parlam.kz, 18 сентября
Сегодня в Сенате Парламента Республики Казахстан состоялась презентация проекта Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Конституционный закон РК "О Правительстве Республики Казахстан" и проекта закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления". Данные законопроекты разработаны во исполнение указов Президента РК "О реформе системы государственного управления" и "О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления РК". Оба законопроекта направлены на разграничение функций и полномочий между уровнями государственного управления, повышения самостоятельности и ответственности руководителей как центральных, так и местных исполнительных органов. С докладом перед сенаторами выступил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев. Министр остановился на основных приоритетах документов и рассказал об изменениях и дополнениях, нацеленных на обеспечение четкого распределения компетенций между Правительством, центральными исполнительными органами, ведомствами центральных исполнительных органов, а также местными исполнительными органами. Основные положения законопроекта направлены на существенное повышение самостоятельности министров и акимов всех уровней. Всего на этот уровень от Правительства передается 1598 функций из 2442. От упраздненных министерств и агентств и вновь созданных структур местным органам исполнительной власти передается 261 функция. При этом на Правительство РК возложены функции по основным базовым направлениям, в числе которых разработка основных направлений социально-экономической политики государства, вопросы обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления.
-----
В Комитете Сената презентованы Законопроекты "О внесении изменений в Конституционный Закон "О Правительстве РК" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями госуправления" Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 18 сентября
Проектом Конституционного Закона предусматривается внесение изменений в Конституционный Закон "О Правительстве Республики Казахстан" в части уточнения компетенции Правительства, министерств и их ведомств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, – сообщил на заседании Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Парламента РК Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев. Министр разъяснил, что за министерствами и центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства, закрепляются полномочия по выполнению стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, утверждению и реализации стратегических планов. Также за ведомствами министерств закрепляются функции по осуществлению регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, по утверждению нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию ведомств. Проект Закона по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления направлен на реализацию основных принципов и подходов по разграничению функций между уровнями государственного управления, определенных Указом Президента Республики Казахстан. Данным законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 15 кодексов и 126 законодательных актов Республики Казахстан, – пояснил министр. Первое. От Правительства центральным исполнительным органам предлагается передать 1606 функций из 2442 функций, – сообщил Ерболат Досаев. Данное разграничение будет способствовать "разгрузке" Правительства с усилением полномочий и соответственно ответственности центральных государственных органов за формирование и реализацию государственной политики в курируемой сфере, в том числе посредством расширения полномочий министерств: по утверждению нормативных правовых актов по реализации государственной политики в соответствующей отрасли (сфере), в том числе правила, инструкции, регламенты, квалификационные требования и так далее; осуществлению контроля и надзора за деятельностью центральных и местных исполнительных органов по вопросам, относящимся к полномочиям министерств; разработке и утверждению стандартов государственных услуг, утверждению стратегических планов госорганов. Так, в социальной сфере на уровень министерств передаются 98 функций Правительства по утверждению различных правил, положений, требований, форм посредством внесения поправок в 3 Кодекса и 18 законодательных актов. Например: утверждение правил аккредитации спортивных федераций; правил охраны и содержания памятников истории и культуры; перечень клинических баз; видов и объемов квалифицированной медицинской помощи и др. В сфере сельского хозяйства – 227 функций (меняются 2 Кодекса и 15 законов). Например: утверждение правил хранения зерна; определение порядка использования системы электронных зерновых расписок; утверждение формы ветеринарного паспорта; порядка аттестации ветеринарных врачей; типовых форм договоров хранения и переработки и т.д. В сфере транспорта, связи и коммуникаций передаются 225 функций в министерство. Например: утверждение правил пользования магистральной железнодорожной сетью; определение порядка перевозок пассажиров, багажа, грузов; утверждение технических регламентов в сфере автомобильного транспорта; правил оказания услуг связи. В сфере энергетики – 83 функции. Например: утверждение типового договора электроснабжения; правил проведения энергетической экспертизы; технических регламентов в области электроэнергетики. Второе. Местным исполнительным органам предлагается передать 261 функция центральных исполнительных органов, – сообщил Ерболат Досаев. 1. В сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами законопроектом предусматривается передача местным органам власти функций по лицензированию, аттестации и контролю в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также по контролю в сфере управления земельными ресурсами. С учетом передаваемых функций в местные исполнительные органы, за соответствующим Комитетом Министерства национальной экономики сохраняется функция по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства и управления земельными ресурсами. При этом, территориальные земельные инспекции и департаменты архитектурно-строительного контроля (ГАСК) упраздняются с передачей местным исполнительным органам штатной численности в количестве 515 единиц и передачей в центральный аппарат Комитета 54 единиц. 2. В сфере сельского хозяйства местным исполнительным органам передаются функции по страхованию и контролю в растениеводстве,реализации государственной политики в области развития хлопковой отрасли и семеноводства, производства биотоплива, страхования и контроля в растениеводстве с передачей местным исполнительным органам из территориальных подразделений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе 110 единиц. При этом, за Комитетом госинспекции в АПК сохраняется контроль за деятельностью местных исполнительных органов в названных сферах, а также централизованный закуп препаратов для защиты растений. Кроме того, от Министерства сельского хозяйства местным исполнительным органам передаются функции по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции с передачей местным исполнительным органам из территориальных подразделений Комитета ветеринарного контроля и надзора 1097 единиц. За Комитетом ветконтроля и надзора сохранятся функции по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции, централизованному закупу ветпрепаратов, проведению противоэпизоотических мероприятий. 3. В сфере энергетики местным исполнительным органам передаются функции Комитета атомного и энергетического надзора и контроля в части осуществления контроля за эксплуатацией и техническим состоянием теплоиспользующих установок потребителей; контроля за подготовкой и осуществлению ремонтно-восстановительных работ по тепловым сетям и их функционирования в осенне-зимний период. 4. В сфере регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС) местным исполнительным органам передаются функции территориальных департаментов Министерства юстиции по вопросам регистрации актов гражданского состояния с передачей штатной численности территориальных органов юстиции. За Министерством юстиции сохраняются функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому и методологическому обеспечению, контролю в области регистрации актов гражданского состояния. Также, проектом Закона предполагается передача отдельных государственных функций в сферах естественных монополий, экологии, лесного хозяйства и животного мира, транспорта, энергетики, туризма, образования, здравоохранения. Министр отметил, что все функции будут обеспечены бюджетом и штатной численностью в соответствии с действующим законодательством. Третье. Между уровнями местной исполнительной власти с областного на районный уровень передаются 14 функций, такие как утверждение схемы и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах; обеспечение деятельности районных и городских неспециализированных детско-юношеских школ и др, – сообщил Ерболат Досаев. В целом, реализация законопроектов не потребует выделения дополнительных финансовых средств из республиканского бюджета и не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий. Принятие законопроектов позволит сформировать "компактное" правительство, усилить самостоятельность и ответственность центральных и местных исполнительных органов, оптимизировать документооборот, приблизить оказание государственных услуг к потребителям, – резюмировал министр национальной экономики Ерболат Досаев. |