NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:15 ast
01:15 msk

Позитивная сила религии
В современном мире религия выступает в качестве важнейшего основания традиционных культур, участвует в процессах этнического самоопределения, является элементом ценностных систем многих современных обществ
20.08.2014 / политика и общество

Шаукенова З.К., директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, член-корреспондент НАН РК, доктор социологических наук, профессор
Косиченко А.Г., главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук, профессор

В современном мире религия выступает в качестве важнейшего основания традиционных культур, участвует в процессах этнического самоопределения, является элементом ценностных систем многих современных обществ. Поэтому религия является действенным средством воздействия на жизнь обществ и государств, что делает религию реальным фактором современной политики. Принадлежность к той или иной религии, религиозная идентичность, деятельность религиозных объединений, само функционирование мировых религий – все это часто осуществляется поверх государственных границ, что также делает религию мощным политическим фактором. Помимо этого религия способна выступать в качестве мобилизующей и интегрирующей социальной силы – это важное условие возрастания роли религии в политике. Возможности ислама в этом отношении особенно значительны (они заложены на догматическом уровне). Процессы нарастания роли религиозного фактора в мировой политике поддерживаются как крупнейшими державами, так и слабыми странами. Первые стремятся использовать религию для сохранения своих господствующих позиций на мировой арене, без всяких сомнений вовлекая религию в различные формы конфликтов, вторые хотели бы обрести более "высокий" рейтинг в "мировом табеле о рангах" с помощью своих религиозных общин, обретающих особое значение при разыгрывании "религиозной карты".
Как видно из этих кратко перечисленных факторов роли религии в политических процессах, религия способна играть и позитивную и негативную роль. Задача, тем самым, состоит в том, чтобы снизить уровень ее вовлеченности в деструктивные процессы и значительно повысить ее позитивный потенциал. А религия, бесспорно, обладает большим потенциалом в снижении уровня вызовов и угроз современности. Развернутая аргументация этого тезиса затруднительна при кратком ее изложении, но общая логика примерно такова. Основное и самое главное в возможности религии быть очень мощной позитивной силой состоит в том, что духовная сфера бытия человека идейно, реально, даже энергетически предопределяет все остальные сферы и области действия человека. Именно духовное – суть и сущность человека, а значит и общества и государства. Но религия как раз и регулирует сферу духовного и, регулируя ее, религия способна оказывать определяющее влияние на весь спектр жизни человека, общества и государства. В этом состоит ее уникальная возможность позитивного влияние на будущность мира.
Однако в современном мире доминирует искаженное восприятие религии. Мнимо-почтительные, мнимо-религиозные стереотипы, господствующие в общественном сознании большинства наших современников, создают впечатление религиозной насыщенности общественной и государственной жизни современного мира, что на деле далеко не так. Реально же сегодня отстранение религии от ее позитивного влияния на политику очень велико. Такое отстранение необходимо для проведения политики двойных стандартов, вообще насилия над здравым смыслом и минимальной справедливостью в международных делах. Религия мешает осуществлению справедливой и гуманной мировой политики. Поэтому ее устраняют из всех сфер общественной, государственной и международной жизни. Вместе с тем абсурд мировой политики сегодня достиг апогея. Становится ясным, что на тех отношениях между государствами, которые сегодня все более отходят от не только от партнерских, добрососедских, но в которых утрачиваются и элементарная правосубъектность страны, невозможно выстроить более или менее устойчивую систему международных взаимодействий. В условиях вакуума концептуальных подходов к развитию мира на принципах хотя бы относительной справедливости, вакуума сознательно поддерживаемого стратегами "нового мирового порядка", предложения по совершенствованию общественного устройства, а в конечном итоге, и по оздоровлению климата в мировой политике, высказываемые от имени традиционных религий их лидерами, все в большей степени привлекают внимание мировой общественности. В этой связи обращение к возможностям религии вполне оправданы.
Религия, являясь мощной мировоззренческой системой, порождает целостное видение сущности политики как реализации интересов человека и общества. Конечно, имеются и иные, нерелигиозные подходы к сущности политических и социальных доктрин, и эти подходы сегодня доминируют. В частности, имеются нерелигиозные представления о достоинстве человека, целесообразности реформ в обществе и в сфере политических решений, есть либеральное видение прав человека, но все это безжизненно и не действенно вне религии. Ведь именно религия вскрывает реальный исток и человека, и свободы, и достоинства – в религии обосновываются принципы взаимосвязи человека, свободы, ответственности, достоинства, сущности политики и смысла бытия человека. Попытка либерализма подменить собой религию в обосновании прав человека и всего иного, упомянутого выше, провалилась. Обнаружилось, что либерализм "позаимствовал" содержание этих понятий и сами понятия у религии – именно религия дает всем этим понятиям содержание – но либерализм выхолостил их, попытался переформатировать, но не смог, оставил только термины. И теперь либерализм произвольно толкует эти термины, и на таком, лишенном основания "фундаменте", выстраивает "новый мировой порядок", подминающий человека под себя. Агрессивная и вместе бездарная политика нашла в либерализме свое теоретическое оправдание, или, иначе – эта самая политика и породила авантюрный либерализм, к которому она теперь и апеллирует.
Почему же религия уже теперь не проявляет своих позитивных возможностей в деле переустройства мира на принципах справедливости, гуманизма, нравственности и иных высоких измерений, с которыми по определению религия и соотносится? Почему, если религия мощная сила – а она, безусловно, мощная сила, – религия не "пробьется" в жестокий мир реальности и не изменит его к лучшему? В первую очередь потому, и это ни в коем случае не следует забывать, что формы активного воздействия религии на мир весьма специфичны и отличны от активности других способов такого воздействия. Религия меняет мир в лучшую сторону, меняя внутренний мир человека, его мировоззрение, его поведение, систему его ценностей. И уже затем так измененный человек меняет и мир.
В частности, религия способна на этих основаниях изменить агрессивность современной мировой политики. Эта угроза практически неустранима никакими иными средствами кроме религиозных. Ведь всякое политическое противодействие агрессивности мировой политики будет только способствовать росту этой агрессивности – что мы повсеместно и наблюдаем. Религия же способна "растворять" агрессивность, смягчать ее, потому что в ее арсенале имеется единственное средство против агрессии – не отвечать злом на зло, но отвечать добром. Она знает, как не поддаваться на агрессию: не надо реагировать предсказуемым образом – такая реакция заложена в дальнейшее развитие событий по запланированному сценарию. А надо выйти из ситуации, разрешая ее с более высоких позиций, нежели ожидается. Религия – одна из немногих сфер, которая сама, будучи высокой, может подсказать конкретное содержание этих более высоких позиций. Такова сущностная способность религии. Следовательно, она обладает принципиальной возможностью гуманизации и придания нравственного содержания современной мировой политике.
Подчеркнем, что это – возможности религии, только возможности. Смогут ли они быть реализованными, зависит не от религии. Религия не прибегает к "победоносному" давлению, она предлагает свои решения и свои возможности. Воспринять ее предложения, претворить их в жизнь – задача общества и государств, а на международном уровне – мирового сообщества. Глубочайшая специфика религии во всех ее предложениях и деяниях заключается в том, что она не подавляет свободы выбора субъекта деяний. В этом религия верна своей сущности – звать людей к вечной жизни, но оставлять выбор за человеком. Так и в данном случае: религия предлагает свои возможности в гуманизации и нравственном насыщении современной политики на всех уровнях. Религия может в этом помочь заплутавшему человечеству. Но уже дело сообществ, государств и международных структур принять ее предложения или нет. Самое большее, что может сделать религия – предупредить о нарастающей агрессивности политики, способной привести ко всеобщей трагедии. И попытаться подтолкнуть, в первую очередь ответственных политиков, к изменению ситуации, приводя очень убедительные аргументы. И все. Если же она, подобно самой сегодняшней политике, станет прибегать к силовому, агрессивному воздействию на общества и государства, то она изменит своей сущности и перестанет быть религией. Что, кстати, мы и видим на примерах радикальных религиозных течений, которые перестали быть религией, так как подменили свою цель – спасение людей для вечной жизни – на достижение сомнительного успеха в актуальной социально-политической ситуации. Мировые, традиционные, истинные религии не могут поступать аналогичным образом, они ответственны перед Богом за сохранение своей сущности. И разворачивая свою сущность, актуализируя ее в реальных условиях сегодняшнего дня, религия, одухотворяя человека, одновременно придает нравственный импульс мировой политике – таков единственный оптимистический сценарий развития современного мира.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.08.2014
Правительство Республики Казахстан одобрило Прогноз социально-экономического развития страны на 2015-2019 годы 29.08.2014
Вклад в глобальный мир 29.08.2014
"АТОМ – миру". Часть 2 29.08.2014
Председатель Нацбанка РК встретился с главой Федрезерва США Джанет Йеллен 29.08.2014
Новый тренд в мировой политике 29.08.2014
Язык – это ключ к ценностям цивилизации 29.08.2014
Казахстан и Сингапур будут и дальше углублять двустороннее сотрудничество 29.08.2014
Роль исполнительной власти в стабилизации религиозной ситуации 29.08.2014
В Армении состоялась Конференция: "Ядерное разоружение. Совместные усилия Армении и Казахстана на международной арене" 29.08.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz