NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 09:41 ast
07:41 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2014 года №526
Об утверждении Программы геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015–2019 годы
20.06.2014 / политика и общество

Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015–2019 годы (далее – Программа).
2. Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан представлять информацию о ходе реализации Программы в Правительство Республики Казахстан один раз в год по итогам года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Исекешева А.О.
4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 мая 2014 года №526

1. Паспорт Программы

Наименование
Программа геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015–2019 годы

Основание для разработки
Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года, одобренная постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2012 года №1042;
пункт 8.1.5 протокола расширенного заседания Правительства Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2014 года.

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию Программы
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан

Цели
Обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития всех отраслей промышленности

Задачи
1. Обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов.
2. Прирост запасов по основным видам полезных ископаемых.
3. Формирование Банка данных геологической информации и геоинформационных систем.
4. Ликвидация и консервация нефтегазовых скважин.

Сроки реализации
2015–2019 годы

Целевые индикаторы
1. Процент восполнения запасов основных видов полезных ископаемых (отношение выявленных запасов к погашенным, по нарастающей).
2. Наполнение банка данных цифровой геологической информацией.
3. Процент ликвидируемых и консервируемых нефтегазовых скважин.

Источники и объемы финансирования
Финансовые затраты на реализацию Программы предусматриваются за счет республиканского бюджета, а также за счет недропользователей.
Объемы финансирования за счет республиканского бюджета составляют:
2015 год – 9014* млн. тенге;
2016 год – 12640* млн. тенге;
2017 год – 30642* млн. тенге;
2018 год – 32888* млн. тенге;
2019 год – 34536* млн. тенге.
Всего: 119 720* млн. тенге
* Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Введение
Программа геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015–2019 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 14 февраля 2014 года, а также в целях реализации Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2012 года №1042.
Необходимость подготовки и реализации Программы обусловлена существующими проблемами по невосполнению запасов полезных ископаемых, в первую очередь, цветных металлов и золота, актуальностью технологического совершенствования геологических исследований, научного обеспечения геологоразведочного процесса, улучшению инвестиционного климата в отрасли.

3. Анализ текущей ситуации

1. Оценка текущей ситуации в геологической отрасли, а также ее влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны
Недра Республики Казахстан, богатые полезными ископаемыми, являются ее богатством и одним из главных источником социально-экономического развития страны.
Казахстан по богатству своих недр минеральными ресурсами и их разнообразию входит в группу стран, богатых полезными ископаемыми. Его минерально-сырьевая база сформирована месторождениями топливно-энергетического комплекса (углеводороды, уголь, уран), черных, цветных, благородных и редких металлов. Доля Казахстана в мировых запасах по урану округленно составляет 18%, хрому – 10% свинцу – 9%, цинку – 8%, серебру – 5%, марганцу – 5%, меди – 5%.
Казахстан является крупным экспортером энергетического сырья, черных, цветных, благородных металлов. В частности, на Казахстан приходится 41% добываемых в мире урана и 16% хрома.
При этом активные запасы цветных и благородных металлов, составляющие в настоящее время значительную долю экспорта, ограничены и могут быть отработаны за 12-15 лет.
По качеству руд Казахстан уступает основным мировым производителям в мире.
Геологическая отрасль обеспечивает изучение недр и восполнение минерально-сырьевой базы для нужд экономики и реализации геополитических интересов Казахстана.
Согласно мировой тенденции увеличение объемов потребления сырьевых ресурсов активизирует проведение геологических исследований по их выявлению. Ежегодное увеличение добычи требует увеличения объемов геологоразведочных работ по восполнению запасов полезных ископаемых.
Развитие геологической отрасли является основополагающим фактором в экономическом развитии Республики Казахстан и оказывает большое влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.
Так, реализация настоящей Программы подразумевает выявление наиболее перспективных площадей для проведения на них детальной разведки, что повлечет за собой привлечение инвестиций крупных частных компаний.
Акционерное общество "Казгеология" создает совместное предприятие с ведущими мировыми компаниями, таких как "ILUKA", "RIO TINTO", "KORES", "ULMUS FUND" на условиях трансферта технологий и инвестиций.
Общий объем привлекаемых инвестиций: 36 млн. долларов США.
Все компании будут применять новейшие методы и технологии геологоразведки, создания баз данных, лабораторных исследований, подсчета ресурсов и запасов.

2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для отрасли
Современная ситуация в мировой горнодобывающей отрасли по-прежнему остается неустойчивой, а конъюнктура рынков – неопределенной. В краткосрочной перспективе прогнозируется продолжение снижения спроса на сырье и волатильность цен. Тем не менее, в долгосрочной перспективе мировой спрос на ресурсы будет расти, а в отдаленной перспективе в мире сохраняется угроза дефицита сырьевых товаров.
В условиях недостаточного финансирования, отсутствия внедрения в геологоразведочный процесс современных достижений науки и практики, неблагоприятной по мировым меркам инвестиционной среды, геологическая отрасль столкнулась с угрозой национальной безопасности по невосполнению минерально-сырьевой базы страны. С каждым годом восполнение запасов полезных ископаемых становится все более актуальной задачей, решение которой может быть достигнуто на основе более полного раскрытия потенциала недр республики, с выявлением трудно открываемых месторождений.
Программа должна быть направлена как на обеспечение перспективной потребности отечественной добывающей промышленности, так и на экспорт минерально-сырьевой продукции.
Для объективного анализа необходимо четкое определение ее сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз.

Позитивные факторыНегативные факторы
Сильные стороны
1. Большой потенциал прогнозных ресурсов всех видов полезных ископаемых для обеспечения прироста запасов.
2. Благоприятные геологические условия для открытия новых месторождений полезных ископаемых.
3. Интенсивное проведение региональных геологических исследований за счет трансферта технологий и налаживаемой инфраструктуры.
4. Наличие значительной перспективы роста государственно-частного партнерства в геологической отрасли.
Слабые стороны
1. Слабая ресурсная база цветных и благородных металлов.
2. Уменьшение фонда приповерхностных легкодоступных месторождений.
3. Отсутствие эффективных технологий извлечения металлов разведанных руд с низкими качествами, что сдерживает вовлечение их в разработку.
4. Отсутствие развитой инфраструктуры геологической отрасли, в т.ч. государственного отраслевого научно-исследовательского центра, проектных, инжиниринговых, аэрогеофизических, геохимических предприятий, кернохранилища и других профильных организаций.
5. Отсутствие аналитических модулей Банка данных о недрах, автоматизированного доступа для работы с геологической информацией, низкий уровень заполнения баз данных.
6. Существующий дефицит квалифицированных специалистов.
Возможности
1. Увеличение прироста запасов за счет форсированного проведения геологоразведочных работ на основе современных эффективных технологий.
2. Привлечение инвестиций в геологоразведку при создании благоприятных инвестиционных условий (рассекречивание и свободное предоставление геологической информации, упрощение предоставления права недропользования и др.).
Угрозы
1. Невосполнение запасов по ряду полезных ископаемых, что ставит под угрозу существование отдельных добычных и перерабатывающих производств, часто являющихся градообразующими.
2. Отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативно-технических и методических документов для проведения геологоразведочных и научно-прикладных работ влечет за собой спад развития отрасли.


3. Основные проблемы, тенденции и предпосылки развития геологической отрасли
К настоящему времени в геологической отрасли накопились следующие проблемы: хроническое невосполнение запасов цветных металлов и золота, ведение геологоразведочных работ на основе устаревших технологий, отсутствие необходимой инфраструктуры отрасли в виде современных лабораторий, отраслевого научно-исследовательского института, развитой сети сервисных компаний, весьма слабое сопровождение работ научными разработками. Законодательная и нормативно-техническая база геологоразведочных работ требует совершенствования с целью улучшения инвестиционного климата и условий ведения работ.
Предпосылки развития геологической отрасли следующие:
1) стабильный курс экономического развития страны;
2) большой потенциал минерально-сырьевой базы, обеспеченный прогнозными ресурсами всех видов полезных ископаемых;
3) благоприятная конъюнктура мирового рынка сырья;
4) геополитические и экономические интересы Казахстана в долгосрочной перспективе будут зависимы от состояния минерально-сырьевой базы страны.

4. Анализ инновационно-аналитического развития отрасли
Научно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение геологической отрасли. Высокая наукоемкость геологического изучения недр определяет важную роль научно-технологического обеспечения геологоразведки, неразрывную связь науки и производства, обновление технологий на основе достижений научно-технического прогресса. Степень достоверности результатов геологоразведочных работ о выявленных закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых в недрах напрямую зависит от уровня профессионализма специалистов и применяемых ими прогрессивных научно-технических методов и технологий.
В Казахстане уровень научно-технологической поддержки геологоразведки, как по качеству исследований, так и их объему снизился до критического уровня. Геологические исследования не опираются на новые технику и технологии ведения работ. Разработка и выпуск отечественных аппаратурно-технологических комплексов и оборудования практически отсутствуют. В стране существует несколько разрозненных научных геологических организаций различной ведомственной принадлежности, не обеспечивающих сегодня государство системной научно-обоснованной и достоверной оценкой минерально-сырьевого потенциала недр. Государственный уполномоченный орган по геологическому изучению и использованию недр не имеет отраслевого института.
Для решения этих проблем предусматривается внедрение инновационных технологий для геологического изучения недр (в первую очередь, это связано с внедрением геофизических, геохимических исследований на основе новых технологий, дистанционного зондирования Земли), прорабатывается вопрос создания отраслевого научно-технологического центра геологического изучения недр при Назарбаев университете, на базе которого будут реализованы научно-методическое обеспечение геологической отрасли и информационно-аналитическое сопровождение деятельности государственных организаций и недропользователей.
В условиях постоянного обновления информации о геологическом строении недр, появления новых идей и минерагенических концепций, а также изменения экономической и геополитической ситуации, научные исследования в геологии должны развиваться в опережающем порядке. Они должны обеспечить возможность проведения сложных лабораторно-аналитических исследований вещественного состава горных пород, возможность обработки и комплексного анализа огромного объема геологических, геофизических, геохимических и дистанционных данных. Их результатом должны стать повышение глубинности исследований, обоснованные предложения по разработке государственных отраслевых программ развития минерально-сырьевого сектора.

5. Анализ действующей политики государственного регулирования развития отрасли
Геологическая отрасль, как совокупность государственных органов управления, производственных и научных организаций различных форм собственности, осуществляющих свою деятельность в едином правовом поле, должна обеспечивать геологическое изучение недр и опережающее восполнение минерально-сырьевой базы страны. Прирост разведанных запасов полезных ископаемых, безопасность и комплексность использования недр являются одними из главных критериев эффективности геологической отрасли. В настоящее время геологическая наука и практика переживают не лучшие времена: отсутствует прежде существовавшая инфраструктура геологической отрасли (производственные единицы, научные подразделения, лабораторная база), истощаются запасы полезных ископаемых, в новых условиях хозяйствования обнажились проблемы, незаметные ранее, происходит смена поколений и появляются новые задачи по поддержке моногородов, развитию нетрадиционных отраслей, таких как редкие земли, угольный метан и др. Тем не менее, многое делается и планируется на перспективу, проблемы отрасли находятся на непосредственном контроле Главы государства и Правительства. Все это является залогом развития геологии, превращения ее в мощную отрасль экономики, основанную на современной прикладной науке, эффективной технике и технологии.
Политика государственного регулирования предусматривает стабильное развитие отрасли, направленное на укрепление минерально-сырьевой базы за счет открытия новых месторождений полезных ископаемых и прироста запасов учитываемых объектов, рациональное и комплексное использование недр.
Нормативной правовой базой государственного геологического изучения недр являются законы Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", "О государственных закупках", Правила заключения контракта (договора) на государственное геологическое изучение недр, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года №99, Правила осуществления государственных закупок, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года №1301.
Все виды геологических исследований проводятся в соответствии с инструкциями и нормативными требованиями, разработанными для всех видов геологоразведочных работ.
Совершенствование законодательства в области недропользования имеет своей целью упрощение процедуры государственного регулирования в этой сфере на основе учета интересов государства и недропользователей, создания прозрачных схем взаимоотношений между ними.

6. Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем, который может быть адаптирован к условиям Казахстана
В настоящее время понимание остроты и необходимости решения проблем по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов носит глобальный характер. Универсальность мероприятий по выявлению новых конкурентоспособных месторождений позволяет вырабатывать общие мероприятия независимо от географического положения стран и уровня их экономического развития.
Государственное участие в процессе воспроизводства минеральных ресурсов присутствует во всех наиболее развитых странах мира.
В основу положены принцип участия государства в выполнении региональных геологических исследований, не дающих прямую отдачу, и привлечение частного капитала в сферу поиска и разведки месторождений полезных ископаемых. Заинтересованность частных компаний обеспечивается организационной системой недропользования и соответствующей налоговой политикой. В странах с развитой геологической отраслью приведенные условия дополняются заинтересованностью компаний внедрять передовые технику и технологии, что повышает их конкурентоспособность на рынке геологических услуг, свободным доступом к геологической информации. Рыночные условия и благоприятный инвестиционный климат способствуют развитию прикладной науки, возникновению большого количества юниорских (мелких) компаний и значительного объема подписанных лицензий и контрактов на геологоразведочные работы.
В Программе учтен фактор, что в ближайшее время Казахстан будет оставаться минерально-сырьевой державой в мировой интеграции и в числе основных экспортных товаров сохранятся минеральные ресурсы и продукты их передела.
В соответствии с международным опытом работа геологической отрасли Казахстана будет направлена на трансферт технологий, развитие инфраструктуры геологической отрасли, повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки, кадровое обеспечение отрасли и выявление новых запасов минерального сырья, обеспечивающих сырьевую, политическую и экономическую безопасность страны.
Государственное участие в процессе воспроизводства минеральных ресурсов присутствует во всех наиболее развитых странах мира.
В основу положен принцип участия в выявлении месторождений полезных ископаемых, как государственных инвестиций, так и частного капитала. Это обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящей как карательный, так и стимулирующий характер с использованием льготного кредитования, платежей за пользование геологической информацией, контролем за выполнением контрактов, рабочих программ, штрафов за нарушение контрактных обязательств.
Получаемые при этом средства могут быть использованы на геологоразведочные работы по выявлению новых месторождений полезных ископаемых.
Опыт Российской Федерации показывает, что наряду с системой финансирования геологоразведочных работ необходимо шире внедрять современные методы поисков и разведки месторождений, активно проводить научно-исследовательские работы геологической направленности, разрабатывать и внедрять новые виды геологоразведочной техники и оборудования, акцентировать поисковую составляющую геологических исследований.
При этом необходимо учитывать и такой фактор, что в ближайшее время Казахстан будет оставаться минерально-сырьевой державой в мировой интеграции и основным экспортным товаром будут оставаться минеральные ресурсы и продукты их передела.
В соответствии с международным опытом работа геологической отрасли Казахстана будет направлена на конечную результативность – выявление новых запасов минерального сырья, обеспечивающих сырьевую, политическую и экономическую безопасность страны.

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

1. Цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития всех отраслей промышленности.
Для достижения цели Программы планируется выполнение следующих задач:
1) обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов;
2) прирост запасов по основным видам полезных ископаемых;
3) формирование Банка данных геологической информации и геоинформационных систем;
4) ликвидация и консервация нефтегазовых скважин.

2. Целевые индикаторы

Целевые индикаторы (с указанием окончательного срока (периода) достижения)Источник информацииЕд-ца измеренияОтчетный год (2013 год) Отчетный год (2014 год)Плановый период
2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год
12345678910
Цель: обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития всех отраслей промышленности
Целевой индикатор:
процент восполнения запасов основных видов полезных ископаемых (отношение выявленных запасов к погашенным по нарастающей) в 2019 году – 60% золота, меди, полиметаллов
МИНТ%050,0050,0525560
Задача 1: обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов
Показатели прямых результатов:
Объем прогнозных ресурсов:МИНТ        
- золотатонн0100,40102105110115
- медимлн. тонн0101,01,31,51,7
- полиметалловмлн. тонн05,203,33,53,74
Задача 2: прирост запасов по основным видам полезных ископаемых
Показатели прямых результатов:
Прирост запасов:МИНТ  
- золотатонн015,0015,5172025
- медитыс. тонн0110,00110115120125
- полиметалловтыс. тонн0120,00120125130135
Задача 3: формирование Банка данных геологической информации и геоинформационных систем
Показатели прямых результатов:
Оцифровка текстовых и графических приложений к геологическим отчетамМИНТ%32364044485052
Задача 4: ликвидация и консервация нефтегазовых скважин
Целевой индикатор:
Процент ликвидируемых и консервируемых нефтегазовых скважин (всего учитываемых скважин – 126)
МИНТ%00816243220
Показатели прямых результатов:
Ликвидация аварийных скважинМИНТМероприятие001020304026


МИНТ – Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

3. Государственные и иные органы, ответственные за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

5. Этапы реализации Программы
Реализация Программы планируется в период с 2015 по 2019 годы и будет осуществляться на основе приведенных мероприятий, осуществляемых без внесения изменений в законодательство и отраженных в Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года.

1. Выполнение региональных, поисковых, поисково-оценочных и поисково-разведочных работ

Геологическое доизучение площадей масштаба 1:200000
Геологическое доизучение масштаба 1:200000 (далее – ГДП-200) проводится с целью создания современной картографической геологической основы, оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, выявления площадей, перспективных на обнаружение месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились работы по ГДП-200.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы работы по ГДП-200 на 27 объектах, из которых в 2014 году предусматривается начало работ на 6 объектах в Центральном и Восточном регионах Казахстана. Продолжение этих работ планируется провести в 2015 году и их завершение в 2016 году.
В целом в рамках Программы работы по ГДП-200 будут проводиться в пределах Чингиз-Тарбагатайской металлогенической зоны, в Жезказганском горнорудном районе, в Восточно-Центрально- и Северо-Казахстанском районах, на юге в пределах хребта Большой Каратау.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы, начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Геолого-минерагеническое картирование масштаба 1:200000
Геолого-минерагеническое картирование масштаба 1:200000 (далее – ГМК-200) проводится в пределах горнорудных районов с целью выявления рудных объектов с прогнозными ресурсами высоких категорий – потенциальных месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились работы по ГМК-200.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы работы по ГМК-200 на 11 объектах, из которых в 2014 году предусматривается начало работ на одном объекте в Восточном регионе Казахстана (в пределах Западно-Тарбагатайской площади, по которой в 2013 году составлена и утверждена проектно-сметная документация). Продолжение этих работ планируется провести в 2015 году и их завершение в 2016 году.
Планируемые в рамках Программы работы по ГМК-200 будут сосредоточены в пределах Жалаир-Найманской минерагенической зоны Центрального Казахстана (в 2014 году запланировано составление проектно-сметной документации по ГМК-200 Жалаир-Найманской минерагенической зоны, с 2015 планируется начало проведения работ), Кокшетау-Шатской минерагенической зоны Северного Казахстана, Аксу-Байлюстинской минерагенической зоны северо-востока Казахстана и Ирису-Бадамского региона на юге Казахстана, Рудного Алтая – на востоке республики.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы. Работы начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Глубинное геологическое картирование масштаба 1:200000
Глубинное геологическое картирование масштаба 1:200000 (далее ГГК-200), как и ГДП-200 проводится с целью создания современной картографической геологической основы, оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, выявления площадей, перспективных на обнаружение месторождений полезных ископаемых. В отличие от ГДП-200 работами ГГК-200 решаются указанные задачи в районах, перекрытых чехлом рыхлых отложений (до 300 м).
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились работы по ГГК-200.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы работы по ГГК-200 на 3 объектах, из которых в 2014 году предусматривается начало работ на одном объекте в Южном регионе Казахстана. Продолжение этих работ планируется провести в 2015 году и их завершение в 2016 году.
Планируемые в рамках Программы работы по ГГК-200 предусматривается провести в пределах северо-восточного замыкания Каратау, Шу-Хантауской, Шу-Кызылтузской площадей в Южном Казахстане, на площади развития меденосных сероцветных песчаников в районе месторождений меди Жезказган и Жаман-Айбат в Центральном Казахстане, на Верхне-Орской, Кундыздинской и Берчогурской площадях северо-запада Казахстана.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы. Работы начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Гидрогеологическое доизучение и инженерно-геологические исследования в масштабе 1:200000
Региональные гидрогеологические работы включают следующие виды: гидрогеологическая съемка, гидрогеологическое доизучение с инженерно-геологическими исследованиями, а также комплексная геологическая, гидрогеологическая и инженерно-геологическая съемка, гидрогеологическая и геолого-экологическая съемка масштабов 1:200000
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились работы по гидрогеологическому доизучению с инженерно-геологическими исследованиями масштаба 1:200000.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы работы на 25 объектах, из которых в 2014 году начаты работы на 10 объектах во всех регионах Казахстана. Продолжение этих работ планируется провести в 2015 году и их завершение в 2016 году. Общая площадь изучения составит 49,442 тыс. км 2.
В рамках Программы гидрогеологическое доизучение с инженерно-геологическими исследованиями масштаба 1:200000 предусматривается в районах, испытывающих дефицит пресных подземных вод и интенсивную техногенную нагрузку, а также на приграничных с Россией территориях в Восточном и Западном Казахстане.
В результате работ будут выявлены новые перспективные участки для постановки поисково-разведочных работ, оценены прогнозные ресурсы подземных вод, выделены участки загрязнения подземных вод и с проявлениями опасных геологических процессов.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы. Работы начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Проведение геофизических исследований по изучению глубинного строения недр
В 2014 году предусматриваются составление проектно-сметной документации на проведение комплекса геолого-геофизических исследований Сырдарьинского осадочного бассейна по региональным профилям (2 геотраверса) в объеме 710 погонных км. в Южном регионе Казахстана. Выполнение работ планируется провести в 2015 году.
В 2015–2019 годах в рамках регионального изучения недр Казахстана Программой предусматривается проведение региональных комплексных геолого-геофизических исследований осадочных бассейнов по региональным профилям (геотраверсам) общей протяженностью 4720 погонных км. с глубиной исследования 15-20 тыс.км. Основной задачей исследования по геотраверсам являются получение комплексных геофизических данных на базе современных технологий о глубинном строении земной коры, определение общей мощности осадочного чехла, изучение строения и вещественного состава фундамента и более глубоких слоев земной коры, трассирование разломов, уточнение границ тектонических элементов и тектоническое районирование.
В 2015 году планируется выполнить комплекс геолого-геофизических исследований Сырдарьинского осадочного бассейна по региональным профилям (2 геотраверса) в объеме 710 погонных км.
В 2016 году планируется выполнить комплекс геолого-геофизических исследований в Северо-Тургайском и Северо-Казахстанском осадочных бассейнах по региональным профилям (2 геотраверса) в объеме 950 погонных км.
В 2017 году планируется выполнить комплекс геолого-геофизических исследований в Северо-Тургайском, Южно-Тургайском и Сырдарьинском осадочных бассейнах по региональному профилю (1 геотраверс) в объеме 1320 погонных км.
В 2018 году планируется выполнить комплекс геолого-геофизических исследований в Южно-Тургайском осадочном бассейне по региональному профилю (1 геотраверс) в объеме 510 пог.км.
В 2019 году планируется выполнить комплекс геолого-геофизических исследований в Шу-Сарысуйском осадочном бассейне по региональному профилю (1 геотраверс) в объеме 570 пог.км и Прииртышском осадочном бассейне по региональному профилю (2 геотраверса) в объеме 660 пог. км.
Исследования будут выполняться комплексом геофизических методов: сейсмические, аэрогеофизические и космогеологические методы в сочетании с бурением опорно-параметрических скважин. Бурение параметрических скважин планируется с целью изучения породного состава ранее невскрытых глубокозалегающих комплексов, стратификации сейсмических отражающих горизонтов, изучения коллекторских свойств на больших глубинах, геохимических особенностей. В 2015–2019 годах в рамках Программы предусматривается бурение параметрической скважины в пределах Сырдарьинского осадочного бассейна глубиной до 5000 м.
В результате проведенных работ будут созданы многофакторные модели строения осадочных бассейнов Казахстана в свете глобальной тектоники, что позволит выявить закономерности формирования и размещения месторождений и повысить надежность регионального прогноза.

Проведение комплекса высокотехнологических методов прогнозирования месторождений полезных ископаемых
С целью внедрения современных методов регионального геологического изучения для прогноза рудной минерализации планируется применить метод геохимического картирования методом подвижных форм, аэрогеофизические методы в составе гравиразведки, аэромагнитной и аэрогаммаспектрометрической съемок, а также широкое использование дистанционного зондирования Земли. Эти методы будут применяться как в виде опережающих методов исследований, так и в качестве самостоятельных поисковых методов.
Проведение геохимического опробования и анализа методом подвижных форм основано на отборе проб из почвы и коренных пород по определенной сети и высокоточном лабораторном анализе. Метод нацелен на выделение и оценку потенциально перспективных площадей (участков) и выявление новых рудных объектов с низким статусом открываемости. По результатам будут выработаны рекомендации на проведение более детальных прогнозно-поисковых работ.
Целевым заданием комплекса геофизических методов (гравиразведка, аэромагнитная и аэрогаммаспектрометрическая съемки) являются подготовка массивов цифровых геофизических данных по изучаемой территории на основе анализа имеющихся фондовых материалов, а также выполнение полевых работ, изучение на их основе глубинного строения и создание объемных физико-геологических моделей с выявлением прогнозно-поисковых геофизических критериев размещения рудоносных и, возможно, нефтегазовых геологических структур как в толще осадочных образований, так и породах кристаллического основания.
Использования наиболее прогрессивных видов дистанционного зондирования Земли нацелены на выделение прогнозных площадей в ранге потенциальных рудных районов и рудных полей. В результате работ будут подготовлены карты распространения информативных минеральных ассоциаций (около 10 минеральных разновидностей) с целью выделения прогнозных площадей для проведения поисковых работ.

Крупномасштабные площадные поисковые работы на твердые полезные ископаемые
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились крупномасштабные площадные поисковые работы на твердые полезные ископаемые.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы работы на 3 объектах, завершение которых ожидается в 2014 году.
К настоящему времени в результате проведения региональных геологических исследований выявлены многочисленные площади, потенциально перспективные на выявление месторождений различных видов полезных ископаемых – черных, цветных и благородных металлов, нерудного сырья со значительным количеством оцененных прогнозных ресурсов. С целью дальнейшей реализации сырьевого потенциала необходимо проведение площадных поисковых работ для выявления на перспективных площадях рудных объектов для поисково-оценочных и разведочных работ.
Площади поисков, которые завершатся с определением потенциальной промышленной ценности рудных объектов и выдачей рекомендаций для проведения дальнейших поисково-оценочных и разведочных работ, расположены в различных регионах Казахстана.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы, начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые
Поисково-оценочные работы планируются по результатам поисковых работ, как правило, с условием наличия двух рудных подсечений, как минимум.
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые.
В период с 2010 по 2014 годы запланированы поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемые на 30 объектах, из которых в 2014 году предусматривается начало работ на 1 объекте в Восточном регионе Казахстана. Продолжение этих работ планируется провести в 2015 году и их завершение в 2016 году.
В рамках Программы планируемые площади поисков расположены в различных регионах Казахстана и работы завершатся с определением потенциальной промышленной ценности рудных объектов и выдачей рекомендаций для проведения дальнейших поисково-оценочных и разведочных работ.
Работы являются 3-летними с предварительным составлением проектно-сметной документации и планируются на весь период программы, начинаются ежегодно по принципу замещения. Ежегодно ожидаются результаты по завершенным объектам с оценкой прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Поисково-оценочные работы на углеводородное сырье
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились поисково-оценочные работы на углеводородное сырье.
В период с 2010 по 2014 годы проводятся поисково-оценочные работы на углеводородное сырье в пределах участка Захатсор в западном регионе Казахстана. Ожидается завершение этих работ в 2014 году.
В рамках Программы поисково-оценочные работы на углеводородное сырье предусматривается проводить в пределах Прикаспийской впадины, являющейся основным нефтегазоперспективным регионом Республики Казахстан, с целью расширения сырьевой базы нефти и газа и обеспечения ими предприятий нефтегазодобывающего комплекса.
В 2017 году планируются составление проектно-сметной документации и начало проведения сейсмических работ в центральной части Прикаспийской впадины в пределах участка Сауырбай.
В 2018 году предусматривается завершение сейсмических работ в центральной части Прикаспийской впадины в пределах участка Сауырбай, которые будут начаты в 2017 году.
В 2019 году планируется бурение скважин в центральной части Прикаспийской впадины в пределах участка Сауырбай.

Геологоразведочные и опытно-промышленные работы по нетрадиционному газу (угольный метан)
В Республике Казахстан предварительные ресурсы метана в угольных месторождениях оцениваются в более чем 1 триллион кубических метров, а ресурсы Карагандинского угольного бассейна – порядка 650 миллиардов. Метан из угольных пластов является газом высокого качества, так как благодаря почти полному отсутствию примесей может использоваться без предварительной обработки.
Планируется провести поэтапное геологическое изучение метаноносности Карагандинского угольного бассейна с подсчетом запасов метана в угольных пластах на наиболее перспективных участках.
После проведения этих работ, оперируя реально подтвержденными объемами запасов метана, можно будет с большой долей уверенности приступить к формированию постоянной инфраструктуры газопереработки в Карагандинском бассейне.
В 2015 году предусматривается начать работы по изучению метана из угольных пластов Карагандинского угольного бассейна. По результатам составленной проектно-сметной документации будут составлены планы дальнейших работ.

2. Ликвидация и консервация нефтегазовых скважин
Нефтегазовые скважины наносят непоправимый ущерб окружающей среде, морской и континентальной флоре и фауне, приводят к истощению запасов углеводородного сырья.
Нефтегазовые скважины расположены в Мангистауской, Актюбинской, Атырауской и Южно-Казахстанской областях.
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводились работы по ликвидации нефтегазовых скважин.
В 2014 году предусматривается составление проектно-сметной документации на ликвидацию 40 скважин в Западном регионе Казахстана. Начало этих работ планируется в 2015 году.
В рамках Программы на 2015-2019 годы предусматриваются ликвидация и консервация нефтяных и газовых скважин в первую очередь в зоне возможного затопления Каспийским морем и скважин, требующих оперативных действий по изоляционно-ликвидационным работам, по причине высокой степени аварийности на суше.
Выполнение данной программы приведет к:
ликвидации источников нефтяного загрязнения в результате изоляции нефтегазовых пластов на скважинах, что исключит риск катастрофического загрязнения Казахстанской части акватории Каспийского моря и района интенсивной нефтедобычи;
предотвращению радиоактивного нефтяного и химического загрязнения пресных подземных, поверхностных вод, почво-грунтов, реабилитации земель.
Количественными критериями оценки выполненных работ являются количество ликвидированных скважин, качественной оценкой – сокращение загрязнения водных ресурсов, флоры и фауны, восстановленные (реабилитированные) земли.
По результатам обследования нефтяных и газовых скважин, проведенных в 2010 году, планируется ликвидировать 126 аварийных нефтяных и газовых скважин в зоне возможного подтопления Каспийским морем и на суше: в 2015 году – 10 скважин, в 2016 году – 20 скважин, в 2017 году – 30 скважин, в 2018 – 40 скважин, в 2019 – 26 скважин.

3. Мониторинг минерально-сырьевой базы и недропользования
Программой предусматривается осуществлять мониторинг минерально-сырьевой базы на постоянной основе. Результаты мониторинга позволяют обеспечить информацией государственные органы о текущем состоянии минерально-сырьевых ресурсов республики.
Важным направлением работ является осуществление мониторинга контрактных территорий недропользования с целью оперативного выявления незаконных операций по недропользованию.
В целях увеличения инвестиционной привлекательности отрасли и улучшения бизнес-климата, требуется проведение комплекса мер по гармонизации действующей в республике классификации запасов полезных ископаемых с международной системой стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых "CRIRSCO". Внедрение системы стандартов отчетности по запасам полезных ископаемых "CRIRSCO" позволит иностранным инвесторам лучше понимать отечественную систему оценки степени разведанности месторождений полезных ископаемых.

4. Мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов
Государственный мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов является подсистемой государственного мониторинга недр Республики Казахстан.
В соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года №1530, проводился мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов.
В 2014 году начаты работы на 11 объектах, завершение которых запланировано в 2016 году.
За период 2015-2019 годы работы по ведению мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов будут продолжены на 5000 пунктах наблюдений, 2 полигонах, 12 постах по изучению предвестников землетрясений, 5 полигонах техногенного загрязнения подземных вод, 42 постах в районах интенсивной нефтедобычи.
Также предусматриваются работы по восстановлению, расширению и созданию сети государственного мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.
Наблюдения за состоянием подземных вод осуществляются по определенной методике и регламенту с целью получения количественных и качественных показателей состояния подземных вод на пунктах наблюдений.
Результаты наблюдений за состоянием и использованием подземных вод будут использоваться областными инспекциями и передаваться областным акиматам для принятия мер.
Будут пересмотрены местоположения пунктов наблюдений на существующих постах и полигонах с ликвидацией пунктов наблюдений, выполнивших геологические задачи, и созданием новых.
Также предусмотрены продолжение работ по ведению государственного водного кадастра (подземные воды) и банк данных Государственного мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов в составе единой компьютерной системы Центрального банка информации о недрах и недропользовании Республики Казахстан, объектов интегрированного управления водными ресурсами.
Сопровождение проведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов выполняется для картографического и фактологического обеспечения. В рамках сопровождения будут продолжены работы по созданию гидрогеологической карты Республики Казахстан масштаба 1: 500000 с врезками масштаба 1:200000 – картографической основы обоснования направления поисково-разведочных работ и ведения государственного мониторинга подземных вод, а также гидрогеологическому обеспечению вопросов международного сотрудничества Республики Казахстан с соседними странами в области водных ресурсов, создание картографической основы мониторинга минеральных подземных вод административных областей Казахстана с выявлением их прогнозных ресурсов, анализ состояния ведения мониторинга подземных вод недропользователями, методическое сопровождение ведения мониторинга подземных вод и опасных геологических процессов.

5. Научно-техническая поддержка приоритетных направлений геологической отрасли
Научные исследования в области геологии и использования недр являются важнейшим условием при решении задач повышения конкурентоспособности минерально-сырьевой базы и обеспечения сырьевой безопасности страны. Они предусматривают создание теоретической основы развития геологической отрасли с учетом новейших достижений науки и техники, направленной на укрепление минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
Научные исследования в области прикладной геологии призваны решать задачи восполнения минерально-сырьевой базы страны, разработки эффективных методов поисков месторождений полезных ископаемых, разработки и совершенствования новых технологий проведения геологоразведочных работ.
Прикладные научные исследования в области геологии и недропользования охватывают такие сферы, как твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье (нефть и газ) и подземные воды. Эти исследования касаются оценки, выявления закономерностей, создания методик, формирования методических рекомендаций в части прогнозных ресурсов, рудоносных структур, размещения перспективных участков, структур, месторождений и др.
В 90-х годах прошлого столетия геологическая наука переживала сложные времена. Прекратили свое существование как государственные предприятия – головные научные организации геологической отрасли республики (Казахский научно-исследовательский институт минерального сырья, Казахский филиал Всесоюзного института разведочной геофизики и ряд других организаций научного профиля, Казахский научно-исследовательский геологоразведочный институт и другие).
В период обретения Казахстаном независимости и перехода народного хозяйства на рыночные отношения геологическая отрасль прошла сложный путь реформирования. Большинство геологоразведочных организаций стали акционерными обществами и в настоящее время они успешно выполняют основную задачу – обеспечение промышленного комплекса страны запасами минерального сырья. Однако все это происходит на фоне упадка геологической науки. Практически полностью прекращены исследования по созданию научной основы выявления богатых месторождений, не решаются на современном уровне вопросы минерагении и закономерностей размещения месторождений, граничащие с фундаментальной наукой в сфере геологии. Актуальной стала необходимость интенсивного развития и прикладных научных исследований на уровне современных мировых достижений. Успехи в развитии геологической отрасли в передовых странах однозначно свидетельствуют о необходимости заложения современной научной основы под геологические исследования на современном этапе.
На сегодня в республике сформировались признанные научные школы в области геонауки. В акционерном обществе "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат" функционирует ряд научных организаций, которые имеют современное оборудование и проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям науки, одобренные Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан. На базе Института географии под эгидой "ЮНЕСКО" создан Центрально-Азиатский региональный гляциологический центр.
В настоящее время между акционерными обществами "Казгеология" и "Назарбаев Университет" создается Центр геологических исследований Республики Казахстан при Научном парке Назарбаев Университете, способный сконцентрировать научно-исследовательский блок геологии и минерагении полезных ископаемых, блок новых методов разведки месторождений полезных ископаемых и перспективных технологий, лабораторию для аналитических, геохимических и кристаллохимических исследований, кернохранилище, блок электронного банка данных геологической информации, а также изучение и внедрение опыта зарубежных стран и крупных иностранных компаний со знаниями передовых технологий в геологоразведке.
Создание обширной информационно-аналитической базы по сбору, хранению и обработке геологической информации требует принятия мер в области информационной безопасности, для чего предусмотрены мероприятия, направленные на получение соответствия международным стандартам "International Organizational for Standardization" (далее – ISO), в области управления информацией Комитета геологии и недропользования и подведомственных организаций. Целью данных мер являются проведение комплекса мероприятий для выявления и анализа рисков информационной безопасности подведомственных организаций, а так же разработка методов приведения бизнес-процессов в области управления информацией к стандартам ISO.

6. Формирование геологической информации

Обеспечение функционирования и формирование геологической информации
Государственное учреждение "Республиканский центр геологической информации "Казгеоинформ" (далее – РЦГИ) находится в ведении Комитета геологии и недропользования и является головным координационным центром по сбору, хранению и представлению в пользование геологической информации. Денежные средства за пользование геологической информацией поступают в бюджет Республики Казахстан. Необходимо отметить, что ежегодно в республиканский бюджет Республики Казахстан поступают платежи за геологическую информацию и возмещение исторических затрат в размере порядка 4 млрд тенге.
Для бесперебойного и качественного выполнения работ, а также создания благоприятных условий труда в РЦГИ необходимы обеспечение функционирования и формирование геологической информации.

Оцифровка текстовых и графических приложений к геологическим отчетам
В геологических фондах РЦГИ и межрегиональных департаментов на постоянной основе осуществляется хранение геологических отчетов о результатах поисковых, поисково-оценочных, разведочных и других видов геологических исследований, выполненных на территории Республики Казахстан за период с конца девятнадцатого века (когда начались системные геологические исследовании) и по настоящее время. Всего в республиканских геологических фондах накоплено свыше 53900 инвентарных номеров геологической информации, а в территориальных геологических фондах свыше 100000 инвентарных номеров геологической информации. Ежегодное пополнение республиканского геологического фонда составляет 300 – 400 геологических отчетов.
Геологические фонды РЦГИ и межрегиональных департаментов являются режимными объектами, поскольку в них хранятся геологические материалы с грифами "Секретно", "Совершенно секретно" и пометкой "ДСП". Согласно разделу 4 Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года №390-16с, к режимным помещениям имеются особые требования.
Для существенного повышения оперативности представления геологической информации РЦГИ ежегодно проводятся работы по оцифровке и наполнению Государственного банка данных о недрах (далее – ГБДН) геологической информацией.
Комитетом геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и РЦГИ используется ГБДН как интегрированная многоуровневая территориально распределенная компьютерная система, обеспечивающая автоматизированный сбор, хранение, учет, получение, обработку и анализ цифровой геологической информации о недрах Республики Казахстан.
ГБДН данных предназначен для:
1) повышения оперативности принятия управленческих решений по вопросам недропользования;
2) улучшения качества управления государственным фондом недр;
3) увеличения объема обрабатываемой геологической информации;
4) обеспечения долговременности и сохранности геологической информации с учетом режимных требований и коммерческих интересов;
5) повышения качества и хранения геологической информации;
6) повышения оперативности информационной поддержки деятельности государственных органов.
На основании вышеизложенного предлагаем продолжить работы по оцифровке и наполнению ГБДН в республиканских и территориальных геологических фондах.

Наполнение банка данных цифровой геологической информацией
В соответствии с Положением о Комитете геологии и недропользования им создается единая информационная компьютерная система мониторинга состояния недр и организуется эффективное использование единой системы цифровой информации о недрах и недропользовании Республики Казахстан. Для реализации указанных функций РЦГИ используется ГБДН как интегрированная многоуровневая территориально распределенная компьютерная система, обеспечивающая автоматизированный сбор, учет, обработку, анализ и использование информации о недрах Республики Казахстан.
Организационной основой ГБДН являются республиканский (в Комитете геологии и недропользования) и территориальные (во всех пяти межрегиональных департаментах Комитета геологии и недропользования) компьютерные центры, взаимодействие которых предполагается с помощью современных электронных средств оперативной передачи информации. Для работы ГБДН необходимо наполнение банка данных цифровыми геологическими материалами, поскольку его основными задачами являются сбор, хранение, получение, обработка и анализ цифровой геологической информации. Кроме того, необходимо наполнение ГБДН данными по недропользованию, (соглашениями о конфиденциальности, горными и геологическими отводами и т.д.)
Реализация поставленных задач позволит:
1) повысить качество и долговременность хранения геологической информации;
2) повысить оперативность информационной поддержки деятельности государственных органов;
3) автоматизировать процесс мониторинга недр и недропользования, повысить его оперативность, полноту и качество;
4) обеспечить стабильную функциональность ГБДН.
В рамках Меморандума о взаимном сотрудничестве от между РЦГИ и товариществом с ограниченной ответственностью "Казцинк" 27 ноября 2013 года была разработана информационная система "Интерактивная карта" законтрактованных площадей Республики Казахстан по твердым полезным ископаемым. В 2015 году планируется наполнение Интерактивной карты данными по углеводородному сырью и подземным водам. Данные работы необходимы, т.к. доступность геологической информации обеспечивает прозрачность деятельности по недропользованию.

Сопровождение банка данных геологической информации
РЦГИ ведет работы по развитию и наполнению ГБДН. Работы по созданию и наполнению подсистем ГБДН ведутся с 1996 года. Общий объем геологической информации в цифровом виде оценивается в 60 Тб, на текущий момент банк данных наполнен значительным объемом оцифрованных материалов. В рамках ГБДН были созданы:
1) ситуационный центр Комитета геологии и недропользования;
2) система государственного компьютерного банка информации о недрах Республики Казахстан;
3) лицензии и контракты;
4) балансы полезных ископаемых;
5) мониторинг лицензионно-контрактных условий;
6) изученность;
7) электронный архив геолого-геофизических данных;
8) кадастры месторождений и рудопроявлений;
9) территориальные банки данных;
10) система проектных данных недропользователей.
Целью банка данных являются автоматизированный сбор, учет, накопление, обработка, анализ и использование информации о недрах республики для принятия управленческих решений в сфере недропользования.

6. Необходимые ресурсы
Программа будет реализовываться сервисными геологоразведочными компаниями разных форм собственности за счет средств республиканского бюджета с привлечением государственно-частного партнерства. К работам активно будет привлекаться акционерное общество "Казгеология". Право недропользования на государственное геологическое изучение недр предоставляется на основе конкурса с подписанием договора.
Для финансирования Программы на 2015–2019 годы необходимо 119720* млн. тенге из республиканского бюджета.
*Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. План мероприятий по реализации Программы геологоразведочных работ в Республике Казахстан на 2015–2019 годы

№ п/пМероприятияФорма завершенияОтветст-венные за испол-нениеСроки исполненияПредполагаемые расходы (млн. тенге)Источники финанси-рованияНомер бюд-жетной прог-раммы
12345678
Региональные, геолого-съемочные работы
1.Подготовительные мероприятия при проведении региональных геолого-съемочных работИнструкция, методическое пособие, рекомендацииМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 389
2016 г. – 457
2017 г. – 1984
2018 г. – 1787
2019 г. – 1261
Республи-канский бюджет040
2.Геологическое доизучение недр в масштабе 1:200000Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 1376
2016 г. – 1376
2017 г. – 1518
2018 г. -1619
2019 г. – 567
Республи-канский бюджет040
3.Глубинное геологическое картирование масштаба 1:200000Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 803
2016 г. -1272
2017 г. – 1370
2018 г. – 1370
2019 г. – 1526
Республи-канский бюджет040
4.Геолого-минера-
геническое картирование масштаба 1:200000
Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 153
2016 г. – 229
2017 г. – 2111
2018 г. – 2311
2019 г. – 2083
Республи-канский бюджет040
5.Дополнительные виды региональных и геолого-съемочных работИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 397
2016 г. – 0
2017 г. – 0
2018 г. – 0
2019 г. – 0
Республи-канский бюджет040
6.Гидрогеологическое доизучение недр в масштабе 1:200000 с инженерно-геоло-
гическими исследования
Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 425
2016 г. – 466
2017 г. – 466
2018 г. – 466
2019 г. – 466
Республи-канский бюджет040
7.Комплексные геолого-
геофизические исследования по опорным региональным профилям (геотраверсы)
Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 106
2016 г. – 0
2017 г. – 1863
2018 г. – 1863
2019 г. – 1863
Республи-канский бюджет040
8.Бурение опорно-
параметрических скважин
Информация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 0
2016 г. – 0
2017 г. – 0
2018 г.– 420
2019 г. – 335
Республи-канский бюджет040
Поисковые и поисково-оценочные работы
9.Поисковые работы на твердые полезные ископаемыеИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 3107
2016 г. – 5225
2017 г. – 12000
2018 г. – 13589
2019 г. – 15573
Республи-канский бюджет040
10.Поисково-оценочные работы на твердые полезные ископаемыеИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 835
2016 г. – 1743
2017 г. – 2100
2018 г. – 2000
2019 г. – 1790
Республи-канский бюджет040
11.Поисково-оценочные работы на углеводородное сырьеИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 0
2016 г. – 0
2017 г. – 807
2018 г. – 807
2019 г. – 1700
Республи-канский бюджет040
12.Поэтапное изучение метана угольных пластов Карагандинского угольного бассейнаИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 0
2016 г. – 0
2017 г. – 1573
2018 г. – 1574
2019 г. – 1574
Республи-канский бюджет040
Мониторинг недр и недропользования, мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов
13.Мониторинг минерально-сырьевой базы и недропользования, в том числе внедрение международных стандартов отчетности по запасамИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 42
2016 г. – 42
2017 г. – 39
2018 г. – 39
2019 г. – 42
Республи-канский бюджет041
14.Мониторинг подземных вод и опасных геологических процессовИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 591
2016 г. – 592
2017 г. – 1879
2018 г. – 2011
2019 г. – 2680
Республи-канский бюджет041
Формирование геологической информации
15.Обеспечение функционирования и формирование геологической информацииИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 169
2016 г. – 169
2017 г. – 200
2018 г. – 205
2019 г. – 210
Республи-канский бюджет039
16.Оцифровка текстовых и графических приложений к геологическим отчетамИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 32
2016 г. – 32
2017 г. – 211
2018 г. – 210
2019 г. – 201
Республи-канский бюджет039
17.Наполнение банка данных цифровой геологической информациейИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 60
2016 г. – 60
2017 г. – 74
2018 г. – 78
2019 г. – 83
Республи-канский бюджет039
18.Сопровождение банка данных геологической информацииИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 17
2016 г. – 17
2017 г. – 21
2018 г. – 22
2019 г. – 24
Республи-канский бюджет039
Ликвидация и консервация нефтегазовых скважин
19.Ликвидация и консервация нефтегазовых скважинИнформация в Правительство Республики КазахстанМИНТ2015–2019 гг.2015 г. – 512
2016 г. – 960
2017 г. – 1506
2018 г. – 1507
2019 г. – 1508
Республи-канский бюджет075
Прикладные научные исследования в области геологии и использования недр
20.Программы прикладных научных исследований в области геологии и использования недр, получившие положительное заключение ВНТКИнформация в МИНТМОН2015–2019 гг.2015 г. – 0
2016 г. – 0
2017 г. – 920
2018 г. – 1010
2019 г. – 1050
Республи-канский бюджет003


В рамках Программы работы будут проводиться по всей территории Казахстана, преимущественно в центральной, восточной и южной областях.
Всего по Программе планируются расходы из республиканского бюджета в размере 119 720* млн. тенге, в том числе по годам:
2015 год – 9014* млн. тенге;
2016 год – 12640* млн. тенге;
2017 год – 30642* млн. тенге;
2018 год – 32888* млн. тенге;
2019 год – 34536* млн. тенге.
Всего: 119 720 млн. тенге*.

Примечание:
* Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского бюджета на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Расшифровка аббревиатур:
МИНТ – Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
МОН – Министерство образования и науки Республики Казахстан;
РБК – Республиканская бюджетная комиссия;
ВНТК – Высшая научно-техническая комиссия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2014
Распоряжение Президента Республики Казахстан №300 от 26 июня 2014 года 30.06.2014
Масимов обсудил с Медведевым двухсторонние отношения и осмотрел олимпийские объекты Сочи 30.06.2014
Госсекретарь РК поздравил журналистов страны с профессиональным праздником 30.06.2014
Слово крепит согласие 30.06.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2014 года №686 30.06.2014
Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 июня 2014 года №85-р 30.06.2014
Своих не бросаем 30.06.2014
В Астане состоялось 2-ое заседание Республиканской ономастической комиссии при Правительстве РК 30.06.2014
Марат Тажин вручил верительные грамоты президенту России 30.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz