mfa.gov.kz, 26 мая
Уважаемые Коллеги! В печатных и электронных СМИ на разных уровнях уже достаточно подробно, в некоторых случаях, детально рассматривались отдельные положения Договора о Евразийском экономическом союзе, который планируется подписать в Астане 29 мая этого года. Поэтому, можно с большой долей уверенности предполагать, что все вы в определенной степени также, образно говоря, "погружены" в проблематику процесса евразийской интеграции в контексте создания нового Союза. Хотел напомнить, что Договор о Союзе состоит из двух частей: институциональной и функциональной. Сферой ответственности министерства иностранных дел Казахстана, наряду с рядом наших других министерств и агентств, являлась институциональная часть Договора, которую иногда называют политической или учредительной. В принципе, все эти определения, в той или иной мере, отражают суть данной части Договора – ведь именно в ней вместе с приложениями отражены статус, основные принципы, компетенция, право, статус и полномочия органов Союза, характер и механизмы принятия в нем решений, порядок вступления в него новых членов, разрешение споров и выход из Договора и, соответственно, из Союза и международных договоров в рамках Союза. Сегодня мне бы хотелось коротко остановиться на том, как строилась и шла работа над институциональной частью Договора. В первую очередь, стоит напомнить, что Евразийский экономический союз строится не на пустом месте. Нашими государствами был пройден большой эволюционный путь – от Содружества Независимых Государств, через Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) до воплощения в жизнь идеи нашего Президента о Евразийском союзе. Необходимо особо отметить, что и Содружество Независимых Государств в формате 12 государств и, Евразийское экономическое Сообщество сыграли огромную историческую роль для будущих шагов интеграционного взаимодействия – мы набрали опыт, учли ошибки и стало ясно, что надо сознательно пойти на сужение рамок такого взаимодействия, ограничив его чисто ЭКОНОМИКОЙ. Именно в рамках ЕврАзЭС был создан Таможенный союз, а затем – начат переход к Единому Экономическому Пространству (были заложены его концептуальные основы). Мы прошли большой – 20 летний период эволюции и вполне логично, что в ноябре 2011 года было принято решение о формировании Евразийского экономического союза. Все вышесказанное я обращаю тем, кто говорит о какой-то поспешности и сиюминутности при создании ЕАЭС. Во-вторых, с чего мы начали и к чему пришли сегодня в ходе переговоров по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе. Вначале нам был предложен евразийской экономической комиссией огромнейший проект Договора о ЕАЭС объемом почти что в 2 тысячи страниц. И опять же была сделана попытка включить туда все, "регламентировав все стороны жизни в трех государствах". Мы не стали его рассматривать и обсуждать в таком виде и с самого начала разделили на две условные части: институциональную (учредительную) и функциональную (экономическую). И если говорить об институциональной части Договора, то Минском и Москвой был принят именно предложенный Казахстаном методологический подход, который укрупненно выглядел следующим образом: на первом этапе разрабатываем постатейно сам Договор, а затем, на втором этапе, на основе согласованных стратегических подходов, переходим к отработке необходимых приложений к этой части Договора. Такой подход позволил нам создать взвешенные и приемлемые для наших национальных интересов базовые основы для всего Договора. В-третьих, еще раз хотел бы обозначить самое главное, мы ушли от политизации Договора, а значит и Союза – весь костяк – чисто экономической взаимодействие. Именно благодаря последовательной позиции Казахстана из Договора были исключены такие вопросы, как: общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и т.д., и т.п. Список длинный… В-четвертых, кроме институциональной части Договора и 3-х приложение к нему – положения о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), о статуте Суда Союза, о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС, мы также согласовали еще 2 документа. Это – Порядок осуществления международной деятельности и Порядок подготовки и заключения международных договоров Союза с третьими сторонами. В двух последних документах заложен основной посыл – вся международная деятельность Союза, его Комиссии – как основного регулирующего органа – поставлены под жесткий контроль самого высшего органа Союза – Высшего Евразийского экономического союза, т.е. глав государств-членов. Только с его согласия и по его мандату может разрабатываться и заключаться любой международный договор. И в заключение – маленький штрих. В Положении о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах по предложению Казахстана было зафиксировано, что в число членов семей для должностных лиц, направленных на работу в Комиссию и Суд Союза, включены и лица, находящиеся на их иждивении. А это могут быть и инвалиды, и престарелые родители и т.д. Может быть, кому-то это покажется мелочью на фоне других глобальных вопросов, отраженных в Договоре, но трудно даже себе представить, сколько раундов переговоров нам пришлось провести, чтобы отстоять и зафиксировать этот "маленький штрих". Спасибо за внимание! |