших направлений общей модернизации казахстанского социума. К сожалению, зачастую это направление недооценивается экспертами и обществом, тем не менее, именно от его качественной реализации во многом зависит уровень жизни казахстанцев. Недавно отечественная культура была отдана в руки человека, посвятившего свою судьбу продвижению талантливых соотечественников, знакомого с творчеством не понаслышке
30.01.2015 / политика и общество

Азамат Ибраев

Изменение культурной политики – одно из важнейших направлений общей модернизации казахстанского социума. К сожалению, зачастую это направление недооценивается экспертами и обществом, тем не менее, именно от его качественной реализации во многом зависит уровень жизни казахстанцев. Недавно отечественная культура была отдана в руки человека, посвятившего свою судьбу продвижению талантливых соотечественников, знакомого с творчеством не понаслышке. Прежде чем занять пост министра культуры и спорта, Арыстанбек Мухамедиулы плодотворно работал в системе творческого образования и вывел на мировую арену массу молодых дарований. Сегодня министр Мухамедиулы получил возможность непосредственно внедрять в практику те позитивные принципы, которые позволили ему по праву считаться одним из ведущих деятелей искусств Казахстана.
Арыстанбек Мухамедиулы назначен на должность министра культуры в марте прошлого года (с августа – министр культуры и спорта), и за недолгий срок успел в полной мере проявить себя. В значительной степени успеху новой политики Министерства способствует богатая биография главы ведомства, поскольку за свою жизнь Арыстанбек Мухамедиулы успел не только непосредственно внести огромный вклад в развитие отечественной культуры, но и вывел на это поприще многих талантливых казахстанцев. На сегодня министр числит за собой такие должности и звания, как ректор Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, доктор искусствоведения, заслуженный деятель культуры РК, кавалер ордена "Кұрмет" РК. Он также неоднократно удостаивался благодарности президента Нурсултана Назарбаева, и является обладателем высокого звания "World master" в области искусства.
В далекие восьмидесятые Арыстанбек Мухамедиулы начал трудовой путь в качестве артиста Государственного симфонического оркестра Казахской государственной филармонии им.Жамбыла. Люди, знающие министра, утверждают, что именно непосредственно творческая работа помогла ему развить и поддерживать принципы отбора талантливых кадров. Нынешний глава отечественной культуры не просто чиновник и функционер, прежде всего, он человек творческий, и эта ипостась отражается на всей его деятельности. С 1997 по 2001 год он возглавлял президентский оркестр Республиканской гвардии, в 2006 году занял пост вице-министра культуры и информации, и в этой должности организовал крупнейшие культурные акции, в частности, госпрограмму "Культурное наследие". Кроме того, несмотря на занятость, Арыстанбек Мухамедиулы не оставляет творческой работы. Он является автором ряда музыкальных произведений, таких как марши для духового оркестра, композиции "Бақыт құсы", "Жастар вальсі", песен "Астана", "Асыл сезім", "Достарым" и т.д., а также публикаций, посвященных проблемам культуры и искусства.
В 2008 году А.Мухамедиулы был назначен ректором Казахской национальной академии искусств им. Т.Жургенова, что уже можно считать венцом карьеры, учитывая высокий статус учебного заведения. О годах работы ректора многие выпускники академии и в настоящий момент вспоминают с благодарностью. В должности главы вуза А.Мухамедиулы проявил себя как талантливый организатор и инноватор. Достаточно сказать, что благодаря глубокому изучению им современного международного опыта в деле подготовки специалистов искусства в академии открыты научно-практический центр послевузовского образования, творческая лаборатория и другие структурные подразделения, ранее в стране не известные. Кроме того, проявились и его организаторские способности, направленные на реализацию государственной политики усовершенствования высшего образования. В частности, ректором Мухамедиулы были модернизированы принципы кредитной технологии в творческом вузе.
Отдельно нужно рассказать о том, сколько ректор сделал для того, чтобы талантливые казахстанцы могли на равных выступать на международных культурных мероприятиях, представить свою страну перед зарубежными зрителями и слушателями. По инициативе А. Мухамедиулы и его непосредственном участии в КазНАИ был открыт диссертационный совет по специальностям искусства (режиссура, актерское мастерство, живопись, скульптура, искусствоведение, декоративное искусство). В совет вошли ведущие ученые из пяти стран (Казахстан, Россия, Белоруссия, Узбекистан, Кыргызстан). В том числе, защита по специальности "Теория и история искусства" была проведена впервые в РК и Центрально-Азиатском регионе. За время работы диссертационный совет КазНАИ им.Т.Жургенова успешно провел множество защит кандидатских диссертаций, также впервые в Казахстане были защищены три докторские диссертации в области искусства. Важно отметить, что академия первой среди творческих вузов в 2010 году прошла институциональную аккредитацию.
Кроме того, в 2009 году в академии Жургенова впервые среди творческих вузов РК была открыта докторантура PhD по специальностям искусства, первым доктором которой стал А.Хазбулатов. Слушатели докторантуры направлялись на зарубежные научные стажировки в самые престижные зарубежные учебные заведения в области искусства: академию кино Нью-Йорка, Колумбийский университет, Флорентийский университет и т.д. Помимо этого, в 2011 году ректор А.Мухамедиулы выступил инициатором проведения международного фестиваля студенческих фильмов "Бастау", который стал творческой площадкой, дающей возможность начинающим режиссерам, актерам, операторам кино реализовать свои творческие возможности. В 2012 году в рамках "Бастау" впервые в Центрально-Азиатском регионе была организована Ассоциация ведущих киношкол. В нее которую вошли 16 ведущих мировых образовательных центров в области киноискусства (Нью-Йоркская киноакадемия, ВГИК им.Герасимова, университет искусств Мимар Синан и др.) Также бывший ректор нашей "Жургеневки" пользуется заслуженным международным авторитетом, является членом жюри престижных международных конкурсов и фестивалей, активно участвует в работе международных научно-практических конференций, известен как автор сценариев и режиссер-постановщик крупных международных фестивалей и конкурсов, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, ШОС и других организаций.
Не остается в стороне и деятельность по развитию исторической науки. Так, под руководством А.Мухамедиулы была осуществлена научная экспедиция, целью которой стало изучение истоков тюркской культуры на примере таких знаковых памятников древнетюркского мира, как "Ставка Орда Балык", стелла Культегина и памятник Бильге Кагана в Монголии.
На посту министра культуры и спорта А.Мухамедиулы успел добиться многого и одним из наиболее знаковых достижений следует считать реализацию концепции модернизации культурной политики Казахстана. Следует также отметить, что преобразования проводятся по инициативе и под непосредственным контролем главы государства, в рамках осуществления стратегии по вхождению РК в число 30 развитых государств. В частности, выступая на мероприятии, состоявшемся весной прошлого года, и посвященном решению вопросов культуры, президент Назарбаев заявил: "За последние 10 лет число посетителей театров возросло на 50%, музеев – на 25%, библиотек – на 40%, концертных залов – на 100%, кинотеатров – на 400%. Все это говорит о повышении благосостояния населения и росте интереса к культуре, образованию. В этой связи следует рассмотреть вопросы качественной подготовки кадров в этой сфере, выработки единых подходов к деятельности. В каждой области имеется по два театра, финансируемых государством. Сегодня следует обратить больше внимания на то, какую работу они проводят среди населения, какова культурная значимость и качество их деятельности".
В июне Министерство, возглавляемое Арыстанбеком Мухамедиулы, ответило на инициативу лидера нации целым каскадом новых идей. Министерство культуры ведет разработку концепции культурной программы "ЭКСПО-2017" под названием "Сердце Евразии", сообщил на брифинге в Службе центральных коммуникаций А. Мухамедиулы.
"Министерством культуры сейчас создается концепция культурной программы "ЭКСПО-2017" – "Сердце Евразии". Это делается, в первую очередь, для координации всей культурной программы, поскольку проведение "ЭКСПО-2017" касается не только Астаны, но охватывает всю страну. Конечно, мы должны в период выставки показывать все многообразие и достижение нашей культуры, как наши этнофольклорные особенности, так и современные достижения в области классической и других видов культуры", – отметил министр. Также он рассказал о том, что 6 июля в День столицы состоится открытие Национального музея РК. "Этот музей станет одним из самых больших в мире. Причем не только по размерам, но и по содержанию", – отметил глава ведомства. По его словам, материалы и экспонаты музея охватят период, начиная с древней эры до современной истории Казахстана. В музее будут открыты 14 залов, 12 из них – специализированные. "Большое внимание будет уделено периоду саков и гуннов, а также достижениям и развитию нашей столицы. В музее будут показаны, в том числе и достижения нашей республики в мире спорта", – уточнил министр. Кроме того, в Министерстве начата подготовка к открытию в Астане Казахской национальной академии хореографии, которая станет крупнейшим подобным учебным заведением в Центральной Азии. По данным министра, строительство здания академии уже началось, а само открытие запланировано на 2016 год.
Важнейшим пунктом в программе действий Министерства отмечено создание новой концепции культурной политики – основы идеологической платформы успешного государства, по утверждению министра Мухамедиулы. "Понимая необходимость модернизации культурной политики, глава государства в своем Послании народу Казахстана "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" поставил четкую задачу: "Разработать и утвердить долгосрочную Концепцию развития культурной политики страны, направленную на формирование конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев и развитие современных культурных кластеров". Реализация этой задачи позволит Казахстану к 2050 году стать одним из центров развития мировой культуры и искусства", – сообщил министр в интервью одному из СМИ.
На сегодня культура входит в число важнейших приоритетов развития любого государства, считает глава ведомства. Наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов, а также механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляция и потребление качественных культурных ценностей, выступает критерием успешности государства.
"Учитывая высокую потребность в новом концептуальном видении развития отрасли, в разработку проекта Концепции были вовлечены ведущие культурологи, искусствоведы, работники организаций культуры, творческие союзы. Задача была поставлена не из легких – не просто представить видение культурной политики Казахстана до 2050 года, но и задать новые импульсы развития, механизмы формирования конкурентоспособной культурной ментальности казахстанцев", – подчеркнул А.Мухамедиулы. Важно добавить, что новая концепция культуры основана не только на поддержании богатейших традиций народов Казахстана, но и на развитии инновационных для страны жанров, особенно популярных у молодежи. В планах – модернизация киноискусства, а также анимации. "Свое полноценное развитие должна получить отечественная анимация. Это самый действенный и доступный инструмент воспитания нового поколения казахстанцев, для которых ценностным ориентиром должен стать наш национальный уклад жизни, наши традиции и наши герои. Казахстанские батыры, султаны, герои, получив художественное воплощение в анимационных и кинофильмах, станут массовыми примерами для подражания. Показателен опыт The Walt Disney Company, который, создавая современных героев для детей, сделал их предметом масштабного тиражирования и влияния, это большой бизнес и огромная индустрия", – пояснил министр.
В ноябре прошлого года, подводя итоги работы над концепцией культурной политики, Арыстанбек Мухамедиулы, также обнародовал дальнейшие планы. Проблемы спорта и внедрения спортивной культуры будут решаться более эффективно, заявил министр, с претворением в жизнь норм нового закона о физической культуре и развитии спорта.
"В данное время главой государства поставлены конкретные задачи в области культуры – разработка концепции долгосрочной культурной политики, которая буквально на днях будет введена в действие и, конечно, кроме принятия этой концепции культурной политики уже развитие в области культуры будет приобретать другое значение", – расставил приоритеты министр. Кроме того, он сообщил, что важнейшей задачей в рамках концепции является создание Национального совета по делам культуры и искусств, который должен координировать работу государственных органов, начиная с Министерства культуры, а также взаимодействовать с депутатским корпусом, бизнес-сообществом и творческими объединениями. Предусматривается также создание художественных советов на разных уровнях, которые будут вырабатывать и проводить в жизнь единую политику в различных сферах культуры. Помимо сказанного, отметил министр, концепция предусматривает создание культурных кластеров, которые, в свою очередь, являются творческими секторами экономики, объединяющими разные направления в культуре. В настоящее время в Казахстане недостаточно эффективно ведется работа по художественному воплощению культурных ценностей, культурные объекты находятся в ведении различных организаций на республиканском и региональном уровнях, отметил А.Мухамедиулы.
Если перейти к искоренению недостатков культурной политики прошлого, важным моментом в работе Арыстанбека Мухамедиулы является решение кадрового вопроса. Не секрет, что за последние годы скандалы и судебные разбирательства стали едва ли не привычным явлением в отечественной творческой среде. За время своего пребывания на посту министра А.Мухамедиулы в значительной степени оздоровил менеджмент ряда главных культурных объектов РК. Так, был назначен новый руководитель Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, им стал бывший вице-министр культуры и спорта РК Аскар Бурибаев. Также назначен новый руководитель государственного театра оперы и балета "Астана Опера" Толеубек Альпиев. Кроме того, должность главы Государственного музея искусств РК им.А.Кастеева получила Гульмира Шалабаева, были сменены и некоторые другие руководители крупнейших организаций в этой сфере.
Таким образом, деятельность Арыстанбека Мухамедиулы на его ответственном посту и на прошлых местах работы является достаточно эффективной, что отмечают независимые эксперты.
В частности, высокую оценку реформаторским усилиям нынешнего министра культуры и спорта в должности ректора академии им.Жургенова дал Рахман Алшанов, доктор экономических наук, профессор, академик, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов РК. "Хочу сказать, что министр культуры и спорта личность, безусловно, оригинальная и знаковая. Например: в последнее время много внимания уделяется мобильности студентов и преподавателей. В этом плане в бытность Арыстанбека Мухамедиулы ректором академии Жургенова сделано крайне много. Представляете, впервые на казахском языке, в Лондоне, на родине Шекспира, была поставлена пьеса этого великого драматурга. Силами студентов и преподавателей казахский язык зазвучал с английской сцены. Это, прежде всего, говорит о смелости организатора тех поездок и постановок, об уверенности в том, что наши студенты и преподаватели не подведут. И действительно, пьеса получила восторженные отзывы. Показали – наши могут! Был преодолен своеобразный психологический барьер, и такую возможность им предоставил ректор, взял на себя ответственность.
Такие качества я вижу во многих мероприятиях, проводившихся в академии, когда ректор Мухамедиулы приглашал преподавателей, когда наши кадры и студенты ездили за рубеж, в Америку, в Европу, где показывали себя с самой достойной стороны. Нужно отметить и организацию фестивалей "Бастау". Вместе с Сергеем Азимовым проводилась огромная работа: приезжали маститые деятели культуры России, из ВГИКа, приезжали мэтры из Грузии, Киргизии и других стран. Дело в том, что когда мы говорим о современном образовании, то должны понимать – молодежи нужен доступ к инновационным источникам этого самого образования. И такая возможность им была обеспечена, ректор создал условия, при которых наша молодежь получала все самое лучшее. Студенты принимали участие в конкурсах, показывали собственные наработки, получали объективную оценку со стороны зарубежных коллег. Поэтому Арыстанбек Мухамедиулы, с точки зрения современных требований к образованию, один из самых прогрессивных ректоров, какие занимали этот пост в творческих вузах. Немаловажно и то, что А.Мухамедиулы знает всю систему казахстанской культуры изнутри, и думаю, что на посту министра он продолжит свою новаторскую и просветительскую деятельность", – считает Рахман Алшанов.
Арыстанбек Мухамедиулы обогатил казахстанскую культуру и науку серьезными достижениями, уверена доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель РК, руководитель Государственного музея искусств имени А.Кастеева Гульнара Шалабаева. "Мое мнение об Арыстанбеке Мухамедиевиче сложилось еще в бытность его ректором академии искусств им. Т. Жургенова, как о человеке сильной харизмы, умеющего видеть перспективу и вдумчиво выстраивать пути достижения поставленных целей, широких и прогрессивных взглядов на развитие культуры и искусства, поддерживающего новые подходы, умеющего доверять молодым, поручать им сложные участки работы. Он – лидер, способный заряжать своей энергией, идеями, отличный организатор культурной, творческой, образовательной и научной деятельности. Я не хвалю, я лишь констатирую. Особо отмечу, как прорыв и достижение – открытие в академии Жургенова диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. На тот момент ощущался разрыв преемственности поколений в науке искусствознания, имевшиеся опытные кадры не имели возможности получить ученые степени. Пожалуй, только работники науки и образования поймут, насколько трудноразрешимой тогда была эта проблема. С открытием диссовета в академии была открыта докторантура по многим направлениям: киноведение, театроведение, искусствоведение, дизайн и пр. Но самое главное: была предоставлена возможность ездить на стажировку в дальнее зарубежье на целый месяц за счет академии. Маленькими и большими группами в 10-15 человек, молодые люди ездили в Италию, Францию, Америку и другие страны, где приобретали массу новых впечатлений, знаний, расширяя кругозор и собственное мировидение, общаясь со специалистами, наводя новые и нужные контакты. Считаю, это весьма важным долгосрочным, нацеленным на будущее проектом", – пояснила Гульмира Шалабаева.
Также г-жа Шалабаева надеется, что в скором времени будут разрешены проблемы, стоящие перед музейным делом РК. "Трудности, конечно, есть как локального, так и общего для всех музеев мира свойства. Если говорить об общих проблемах, то это недостаточность государственного финансирования. Многие музеи мира, в основном, опираются на частные субсидии меценатов. У нас в этом отношении пока не столь развита эта сфера взаимоотношений бизнеса и культуры. Так, например, не хватает средств для закупа новых произведений высокого, художественного, достойного музея уровня.
На сегодняшний день актуальны вопросы технического перевооружения музея, внедрения новейших информационных и коммуникационных компьютерных технологий для нового позиционирования музея в современном обществе. Нами сейчас прорабатываются вопросы использования современных технических средств для повышения посещаемости музейных экспозиций и популяризации музейного пространства. Мы исходим из того, что музей и хранящиеся в нем культурные ценности и знания должны быть востребованы широкими слоями общества, молодежью в не меньшей степени, чем посещение кинотеатров или концертов современной музыки. Не секрет, что классической музейной экспозиции становится все труднее выдерживать конкуренцию со стороны альтернативных способов проведения досуга – телевидения, интернета, массовых шоу и пр. Считаю, что стратегия повышения конкурентоспособности музейных экспозиций состоит в том, чтобы не пытаться противодействовать современным технологиям, каналам и формам подачи информации, а, наоборот, взять эти технологии на вооружение и, тем самым, передавать современному обществу накопленное культурное наследие в более наглядном, зрелищном, современном формате. И у нас в этом плане уже есть чем похвастаться. Правда, проект еще не завершен и в процессе работы, но уже сейчас впервые в музейном пространстве в масштабе страны у нас в зале Кастеева в пилотном режиме работает система QR-кодов. Любой посетитель, обладающий телефоном, может бесплатно подключить приложение для сканирования QR-кодов IZI.travel из интернета. Наведя и кликнув этот код, зритель получает информацию о художнике и произведении, как в устном, так и в письменном виде. Мы пока особо не афишируем, но когда завершим проект, публично презентуем его общественности города.
Другая уже локальная проблема: за 80 лет, кстати, 2015 год для нас юбилейный, музейная коллекция и фонды значительно расширились, поэтому с трудом помещаются в свое собственное здание. Можно было бы на территории музея построить отдельный павильон для хранения фондов, а площади, которые сейчас занимают фонды, отдать под экспозиции. Понимаю, что это вопрос не одного дня. Как говорится, "мечтать не вредно".
Еще один вопрос, не дающий покоя – фонтаны. Когда-то они были облицованы камнем и гранитом, но сейчас их гипсово-бетонный внешний вид вызывает только печаль. А ведь всех гостей города, в том числе иностранных, в первую очередь, везут к нам, в музей Кастеева. Кроме того, это одно из любимых мест горожан, которые в летние дни приходят сюда со своими малышами отдыхать в тени и прохладе. Фонтаны относятся к компетенции городских властей, поэтому нам остается лишь просить и ждать…", – рассказывает директор музея.
Гульмира Шалабаева позитивно оценивает перспективы развития отечественной культуры в связи с приходом на должность министра А.Мухамедиулы. "Времени, считаю, прошло еще не так много, чтобы делать далеко идущие выводы, но я надеюсь, что в культурной сфере обязательно будут положительные сдвиги: расширение межкультурного диалога, установление и укрепление международного сотрудничества и взаимообмена с другими государствами, внедрение новых технологий и новаций, в целом, развитие культуры. По нашему музею могу сказать, что планируется ряд крупных, общественно-значимых выставок, посвященных 70-летию Победы, причем это совместный проект с американцами; выставка, посвященная 550-летию казахского ханства, 20-летию создания Ассамблеи народов Казахстана и т.д. Намечен ряд международных проектов, а также мероприятия, связанные с 80-летием самого музея. В общем, планов много и мы смотрим в будущее с оптимизмом!"
Определенной несправедливостью считает отношение к культуре и профильному Министерству со стороны экспертного сообщества президент общественного фонда социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова. Дело в том, что согласно рейтингам центра, уровень влиятельности и узнаваемости министра культуры и спорта РК традиционно низок. Например, в опросе последнего квартала 2014 года Арыстанбека Мухамедиулы опрошенные эксперты поставили на 36 позицию. Во многом здесь "виновато" устоявшееся мнение о неважности и незначимости культуры, полагает Гульмира Илеуова. "Основные наблюдения наши эксперты выстраивают вокруг влияния на внутреннюю политику. Раньше Министерство культуры и информации непосредственно занималось внутренней политикой, и всем было понятно, что здесь сосредоточенно то самое влияние. С течением времени произошла деконцентрация ответственности, компетенции и руководящих ролей между несколькими субъектами. Это привело к тому, что на нынешнее министерство уже в меньшей степени смотрят как на источник влияния. Также низкие места в рейтингах объясняются тем, что культура у нас, как всегда, на периферии. "Сверху" всегда экономический блок, силовые ведомства, а во внутренней политике Министерство культуры уступило свои позиции другим учреждениям. Плюс еще у них забрали "информацию", что также повлияло на снижение рейтинга министерства и самого министра, как его персонализированного представителя. Я согласна, что это несправедливое отношение к культуре. Когда мы проводим "круглые столы", то замечаем, что хотя вопросы культуры тесно связаны с вопросами идентичности и истории, обычно жалуются на малое внимание, уделяемое этой важнейшей составляющей общества. Кроме того, решением проблем культуры повышается та самая конкурентоспособность общества, о которой так много говорят", – пояснила социолог. Однако сферу культуры все еще считают неконъюнктурной, инерционной, и зачастую относятся к ней по принципу "может подождать".
Также, полагает эксперт, низкий рейтинг министра культуры связан и с тем, что он лишь недавно получил столь значимое назначение, и экспертное сообщество еще попросту не успело его узнать в ипостаси министра. "Не знают, и пока присматриваются осторожно. Тем не менее, в последнее время наши эксперты начали говорить, что министр Арыстанбек Мухамедиулы активно проявляет себя, становится более влиятельным, набирает вес. Так что, следующий рейтинг, возможно, повысит его позиции. Человек в культуре и искусстве известный, но в правительстве пока новичок", – прокомментировала Гульмира Илеуова.
Политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев считает, что назначение Арыстанбека Мухамедиулы на пост министра культуры и спорта является достаточно определяющим. "За годы независимости у нас было мало глав этого ведомства, имеющих опыт работы непосредственно в сфере культуры и искусства. Если мы обратим внимание, то увидим, что культура периодически объединялась то с образованием, то со здравоохранением, то со спортом, и выполняла функции такого "суперидеологического" министерства. В разное время в его составе находились и молодежная, и медийная, и языковая политика, и архивное дело, вообще масса всего. Поэтому зачастую министерство выполняло не столько функции по отраслям, сколько занималось внутренней политикой в целом. Из области культуры на пост главы этого ведомство приходило несколько человек, остальные – из журналистики, политической сферы и т.д. Поэтому культура, которая традиционно значит для Казахстана больше, чем некий массив творческих аспектов (это и исторический, и идентификационный), чувствовала себя немного ущемленной", – считает политолог.
Кроме того, подчеркнул Данияр Ашимбаев, если при советской власти представители творческих союзов – писатели, композиторы и т.д. были приближены к партийной номенклатуре и обладали рядом привилегий, то сегодня положение изменилось. В строй деятелей культуры добавились новые тенденции и персоны, на этой почве иногда и возникают конфликты, связанные с распределением ресурсов и поддержки.
"В этом плане назначение на пост министра культуры человека, который занимался непосредственно культурой с юных лет, в ансамбле "Гульдер", в президентском оркестре, работал в структуре министерства, последние годы возглавлял базовый вуз по подготовке профильных специалистов, знаменитую "Жургеневку", оказалось весьма к месту. Я не хочу упрекать кого-либо из его предшественников, а на этом посту побывало достаточно знаковых для Казахстана фигур, однако хочу отметить немаловажный факт. Во главе Министерства культуры оказался человек, владеющий всей полнотой отраслевой информации, изучивший "технологию процесса", знающий ее недостатки, а также систему подготовки кадров и кадровый потенциал, финансовые аспекты деятельности. Выходец именно из этой среды. Внешний менеджмент, безусловно, необходим, однако иногда было бы неплохо, чтобы внешнее управление разбавлялось отраслевыми специалистами", – отметил Данияр Ашимбаев.
Именно специализация министра Мухамедиулы кажется политологу причиной активного старта нового главы ведомства: за короткий срок выдвинута масса инициатив, в том числе – концепция культурной политики страны, которая серьезно обсуждается и в СМИ, и в среде экспертов, деятелей искусства. "Поставлены многие вопросы, традиционно не считавшиеся приоритетными при формировании политики Министерства – кадровые проблемы, система подготовки кадров. Кроме того, Министерство культуры должно задавать тональность диалога, как это происходит сейчас, а не просто наблюдать за тем, как развиваются конфликты. Мы знаем, что за последние годы в каких-то сферах сложился "застой кадров", престарелые мэтры засиделись на лаврах, и фактически перестали развиваться, что отражалось, скажем, на ретроградности репертуаров. Кто-то занялся политикой, и выставлял один и тот же спектакль в ответ на любые "вызовы времени". Где-то хромала подготовка молодежи, мы наблюдали за тем, что многие учреждения культуры испытывали дефицит кадров. Есть проблемы и в театрах, и в библиотеках, и в музеях. Также отмечено увлечение чрезмерной помпезностью в ущерб выработке качественного содержания. Последнее время мы видели, что система управления культурой оказалась несколько оттеснена, поэтому приход на данный пост человека, знающего эту систему изнутри, можно только приветствовать", – уверен Данияр Ашимбаев.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Мажилисе презентована новая редакция ГПК РК 30.01.2015
Более 20 казахстанско-китайских проектов в обрабатывающем секторе планируется реализовать в РК 30.01.2015
Министр культуры и культура – с министром 30.01.2015
На коллегии Министерства сельского хозяйства РК подвели итоги деятельности за прошедший год 30.01.2015
О визите Генерального Прокурора в Республику Беларусь 30.01.2015
И словно мухи тут и там... 30.01.2015
Говорит президент Сирии: беседа с Башаром Асадом 30.01.2015
Рабочий график Главы государства 29.01.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел телефонный разговор с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 29.01.2015
Проекты новых законов, одобренные Мажилисом 29.01.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz