NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 28.04.2024 01:57 ast
23:57 msk

Осеннее обострение
Какие события ждут нас в новом политическом сезоне?
25.07.2014 / политика и общество

Кенже Татиля, camonitor.com, 25 июля

Каждая осень казахстанской политической действительности предваряется слухами о грядущих кадровых подвижках и других изменениях в коридорах власти. Мы решили выяснить мнения по этому поводу известных отечественных экспертов, адресовав им следующие вопросы:
1. Каких событий стоит ожидать осенью: а) перестановок в правительстве; б) замены части корпуса акимов областей; в) досрочных выборов в мажилис?
2. Есть ли предпосылки для вышеуказанных процессов, и каковы они?

Евгений Рахимжанов, журналист: От перестановки слагаемых сумма не меняется
1. Поскольку значительная часть прогнозов относительно перестановок в госаппарате строится на основании слухов из Астаны, а слухи эти имеют под собой несколько оснований (и в первую очередь личное желание тех, кто эти слухи распространяет, а оно с реальностью, как правило, ничего общего не имеет), ценность таких прогнозов стремится к нулю. В данном случае мне импонирует точка зрения оппозиционных публицистов, что от перестановки слагаемых сумма не меняется: государственное управление по-прежнему теряет в качестве, из власти постепенно вымываются профессионалы, уставшие ждать достойной оценки их компетенций (ибо все больше оценивается не ум, а гибкость позвоночника и умение скрывать негатив), – они находят себе применение в бизнесе или в других сферах, а то и вовсе покидают страну. Словом, обсуждать перестановки в серой массе чиновничества и корпусе акимов – это заниматься пересказыванием носящихся в информационной среде слухов и предположений, что интересно довольно узкому кругу лиц, пристегнутых к команде того или иного бастыка. Интересно другое – перемещение Карима Масимова обратно в кресло премьера не остудило пыл тех, кто утверждает, что именно он решает чуть ли не все кадровые вопросы в Астане, тасуя министров и сами министерства так, как ему вздумается. К сведению ваших читателей, перестановки в верхнем эшелоне власти в конечном счете одобряются либо инициируются далеко не премьер-министром, а администрацией президента. То есть, в данном случае утверждения о ведущей роли Масимова в рассматриваемом процессе – это продолжение многолетней практики подрыва доверия к Астане через наиболее раздражающую казахский социум фигуру. Хотя последние кадровые замены в корпусе акимов показывают, что ключевая роль, как это и положено по столичной иерархии, перешла к новому руководителю АП – Нурлану Нигматулину.
А вот о досрочных выборах в мажилис порассуждать можно. Осенью их ожидать не стоит. Этому депутатскому составу предстоит решить наиболее важную задачу – ратифицировать уже подписанный главами государств договор о создании Евразийского экономического союза, который начнет свое действие, как много раз анонсировалось, с 1 января 2015 года.
Сами же досрочные выборы, определенно, будут – это в практике проведения внутриполитических процессов в нашей стране. Они, как неоднократно говорили аналитики и в официальной прессе, и в социальных сетях, нужны для того, чтобы грядущие президентские выборы прошли в обстановке наибольшего благоприятствования: при сформированном депутатском корпусе и утвержденном этим новым корпусом составе правительства.
Мое мнение такое: нынешний депутатский созыв ратифицирует договор о ЕЭС, после чего будет найден повод для роспуска, а сам роспуск станет бальзамом на душевные раны группы националистов, средством успокоения той части нашего общества, которое уже подверглось пропаганде противников ЕЭС, и способом отвлечь граждан от собственно самого факта ратификации.
2. Предпосылки для перестановок в правительстве и областных акиматах банальные – новый руководитель АП должен сформировать кадровый состав управленческой вертикали, что называется, под себя. Это не означает, будто во власть рекрутируют членов команды Нурлана Нигматулина – нет, замены будут сделаны с таким расчетом, чтобы убрать людей, которые окажут явное противодействие целям и задачам, спущенным из АП. Любой руководитель любого коллектива в первую очередь должен избавляться именно от таких подчиненных, чтобы работа не превращалась в бардак, чтобы не саботировались поручения только потому, что кому-то не нравится источник этих поручений.

Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане": ТРАДИЦИИ И СИТУАЦИОННАЯ ЛОГИКА КАЗАХСТАНСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.У нас стало некой традицией осеннее ожидание массовых кадровых перестановок или изменений, реформ, выборов и т.д. Одним словом, это неотъемлемая традиция казахстанского политического менталитета. Она зародилась с тех пор, как с 1991-го по 1999-й правительства менялись, если мне не изменяет память, именно только осенью, приблизительно в октябре. Поэтому октябрь считается для наших правительств этаким критическим моментом, как, допустим, август имеет мистическое значение для российской экономики.
На самом деле сейчас прогнозировать что-то очень сложно. И не потому, что давать прогнозы – дело неблагодарное. Сама по себе ситуация такова, что большинство логических схем сейчас просто не работают. С одной стороны, понятно, что в корпусе акимов областей есть определенные слабые звенья, которые не мешало бы заменить. Но также надо понимать, что как-то хронологически обосновать будущие замены очень сложно. Ввиду того, что многих из тех, кто откровенно слабо проявил себя в роли глав регионов, ставили туда другие люди. И поэтому для кого-то сейчас уход того или иного акима будет потерей важной фигуры на политической доске. А для кого-то это будет потерей лица: дескать, я его выдвигал, а имярек не справился. Поэтому даже если некоторые акимы явно в чем-то недорабатывают, бывает так, что их очень долго тянут за уши.
Теперь о вероятности отставки правительства. Во-первых, оно было назначено недавно. И хотя у нас есть рекорды минимального пребывания на должности, когда некоторые отраслевые министры работали всего лишь по три-четыре месяца, явных предпосылок для отставки правительства нет. Разве что если оно само очень для этого постарается – сработает настолько плохо, что всем, и в первую очередь первому лицу государства, станет очевидной необходимость такого шага.
Что касается досрочных выборов, то здесь несколько иная ситуация. В наших политических традициях, к сожалению, становятся нормой досрочные роспуски парламента и перевыборы, независимо от того, обоснованно это или нет. С другой стороны, сегодня особых причин для роспуска парламента вроде бы нет. Он худо-бедно работает, демонстрируя относительно неплохую динамику. Да и трехпартийная система, которая сложилась в этом созыве мажилиса, зарекомендовала себя достаточно эффективно. Проводить выборы сейчас – такой шаг был бы нелогичным. Более желательно провести их потом, в оговоренные Конституцией сроки. Хотя бы ради того, чтобы количество созывов, проработавших положенный по закону срок, чисто математически было больше, чем досрочно сложивших полномочия. Рамки приличия все-таки должны соблюдаться.
Распускать парламент по поводу и без – это итальянская традиция, а не наша. Чрезмерное количество досрочных выборов будет не очень хорошо характеризовать нашу политическую действительность, ведь базовой идеологемой нашей государственности является стабильность. И кроме того, есть фактор 2016 года, который уже начинает работать. Правда, там не очень понятно с точки зрения точного хронометража, когда именно будут президентские выборы, поскольку в соответствующем законе заложены определенные противоречия. Внесу некоторые пояснения. Последние президентские выборы прошли в апреле 2011-го. Конституционный срок полномочий главы государства составляет пять лет. По логике и физически следующие выборы должны состояться в апреле 2016-го. Но, с другой стороны, изменения, внесенные три года назад в законодательство, гласят, что выборы должны состояться в первое воскресенье декабря соответствующего года. Получается, что по закону выборы должны состояться в декабре, а по логике – в апреле. Зачем было заложено такое противоречие, понять сложно. Не исключено, что это сделано для повторения ситуации неясности, которая возникла в 2011 году. Тогда сначала была выдвинута идея референдума, на которую президент наложил вето. Потом появилась идея досрочных выборов. Таким образом, на ровном месте был спровоцирован банальный политический "кризис". Правда, непонятно, с какой целью. Тем не менее, фактор 2016 года остается. Поэтому будет осуществляться очень жесткий мониторинг ситуации в регионах. Потому что если с центром картина более или менее однозначная, то работа акиматов в социальном и внутриполитическом плане вызывает определенные нарекания. Исходя из этого, можно предположить, что ротация в корпусе акимов выглядит наиболее вероятной. А вот о том, какой будет ее методика, сказать пока сложно. Может, будут замены целыми группами, либо, скажем, по одному в месяц. Поживем-увидим. Кроме того, вероятны назначения, о которых уже давно ведутся разговоры, но которые так еще и не произошли. И если их отложили в начале и середине года, то, вполне возможно, к ним приступят осенью. Здесь я имею в виду реорганизацию правительства и определенные перестановки в его составе.
2. В нашей политике действует ситуационная логика. Например, в какой-то момент появляются разговоры о том, что необходима реорганизация тех или иных министерств и ведомств – нужно, мол, укрупнить аппарат, ликвидировать лишние подразделения, сократить расходы на содержание, повысить ответственность, чтобы сделать более работоспособным и компетентным и т.д. А спустя полгода после того, как изменения подобного рода произойдут, начинаются разговоры уже о том, что у нас все-таки не хватает отраслевых министерств и нужны отдельные ведомства по энергетике, геологии, атомной энергетике, геофизике, туризму, по делам молодежи, по защите прав детей… То есть вся логика рассуждений будет сводиться к обратному.
Помните, как мы вводили институт ответственных секретарей в министерствах? Они были призваны обеспечить непрерывность работы аппарата этих ведомств. Однако если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что чиновники, занимающие эти должности, меняются либо еще чаще, чем сами министры, либо с такой же частотой. Первоначальная логика введения института ответсеков была понятна, как и логика последующего снятия каждого из них. Но если наложить все эти отдельно взятые моменты на одну шкалу, то в итоге получается полный… абсурд. Такое ощущение, что с пятницы по вторник у нас руководствуются одной логикой, а со вторника актуальной будет логика иного порядка. И каждая из них будет оправданна и обоснована, всеми поддержана, в ее пользу будет выпущено куча документов. Однако спустя некоторое время будет действовать логика от обратного. Существует англосаксонская модель бюрократического строительства – англичане и американцы помешаны на сохранении незыблемых традиций, когда количество и структура министерств и ведомств остается неизменной на протяжении столетий. И любая попытка что-то изменить в привычном состоянии вещей вызывает бешеную общественную дискуссию. То есть их главная традиция – ничего не менять просто так, даже если очень надо.
А есть евразийская логика, при которой постоянные реорганизации и перманентные структурные перестройки являются такой же традицией. И каждый раз все это выглядит вполне обоснованным и необходимым. Но год-другой спустя та же логика требует полного демонтажа сделанного и создания чего-то нового. Хорошо это или плохо, сказать сложно, но такова данность. Поэтому когда мы говорим о каких-то возможных изменениях, которые произойдут осенью, то уже к Новому году они потеряют смысл и актуальность.

Талгат Исмагамбетов, политолог: ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Замена акимов областей уже произошла всего несколько недель назад. Вряд ли стоит ожидать смену значительной части глав регионов предстоящей осенью. Впрочем, новые имена в корпусе акимов не очень были известны даже в собственном регионе. Исключение составляет Сергей Кулагин – многолетний аким двух областей, затем депутат мажилиса, а ныне вновь аким. Досрочные выборы в мажилис – это мероприятие, подготовка к которому длится, как минимум, год. Признаков таких пока нет, кроме предложений некоторых авторов, оперирующих словами отдельных политиков РФ о надобности досрочного роспуска Госдумы.
2. Для досрочных выборов нет предпосылок. Не имеет смысла менять так называемый трехпартийный состав мажилиса на такой же трехпартийный. Если же, например, ОСДП желает быть в парламенте, то ее интерес понятен, но особых причин для досрочных выборов у самой власти нет. Смена акимов – тоже уже не столь важная мера, учитывая отсутствие среди них фигур столь известных, как некогда Галымжан Жакиянов, Амалбек Тшанов. Единственное – заменить плохо справляющего с обязанностями. Но многие проработали недол¬го, и пока давать им такую оценку и применять к ним оргвыводы в виде снятия с должности рано.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.07.2014
О первом заседании Совета по переходу к "зеленой" экономике при Президенте РК 31.07.2014
В стране добыто 36,7 млн тонн нефти за первую половину 2014 года 31.07.2014
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК состоялось расширенное заседание коллегии 31.07.2014
В МТСЗН РК состоялось заседание Координационного совета в области защиты прав инвалидов 31.07.2014
Отчет акима Мангистауской области за 1 полугодие 2014 года 31.07.2014
"Пресс-службе "Эйр Астаны", прежде чем удивляться заявлениям депутатов, следовало бы изучать и заявления своего руководства" 31.07.2014
УДП и МЧС РК провели семинар по разъяснению норм нового закона о гражданской защите 31.07.2014
Судебные итоги 31.07.2014
Сирия: зверства священного Рамадана 31.07.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>
30.04.24 Вторник
83. ОМАРОВ Амангельды
83. ОРАЗАЛИНОВ Султан
81. ИЛЬНИЦКИЙ Петр
77. КОПИШЕВ Аширбек
74. ЛИННИК Анатолий
73. КЕЛЬБРАНТ Виктор
72. ТОЛМАЧЕВ Евгений
68. ТОКЖАНОВ Ауельбек
68. ХАМЗИНА Нургуль
67. САДЫКОВ Серик
66. СЫЗДЫКОВ Бахтияр
64. ОШАМБАЕВ Берик
63. ТАРАКОВ Александр
62. АЙТЖАНОВ Мылтыкбай
61. РАХИМБАЕВ Медет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz