Астана, 22 октября, Дом Мажилиса
В Мажилисе при участии вице-спикера Палаты Сергея Дьяченко презентован законопроект о правовых актах и сопутствующих поправках. Предваряя обсуждение, Председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев обозначил основные положения законопроекта. Так, согласно документу предлагается разделить правовые акты на две группы – нормативные правовые акты (НПА) и ненормативные правовые акты. К первой группе будут относиться действующие в настоящее время НПА и их виды. Ко второй группе будут отнесены акты официального разъяснения НПА, правовые акты индивидуального применения и правовые акты в области системы государственного планирования. Устанавливаются субъекты официального разъяснения НПА, а также необходимость опубликования на официальных интернет-ресурсах разъяснения нормативных правовых актов. Вместе с тем, по словам Р.Мукашева, возникли отдельные вопросы, требующие тщательного рассмотрения и принятия взвешенной позиции. Один из них касается требования по согласованию концептуальных поправок с инициатором законопроекта. – На практике это приведет, по мнению депутатов, к тому, что любые концептуальные изменения, внесенные депутатами в законопроект, необходимо согласовать с Правительством или депутатами, инициировавшими законопроект, – сказал Рахмет Мукашев. Мажилисмен также напомнил, что право законодательной инициативы депутатов Парламента ограничено только пунктом 6 статьи 61 Конституции, а именно – требованием по согласованию в части бюджетных расходов, для которых нужно положительное заключение Правительства. Более детально о законодательных нововведениях рассказала заместитель министра юстиции Зауреш Баймолдина. При этом вице-министр отметила, что одной из задач законопроекта является восполнение пробелов в смежных сферах законодательного регулирования, придания завершенного вида всей цепочке, связывающей законодательство о нормативно-правовых актах и об административных процедурах. З. Баймолдина коснулась терминологического аппарата, усовершенствования института правового мониторинга. Говоря об официальном разъяснении нормативно-правовых актов, вице-министр пояснила, что субъектами официального разъяснения предлагается определить: – по законодательным актам – прокурора, но лишь в порядке обращения, то есть при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законодательных актов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законодательных актов либо прав и свобод человека и гражданина или неограниченного круга лиц; – по постановлениям Правительства – по поручению Премьер-Министра Министерство юстиции совместно с заинтересованными государственными органами; – по подзаконным нормативным правовым актам – органы или должностные лица, их принявшие (издавшие). В группу актов официального разъяснения также предлагается включить акты разъяснения государственных органов, если разъяснение того или иного акта не отнесено к их компетенции, однако они проводят государственную политику в определенной сфере или к их компетенции отнесено решение соответствующих вопросов. В ходе заседания депутаты задали ряд вопросов относительно терминологического аппарата, в частности, понятия консолидированного закона, антикоррупционной экспертизы, механизма разъяснения нормативно-правовых актов и др. Работа над законопроектом продолжится в рабочей группе, возглавляемой членом Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рамазаном Сарпековым. |