NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:35 ast
01:35 msk

Совместное заседание палат Парламента
"О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан"; отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета-2013
23.06.2014 / политика и общество

Астана, 20 июня, Дом Мажилиса

На совместном заседании палат Парламента заслушаны послание Конституционного Совета РК "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан", а также отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета за 2013 год. В заседании приняли участие Председатель Сената Касым-Жомарт Токаев, Председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов, Премьер-министр РК Карим Масимов, руководители центральных органов, государственных органов, непосредственно подчиненных Главе государства, а также представители судебной ветви власти.
Председательствовал на совместном заседании палат Парламента Спикер Мажилиса Кабибулла Джакупов.
С докладом "О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан" перед собравшимися выступил председатель Конституционного Совета Игорь Рогов.
И.Рогов, в частности, отметил, что в конституционном развитии Казахстана важнейшим событием явилось провозглашение Президентом страны – Лидером Нации Н.А. Назарбаевым национальной идеи – "Мәңгілік Ел", которая логично вытекает из Основного Закона.
За истекший с момента оглашения предыдущего послания Конституционного Совета период в Республике Казахстан приняты и осуществляются важнейшие государственные решения, служащие дальнейшему повышению эффективности реализации созидательного потенциала Конституции страны.
Председатель Конституционного Совета также акцентировал внимание на том, что прошедший год стал отправным в формировании действенного плацдарма исполнения эпохальной Стратегии "Казахстан-2050".
Президент Республики Казахстан в своем Послании от 17 января т.г. "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" обнародовал основные задачи и план вхождения Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира и отметил необходимость совершенствования работы государственных институтов, дальнейшей реализации принципов верховенства права и равенства всех перед законом, обеспечения прозрачности и доступности судебной системы, повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, формирования и реализации новой антикоррупционной стратегии, повышения правовой культуры населения.
Данные конституционно значимые установки Стратегии "Казахстан-2050" и Послания Главы государства, по мнению Конституционного Совета, планомерно осуществляются.
Подтверждением успешного укрепления конституционализма в Казахстане стало принятие Конституционного Совета РК в состав Всемирной конференции по конституционному правосудию – международной ассоциации органов конституционного контроля, учрежденной в целях обеспечения тесного сотрудничества на мировом уровне между конституционными судами и эквивалентными институтами в сфере обеспечения верховенства основных законов.
Положительной тенденцией последовательной конституционной модернизации является учет законодателем и правоприменителями правовых позиций Конституционного Совета, сформулированных им в нормативных постановлениях, а также рекомендаций и предложений, содержащихся в его посланиях. Об этом свидетельствует ряд принятых законодательных актов и иных решений.
Так, Парламентом РК принят Конституционный закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы РК по вопросам исчисления конституционных сроков", направленный на упорядочение порядка исчисления начала и окончания сроков, предусмотренных в некоторых конституционных законах. Также в целях дальнейшего совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи Парламентом РК приняты законы РК "О гарантированной государством юридической помощи" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования системы предоставления гарантированной государством юридической помощи". Они создают дополнительные условия для реализации права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой на бесплатной основе за счет бюджетных средств, определяют единого администратора всех бюджетных программ по всем видам бесплатной юридической помощи, а также устанавливают обязанность всех государственных органов в пределах своей компетенции оказывать любому обратившемуся физическому лицу бесплатную юридическую помощь в виде правового информирования и др.
В соответствии с положениями Стратегии "Казахстан-2050" Парламентом приняты новые УК, УПК и УИК. Они призваны служить интересам защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина и решению задач по выводу правоохранительной системы страны на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.
На основе анализа итоговых решений Конституционного Совета, ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в Республике Председатель Конституционного Совета И. Рогов озвучил рекомендации и предложения.
Первое. Как при принятии, так и применении законов следует с точностью использовать конституционный понятийный аппарат.
Второе. Конституционный Совет неоднократно подчеркивал необходимость максимальной синхронизации издания законодательных актов и сопутствующих им подзаконных нормативных правовых актов. Соответствующее требование включено в действующий Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах". Однако оно не всегда соблюдается, и подзаконные правовые акты нередко принимаются с существенным опозданием или не принимаются вообще, в связи с чем наблюдается дисбаланс законодательного и подзаконного регулирования.
Третье. Целесообразно усилить уровень экспертной работы на этапе до подписания и ратификации международных договоров, включая их проверку на соответствие Конституции.
Председатель Конституционного Совета И.Рогов обратил внимание на необходимость и далее сохранять и укреплять доверие казахстанцев на основе конституционных ценностей, социального партнерства, сочетания интересов и взаимодействия личности, общества и государства.
– Строгое следование Конституции – залог успешного развития Казахстана, – резюмировал И.Рогов.
Заслушав доклад Игоря Рогова, Парламент принял постановление, в соответствии с которым послание Конституционного Совета принято к сведению.
И сегодня же Парламент рассмотрел вопрос об утверждении отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год.
С докладом на заседании выступил Министр финансов Бахыт Султанов.
Доклад сделал также председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин.
С вопросами выступили мажилисмены Нургали Ашим, Николай Логутов, Айгуль Нуркина, Камал Бурханов, сенаторы Александр Савченко, Ерлан Нигматулин, Ербулат Мукаев, Владимир Редкокашин.
Содоклад сделал член Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Нуртай Сабильянов.
Мажилисмен акцентировал внимание на некоторых актуальных проблемах (тезисы):
Из года в год приходится констатировать, что качество и эффективность планирования республиканского бюджета не улучшается. Основные параметры республиканского бюджета уточнялись дважды и 23 раза корректировались.
В целом Правительство обеспечило исполнение доходной части бюджета на 100,5%. Невыполнение отдельных показателей по поступлениям в целом не отразилось на исполнении доходной части бюджета.
В 2013 году доходная часть бюджета недополучила поступлений в виде таможенных пошлин на сумму 31 млрд.тенге за товары, ввезенные из Российской федерации, и 1,1 млрд.тенге – за товары, ввезенные из Беларуси.
Требует совершенствования и методология упрощенного порядка возврата превышения НДС, статистика последних лет показывает устойчивую динамику роста возврата.
Считаем что, Правительство Республики Казахстан использует не все имеющиеся резервы дополнительных поступлений, недостаточно качественно администрирует уплату налоговых и таможенных платежей, что приводит к потерям доходов республиканского бюджета.
Кроме того, Правительству не удалось обеспечить полное исполнение бюджета, неиспользованными остались 42,9 млрд.тенге.
Из 39 администраторов бюджетных программ 27 администраторов бюджетных программ не обеспечили 100% исполнение бюджета.
Также сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов.
Стало практикой неосвоенные миллиарды тенге в ноябре-декабре месяце возвращать в бюджет.
По данным Счетного комитета, за отчетный период только местными исполнительными органами 26 млрд. тенге неиспользованных целевых трансфертов возвращены в республиканский бюджет, 191 млрд.тенге использовано не эффективно, 62,6 млрд.тенге остались неиспользованными на счетах субъектов квазигосударственного сектора.
Нет должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ за ходом освоения целевых трансфертов, а местные исполнительные органы в свою очередь не обеспечивают эффективное их использование.
Сокращения, перераспределения средств реализуемых инвестиционных проектов приводит к переносу сроков их завершения, корректировкам проектно-сметных документаций, а в последующем и к удорожанию объектов строительства.
Практически во всех государственных и отраслевых программах в ходе реализации выявляются проблемы и недоработки, которые препятствуют достижению эффективности от их реализации.
Счетным комитетом в течение отчетного года проведена оценка реализации двух государственных и 13-ти отраслевых программ. Все программы, охваченные контролем, реализуются с нарушениями требований бюджетного и иного законодательства, не выполняются предусмотренные мероприятия.
К примеру, Программа "Дорожная карта занятости-2020" не синхронизирована с другими государственными программами. В 2013 году выделено 52,4 млрд. тенге. Значительная часть направлена на косвенные нужды – ремонт объектов ЖКХ и инженерно-транспортной инфраструктуры. Не проводится мониторинг проектов по данной программе, взаимодействие с местными исполнительными органами в рамках программы не на должном уровне. Поэтому, не понятен эффект программы занятости для граждан и экономики страны в целом.
По данным Счетного комитета, за 9 месяцев 2013 года из-за просчетов при планировании и реализации проектов, плохого администрирования по 26 проектам Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы не достигнуты плановые мощности. Допущены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 22,3 млрд. тенге, неэффективно использовано 20,5 млрд. тенге.
Здесь нужно отметить серьезные просчеты и недостатки в работе по управлению бюджетными средствами администраторов бюджетных программ. С их стороны нет должного контроля за ходом реализации мероприятий программ. Так как, сегодня у нас в основном "программное" планирование, необходимо проводить регулярную оценку эффективности реализации долгосрочных Программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения в случае неэффективной реализации Программы.
Также остается открытым и вопрос эффективности вливания значительных средств в квазигосударственный сектор.
В 2013 году на формирование и увеличение уставного капитала 25 акционерных обществ выделено 165,2 млрд. тенге. Однако субъектами квазигосударственного сектора выделенные средства, как правило, используются не в полном объеме.
Неиспользованные средства чаще оседают на контрольных счетах наличности данных субъектов, то есть деньги не работают. Из средств, выделенных в 2013 году, 62,6 млрд. тенге "осели" на контрольных счетах наличности в органах казначейства.
Соответственно, наша экономика не получает должного эффекта от средств, вложенных в квазигосударственный сектор. По итогам 2013 года 30 АО и ТОО являлись убыточными, общая сумма допущенных убытков составила 3,4 млрд.тенге.
Среди проблемных вопросов – и отсутствие уменьшения количества выявленных финансовых нарушений.
Общая сумма выявленных нарушений Счетным комитетом в 2013 году – 196,2 млрд. тенге.
Поэтому необходимо совершенствовать законодательство о государственных закупках. А также в рамках проекта Закона "О государственном аудите и финансовом контроле" необходимо конкретизировать функции проверяющих государственных органов. Кроме того, необходимо совершенствовать контрольно-надзорную деятельность.
В связи с тем, что 2013 году сумма дебиторской задолженности увеличилась на 27,1 млрд.тенге и составила 121,9 млрд. тенге, все острее встает вопрос о разработке единой методики, позволяющей объективно оценивать качество реализации государственных и отраслевых программ и, соответственно, эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых в качестве финансового обеспечения для их выполнения.
Все вышеобозначенные вопросы тщательно обсуждались на заседаниях Палаты и на заседаниях рабочей группы.
Правительству Республики Казахстан необходимо учесть замечания и предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013год, которые направлены на устранение выявленных недостатков и ориентируют на достижение высоких конечных результатов.
– Государственный бюджет, должен стимулировать развитие, в первую очередь тех отраслей экономики, которые обеспечат улучшение структуры экономики, поднимут конкурентоспособность национальной экономики и соответственно повысят жизненный уровень населения, – отметил Н.Сабильянов.
С содокладом от Сената Парламента выступил член Комитета по финансам и бюджету Бактыбай Чельпеков.
В обсуждении приняли участие мажилисмены Рамазан Сарпеков, Владислав Косарев, сенаторы Михаил Бортник, Женис Нургалиев.
Рассмотрев отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год, Парламент утвердил их, приняв соответствующее постановление.
Премьер-министр РК Карим Масимов поблагодарил парламентариев за совместную работу, выразив пожелания на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

-----

Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Есимовича на совместном заседании палат Парламента РК
esep.kz, 20 июня

Құрметті палаталар төрағалары, депутаттар,
Премьер-Министр мырза және отырысқа шақырылғандар!
Есеп комитетінің Есебі Мәжіліс пен Сенаттың комитеттері мен жұмыс топтарының 25 отырысында, сондай-ақ Парламент палаталарының екі отырысында жан-жақты қаралды.
Біздің бағалауымызша, Үкімет республикалық бюджеттің кірістері мен шығыстарының нақтыланған параметрлерін атқарды.
Сыртқы конъюнктураның теріс әсеріне қарамастан, еліміздің макроэкономикалық және әлеуметтік тұрақтылығы қамтамасыз етілді.
Сонымен бірге, 2013 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуын кешенді бағалау оны жоспарлауда және атқаруда жүйелі проблемалардың орын алғанын көрсетіп отыр.
Аталған проблемаларды шешудің қажеттігі Қазақстанның Еуразиялық экономикалық одаққа кіруі жағдайында ерекше өзекті болып отыр, өйткені тиімді бюджеттік саясат жаңа геосаяси жағдайларда еліміздің ұлттық мүдделерін қорғаудың қуатты құралына айналуда.
Осы мәселелерге толығырақ тоқталып өтуге рұқсат етіңіздер.
Республикалық бюджет қаражатын жоспарлау
1. 2009-2011 жылдарға арналған алғашқы үшжылдық республикалық бюджет 2008 жылы бекітілді. Оны енгізу арқылы қабылданатын шешімдердің сабақтастығын сақтай отырып, бағдарламалар мен жобаларды іске асыру көзделді.
Өкінішке қарай, толыққанды үшжылдық республикалық бюджетті енгізу әлі аяқталған жоқ.
Ағымдағы қаржы жылының бюджеттік параметрлеріне ғана өзгерістер енгізіп, қалған екі жылдыкін өзгеріссіз қалдыру практикасы қолданылуда. Бұл мемлекеттік жоспарлау жүйесінің, сондай-ақ бюджет процесінің бірыңғайлық, толымдылық, сабақтастық және ішкі теңгерімділік принциптеріне қайшы келеді.
Есеп комитеті аталған проблеманы бірнеше мәрте көтерген болатын, алайда әлі күнге дейін оны шешу жөнінде пәрменді шаралар қабылданбай отыр.
Орта мерзімді бюджеттік жоспарлауға өткен Америка Құрама Штаттары, Германия, Нидерланды, Норвегия және басқа озық елдер ағымдағы қаржы жылына арналған бюджеттің параметрлерін нақтылаумен бір мезгілде алдағы фискалдық жылдарға арналған бюджеттің параметрлерін де қарайды. Сөйтіп, бекітілген бюджетте айқындалған қаржыландырудың басым бағыттарын сақтау қамтамасыз етіледі.
Біз әлемдік тәжірибені ескере отырып, бюджетке нақтылаулар мен түзетулер енгізу тетігін жетілдіру, оларды жүргізу тәртібін регламенттеу және қолданыстағы бюджет заңнамасына өзгерістер енгізу қажет деп есептейміз.
Бюджетке нақтылаулар мен түзетулер енгізу мүмкіндігін тек Мемлекет Басшысының тапсырмасы бойынша немесе форс-мажорлы жағдайларға және өзге де бізден тәуелсіз себептерге байланысты қарау ұсынылады.
2. 2013 жылға бекітілген болжамдық макрокөрсеткіштер мен бюджет параметрлері нақтыланған көрсеткіштерден елеулі айырмашылық көрсетуде.
Мәселен, нақтыланған жалпы ішкі өнімнің шамасы мақұлданған көрсеткіштен 2,4 трлн.теңгеге төмен. Нақтыланған республикалық бюджет кірістері бекітілген көрсеткіштен 152,0 млрд. теңгеге төмен.
Осылайша, бюджетті нақтылау іс жүзінде жоспарланған бюджеттік параметрлерге қол жеткізу құралына айналды.
3. Әлеуметтік-экономикалық дамудың, соның ішінде өңірлердің көрсеткіштерін болжау, трансферттер мен субвенциялар көлемдерін есептеу әдістемелері жетілдірілмеген және елеулі түрде жетілдіруді қажет етеді.
Мәселен, 2013 жылы республикалық бюджетке – 20-дан астам, жергілікті бюджеттерге – бір облыста орташа алғанда 120-дан аса түзетулер енгізілді.
4. Мемлекет Басшысының тапсырмасына сәйкес, елеулі бюджет қаражаты әлеуметтік-экономикалық жаңғырту міндеттерін шешуге бөлінеді.
Осы мақсатта мемлекеттік және салалық бағдарламалар, басым инвестициялық жобалар іске асырылуда.
Талдау көрсеткендей, стратегиялық және бағдарламалық құжаттардың индикаторлары мен көрсеткіштерінің олардың қаржы-ресурстық қамтамасыз етілуімен көбінесе сәйкес келмейді.
Инвестициялық жобалардың техникалық-экономикалық негіздемесі мен жобалау-сметалық құжаттамасы көбінесе сапасыз әзірленген. Жобалау-сметалық құжаттаманың салалық сараптамасы тиісті деңгейде жүргізілмеген.
Осының бәрі жобалардың қымбаттауына және объектілердің пайдалануға уақтылы берілмеуіне алып келді.
Республикалық бюджеттен қаржыландырылып, 2013 жылы аяқталуы көзделген 1167 инвестициялық жобаның 202-сі, яғни шамамен әрбір бесінші жоба іске асырылмаған.
Бюджет шығыстарын жоспарлау сапасы және салалық сараптама жүргізу сапасының төмендігі үшін тиісті уәкілетті органдардың жауаптылығын заңнамалық деңгейде күшейтуді орынды деп санаймыз.
Республикалық бюджет кірістерін атқару
1. Салықтық және кедендік әкімшілік етудің нашарлығы кірістердің толыққанды түсуін қамтамасыз етпей отыр.
Жыл сайын жалған кәсіпкерлермен жасалған мәмілелерден салықтың толық түспеу проблемасы көтеріліп жатады.
Сол себепті 2013 жылы бюджет 21,0 млрд.теңгеден астам залал шеккен.
Бір күндік фирмалар санын қысқарту жөніндегі шаралар жүйелі сипатқа ие емес, сондықтан бұл проблема шешілмей отыр.
Біздің ойымызша, осы проблемаларды толық шешу үшін электрондық қаржылық есептілік жүйесін жетілдіру керек.
2. Бюджет кірістерін атқаруды, негізінен, ірі салық төлеушілер (67%) қамтамасыз етеді.
Шағын және орта бизнесті дамытуға субсидия түрінде елеулі бюджет қаражаты салынып жатқаны мәлім. Осы мақсатта, мемлекеттік органдарға тек 2013 жылы 103,0 млрд.теңге бөлінді.
Біздің ойымызша, шағын және орта бизнестен түсетін салықтық түсімдер әлеуетін талдау жәнебағалау, оларды да мониторингілеу жүйесін енгізу қажет.
Бюджеттің шығыс бөлігін атқару
1. Есеп комитетінің бағалауынша, 2013 жылы 131,8 млрд.теңге игерілмеген.
Осыған орталық мемлекеттік органдар пайдаланбаған, жергілікті атқарушы органдар нысаналы трансферттерді пайдаланбаған немесе мақсаты бойынша пайдаланбаған, квазимемлекеттік сектор субъектілерінің бақылау шоттарында қалған сомалар кіреді.
Аталған қаржыны игерілмеген сомаларға жатқызу туралы көзқарасымызда Бюджет кодексінің нормаларына сүйендік.
"Игерілмеу" терминін айқындауды және оны есепке алу әдістемесін заңнамалық деңгейде бекіту қажет деп есептейміз.
Квазимемлекеттік сектор субъектілерінің республикалық бюджет қаражатын және мемлекет активтерін пайдалануы
1.Практика көрсетіп отырғандай, квазимемлекеттік сектордың жекелеген субъектілеріне бөлінген қаражат уақтылы игерілмейді, жылдар бойы қолма-қол ақшаны бақылау шоттарында сақталады.
Біз квазимемлекеттік сектор субъектілерінің бұрын бөлінген көлемдерді игеруіне және қойылған мақсаттар мен міндеттерге қол жеткізуіне қарай, оларға бюджет қаражатын кезең-кезеңімен бөлген жөн деп есептейміз.
2. Квазимемлекеттік сектордың жекелеген субъектілерінің республикалық бюджет қаражатын тиімсіз пайдалануы, мемлекет активтерін басқару жөніндегі заңнаманың сақталмауы олардың шығындылығына, бюджетке түсетін дивидендтер көлемінің қысқаруына алып келді.
3. Квазимемлекеттік сектор субъектілерінің сыртқы борышының өсуіне байланысты тәуекелдер елеулі қауіп туғызуда.
Міндеттемелердің бақылаусыз өсуіне, төлемдердің кешіктірілуіне және мемлекеттік бюджет тарапынан көмек көрсету қажеттілігіне байланысты, квазимемлекеттік сектор субъектілері фискалдық тәуекел көзі болуы мүмкін.
Біздің ойымызша, квазимемлекеттік сектор субъектілерін тиімді дамыту үшін оның қысқа және орта мерзімді перспективаға арналған бірыңғай стратегиясын әзірлеу қажет.
Осындай стратегия әзірлеп, оны іске асыруды бастағаннан кейін ғана квазимемлекеттік сектордың барлық субъектілерінің шоғырландырылған бюджетін әзірлеудің орындылығы туралы мәселені қарастыруға болады.
Құрметті депутаттар!
2013 жылы Есеп комитеті 26 бақылау іс-шарасын жүргізді, анықталған бұзушылықтардың жалпы сомасы 808,4 млрд.теңгені құрады.
Есеп комитеті 32,4 млрд. теңгені бюджетке қалпына келтірді.
Есепті кезеңде 139 лауазымды адам – тәртіптік жауапкершілікке, 55 лауазымды адам – әкімшілік жауапкершілікке тартылды.
Сөздерімді қорыта келе, Есебімізді талқылауға белсенді қатысқаны үшін барлық депутаттарға ризашылығымды білдіремін.
Сіздердің ұсынымдарыңыз бен ұсыныстарыңызды алдағы жұмысымызда ескеретін боламыз.
Есеп комитетінің Есебіне қолдау көрсетіп, оны бекітулеріңізді сұраймын.
Назар қойып тыңдағандарыңызға рақмет!

----

К.Джанбурчин объяснил разницу в данных Правительства и Счетного комитета РК по неосвоенным средствам за 2013 год
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 20 июня

Глава Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК разъяснил журналистам, почему данные Правительства и Счетного комитета РК по неосвоенным средствам за 2013 год разнятся в 3 раза.
"Разница неосвоенных бюджетных средств между наши данными и Министерством финансов заключается в чем? Минфин считает неосвоенными те средства республиканского бюджета, которые не освоили центральные государственные органы, то есть министерства", – сказал К.Джанбурчин в ходе брифинга в СЦК, отвечая на вопросы журналистов.
"Мы считаем, что неосвоенными надо считать те средства республиканского бюджета, которые в начале года были выделены местным органам, субъектам квазигосударственного сектора, либо центральным государственным органам, но которые по истечению года так и не были использованы. И остались либо на счетах у субъектов квазигосударственного сектора, либо обратно вернулись в республиканский бюджет", – добавил глава Счетного комитета РК.
Напомним, ранее, в Мажилисе Парламента РК, Козы-Корпеш Джанбурчин заявлял, что объем неосвоенных средств республиканского бюджета по отчету Правительства составил 43,2 млрд. тенге. По оценке Счетного Комитета – 131,8 млрд. тенге. Причиной тому может быть несовершенство законодательства РК, отмечал он в Парламенте.
"У нас с Министерством финансов есть принципиальная договоренность, что эту проблему можно будет устранить только законодательным путем. В Бюджетном кодексе надо четко написать, что неиспользованные или неосвоенные бюджетные средства – это средства, не освоенные центральными и местными органами в виде целевых трансфертов и субъектами квазигосударственного сектора, деньги которых у них остались на счетах. Если мы это законодательно закрепим, тогда со следующего года эта проблема вообще обсуждаться не будет", – подытожил К.Джанбурчин.
Отметим, что сегодня Парламент на совместном заседании палат одобрил отчет Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета за 2013 год.

-----

Налоговые поступления от предприятий несырьевого сектора экономики РК увеличились на 14% – Б.Султанов
primeminister.kz, 20 июня

В 2013 году поступления в государственный бюджет от предприятий несырьевого сектора в виде корпоративного налога увеличились на 14%, что превышает номинальный рост экономики, сообщил сегодня на совместном заседании палат Парламента РК заместитель Премьер-Министра – министр финансов Бахыт Султанов, выступая с отчетным докладом по исполнению республиканского бюджета за 2013 год.
"На фоне снижения КПН по горнорудным компаниям вследствие конъюнктуры рынка отмечается рост прибыли предприятий несырьевого сектора. Поступления КПН увеличились на 14%, это превышает номинальный рост экономики", – сказал Б.Султанов.
При этом он отметил, что от предприятий, задействованных в программе индустриализации за 2013 год налогов поступило на 11% бо
"Предпринимателями, получившими субсидии по Дорожной карте бизнеса, уплачено 88 млрд тенге налогов. Благодаря полученным субсидиям в размере 28 млрд тенге, более 2 тыс предпринимателей представляют собой реальный потенциал для будущих поступлений в экономику", – подчеркнул вице-премьер.
Вместе с тем, поступления от СЭЗ за прошлый год выросли на 35%, добавил Б.Султанов.
Касаясь параметров исполнения республиканского бюджета за отчетный период, глава Минфина напомнил, что доходная часть составила 5 272 млрд тенге с ростом на 7,8% или на 383 млрд тенге в сравнении с 2012 годом.Доходы исполнены на 5 180 млрд. тенге. Этот показатель исполнен на 100,5% с перевыполнением на 27 млрд тенге относительно 2012 года. Расходная часть составила 5 991 млрд тенге или 99,3% к плану. По сравнению с 2012 годом расходы РБ увеличились на 95 млрд тенге.
В целом, как отметил вице-премьер, возросла эффективность деятельности государственных органов по достижению прямых результатов.
"Более 90% бюджетных программ достигли своих целей", – подчеркнул Б.Султанов.

-----

Эффект от снижения количества налоговых проверок составил 136 млрд тенге – Б.Султанов
primeminister.kz, 20 июня

Сокращение налоговых проверок в Казахстане на 25% дало экономический эффект на сумму 136 млрд тенге, сообщил сегодня заместитель Премьер-Министар РК – министр финансов Бахыт Султанов на совместном заседании палат Парламента РК, посвященном вопросам исполнения республиканского бюджета за 2013 год.
"Внедрение предупреждений вместо штрафов, вместе с развитием системы управления рисками, позволила сократить налоговые проверки на 4 тыс или на 25%. При этом отдача (собираемость налогов) увеличилась на 136 млрд тенге, что составляет 46%", – сказал Б.Султанов
Он также отметил, что наблюдается положительный эффект от модернизации налоговых и таможенных информационных систем.
"Сегодня уже 91% налоговой отчетности мы получаем в электронном виде", – констатировал министр.
По информации Минфина, план по поступлениям республиканского бюджета РК в 2013 году исполнен на 100,6%. В бюджет поступило 5 272 млрд тенге, с ростом на 7,8% или 383 млрд тенге в сравнении с 2012 годом. При этом расходы республиканского бюджета составили 5 991 млрд тенге или 99,3% к плану. По сравнению с 2012 годом расходы увеличились на 195 млрд тенге. Дефицит бюджета составил 718 млрд тенге.
"По отношению к ВВП долг правительства приближен к 13% ВВП, это безопасный уровень. Согласно международному индексу, по государственному долгу Казахстан занял 14-е место из 148 стран", – резюмировал Б.Султанов.

-----

Выступление Н.Жазылбекова на совместном заседаний палат Парламента по отчетам Правительства и Счетного комитета по исполнению бюджета за 2013 год
akzhol.kz, 20 июня

Уважаемые Председатели Палат!
Уважаемые депутаты и приглашенные!
"Уровень обоснованности республиканского бюджета продолжает оставаться недостаточным. В соответствии с отчетом Правительства республиканский бюджет 2013г. подвергался дважды уточнению в Парламенте и дважды Правительством. Согласно отчету Счетного Комитета параметры республиканского бюджета дважды переутверждались в виде законодательных поправок Парламентом и 23 раза корректировались".
В ходе работы над последними поправками в Бюджетный кодекс фракцией ДПК "Ак жол" поднимался вопрос об ограничении количества допустимых корректировок как республиканского, так и местных бюджетов. Существующая практика многократных изменений, с одной стороны, не позволяет реально оценивать уровень обоснованности его показателей, с другой стороны, делает невозможным эффективный контроль за расходованием бюджетных средств.
В течение двух последних лет уровень колебаний процентного исполнения бюджета относительно утвержденного, первоначально уточненного и окончательно скорректированного достигал от трех до десяти пунктов.
Следует особо отметить сложившуюся практику проведения последнего законодательного уточнения бюджета в ноябре месяце отчетного года. В 2013г. оно было проведено 29 ноября. Это позволяет весьма эффективно подгонять запланированные показатели под фактически достигнутые результаты. Например, утвержденный бюджет 2013г. предусматривал поступления от продажи финансовых активов государства в размере 14,4 млрд. тенге, в ходе первого уточнения от 24.06.2013г. эти параметры не менялись. Однако при корректировке от 29.11.2013г. они были снижены до 8,8 млрд.тенге. В итоге в отчете исполнение по данному показателю составляет 103%, хотя если рассматривать уровень выполнения относительно первоначально утвержденных показателей оно составил бы всего 62,8%.
В целях повышения бюджетной дисциплины считаем необходимым законодательно ограничить количество законодательных корректировок до одной и установить запрет на изменение бюджета в последнем квартале.
В рамках Таможенного союза по итогам 2013г. сложилось отрицательное сальдо в размере 12,5 млрд. дол. США, увеличившись по сравнению с 2012г. на 9,4%. Экспорт в страны ТС сократился на 5,9%, а импорт увеличился на 4%.
В 2013г. по сравнению с 2012г. объем государственного и гарантированного государством долга вырос на 15%, составив 4,5 трлн. тенге, в т.ч. внешний долг увеличился на 16,9%.
Считаем целесообразным рекомендовать Правительству разобраться в данной ситуации и разработать целевой комплекс мер, направленных на преодоление данных негативных трендов.
В отчетном периоде в экономику поступило свыше 6 трлн. тенге, что на 6,5% больше уровня 2012г. Одновременно в структуре инвестиций снизилась доля иностранного капитала (на 2,5%) и средств государственного бюджета (на 4%), а доля заемных средств выросла с11,5% в 2009г. до 20,3% в 2013г. По мнению Счетного комитета, это положительный факт, и свидетельствует он о постепенном сокращении финансовой поддержки отраслей, оказываемой в кризисные периоды.
Кроме того, в отчете Счетного комитета указано, что качество ссудного портфеля не улучшается, займы с просроченной задолженностью свыше 90 дней на 1.01.2014г. по сравнению с началом прошлого года увеличились на 19,7% и составили 31,2%. Половина кредитов приходится на потребительское кредитование. По сравнению с 2012г. сократилась доля кредитов в транспорте (на 0,8%), в промышленности (около 0,6%), строительстве (1,7%). Наибольший удельный вес в общем объеме, по-прежнему, занимает торговля (19,5%). Объемы кредитования субъектов малого предпринимательства в 2013г. упали на 9,1%, их доля уменьшилась в общем объеме кредитов с 14,2% в 2012г. до 11,4%.
В связи с этим, в настоящее время в области регулирования банковского сектора стоят задачи обеспечения справедливой конкуренции уже в рамках Евразийского экономического союза, стимулирования кредитования, направленного на модернизацию производства, повышение транспарентности деятельности кредитных организаций.
Для перехода к инновационной экономике необходимо регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора, а не только банковской системы и финансовых рынков, как в период кризиса. В рамках поддержки банков, осуществляющих кредитование инновационных проектов, а также применение сниженных ставок при кредитовании реального сектора, следует разработать комплекс мер, повышающих заинтересованность кредитора. Это может быть предоставление правительственных гарантий по ссудам инновационного характера, либерализация обязательных нормативов деятельности банков, формирование устойчивой ресурсной базы с участием государственных институтов развития.
Следует также превратить процентную ставку в главный инструмент денежно-кредитной политики. По аналогии с мировой практикой следует создать специальную систему регулирования разновременных ставок по: операциям рефинансирования (main refinancing operation), долгосрочными операциями рефинансирования (long-term refinancing operation), операциям тонкой настройки (fine-tuning operation), операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operation) и операциям льготного кредитования (marginal lending facility).
Фракция ДПК "Ак жол", учитывая, что рассматриваемый отчет является итогом работы предыдущего состава Правительства, считает возможным его поддержать
Учитывая то, что при ранее действовавшем Правительстве под руководством Карим Кажимкановича Масимова, нами отмечалось оперативное реагирование на все поручения Главы государства Н.А. Назарбаева, а также проблемы бизнеса, и небюрократический подход к исполнению задач, мы уверены что нынешнее Правительство обеспечит системную проработку поднятых проблем.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2014
Распоряжение Президента Республики Казахстан №300 от 26 июня 2014 года 30.06.2014
Масимов обсудил с Медведевым двухсторонние отношения и осмотрел олимпийские объекты Сочи 30.06.2014
Госсекретарь РК поздравил журналистов страны с профессиональным праздником 30.06.2014
Слово крепит согласие 30.06.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2014 года №686 30.06.2014
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 июня 2014 года №85-р 30.06.2014
Своих не бросаем 30.06.2014
В Астане состоялось 2-ое заседание Республиканской ономастической комиссии при Правительстве РК 30.06.2014
Марат Тажин вручил верительные грамоты президенту России 30.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz