NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 15:13 ast
13:13 msk

О ходе модернизации ЖКХ
Такова тема прошедшего в Мажилисе заседания Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии "Нур Отан"
21.10.2014 / политика и общество

Астана, 20 октября, Дом Мажилиса

"О ходе модернизации жилищно-коммунального хозяйства". Такова тема прошедшего сегодня в Мажилисе заседания Совета по региональной политике и работе с маслихатами при фракции партии "Нур Отан".
На заседании с участием вице-спикера Мажилиса, руководителя парламентской фракции партии "Нур Отан" Дариги Назарбаевой с докладом выступил вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев (тезисы):
Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы направлена на обеспечение надлежащего содержания жилищного фонда и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
На первом этапе до 2015 года предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов:
снизить с 32% до 22% долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта;
модернизировать 24 400 км сетей;
обеспечить, чтобы не менее 50% потребителей в каждом регионе страны были удовлетворены качеством коммунальных услуг.
Программа охватывает два направления: жилищный и коммунальный секторы.
В целом по республике насчитывается 105 122 многоквартирных жилых дома. Из них:
Требующих проведения капитального ремонта – 29 751 дом или 28%;
аварийных домов, подлежащих сносу – 3 807 домов или 3,6%;
в надлежащем состоянии находится 71 560 домов или 68%.
Жилищный сектор в республике является третьим крупнейшим потребителем тепловой и электрической энергии после сектора энергетики и производства. Жилые здания потребляют 13,5% электрической и 24% тепловой энергии. Поэтому в рамках Программы поставлена задача по достижению экономии теплопотребления до 30% при проведении капитального ремонта с термомодернизацией.
За период реализации Программы было обеспечено снижение доли объектов кондоминиума, требующих капремонта с 32% до 28%.
За период 2011-2012 годы на реализацию Программы из республиканского бюджета было выделено 17 842 млн. тенге, по состоянию на 10 октября 2014 года местными исполнительными органами фактически освоено 17 779 млн. тенге или 99,6% (неосвоение средств составляет 63 млн. тенге).
На сегодняшний день из запланированных к ремонту 1 360 многоквартирных жилых домов отремонтировано 1 352, в 8 домах ремонтные работы продолжаются.
В 2013 году из-за отсутствия бюджетного финансирования работы по ремонту домов не производились.
В связи с чем, ремонт домов производился за счет возвратных средств (отремонтировано 79 домов на общую сумму 863,1 млн. тенге).
На 2014 год из республиканского бюджета выделено 11 847,9 млн. тенге на ремонт 698 домов. В настоящее время ремонт 140 домов завершен.
По состоянию на 10 октября 2014 года возврат средств составляет 2 659 млн. тенге или 71% при плане 3 722 млн. тенге. За счет возвратных средств отремонтировано 105 домов на общую сумму 1 189 млн. тенге, в том числе в текущем году отремонтировано 24 дома на общую сумму 315 млн. тенге.
В 2011-2012 годах ремонт многоквартирных жилых домов проводился по двум механизмам: через капитализацию СПК (первый) и государственных предприятий (второй), при этом в 2012 году по второму механизму выделялись бюджетные кредиты (под 0,1% на 7 лет).
Наличие двух механизмов в определенной степени затрудняло реализацию Программы, а самое главное участие в ней населения. В частности, выбор подрядной организации, проведение конкурсных процедур по выбору подрядчика (проходило без участия жильцов), обязательность первоначального взноса, отсутствие требований по видам ремонтных работ (практически везде проводился текущий ремонт).
Учитывая имеющиеся недостатки и упущения, в начале 2014 года Министерством совместно с акиматами был полностью проанализирован ход реализации Программы. В результате в апреле месяце текущего года были внесены соответствующие изменения и дополнения.
Так, в Программе определен единый механизм (если раньше ремонт производился через СПК и ГКП, то сегодня ремонт производится через капитализацию специализированной уполномоченной организации).
Ø исключены требования о первоначальном взносе для жителей в размере 3%, 5% и 7%;
Ø предусмотрены меры по повышению энергоэффективности проектов по ремонту путем обязательной установки автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла;
Ø определены минимальные и максимальные пакеты работ по капитальному ремонту;
Ø упрощен порядок заключения договоров на проведение ремонта;
Ø предоставлена возможность проведения экспертизы проектно-сметной документации организацией по выбору жителей домов, исключая условие об обязательном прохождении государственной экспертизы;
Ø исключены условия о проведении конкурса на государственные закупки услуг по ремонту домов, предоставляя общему собранию жителей возможность выбора подрядной организации.
Принятые меры направлены на достижение более эффективного уровня потребления энергии, ее автоматизации и экономии. В качестве примера можно привести уже имеющийся положительный опыт в регионах, где собственники после проведения ремонта ощутили экономию в оплате за потребленную тепловую энергию в размере 30-40 % (г. Астана, Актобе, Караганда и др.)
Несмотря на положительную динамику роста количества заявок от населения для участия в Программе, имеются ряд объективных причин, которые отрицательно сказываются на ходе ее реализации. А именно:
Первое. Несвоевременное оформление местными исполнительными органами бюджетных заявок.
Основная проблема связана с подготовкой проектно-сметной документации для проведения ремонта домов. Изначально идеология Программы заключалась в том, что собственники должны были за свои средства разработать данную документацию и после представить ее уполномоченному органу. На практике сложились трудности по вопросу сбора финансовых средств от собственников, поэтому документация на сегодняшний день разрабатывается за счет средств специализированных уполномоченных организаций, но с обязательным возвратом.
Данная мера не позволяет местным исполнительным органам подготавливать своевременно и качественно бюджетные заявки.
Для решения данного вопроса нами инициирована процедура открытия новой бюджетной программы (подпрограммы) на уровне местного бюджета, которая позволит разрабатывать проектную документацию за счет средств местного бюджета на возвратной основе.
Второе. Слабо организована работа по использованию возвратных средств, поступающих от собственников на счета социально-предпринимательских корпораций.
За 2011-2012 годы социально-предпринимательским корпорациям было выделено (капитализировано) порядка 6,8 млрд. тенге, работа проделана – ремонт произведен, и эти средства в дальнейшем должны были быть использованы повторно для ремонта домов, после возвращения их собственниками.
Однако, практически во всех регионах возвратные средства, поступающие на счета социально-предпринимательских корпораций, не используются повторно для проведения ремонтных работ.
Для активизации работ по ремонту домов за счет возвратных средств акиматам рекомендовано передать данные средства из распоряжения социально-предпринимательских корпораций в ведение специализированных уполномоченных организаций по примеру города Алматы, что позволит увеличить охват домов подлежащих ремонту.
Третье. Качество проводимых ремонтных работ.
В период 2011-2012 годов реализация Программы осуществлялась в "пилотном" режиме. Был расписан пошаговый механизм ремонта домов – от получения согласия жильца на проведение ремонта и вплоть до подписания приемки выполненных работ после его завершения. Также был определен перечень конкретных действий в отношении каждого участника Программы.
Однако, в ходе реализации Программы местными исполнительными органами соблюдение утвержденного механизма не всегда обеспечивалось на должном уровне.
К примеру, имели место случаи:
1) когда решение о проведении ремонта собственниками помещений (квартир) принималось после начала ремонтных работ. Это грубое нарушение утвержденного механизма. Тем самым вопросы рассмотрения и утверждения сметы расходов, о размере ежемесячных взносов на сберегательный счет, графика и ежемесячных взносах в качестве оплаты ремонтных работ оставались не решенными;
2) проведение ремонта домов с отклонениями от проектной документации, в том числе некачественно произведены работы по ремонту кровли, замене лифтового хозяйства, а также отделке фасадов.
3) отсутствие контроля со стороны заказчиков, должного взаимодействия с жильцами домов, мониторинга гарантийного срока после завершения ремонтных работ (особенно после осенне-зимнего периода).
Вопросу качества ремонтных работ уделено особое внимание, приемка работ после их завершения подлежит в обязательном присутствии жильцов, представителей органов жилищной инспекции, государственного архитектурно-строительного контроля и иных уполномоченных органов и лиц.
Четвертое. Имеются предпосылки недостижения целевых индикаторов Программы из-за бюджетного недофинансирования.
Вместе с тем, Министерством ведется целенаправленная работа по совершенствованию жилищного законодательства. Так буквально в начале месяца текущего года при вашей поддержке был принят и направлен в Сенат законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений". Проект Закона направлен на повышение ответственности и обеспечения прозрачности деятельности органов управления, расширение компетенции жилищной инспекции и введение новых составов административных правонарушений, а также на формирование "эффективного собственника".
Никому не секрет, что на практике граждане не удовлетворены деятельностью органов управления, при этом сами жильцы не проявляют активное участие в управлении объектом кондоминиума.
Так, даже вопрос образования и регистрации объекта кондоминиума остается не решенным (процент регистрации объектов кондоминиума по республике составляет около 14 %).
Несмотря на упрощенную процедуру регистрации, собственники домов не спешат воспользоваться данной возможностью.
Одним из немаловажных факторов в управлении дома, является соблюдение установленных требований в части содержания общего имущества. К примеру, существует слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт дома, что предусмотрено законодательством (0,02 МРП).
В целях повышения активности собственников используются новые подходы в управлении многоквартирным домом, в частности внедряется способ электронного управления.
Сегодня по городу Астана реализуется пилотный проект "Центр управления жильем", где раскрыта вся информация о деятельности органов управления, функционирует центр приема и обработки вызовов, а также имеется "личный кабинет" жильца, где можно в онлайн режиме участвовать в управлении жилым домом (голосовать, задавать вопросы, получать отчеты от органа управления и т.д.). Запланировано внедрение данного продукта в Кызылординской и Мангистауской областях.
Подходы в управлении жилищным фондом путем использования информационных технологий уже предусмотрены в проекте Закона.
В целом после принятия данного проекта Закона будут приняты 2 новых нормативных правовых актов, а в 8 подзаконных актов будут внесены соответствующие изменения и дополнения.
Таким образом, по промежуточным результатам Программы отмечается положительный эффект на увеличение срока службы жилищного фонда, существенная экономия потребления электрической и тепловой энергии и, соответственно, рост желающих модернизировать свое жилье в рамках Программы.
Коммунальный сектор
За 2011-2013 годы за счет всех источников финансирования (РБ, МБ, собственные средства) модернизировано порядка 16 тыс. км сетей газо-, электро- и теплоснабжения, тем самым целевые индикаторы Программы достигнуты.
Из республиканского бюджета было выделено 34,2 млрд. тенге на реализацию 124 проектов, в рамках которых построено и реконструировано 1906 км инженерных сетей, (сети теплоснабжения – 252 км, электроснабжения – 718,1 км, газоснабжения – 935,8 км, 20 котельных мощностью до 100 Гкал/ч и 1 проект по ТБО).
В 2014 году на развитие коммунального сектора выделено 20,8 млрд. тенге на реализацию 57 проектов (теплоснабжение – 12 проектов, газоснабжение – 20 проектов, электроснабжение – 14 проектов, теплоисточники- 11 проектов).
Планируется ввести в эксплуатацию 48 объектов, остальные 9 – переходящие.
Будет построено и реконструировано порядка 658 км. инженерных сетей (теплоснабжение – 74 км, газоснабжение – 483 км, электроснабжение (0,4кВ – 101 км) и 11 котельных.
В целях увеличения финансирования сектора ЖКХ необходимо внедрение механизма возвратного финансирования из бюджета и повышения привлекательности данной отрасли для частных инвестиций.
Для этого предлагается развить деятельность созданного АО "Фонд развития ЖКХ" (далее – Фонд), которая позволит увеличить объемы финансирования предприятий отрасли, в том числе, находящихся в частной собственности (к примеру: из 12,2 тыс. км сетей теплоснабжения порядка 2,7 тыс. км или 23% находятся в частной собственности).
Планируется выделять средства регионам через Фонд на возвратной основе, в том числе, предусмотренных в рамках отраслевых государственных программ.
Поэтапно внедрив эти механизмы, мы создадим условия для выхода предприятий на безубыточную деятельность и повышения их инвестиционной привлекательности.
Следует отметить, что большинство объектов теплоснабжения используется со сверхнормативным сроком эксплуатации. Средний износ сетей теплоснабжения составляет порядка 60%, а в некоторых регионах потери тепловой энергии в них достигают 36%.
Более половины котлов на теплоисточниках имеют низкий коэффициент полезного действия, который в среднем составляет 41%. В результате увеличиваются затраты на содержание и обслуживание котельных.
Все это приводит к увеличению аварий, сбоям в работе объектов жизнеобеспечения и ежегодным срывам качественного прохождения отопительных сезонов.
В этой связи, было принято решение инициировать разработку проекта Концепции реформирования сектора теплоснабжения городов и населенных пунктов.
Концепция определит основные направления формирования единой государственной политики в отрасли теплоснабжения (от теплоисточника до потребителя) и механизмы ее реализации.
При этом, существующая система тарифообразования не обеспечивает безубыточную и эффективную деятельность предприятий сектора теплоснабжения. Отсутствие рыночного механизма ценообразования в этой сфере, обоснованное существованием естественных монополий, при периодическом обострении проблем, связанных с высокой нагрузкой на население, а также недостаточным уровнем услуг, обрекает органы власти на постоянный поиск компромисса при утверждении тарифов.
Высокий процент тарифа на тепло в доле инфляции представляет одну из основных проблем тарифообразования.
В целях снижения нагрузки на государственный бюджет будут отработаны оптимальные объемы и схемы финансирования из республиканского и местных бюджетов, привлечения частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов ГЧП.
В результате планируется повысить эффективность сектора теплоснабжения путем увеличения КПД на теплоисточниках до 85%, модернизировать до 6 тыс. теплоисточников и до 7 тыс. км. сетей теплоснабжения.
В заключении хотелось бы отметить, что реализация Программы позволила улучшить коммунальную инфраструктуру 118 населенных пунктов и обеспечить сельское население в количестве 454,4 тыс.чел. теплом, электричеством и газом.
О работе экспертной группы по направлению "Зеленая экономика" на заседании рассказала депутат Мажилиса, партийный куратор Светлана Романовская (тезисы):
На рассмотрении экспертной группы находятся 12 показателей по реализации Предвыборной платформы, которые условно сгруппированы в 4 группы:
– возобновляемые источники энергии;
– экология;
– энергосбережение и энергоэффективность;
– ЖКХ.
Что касается сферы ЖКХ, то по данной сфере предусмотрены такие целевые показатели, как:
– уровень доступа к централизованному водоснабжению в городах;
– модернизация коммунальных сетей;
– снижение нормативных потерь тепло-, электроэнергии и воды;
– ремонт общего имущества объектов кондоминиума;
– количество КСК, заключивших договор по содержанию и эксплуатации домов с сервисными компаниями;
– а также уровень удовлетворенности гражданами качеством коммунальных услуг.
В целом, предвыборные обещания партии по данному направлению исполняются успешно. Однако имеются и отрицательные результаты по отдельным показателям.
В рамках задачи по реконструкции 31 тыс. км. коммунальных сетей за 2012-2013 годы было реконструировано 13 тыс. км сетей или 42% от планового показателя. Это, в свою очередь, позволило добиться досрочного выполнения трех задач Предвыборной платформы по снижению уровня нормативных потерь тепловой энергии до 20% (с 23,2% в 2011 году до 19,6% в 2013 году), воды – до 19% (с 23% до 18,1%) и электроэнергии – до 15% (с 16,8% до 12,2%).
Недостаточно активно выполняются задачи по обеспечению 90%-го централизованного водоснабжения в городах. Так, по итогам проведенной работы в 2012-2013 годах централизованным водоснабжением было обеспечено 84% и 85% городов.
Кроме того, в ходе работы независимыми экспертами были отмечены проблемные вопросы в сфере строительства. При применении "зеленых" технологий в жилищном строительстве и капитальном ремонте зданий зачастую не достигается исходная цель по энергосбережению, оказывая влияние на конечную стоимость объекта в сторону удорожания.
Ранее, в своем докладе вице-министр подробно рассказал о причинах замедления темпов исполнения задач по сокращению доли объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта. Меж тем, ввиду имеющихся нареканий со стороны жителей домов прошедших ремонт по Программе модернизации ЖКХ, хотелось бы добавить о необходимости ее дальнейшего совершенствования в части повышения прозрачности и усиления контроля на всех этапах подготовки и проведения ремонтных работ. Все необходимые для этого положения заложены в разработанном группой депутатов законопроекте "Об общественном контроле". Реализация данного закона способствовала бы непосредственному вовлечению общества и граждан в процесс принятия и исполнения всех решений, созданию юридических механизмов для объединения общественных усилий в борьбе с фактами хищения и неэффективным использованием денежных средств, выделенных на ремонт.
Нерешенной остается проблема качества обслуживания общедомового имущества многоквартирных домов. В настоящее время сфера управления и содержания многоквартирного жилищного фонда представлена в основном деятельностью КСК, которые выступая одновременно заказчиками и подрядчиками ремонтных работ и услуг, занимают "монополистическое" положение на рынке и не стремятся оказывать качественные услуги по ремонту и содержанию общего имущества объектов кондоминиума. Потребители вынуждены платить за отсутствие порядка и ответственности со стороны КСК, при этом не в силах что либо изменить. Так, в случае подачи жителя дома искового заявления в суд и выигрывая его, возмещение производится за счет общих средств.
Последние нововведения в данной сфере направлены на замену недобросовестных КСК частными управляющими компаниями. Однако по сегодняшний день лишь отдельные дома обслуживаются подобного рода организациями, полностью отсутствует конкуренция в данной сфере. Меж тем, в Программном документе Партии до 2016 года планировалось внедрение участия сервисных компаний в работе всех КСК страны. Исполнение данного пункта представляется маловероятным.
Считаю необходимым оказание поддержки управляющим компаниям со стороны местных исполнительных органов. Отсутствие шагов по решению проблем в области управления объектом кондоминиума может привести к разрушению жилищного фонда страны и социальной напряженности.
Перед собравшимися выступил и депутат Мажилиса Избак Умурзаков (тезисы):
В связи с реорганизацией структуры Правительства РК Агентство по делам строительства и ЖКХ реорганизовано в Комитет и было передано сначала в Министерство регионального развития, а недавно в Министерство национальной экономики. И здесь резонный вопрос, а не потеряли мы нити управления данной программы, как реализуются рекомендации Парламентских слушаний, а также появляются множество вопросов по этой теме у населения страны. Скоро мы будем посещать регионы, проводить встречи с избирателями и хотелось бы сегодня конкретно услышать ответы на поставленные вопросы.
В ходе подготовки данного заседания к нам из регионов поступили ряд конкретных предложений.
Пассивность большинства собственников помещений в управлении жилым домом, отсутствие общественного контроля за его техническим, санитарным состоянием и общественным порядком в рамках кондоминиума усугубляет сложившееся положение. Потребительское отношение порождает снижение чувства ответственности собственников за сохранность и безопасную эксплуатацию, как общего имущества, так и имущества, находящегося в раздельной (индивидуальной) собственности.
Не на должном уровне осуществляется организационно-информационная и просветительско-правовая работа с населением, которую необходимо проводить с целью изменения менталитета людей по вопросам самостоятельного управления своей собственностью – объектом кондоминиума, повышения чувства ответственности у собственников – участников кондоминиума. Поэтому бывают трудности с проведением общих собраний собственников квартир: трудно собрать необходимый кворум, прийти к единому решению.
Основная причина – это недостаточное участие акимов городов в проведении сходов граждан.
Участие рядовых исполнителей во встречах с гражданами не дает должного эффекта, большинство жителей все-таки больше привыкли доверять руководителям -акимам и их заместителям.
Учитывая персональную ответственность акимов городов за реализацию Программы и то доверие, которое им оказывает население, полагаем целесообразным акимам активизировать свое личное участие во встречах с населением.
Жильцы затрудняются выбрать подрядчика, но по закону это должен быть их выбор. Полезен был бы некий реестр добросовестных подрядчиков.
Также в недостаточных объемах производится капитальный ремонт изношенных основных фондов жилищного сектора, снижаются надежность и устойчивость функционирования внутренних перекрытий и систем инженерного обеспечения жилищного фонда.
Обостряется проблема физического и морального износа основных фондов жилищной инфраструктуры.
Оставляет желать лучшего контроль за качеством выполняемых работ. В ряде случаев проявляется неудовлетворительная работа тех.надзора, который в основном сегодня представлен частной формой организации (ИП), сертификацию тех.надзора проводит ГАСК (Государственный строительно-архитектурный надзор).
Согласно Программы, с целью компенсации расходов на проведение капремонта, отдельным категориям граждан, проживающим в приватизированных жилых помещениях, за счет средств местного бюджета предусмотрено выделение жилищной помощи. Вместе с тем, зачастую работа по проведению капремонтов и разъяснению жильцам домов преимуществ участия в Программе идет впустую ввиду отсутствия четких правил и положений в государственных органах, в частности, в отделах занятости и социальных программ.
Техническое состояние многих жилых домов крайне неудовлетворительное, внутридомовые инженерные сети, особенно трубопроводы канализации и водоснабжения, выработали свой ресурс и имеют практически 63 % износ. При этом информация о плачевном состоянии домов передается от председателей КСК в отделы ЖКХ районных акиматов и дальше по инстанциям, все прекрасно видят и осознают сложившееся положение, но только констатируют факты, а активных и действенных мер по исправлению ситуации не принимают.
В текущем году Правительством Республики Казахстан утверждена Программа развития регионов до 2020 года, которая будет введена в действие с 1 января 2015 года.
Согласно данной Программе с 2015 года средства из республиканского бюджета будут выделяться только на капитальный ремонт домов с условием, что имеется проектно-сметная документация с положительным заключением госэкспертизы. Следует отметить, что до 2015 года средства из республиканского бюджета выделялись на ремонт домов, согласно сметных расчетов, без разработки проектно-сметной документации с прохождением госэкспертизы.
На разработку проектно-сметной документации финансовые средства не предусмотрены.
Большинство собственников квартир против разработки проектносметной документации с прохождением госэкспертизы, так как затраты на эти цели составляют от 4 до 6 % от стоимости проекта. Например, при сметной стоимости ремонта дома 30 млн.тенге, затраты на разработку проекта с гоэскспертизой составят до 1,8 млн.тенге. Это для жильцов существенные дополнительные затраты, и они считают, что на сумму стоимости разработки проекта с прохождением госэкспертизы можно провести отдельные виды работ, в частности заменить инженерные сети в подвале. Более того, возникают неравные условия для собственников квартир, которые будут участвовать в Программе с 2015 года и которым уже отремонтировали дома в 2011-2013 годах, так как ранее ремонт домов можно было проводить по сметным расчетам.
Считаем необходимым рассмотреть возможность проведения ремонта домов на основании сметных расчетов утвержденных органами управления объектов кондоминиума и жилищными инспекциями, и включить это в Программу.
Или же необходимо организовать работу проектно-сметной группы, либо института в зависимости от объема расчета, которая разработает стоимость всех видов технологических процессов в данной области или города с привязкой к местным условиям. В этом случае уменьшается себестоимость ПСД.
Вопрос финансового содержания специализированных уполномоченных организаций, созданных в форме ТОО для реализации Программы остается открытым, так как от реализации Программы данные специализированные уполномоченные организации не получают доходы.
Согласно пункта 5.1 постановления Правительства Республики Казахстан №473 от 30 апреля 2011 года местные исполнительные органы обеспечивают возмещение затрат специализированной уполномоченной организации по программе модернизации ЖКХ. Однако, в бюджетном законодательстве не предусмотрена классификация расходов, и в этой связи на сегодняшний день невозможно возмещение затрат текущей деятельности организации.
Например, для реализации Программы в г. Костанае в апреле 2013 года было создано предприятие ТОО "ЖКХ-ремонт", которому был выделен уставный капитал в размере 11,0 млн. тенге. Исходя из сметы затрат этих средств хватает только на 18 месяцев, то есть до сентября текущего года. В настоящее время встал вопрос о существовании предприятия ТОО "ЖКХ-ремонт". Антимонопольным агентством, данной организации отказано заниматься иной деятельностью, которая позволяла бы получать ей доходы. Действующим законодательством не предусматривается покрытие расходов, связанных с реализацией Программы. Следовательно, возникает вопрос, а как данные организации должны существовать, содержать штат работников занимающихся Программой, если кроме реализации Программы другой деятельностью они не занимаются?
Программой развития регионов до 2020 года предусмотрено, что специализированная уполномоченная организация производит ремонт общего имущества с возможностью привлечения субподрядчиков. Однако, специализированные уполномоченные организации не смогут с 2015 года производить капитальные ремонты домов, так как на эти цели необходима лицензия на право проведения данных работ. Данные организации в основном были созданы 2 года назад, а лицензию можно получить только в том случае если предприятие на строительном рынке действует не менее 5 лет.
В связи с сложившейся ситуацией необходимо рассмотреть возможность получения специализированными уполномоченными организациями, занимающихся реализацией Программы, разрешения на занятие иной деятельностью, которая позволяла бы получать доходы, либо предусмотреть в Единой бюджетной классификации бюджетную программу на содержание данных организаций за счет средств бюджета. Все вышеуказанные предложения легли в основу проекта рекомендаций нашего заседания.
***
На сегодняшнем заседании среди участников прений и: секретарь Астанинского городского маслихата Сансызбай Есилов, а также председатель правления Национальной палаты ЖКХ и строительства РК Толеутай Рахимбеков.
Заседание вела председатель Совета, депутат Мажилиса Гульнар Сейтмаганбетова.

-----

Доклад Вице-министра национальной экономики Ускенбаева К.А.
О ходе реализации Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее – Программа) направлена на обеспечение надлежащего содержания жилищного фонда и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
На первом этапе до 2015 года предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов:
снизить с 32% до 22% долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта;
модернизировать 24 400 км сетей;
обеспечить, чтобы не менее 50% потребителей в каждом регионе страны были удовлетворены качеством коммунальных услуг.
Программа охватывает два направления: жилищный и коммунальный секторы.
Жилищный сектор.
В целом по республике насчитывается 105 122 многоквартирных жилых домов, из них:
Требующих, проведения капитального ремонта – 29 751 дом или 28%;
аварийных домов, подлежащих сносу – 3 807 домов или 3,6%;
в надлежащем состоянии находится 71 560 домов или 68%.
Жилищный сектор в республике является третьим крупнейшим потребителем тепловой и электрической энергии после сектора энергетики и производства. Жилые здания потребляют 13,5% электрической и 24% тепловой энергии.
Поэтому в рамках Программы поставлена задача по достижению экономии теплопотребления до 30% при проведении капитального ремонта с термомодернизацией.
За период реализации Программы было обеспечено снижение доли объектов кондоминиума, требующих капремонта с 32% до 28%.
За период 2011-2012 годы на реализацию Программы из республиканского бюджета было выделено 17 842 млн. тенге, по состоянию на 10 октября 2014 года местными исполнительными органами фактически освоено 17 779 млн. тенге или 99,6% (неосвоение средств составляет 63 млн. тенге).
На сегодняшний день из запланированных к ремонту 1 360 многоквартирных жилых домов отремонтировано 1 352, в 8 домах ремонтные работы продолжаются.
В 2013 году из-за отсутствия бюджетного финансирования работы по ремонту домов не производились.
В связи с чем, ремонт домов производился за счет возвратных средств (отремонтировано 79 домов на общую сумму 863,1 млн. тенге).
На 2014 год из республиканского бюджета выделено 11 847,9 млн. тенге на ремонт 698 домов. В настоящее время ремонт 140 домов завершен.
По состоянию на 10 октября 2014 года возврат средств составляет 2 659 млн. тенге или 71% при плане 3 722 млн. тенге.
За счет возвратных средств отремонтировано 105 домов на общую сумму 1 189 млн. тенге, в том числе в текущем году отремонтировано 24 дома на общую сумму 315 млн. тенге.
В 2011-2012 годах ремонт многоквартирных жилых домов проводился по двум механизмам: через капитализацию СПК (первый) и государственных предприятий (второй), при этом в 2012 году по второму механизму выделялись бюджетные кредиты (под 0,1% на 7 лет).
Наличие двух механизмов в определенной степени затрудняло реализацию Программы, а самое главное участие в ней населения. В частности, выбор подрядной организации, проведение конкурсных процедур по выбору подрядчика (проходило без участия жильцов), обязательность первоначального взноса, отсутствие требований по видам ремонтных работ (практически везде проводился текущий ремонт).
Учитывая имеющиеся недостатки и упущения, в начале 2014 года Министерством совместно с акиматами был полностью проанализирован ход реализации Программы. В результате в апреле месяце текущего года были внесены соответствующие изменения и дополнения.
 Так, в Программе определен единый механизм (если раньше ремонт производился через СПК и ГКП, то сегодня ремонт производится через капитализацию специализированной уполномоченной организации).
 исключены требования о первоначальном взносе для жителей в размере 3%, 5% и 7%;
 предусмотрены меры по повышению энергоэффективности проектов по ремонту путем обязательной установки автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла;
 определены минимальные и максимальные пакеты работ по капитальному ремонту;
 упрощен порядок заключения договоров на проведение ремонта;
 предоставлена возможность проведения экспертизы проектно-сметной документации организацией по выбору жителей домов, исключая условие об обязательном прохождении государственной экспертизы;
 исключены условия о проведении конкурса на государственные закупки услуг по ремонту домов, предоставляя общему собранию жителей возможность выбора подрядной организации.
Принятые меры направлены на достижение более эффективного уровня потребления энергии, ее автоматизации и экономии. В качестве примера можно привести уже имеющийся положительный опыт в регионах, где собственники после проведения ремонта ощутили экономию в оплате за потребленную тепловую энергию в размере 30-40 % (г. Астана, Актобе, Караганда и др.)
Несмотря на положительную динамику роста количества заявок от населения для участия в Программе, имеются ряд объективных причин, которые отрицательно сказываются на ходе ее реализации. А именно:
Первое. Несвоевременное оформление местными исполнительными органами бюджетных заявок.
Основная проблема связана с подготовкой проектно-сметной документации для проведения ремонта домов. Изначально идеология Программы заключалась в том, что собственники должны были за свои средства разработать данную документацию и после представить ее уполномоченному органу. На практике сложились трудности по вопросу сбора финансовых средств от собственников, поэтому документация на сегодняшний день разрабатывается за счет средств специализированных уполномоченных организаций, но с обязательным возвратом.
Данная мера не позволяет местным исполнительным органам подготавливать своевременно и качественно бюджетные заявки.
Для решения данного вопроса нами инициирована процедура открытия новой бюджетной программы (подпрограммы) на уровне местного бюджета, которая позволит разрабатывать проектную документацию за счет средств местного бюджета на возвратной основе.
Второе. Слабо организована работа по использованию возвратных средств, поступающих от собственников на счета социально-предпринимательских корпораций.
За 2011-2012 годы социально-предпринимательским корпорациям было выделено (капитализировано) порядка 6,8 млрд. тенге, работа проделана – ремонт произведен и эти средства в дальнейшем должны были быть использованы повторно для ремонта домов, после возвращения их собственниками.
Однако, практически во всех регионах возвратные средства, поступающие на счета социально-предпринимательских корпораций, не используются повторно для проведения ремонтных работ.
Для активизации работ по ремонту домов за счет возвратных средств акиматам рекомендовано передать данные средства из распоряжения социально-предпринимательских корпораций в ведение специализированных уполномоченных организаций по примеру города Алматы, что позволит увеличить охват домов подлежащих ремонту.
Третье. Качество проводимых ремонтных работ.
В период 2011-2012 годов реализация Программы осуществлялась в "пилотном" режиме. Был расписан пошаговый механизм ремонта домов – от получения согласия жильца на проведение ремонта и вплоть до подписания приемки выполненных работ после его завершения. Также был определен перечень конкретных действий в отношении каждого участника Программы.
Однако, в ходе реализации Программы местными исполнительными органами соблюдение утвержденного механизма не всегда обеспечивалось на должном уровне.
К примеру имели место случаи:
1) когда решение о проведении ремонта собственниками помещений (квартир) принималось после начала ремонтных работ. Это грубое нарушение утвержденного механизма. Тем самым вопросы рассмотрения и утверждения сметы расходов, о размере ежемесячных взносов на сберегательный счет, графика и ежемесячных взносах в качестве оплаты ремонтных работ оставались не решенными;
2) проведение ремонта домов с отклонениями от проектной документации, в том числе некачественно произведены работы по ремонту кровли, замене лифтового хозяйства, а также отделке фасадов.
3) отсутствие контроля со стороны заказчиков, должного взаимодействия с жильцами домов, мониторинга гарантийного срока после завершения ремонтных работ (особенно после осенне-зимнего периода).
Вопросу качества ремонтных работ уделено особое внимание, приемка работ после их завершения подлежит в обязательном присутствии жильцов, представителей органов жилищной инспекции, государственного архитектурно-строительного контроля и иных уполномоченных органов и лиц.
Четвертое. Имеются предпосылки недостижения целевых индикаторов Программы из-за бюджетного недофинансирования.
Министерством ведется целенаправленная работа по совершенствованию жилищного законодательства. Так буквально в начале месяца текущего года при Вашей поддержке был принят и направлен в Сенат Парламента проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений".
Проект Закона направлен на повышение ответственности и обеспечения прозрачности деятельности органов управления, расширение компетенции жилищной инспекции и введение новых составов административных правонарушений, а также на формирование "эффективного собственника".
Никому не секрет, что на практике граждане не удовлетворены деятельностью органов управления, при этом сами жильцы не проявляют активное участие в управлении объектом кондоминиума.
Так, даже вопрос образования и регистрации объекта кондоминиума остается не решенным (процент регистрации объектов кондоминиума по республике составляет около 14 %). Несмотря на упрощенную процедуру регистрации, собственники домов не спешат воспользоваться данной возможностью.
Одним из немаловажных факторов в управлении дома, является соблюдение установленных требований в части содержания общего имущества. К примеру, существует слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт дома, что предусмотрено законодательством (0,02 МРП).
В целях повышения активности собственников используются новые подходы в управлении многоквартирным домом, в частности внедрятся способ электронного управления.
Сегодня по городу Астана реализуется пилотный проект "Центр управления жильем", где раскрыта вся информация о деятельности органов управления, функционирует центр приема и обработки вызовов, а также имеется "личный кабинет" жильца, где можно в онлайн режиме участвовать в управлении жилым домом (голосовать, задавать вопросы, получать отчеты от органа управления и т.д.). Запланировано внедрение данного продукта в Кызылординской и Мангыстауской областях.
Подходы в управлении жилищным фондом путем использования информационных технологий уже предусмотрены в проекте Закона.
В целом после принятия данного проекта Закона будут приняты 2 новых нормативных правовых актов, а в 8 подзаконных актов будут внесены соответствующие изменения и дополнения.
Таким образом, по промежуточным результатам Программы отмечается положительный эффект на увеличение срока службы жилищного фонда, существенная экономия потребления тепловых энергии и, соответственно, рост желающих модернизировать свое жилье в рамках Программы.
Коммунальный сектор
За 2011-2013 годы за счет всех источников финансирования (РБ, МБ, собственные средства) модернизировано порядка 16 тыс. км сетей газо-, электро- и теплоснабжения, тем самым целевые индикаторы Программы достигнуты.
Из республиканского бюджета было выделено 34,2 млрд. тенге на реализацию 124 проектов, в рамках которых построено и реконструировано 1906 км инженерных сетей, (сети теплоснабжения
В 2014 году на развитие коммунального сектора выделено 20,8 млрд. тенге на реализацию 57 проектов (теплоснабжение – 12 проектов, газоснабжение – 20 проектов, электроснабжение – 14 проектов, теплоисточники- 11 проектов).
Планируется ввести в эксплуатацию 48 объектов, остальные 9 – переходящие.
Будет построено и реконструировано порядка 658 км. инженерных сетей (теплоснабжение – 74 км, газоснабжение – 483 км, электроснабжение (0,4кВ – 101 км) и 11 котельных.
В целях увеличения финансирования сектора ЖКХ необходимо внедрение механизма возвратного финансирования из бюджета и повышения привлекательности данной отрасли для частных инвестиций.
Для этого предлагается развить деятельность созданного АО "Фонд развития ЖКХ" (далее – Фонд), которая позволит увеличить объемы финансирования предприятий отрасли, в том числе, находящихся в частной собственности (к примеру: из 12,2 тыс. км сетей теплоснабжения порядка 2,7 тыс. км или 23% находятся в частной собственности).
Планируется выделять средства регионам через Фонд на возвратной основе, в том числе, предусмотренных в рамках отраслевых государственных программ.
Поэтапно внедрив эти механизмы, мы создадим условия для выхода предприятий на безубыточную деятельность и повышения их инвестиционной привлекательности.
Следует отметить, что большинство объектов теплоснабжения используется со сверхнормативным сроком эксплуатации. Средний износ сетей теплоснабжения составляет порядка 60%, а в некоторых регионах потери тепловой энергии в них достигают 36%.
Более половины котлов на теплоисточниках имеют низкий коэффициент полезного действия, который в среднем составляет 41%. В результате увеличиваются затраты на содержание и обслуживание котельных.
Все это приводит к увеличению аварий, сбоям в работе объектов жизнеобеспечения и ежегодным срывам качественного прохождения отопительных сезонов.
В этой связи, было принято решение инициировать разработку проекта Концепции реформирования сектора теплоснабжения городов и населенных пунктов (далее – Концепция).
Концепция определит основные направления формирования единой государственной политики в отрасли теплоснабжения (от теплоисточника до потребителя) и механизмы ее реализации.
При этом, существующая система тарифообразования не обеспечивает безубыточную и эффективную деятельность предприятий сектора теплоснабжения. Отсутствие рыночного механизма ценообразования в этой сфере, обоснованное существованием естественных монополий, при периодическом обострении проблем, связанных с высокой нагрузкой на население, а также недостаточным уровнем услуг, обрекает органы власти на постоянный поиск компромисса при утверждении тарифов.
Высокий процент тарифа на тепло в доле инфляции представляет одну из основных проблем тарифообразования.
В целях снижения нагрузки на государственный бюджет будут отработаны оптимальные объемы и схемы финансирования из республиканского и местных бюджетов, привлечения частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов ГЧП.
В результате планируется повысить эффективность сектора теплоснабжения путем увеличения КПД на теплоисточниках до 85%, модернизировать до 6 тыс. теплоисточников и до 7 тыс. км. сетей теплоснабжения.
В заключении хотелось бы отметить, что реализация Программы позволила улучшить коммунальную инфраструктуру 118 населенных пунктов и обеспечить сельское население в количестве 454,4 тыс.чел. теплом, электричеством и газом


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2014
Сенаторы ратифицировали ряд международных документов 31.10.2014
Рассмотрены вопросы кадровой политики 31.10.2014
В Сенате прошла презентация законопроекта по изменениям республиканского бюджета на 2014–2016 годы 31.10.2014
Мажилис: дебаты о культуре 31.10.2014
Обращение Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 31.10.2014
"Мы готовим востребованных специалистов, а не армию безработных" 31.10.2014
Вопросы взаимодействия Казахстана и ОИС обсудили на встрече в МИД РК 31.10.2014
В Пекине состоялись казахстанско-китайские межмидовские консультации 31.10.2014
Казахстану не нужны иностранные миссионеры 31.10.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz