Андрей КОРОЛЕВ
Работа над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) фактически завершена. Астана, Москва и Минск определились по ключевым вопросам, относительно дальнейшего углубления торгово-экономических вопросов, в очередной раз подтверждая, что ЕАЭС является сугубо экономическим интеграционным объединением, в котором представлены интересы всех трех участников. Именно в этом направлении и проводилась подготовительная работа, в которую были вовлечены представители Казахстана, России и Беларуси. Напомним, что в проекте договора о ЕАЭС четко прописана система сдержек и противовесов в принятии важных решений, что исключает всякую возможность доминирования какого-либо государства. Напомним, что в состав Евразийской экономической комиссии входят экс-премьер Даниал Ахметов, экс-глава Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан Алдабергенов и бывший вице-министр экономики Тимур Сулейменов. Согласно "правилам игры" при принятии важных решений в рамках ЕЭС необходимо будет квалифицированное большинство в 2/3 голосов, причем в состав этого большинство должны входить представители всех стран-участниц. Другими словами, если какое-либо решение будет коренным образом противоречить национальным интересам Казахстана, республика сможет легко его заблокировать. Таким образом, становится очевидным соблюдение интересов Казахстана в рамках создаваемого Евразийского экономического союза. Возвращаясь к транспортной сфере, отметим, что одним из активно обсуждаемых в последнее время вопросов стал пункт Договора о Евразийском экономическом союзе в отношении уравнивания тарифов на транспортные перевозки. Однако, принимавшая активное участие казахстанская сторона не согласилась с таким подходом. И это понятно, так как тарифы на транспортные перевозки в Казахстане в 2 раза дешевле, чем в России. В результате в ходе переговоров было принято решение, что предоставление исключительных тарифов, то есть скидок, сохранится на национальном уровне. Таким образом, вопрос об уравнивании тарифов был снят. Об этом вчера в ходе брифинга Службы центральных коммуникаций рассказал управляющий директор по корпоративному развитию АО "НК "КТЖ" Еркин Жусанбаев. "Соответственно казахстанская сторона не согласилась на такой подход, несмотря на то, что он обоснован. При этом у нас сохранилась тарифы устанавливаемые в соответствии с национальным законодательством, в соответствии с той базой затрат, которые формируются в экономике КТЖ", – заявил управляющий директор по корпоративному развитию. Вместе с тем в проекте договора о ЕАЭС указано, что для железнодорожных перевозчиков стран-членов Евразийского экономического союза будут созданы паритетные условия. "В Договоре предусмотрено открытие доступа для независимых перевозчиков на приграничных участках инфраструктуры Казахстана, России и Беларуси. Участки определяются, как границами плеч обслуживания локомотивов на территории РК и РФ. То есть для перевозчиков есть возможность работать на недискриминационных условиях", – отметил Еркин Жусанбаев. Между тем, в период с 2009 по 2013 годы объем взаимной торговли в Таможенном союзе увеличился в 1,8 раз, достигнув 64,1 млрд. долл. В бюджет Казахстана при распределении общей ввозной таможенной пошлины зачислено порядка 1,6 млрд. долл. Напомним, что действующий в настоящее время Таможенный союз представляет собой образец успешной торгово-экономической интеграции Сторон. В рамках ТС действует единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. |