Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 17 апреля
Сегодня мажилисмены обсуждали на Круглом столе вопросы совершенствования законодательства Казахстана для перехода к "зеленой экономике". Заседание с участием депутатов, представителей государственных органов и неправительственных организаций открыл председатель Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию Александр Милютин. О законодательных нововведениях рассказал министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан Каппаров (тезисы): Принятая Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на "зеленый" путь развития. В этой связи Глава Государства Нурсултан Абишевич Назарбаев от 30 мая 2013 года утвердил Концепцию по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике". В числе предпосылок к переходу к "зеленой экономике" выделены следующие: 1. Неэффективное использование ресурсов (4-8 млрд. в год). 2. Несовершенство системы тарифо- ценообразования на энергоресурсы (нет стимула для технического совершенствования). 3. Серьезное ухудшение состояния природных ресурсов и окружающей среды. 4. Высокая зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. 5. Территориальная неоднородность в экономических показателях, уровне жизни и состоянии окружающей среды. 6. Ожидание мирового сообщества успешной реализации Казахстаном выставки ЭКСПО-2017 и Программы партнерства "Зеленый мост". Принятие Концепции с целью перехода на "зеленый курс" экономического роста актуально, как никогда прежде. Во-первых, в течение 20 лет в Казахстане произойдет существенное обновление и развитие инфраструктуры: 55% зданий и 40% электростанций из общего объема данных активов к 2030 году будут построены с нуля. Также более 80% автотранспортного парка к 2030 году будет новым. Для страны создается уникальная возможность создать новую инфраструктуру, которая будет эффективно использовать ресурсы. Во-вторых, конкурентоспособность "зеленых" технологий быстро растет, и многие технологии альтернативной энергетики в ближайшем будущем будут предлагать менее затратные способы производства электроэнергии по сравнению с традиционными источниками. Концепцией законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам перехода страны к "зеленой экономике" установлены следующие цели: 1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры на основе новых ресурсосберегающих технологий; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности. Для достижения этих целей в разработке находится проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам перехода к "зеленой экономике". Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений по вопросам совершенствования системы управления отходами, улучшения качества воздуха, использования и воспроизводства водных, биологических ресурсов. Всего предполагается внести изменения и дополнения в более чем 20 законодательных актов. Так, в Экологический кодекс предлагаются включить нормы по развитию рынка вторичных ресурсов, созданию интегрированной системы управления отходами, а также требования по раздельному сбору отходов, расширенной ответственности производителя на каждой стадии жизненного цикла отходов. Сегодня уже созданы рыночные условия для привлечения частных инвестиции в раздельный сбор, хранение и переработку отходов. Запущена национальная система торговли квотами. В этой связи в целях усовершенствования законодательства предлагаем пересмотреть рыночные механизмы сокращения выбросов и поглощения парниковых газов. Водный кодекс: В целях повышения эффективности использования водных ресурсов предлагаем принципиально пересмотреть систему управления ими. Для достижения этих целей предлагается создать национальную водохозяйственную компанию, которая бы обеспечивала соответствие наличия водных ресурсов и водозабора национальным приоритетам, транспортировку воды между бассейнами рек, местное распределение воды конечным потребителям, включая ирригационные активы. Кроме того, предлагается Министерство наделить полномочиями по регулированию использования подземных вод, в том числе правом выдачи разрешений на специальное водопользование в части подземных вод. В Лесном кодексе и Законе "Об особо охраняемых природных территориях" будут уточнены нормы по переводу земель особо охраняемых природных территорий и лесного фонда в земли других категорий, предусмотрены нормы по созданию биосферных и трансграничных резерватов. В целях ужесточения требований по охране леса, увеличения лесистости компетенцию Правительства предлагается дополнить функцией по утверждению способов учета и определения объемов незаконных рубок леса. Закон "О поддержке использования ВИЭ" принят, но мы видим уже сейчас необходимость изменения и дополнения для улучшения условий работы инвесторов и на поддержку рядовых потребителей. В этой связи нами будут уточнены механизм обеспечения устойчивости Расчетно-финансового центра, лимиты на каждый вид ВИЭ, расширение групп индивидуальных потребителей, кому будет оказываться адресная помощь при приобретении установок ВИЭ. Также предлагается индексировать фиксированный тариф с поправкой на валютный курс. В Законе "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" создаются предпосылки для ведения фермерского хозяйства и дичеразведения, развития товарного рыбоводства. Также предлагается урегулировать перенос сроков запрета на рыболовство, Министерство наделить функциями по установлению промысловой меры, разрешенных орудий лова, методов и способов рыболовства. ххх Тема прошедшего Круглого стола: вопросы совершенствования законодательства Казахстана для перехода к "зеленой экономике" в свете реализации задач, поставленных Президентом страны – Лидером Нации Н.А. Назарбаевым на открытии третьей сессии пятого созыва. На круглом столе прозвучали также выступления руководителя Департамента энергетики и охраны окружающей среды ПРООН С.Кима ("Примеры реализации проектов по "зеленой экономике" на местном уровне"), а также Приветственное слово Постоянного представителя ПРООН – Постоянного координатора ООН Стивена Тулла. |