NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 23.04.2024 15:18 ast
13:18 msk

В Сенате презентованы Отчеты Правительства и Счетного комитета
К.Джанбурчин: Объем неосвоенных средств республиканского бюджета по Отчету Правительства составил 42,9 млрд. тенге. По нашей оценке, эта сумма составила 131,8 млрд. тенге
20.05.2014 / политика и общество

parlam.kz, 19 мая

Сегодня в Сенате Парламента Республики Казахстан презентованы Отчеты Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении главного финансового документа за 2013 год.
Перед депутатами с докладами выступили заместитель Премьер-Министра – министр финансов Бахыт Султанов и председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин.
Министр финансов Б.Султанов доложил сенаторам, что по итогам года с учетом вносимых ранее двух уточнений, план поступлений в республиканский бюджет исполнен на 100,6%, или 5 272,4 млрд. тенге. Фактические поступления, по расчетам Правительства, выросли на 7,8% в сравнении с 2012 годом. Доходы в бюджет поступили в сумме 5 179,5 млрд. тенге, или 100,5%.
Что касается расходов респуб­ликанского бюджета за 2013 год, они составили 5 990,5 млрд. тенге, или 99,3% к плану. По сравнению с 2012 годом их рост составил 194,8 млрд. тенге.
В структуре расходов основную долю занимает соцсфера – 2 336,4 млрд. тенге (36,0%) из которых 1 239,9 млрд. тенге расходы на выплату пенсий и пособий.
Неиспользованными остались 42,9 млрд.тенге.
Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин, представив основные итоги исполнения республиканского бюджета за 2013 год, озвучил проблемные вопросы в сфере повышения эффективности, обеспечения адресности и целевого использования бюджетных средств, а также рекомендации по совершенствованию исполнения республиканского бюджета и повышению эффективности управления активами государства. "Низкое качество планирования бюджета, недостаточная эффективность налогового администрирования и увеличение доли теневой экономики создают предпосылки неэффективного управления бюджетными средствами", – отмечается в отчете Счетного комитета. Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета администраторами бюджетных программ в 2013 году недостаточно эффективно использовались средства республиканского бюджета. На 1 января 2014 года центральными государственными органами не освоено 43,2 млрд. тенге, местными исполнительными органами возвращены в бюджет неиспользованные и использованные не по целевому назначению целевые трансферты на сумму 26,0 млрд. тенге.
Остаток средств на счетах субъектов квазигосударственного сектора составил 62,6 млрд.тенге.
В ходе презентации отчетных документов сенаторы подняли вопросы дальнейшего совершенствования доходной базы местных бюджетов, механизма управления активами государства, ответственности за нарушение исполнительской дисциплины, действенности системы финансового мониторинга, эффективности налогового и таможенного администрирования, увеличения рабочих мест.
Дальнейшее обсуждение отчетов продолжится на заседаниях рабочей группы, которую возглавляет Председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Парламента РК Рашит Ахметов.

-----

Выступление председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина в Сенате Парламента РК на презентации отчета Счетного комитета – заключения по отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год
esep.kz, 19 мая

Уважаемые сенаторы и приглашенные!
Представляем вашему вниманию Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год.
Наш Отчет состоит из пяти разделов.
В первом и втором разделах представлены анализ макроэкономических условий, в которых исполнялся республиканский бюджет 2013 года, оценка исполнения республиканского бюджета, его доходов и расходов.
Третий раздел Отчета содержит оценку эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов, стратегических планов государственных органов, использования активов государства.
В четвертом разделе Отчета представлена оценка эффективности использования средств республиканского бюджета 2013 года и реализации инвестиционных проектов регионами.
В заключительной части Отчета по результатам контрольно-аналитической деятельности приведены основные выводы по проблемным вопросам, выявленным при использовании бюджетных средств и активов государства, даны рекомендации по их устранению.
Позвольте приступить к более подробному изложению разделов Отчета.
Исполнение республиканского бюджета за 2013 год происходило на фоне макроэкономической и социальной стабильности страны.
По нашей оценке, Правительством, в целом, исполнены уточненные пороговые параметры республиканского бюджета, направленные на решение задач по социально-экономической модернизации экономики, обозначенных в Послании Главы государства народу Казахстана.
Вместе с тем, в ходе формирования и исполнения республиканского бюджета допущены определенные недоработки.
В спрогнозированных макроэкономических показателях не в полной мере учтены мировые тенденции развития товарных рынков.
Как следствие, это привело к значительному расхождению номинального значения валового внутреннего продукта и одобренного прогноза на 2,4 трлн. тенге и негативно отразилось на качестве исполнения доходов бюджета.
Доходы республиканского бюджета сложились ниже утвержденного объема на 152,0 млрд. тенге.
Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета, администраторами бюджетных программ в 2013 году средства республиканского бюджета использовались недостаточно эффективно.
Объем неосвоенных средств республиканского бюджета по Отчету Правительства составил 42,9 млрд. тенге.
По нашей оценке, эта сумма составила 131,8 млрд. тенге.
Уважаемые сенаторы!
В ходе презентации в Мажилисе Парламента отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год поднимался, вполне справедливо, вопрос о причинах расхождения сумм неосвоенных бюджетных средств.
Хотелось бы кратко изложить нашу позицию по этому вопросу.
Бюджетный кодекс устанавливает ответственность за неосвоение бюджетных средств, повлекшее недостижение результатов бюджетной программы.
Однако, определение самого термина "неосвоение" в законодательстве отсутствует, что и порождает различные подходы к его толкованию.
По нашему мнению, к неосвоенным средствам республиканского бюджета помимо неиспользованных центральными государственными органами средств, следует отнести объемы возвратов в бюджет неиспользованных и использованных не по назначению местными исполнительными органами целевых трансфертов в сумме 26,0 млрд. тенге, это средства республиканского бюджета, а также остатки средств на казначейских счетах субъектов квазигосударственного сектора в размере 62,6 млрд.тенге, это тоже средства республиканского бюджета.
Тем самым, мы считаем, что фактически неосвоенные средства, это те, по которым не достигнуты запланированные конечные результаты.
Хочу сказать, уважаемые депутаты. У нас с Правительством есть общее понимание, что термин "неосвоение средств" требует законодательного закрепления.
По-прежнему, остаются отдельные проблемы и недоработки в налоговом и таможенном администрировании.
Несмотря на то, что на модернизацию информационных систем налоговых органов в 2009 – 2013 годах выделено более 16,0 млрд. тенге, своевременное предотвращение потерь бюджета, связанных с уклонениями от уплаты налогов, обеспечивалось не в полной мере.
Значительные недопоступления налогов возникают в результате сделок с юридическими лицами, признанными судами лжепредприятиями. Потери бюджета от указанных сделок составили более 21,0 млрд. тенге.
Слабо прорабатываются вопросы сопоставимости данных статистики взаимной торговли Республики Казахстан с другими странами, а также проблемы в декларировании таможенной стоимости товаров, влияющих на полноту поступлений в бюджет.
Приведу один пример.
Разница между объемами импорта в Казахстан и экспорта товаров из Китайской Народной Республики за 9 месяцев 2013 года составила 3,3 млрд. долларов США.
На заседании Счетного комитета было рекомендовано Министерству финансов дать внятный ответ на вопрос о причине таких расхождений. По одним объяснениям причина в методологических расхождениях, по другим – в учете таможенной статистики.
В 2013 году нами осуществлен контроль эффективности реализации 2-х государственных и 13-ти отраслевых программ.
Оценка эффективности их реализации показала, что государственными органами полноценное их администрирование и должное исполнение планов мероприятий в большинстве своем не обеспечивается.
При реализации программ выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 229,2 млрд. тенге, неэффективно использовано 26,1 млрд. тенге. Конкретные факты приведены в Отчете.
В 2013 году по итогам контроля и экспертно-аналитической деятельности осуществлена оценка реализации стратегических планов 14 государственных органов.
Выявлен ряд проблем, как при их разработке, так и при реализации.
Например, при выделенных объемах бюджетных средств, без дополнительного финансирования зачастую достигались результаты в разы, превышающих запланированные, а в отдельных случаях показатели проставлялись ниже значений, достигнутых в предыдущие годы.
Нами установлено, что законодательство по регулированию распределяемых бюджетных программ недостаточно совершенно, отсутствует единый механизм отражения их в стратегических планах государственных органов.
По результатам анализа и контроля выявлены определенные проблемы в развитии субъектов квазигосударственного сектора.
Управление субъектами квазигосударственого сектора осуществляется, как показал анализ, недостаточно эффективно, оценка рисков их деятельности проводится не на должном уровне, не в полной мере изучается их производственный потенциал.
В 2013 году акционерными обществами, в целом, допущены убытки в размере 3,4 млрд. тенге.
Пятая часть республиканских государственных предприятий завершили отчетный финансовый год с убытками на 1,6 млрд.тенге, а треть, почти сорок единиц – с нулевым результатом.
Средства, направленные на увеличение уставных капиталов акционерных обществ, освоены не в полном объеме.
При реализации инвестиционных проектов администраторами бюджетных программ зачастую несвоевременно производилось их финансирование, затягивались сроки проведения конкурсных процедур, некачественно разрабатывались проектно-сметные документации, проведение отраслевых экспертиз осуществлялось не на должном уровне.
Из 208 инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации центральными государственными органами в отчетном периоде, фактически завершены лишь 103 проекта.
Из 328,6 млрд. тенге, выделенных в 2013 году на реализацию инвестиционных проектов, администраторами бюджетных программ не освоено 12,8 млрд. тенге.
Уважаемые депутаты!
Выделение регионам средств из республиканского бюджета, как вы понимаете, призвано обеспечить их равными финансовыми возможностями, а также предусматривает сокращение разрыва между минимальными и максимальными расходами местных бюджетов, оказание единых усредненных по стоимости государственных услуг.
Однако, проведенная нами оценка свидетельствует о сохраняющейся диспропорции в развитии регионов, а в ряде случаев об ее увеличении.
Важно отметить, что основным источником доходов местных бюджетов, по-прежнему, остаются трансферты, доля которых составляет более 60% поступлений.
При этом объемы выделяемых трансфертов из средств республиканского бюджета ежегодно растут.
Так, в 2013 году регионам в целом выделено 1,9 трлн.тенге, что больше по сравнению с 2012 годом на 145,4 млрд.тенге, или на 8,2%.
В 2013 году собственный доход в размере свыше 50% сложился только в 4 регионах (Атырауская, Мангистауская, Павлодарская области, город Алматы). В остальных 12-ти регионах этот показатель не превышал 40 процентов.
По мнению Счетного комитета, это связано с недоработками в методике расчетов трансфертов общего характера.
Выявлен ряд недостатков в методике прогнозирования поступлений доходов местных бюджетов в части определения размеров доходов и выделяемых субвенций регионам.
По нашей оценке, планирование целевых трансфертов зачастую осуществляется без детальных проверок расчетов и анализа достоверности требуемого обоснования, необходимых заключений и экспертиз уполномоченных органов.
В результате этого, на наш взгляд, размер выделяемых субвенций и трансфертов вызывает определенные вопросы.
В 2013 году для реализации инвестиционных проектов в регионах из республиканского бюджета выделено свыше 529,0 млрд. тенге.
Из 959 инвестиционных проектов, завершение которых предусматривалось в отчетном периоде, местными исполнительными органами не реализовано 97 проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, развития транспортной инфраструктуры.
В частности, в Восточно-Казахстанской области не завершено 25 инвестиционных проектов, Северо-Казахстанской области – 15, Павлодарской и Карагандинской – по 13, Акмолинской – 7, городе Алматы – 6.
В ходе проведенных контрольно-аналитических мероприятий установлено отсутствие должного контроля и мониторинга хода реализации инвестиционных проектов как центральными государственными, так и местными исполнительными органами.
Отмечены факты проведения строительных работ без разрешительных документов на начало строительства и права владения земельными участками.
Из-за срыва проведения конкурсных процедур отдельные инвестиционные проекты своевременно не реализовывались.
Кроме того, оценка реализации инвестиционных проектов в регионах показала, что при выделении средств из республиканского бюджета, к сожалению, комплексно не прорабатываются вопросы софинансирования из местных бюджетов.
Тем самым отдельные объекты, имеющие приоритетное значение, "замораживаются", своевременно в эксплуатацию не вводятся, экономические обоснования и проектно-сметные документации устаревают, изменения в них вносятся с дополнительным выделением средств из республиканского бюджета.
В 2013 году Счетным комитетом проведено 26 контрольных мероприятий. Общая сумма нарушений составила 808,4 млрд. тенге, из которых 196,2 млрд. тенге – средства республиканского бюджета 2013 года.
Следует отметить, что методология учета финансовых нарушений требует пересмотра перечня видов нарушений и их классификации.
Я свой доклад построил с учетом обсуждения в Мажилисе, с тем, чтобы предупредить возможные вопросы.
К примеру, в соответствии с классификатором нарушений в объемы финансовых нарушений включены такие виды как: перечисление трансфертов с опозданием на 2-3 дня, отсутствие авторского и технического надзора, не направление уведомления на проведение строительно-монтажных работ. Здесь, конечно, надо вместе с Правительством эти вопросы решать.
В указанных случаях были нарушены лишь процедуры и требования иного законодательства без ущерба для бюджета.
Уважаемые сенаторы!
Наш Отчет имеет секретные приложения, в которых изложены итоги проверок в Министерстве обороны, Пограничной службе Комитета национальной безопасности, а также дана оценка реализации "Программы по технологической модернизации Вооруженных сил, развития производства вооружения и военной техники на 2011-2015 годы".
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.05.2014
Договор о Евразийском экономическом союзе 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2014 года №429 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2014 года №476 30.05.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года №508 30.05.2014
Спикер Сената и глава МИД Аргентины обсудили межпарламентские связи 30.05.2014
Подписан Меморандум о реализации межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Монголией и Казахстаном 30.05.2014
Обеспечивая взаимодействие и безопасность 30.05.2014
Главы МИД Казахстана и Монако обсудили двустороннее сотрудничество 30.05.2014
Кадровый сдвиг по фазе 30.05.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.04.24 Вторник
88. БАЙМУХАМЕТОВ Сергазы
66. БАЛЖАНОВ Аскар
65. ИРСАЛИЕВ Серик
64. УМУРЗАКОВ Берик
63. АЛИАСКАРОВ Турысбек
63. НУРМАГАНБЕТОВ Дулат
62. СМАГУЛОВ Мейрам
61. БАБАЕВ Ислам
60. АРИПБАЕВ Нурлан
58. КЕСЕБАЕВА Балаим
58. СУЛТАНКУЛОВ Ерик
53. КАРИМБАЕВ Даулет
52. БЕГИМБЕТОВ Ергали
41. МАХАЕВ Дастан
40. САДЫКОВ Рамазан
...>>>
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz