esep.kz, 14 мая
Уважаемые депутаты, участники заседания! Отчет Счетного комитета – заключение к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год отчет состоит из пяти разделов и приложений. В первом разделе представлен анализ сложившихся в 2013 году макроэкономических условий исполнения республиканского бюджета. По нашей оценке, в целом, Правительством уточненные пороговые параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам исполнены. Вместе с тем, в ходе формирования и исполнения республиканского бюджета допущены определенные недоработки. В спрогнозированных макроэкономических показателях не в полной мере учтены мировые тенденции развития товарных рынков, а именно сокращающийся спрос и снижение цен на экспортную казахстанскую продукцию. Как следствие, это привело к значительному расхождению номинального значения валового внутреннего продукта и одобренного прогноза на 2,4 трлн. тенге и отразилось на качестве исполнения доходов бюджета. Доходы республиканского бюджета сложились ниже утвержденного объема на 152,0 млрд. тенге. Нами выявлено, что при росте экономики в 2011 – 2013 годах ежегодно в среднем в номинальном выражении на 10 и более процентов доля доходов бюджета к валовому внутреннему продукту сократилась почти на 3% и составила 24,6%. Более того, не прослеживается адекватная зависимость роста объемов валовой добавленной стоимости отраслей экономики и объемов поступлений в бюджет. Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров республиканского бюджета, администраторами бюджетных программ в 2013 году средства республиканского бюджета использовались недостаточно эффективно. По отчету Правительства сумма неосвоенных средств республиканского бюджета составила 43,2 млрд. тенге. По нашей оценке, эта сумма фактически сложилась в размере 131,8 млрд. тенге, из которых центральными государственными органами не освоено 43,2 млрд. тенге, местными исполнительными органами возвращены в бюджет неиспользованные и использованные не по назначению целевые трансферты в сумме 26,0 млрд. тенге. Остатки средств на контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора составили 62,6 млрд. тенге, выделенных на увеличение уставных капиталов и текущее развитие. Во втором разделе Отчета дана оценка исполнения республиканского бюджета. Анализ показал, что при корректировке бюджета вносились изменения в постановление Правительства, которые противоречили параметрам утвержденного республиканского бюджета и действовали до внесения изменений в Закон. Несмотря на то, что на модернизацию информационных систем налоговых органов с 2009 по 2013 годы выделено более 16,0 млрд. тенге, своевременное предотвращение потерь бюджета, связанных с уклонениями от уплаты налогов, обеспечивалось не в полной мере. Значительные недопоступления налогов возникают в результате сделок с юридическими лицами, признанными судами лжепредприятиями. Потери бюджета от указанных сделок составили 21,5 млрд. тенге. По нашей оценке, дальнейшего совершенствования, как в области законодательства, так и в деятельности самих уполномоченных органов требует таможенное администрирование. В частности, слабо прорабатываются вопросы сопоставимости данных статистики взаимной торговли Республики Казахстан с другими странами. Выявлены проблемы недостаточного таможенного администрирования, влияющие на полноту поступлений в бюджет. В отчетном году вследствие несоблюдения отдельными государственными органами финансовой дисциплины, слабой претензионно-исковой работы, отсутствия взаимодействия с органами судебного администрирования по исполнению судебных решений дебиторская задолженность увеличилась на 27,1 млрд. тенге и составила 121,9 млрд. тенге. Согласно отчету Правительства, средства, направленные на увеличение уставных капиталов акционерных обществ, освоены администраторами в полном объеме. Вместе с тем, в органах казначейства остаток этих средств составил 54,3 млрд. тенге. В третьем разделе отчета приведена оценка реализации государственных и отраслевых программ, стратегических планов государственных органов, активов государства и бюджетных инвестиционных проектов. В 2013 году нами осуществлен контроль эффективности реализации 2-х государственных и 13-ти отраслевых программ. Оценка эффективности реализации государственных и отраслевых программ показала, что государственными органами полноценное их администрирование и должное исполнение планов мероприятий в большинстве своем не обеспечивается. При реализации программ выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 229,2 млрд.тенге, неэффективно использовано 26,1 млрд.тенге. В 2013 году по итогам контроля и экспертно-аналитической деятельности осуществлена оценка реализации стратегических планов 14 государственных органов. Выявлен ряд проблем, как при их разработке, так и при реализации. При выделенных объемах бюджетных средств, без дополнительного финансирования по отдельным показателям достигались результаты, в разы превышающих плановые, а в отдельных случаях показатели проставлялись ниже значений, достигнутых в предыдущие годы. Нами установлено, что законодательство по регулированию распределяемых бюджетных программ несовершенно, отсутствует единый механизм отражения их в стратегических планах государственных органов. Анализ деятельности субъектов квазигосударственного сектора показал, что в 2013 году акционерными обществами допущены убытки в размере 3,4 млрд. тенге. Пятая часть республиканских государственных предприятий (26 единиц) завершили отчетный финансовый год с убытками на 1,6 млрд.тенге, а треть (38 единиц)- с нулевым результатом. Это свидетельствует о том, что управление субъектами квазигосударственного сектора осуществляется недостаточно эффективно, оценка рисков их деятельности проводиться не на должном уровне, не в полной мере изучается их производственный потенциал. При реализации инвестиционных проектов администраторами бюджетных программ зачастую несвоевременно производилось их финансирование, затягивались сроки проведения конкурсных процедур, некачественно разрабатывались проектно-сметные документации, проведение отраслевых экспертиз осуществлялось не на должном уровне. Из 208 инвестиционных проектов, которые должны быть предусмотрены и реализованы центральными государственными органами в отчетном периоде, фактически завершены лишь 103 проекта, то есть менее 50%. Из 328,6 млрд. тенге, выделенных в 2013 году на реализацию инвестиционных проектов, администраторами бюджетных программ не освоено 12,8 млрд. тенге. Уважаемые депутаты! Выделение регионам средств из республиканского бюджета призвано обеспечить их равными финансовыми возможностями, а также предусматриваетсокращение разрыва между минимальными и максимальными расходами местных бюджетов, оказание единых усредненных по стоимости государственных услуг. Однако, представленная в четвертом разделе Отчета оценка свидетельствует о сохраняющейся диспропорции в развитии регионов, а в ряде случаев об увеличении диспропорций. Важно отметить, что основным источником поступления доходов местных бюджетов, по-прежнему, остаются трансферты, доля которых составляет более 60% в доходах местных бюджетов. При этом объемы выделяемых трансфертов из средств республиканского бюджета ежегодно растут. Так, в 2013 году регионам в целом выделено 1,9 трлн.тенге, что больше по сравнению с 2012 годом на 145,4 млрд.тенге, или на 8,2%. В 2013 году свыше 50% собственных доходов местных бюджетов имеют только 4 региона (Атырауская, Мангистауская, Павлодарская области, город Алматы). В остальных 12-ти регионах этот показатель не превышал 40 процентов. Это, на наш взгляд, зачастую порождает иждивенческий настрой руководителей регионов, из-за чего собственные доходы местных бюджетовза последние три года претерпели весьма незначительные изменения. Рост составил от 0,5% – 10%. Наблюдаются значительные межрегиональные диспропорции подушевых налоговых поступлений, валового регионального продукта и собственных доходов местных бюджетов. По мнению Счетного комитета, это связано с недоработками в методике расчетов трансфертов общего характера. Недостаточно точен для определения объемов субвенций применяемый коэффициент учета бедности. Выявлен ряд недостатков в методике прогнозирования поступлений доходов местных бюджетов в части определения размеров доходов и выделяемых субвенций регионам. В ходе наших проверок выявлены объемы выделенных субвенций, обоснование которых нами ставится под сомнение. Так, только за 2013 год они составили 46,3 млрд. тенге. В отчетном году при формировании и использовании трансфертов центральными государственными органами допущены финансовые нарушения на сумму 96,9 млрд. тенге, местными исполнительными органами – на 76,8 млрд. тенге. По нашей оценке, основными причинами нарушений являются также некачественное планирование объемов целевых трансфертов и отсутствие должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ. Планирование целевых трансфертов зачастую осуществляется без детальных проверок расчетов и анализа достоверности требуемого обоснования, необходимых заключений и экспертиз уполномоченных органов. В 2013 году для реализации инвестиционных проектов в регионах из средств республиканского бюджета выделено более 529,0 млрд. тенге. Из 959 инвестиционных проектов, завершение которых предусматривалось в отчетном периоде, местными исполнительными органами не реализовано 97 проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, развития транспортной инфраструктуры. В ходе проведенных контрольно-аналитических мероприятий установлено отсутствие должного контроля и мониторинга хода реализации инвестиционных проектов как центральными государственными, так и местными исполнительными органами. Отмечены факты проведения строительных работ без разрешительных документов на начало строительства и права владения земельными участками. Из-за срыва проведения конкурсных процедур ряд инвестиционных проектов своевременно не реализован. Кроме того, оценка реализации инвестиционных проектов в регионах показала, что при выделении средств из республиканского бюджета комплексно не прорабатываются вопросы софинансирования из местных бюджетов. Тем самым отдельные наиболее важные объекты "замораживаются", своевременно в эксплуатацию не вводятся, экономические обоснования и проектно-сметные документации устаревают, изменения в них вносятся с дополнительным выделением средств из республиканского бюджета. В 2013 году Счетным комитетом проведено26 контрольных мероприятий, в ходе которых установлена общая сумма нарушений в размере 808,4 млрд. тенге, из них 196,2 млрд. тенге составляют средства республиканского бюджета 2013 года. По результатам оценки исполнения республиканского бюджета и контрольно-аналитических мероприятий за 2013 год нами подготовлены основные выводы и разработаны рекомендации Правительству, направленные на повышение качества налогового и таможенного администрирования, эффективности реализации программных документов, инвестиционных проектов. Кроме того, даны предложения по совершенствованию процессов планирования бюджета, методик расчета трансфертов и прогнозов поступлений доходов в местные бюджеты, а также определения объемов бюджетных средств на увеличение, пополнение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства. Со всеми выводами и рекомендациями объекты контроля согласились. Более подробно с нашими выводами и рекомендациями можно ознакомиться в пятом разделе нашего Отчета. Отчет имеет секретные приложения, в которых изложены итоги проверок в Министерстве обороны, Пограничной службе Комитета национальной безопасности, а также дана оценка реализации "Программы по технологической модернизации Вооруженных сил, развития производства вооружения и военной техники на 2011-2015 годы". Благодарю за внимание! |