20 ноября 2014 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Кому служат чиновники: иностранным компаниям или своей стране? – такой вопрос задал Азат Перуашев в своем выступлении при обсуждении законопроекта по вопросам недропользования во втором чтении на пленарном заседании Мажилиса. Ниже приводится полный текст выступления.
Выступление А.Перуашева по законопроекту о недропользовании Пленарное заседание Мажилиса, 19 ноября 2014 Уважаемые коллеги. Рассматривая закон о недропользовании, хотел бы напомнить присутствующим такой факт. 3 сентября 2012 г., выступая на открытии 2-ой сессии Парламента, Глава государства сказал, цитирую: "Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания – все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт очень важен для нас. Поручаю Правительству совместно с фондом "Самрук-Казына" проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей". Это поручение было дано Главой Государства, повторяюсь 3 сентября 2012 г., то-есть два года назад. Что же сделано за это время? В прошлом году, обсуждая Закон "О государственных закупках", правительство убрало оттуда понятие "отечественный товаропроизводитель" и преференции для таких производителей. Причем, когда мы оспаривали такой подход, фракция "Ак жол" требовала напротив, усилить поддержку казахстанского бизнеса, нам говорили, что в рамках Таможенного союза госзакупки должны быть едины, но интересы отечественных производителей будут учтены в другом законопроекте, касающемся закупок национальных компаний, госпредприятий и недропользователей, в Законе "О закупках". Мы тогда согласились, с этим условием. Проходит уже год после его принятия, а Закона о закупках так и нет. Летом, на расширенном заседании Комитета по экономике и региональному развитию, представители Агентства по защите конкуренции заявили, что ими ведется работа по разработке и этот законопроект будет внесен осенью. Уже зима, а он так у нас и не появился. И интересы национального бизнеса в закупках остаются задвинутыми на второй план. Другой пример: более 5-ти лет уже ведется разговор о необходимости Закона "Об офсетной политике", который обязывал бы иностранных недропользователей, работающих в Казахстане, передавать производство комплектующих узлов и заменяемых деталей к используемому оборудованию, а также его обслуживание – местным компаниям в стране пребывания, по примеру Норвегии. Этот Закон также так и не поступил. В итоге мы убираем все нормы по защите казахстанских производителей, и никаких других мер в их поддержку не вносим. И сейчас в этом Законе о недропользовании то же самое – предложения партии "Ак жол" о том, чтобы защитить отечественный бизнес – опять не были поддержаны разработчиком. Более того: когда наши предложения обсуждались на комитете, представители разработчиков – директор департамента министерства инвестиций – заявляет: "Мы против таких поправок, потому что они затрагивают интересы иностранных инвесторов" (?!). У меня возникает вопрос: на кого эти люди работают, какой стране они служат? Мы уважаем иностранных инвесторов, приветствуем их и поддерживаем массу преференций. Но и они должны наши интересы соблюдать. Недропользователи, в том числе иностранные, не только должны пользоваться нашими природными ресурсами, не только платить налоги, но и увеличивать долю местного содержания в их работе. В частности – закупать наше оборудование, заказывать услуги наших сервисных компаний, приобретать здесь, на месте, отечественные продукты питания, спецодежду и т.д. По идее, такие нормы есть в инвестконтрактах, а на деле они ничем не подкреплены, никакими требованиями законов. На Бюро Мажилиса, Кабибулла Кабенович (спикер Мажилиса), когда рассматривали этот вопрос, просто хочу напомнить – я показал список из более чем 80 компаний-недропользователей, у которых норма местного содержания от 60 до 100%, а факт исполнения в подавляющем большинстве случаев – 0 %, есть правда пара-тройка примеров, где исполнение 1,5-2%. И мне еще департамент недропользования Мининвеста заявляет, что я "обижаю" инвесторов?! Причем, когда нас убеждают, что преференции для казахстанских производителей надо убирать из законов – то ссылаются на Таможенный Союз. Я читаю ст.3, п.8 Закона РФ "О закупках отдельных видов юридических лиц", где прямо записано "приоритет товаров Российской Федерации по отношению к другим товарам". Эта норма действующая и никем не убрана. А мы у себя убираем все меры по защите отечественных товаропроизводителей. В этой связи, после моей жесткой критики, в партию "Ак жол" поступило письмо от Министерства по инвестициям и развитию, в котором говорится, что оно "приложит все усилия, для всестороннего рассмотрения предложенных Вами поправок, в том числе в проекте Закона "Об офсетных соглашениях", который планируется внести в Мажилис Парламента уже в 1-м квартале 2015 г." – конец цитаты. Мы требуем, чтобы интересы наших производителей, а это и машиностроение, и пищевая промышленность, и легкая промышленность, и сервисные компании, и многие другие – чтобы их интересы были должным образом защищены. Повторю еще раз поручение Президента, цитирую: "Все страны мира поддерживают своего производителя – этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских производителей". Прошло, повторюсь, 2 года, а госорганы вместо поддержки вносят новые и новые законы, где вопреки поручениям Главы государства наоборот, убирают все меры защиты казахстанского бизнеса. Надеюсь, и меня в этом горячо убеждает Министерство инвестиций, что нам удалось донести до госорганов и свою озабоченность этими вопросами, и острую необходимость срочных мер. Иначе еще через пару лет просто поддерживать будет некого. Мы еще раз обращаемся к уполномоченному госоргану и Правительству – ускорить разработку и внесение Закона об офсетной политике и защитить интересы нашего бизнеса. Спасибо. |