NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:00 ast
12:00 msk

О евразийской идее и национальных государствах
Ч.Лаумулин: Примерно 500 последних лет все человечество живет в мире западной цивилизации. Большинство образов, символов, обозначений, терминов, смыслов и изобретений если не были созданы ею, то были привнесены в остальной мир из других культур через нее
17.04.2014 / политика и общество

Чокан ЛАУМУЛИН, "Литер", 17 апреля

Примерно 500 последних лет все человечество живет в мире западной цивилизации. Большинство образов, символов, обозначений, терминов, смыслов и изобретений если не были созданы ею, то были привнесены в остальной мир из других культур через нее. Это включает в себя и политическую культуру, ее современные язык, терминологию, мифы и традиции. У любой монеты есть две стороны, у любого процесса есть свои издержки. Есть изъян и в европейской концепции национального государства ("государства-нации") и связанных с ней идентичностью и понятием национализма.

Формирование наций
К рождению этой концепции европейские державы подошли лишь к середине XVII века через создание Вестфальской системы международных отношений с завершением последней большой религиозной войны – Тридцатилетней. До нее идентичность европейских народов базировалась именно на религии и преданности сюзерену, при которой, однако, действовал принцип "вассал моего вассала – не мой вассал". Та долгая и, наверное, самая первая "мировая" война привела к созданию национальных государств и дала толчок рождению гражданского национализма и будущему торжеству идеологического подхода над религией. Одновременно данная выстраданная в войнах конструкция европейских народов давала им в руки инструмент по формированию "надстройки" для обслуживания базиса уже появившегося нового капиталистического уклада экономики. Таким образом, национализм теперь тесно переплетен с капитализмом. В ХХ веке, именно отталкиваясь от этого в качестве противного, коммунисты сформулировали концепцию социалистической нации в противовес капиталистической.
Справедливо будет заметить, что формирование нации не завершается никогда и что это, скорее, есть некая историческая условность, позволяющая хоть как-то на время попытаться разрешить межэтнические и культурные противоречия и обеспечить бесконечный экономический рост, идея которого и стала стержневым смыслом развития человечества после XVII века. К слову сказать, вечный рост невозможен, поэтому конечны и все наши концепции, с ним связанные. Идея национального государства очень несовершенна, и даже ее прародительница Франция в данный момент испытывает большие исторические проблемы с ее осуществлением, что же говорить о других европейских странах вроде Великобритании, Германии, Испании или Италии. В тесное взаимодействие, а зачастую и противоречие с национальной идеей входит концепция традиционной "империи" – концепция, при которой один этнос или одна национальная группа играет образующую роль в рамках сосуществования одной политической конструкции. И если мы взглянем внимательно на политическую карту мира, то вряд ли найдем хоть одно значимое государство, которое бы идеально подходило сегодня под критерий государства-нации даже в самой Западной Европе. Более того, сегодняшнее строительство общего европейского дома грозит созданием новой концепции империи, при которой ни одна нация не будет играть роль самой "главной" скрипки. По крайней мере, на публике. История же складывается так, что определяющим моментом для человечества на данный и обозримый на перспективу момент является вопрос развития Америки и Евразии. То, каким именно типом государственного устройства обладают они, повторяется и копируется с вариациями остальным миром.
Оставим в стороне США и Великобританию, островные государства с их концепциями "плавильного котла" в Америке и мультикультурализма в Британии, тем более что, являясь по факту наличия институтов империями, эти страны испытывают серьезные трудности с обслуживанием этих концепций. США не смогли "переплавить" свое самое большое чернокожее меньшинство, а сейчас сталкиваются с "реконкистой" латиноамериканцев, бросающих вызов доминации "WASP". Британия устами Кэмерона уже объявила об отказе от мультикультурализма и стоит на перепутье между необходимостью сохранять имперские общественные институты и фактическим своим перерождением в национальное государство (а то и два! – имея в виду возможное отделение Шотландии). И обратим внмание на колыбель всех концепций – Евразию.

Евразийский двигатель истории
Евразия есть центр мира. Более того, непредвзятый взгляд на ее карту в соединении с некоторыми определенными размышлениями о судьбе Западной Европы наводит на мысль, что в лице последней мы видим перед собой лишь географическую окраину континента, лишенную на сегодня природных ресурсов для развития, кроме климата, и густоперенаселенную. То есть общность, обладающую столь специфическими, с точки зрения этногенеза, чертами, которые едва ли применимы к другим этносам или нациям, но которые развили у нее сильные экспансионистские качества и повышенную интеллектуальную, в первую очередь, конкурентоспособность. Однако в самом центре континента лежит огромная и колоссальная по своим ресурсам территория, населенная на протяжении тысячелетий другими определенными этносами, строившими разные формы государств и наций и оказывавшими самое решающее воздействие на судьбы этого ключевого для мировой истории континента.
Именно сложившийся баланс, единство и борьба противоположностей, кочевых и земледельческих культур толкала народы к развитию. Апогеем роста кочевых империй стало появление Орды, Pax Mongolica, впервые объединившей такую обширную континентальную территорию в рамках одного государственного образования. Контроль кочевых империй над жизненно важным для экономик Европы Шелковым путем, помимо прочего, привел к расцвету Венеции, первой европейской "супердержавы" второго тысячелетия нашей эры с ее демократическим устройством, сложной системой управления и манипулятивной концепцией островной безопасности, легшей в основу и Pax Britannica, и Pax Americana. Как раз давление с Востока заставило европейцев искать новые морские пути в Индию и Китай, что привело к географическим открытиям нового времени и рождению новых технологий, в первую очередь военных, которые породили новые войны и новые концепции. Родился колониализм. С помощью военных и управленческих технологий окраина континента доказала впервые со времен Римской империи, что она наиболее приспособленная общность в Евразии и, следовательно, мире.
Гегемония европейской мысли, напрямую связанная с этим специфическим развитием, навязала миру и свой политический язык. На протяжении тысячелетий, чуть ли не вплоть до начала ХХ века, идентичность в Евразии определялась местом рождения, образом жизни или, если хотите, мировоззрением, а не этнической принадлежностью. Последняя зачастую не представляла собой никакого смысла, так как народы оказывали друг на друга сильное воздействие, соседствуя и смешиваясь друг с другом. "Поскреби русского, и найдешь татарина". Отдельной строкой в славяно-тюркском взаимодействии стоят, к примеру, казаки как живое воплощение смешения языков, образов жизни и крови. Попробуйте найти различия между казаками и казахами прошлых столетий. Вот описание одной из первых миниатюр с изображением казака: "...Сидит казак Мамай, играет на кобзе, одет в шаровары, а на голове у него хохол". Историки могут дополнить это несметным количеством примеров. И вот в силу этого традиционные европейские концепции колониально-метропольных отношений и неприменимы в нашей части Евразии, когда даже этнически народы смешаны так сильно в отличие от отношений, скажем, Британии и Индии в рамках одной империи.

Новая идентичность
Именно Орде и ее концепциям имперского устройства Московское царство и впоследствии Российская империя, можно сказать, обязаны своим рождением. Как пример сосуществования народов, лояльных идее империи. В свое время Чингисхан установил и цену такой лояльности – "десятина", всего лишь десятипроцентный налог, не чета европейским налогам того времени. Со временем Российская империя не смогла решить вопросы своего развития и ответить на вызовы времени столетие назад, что вывело на арену новую евразийскую политическую силу – коммунизм.
Еще рожденные сто лет назад на территории Центральной Азии говорили о себе, как о рожденных, скорее и например, в Каркаралинске, Верном, Бухаре или Ташкенте, чем как о казахах или узбеках. Это хорошо описывал казахский ученый-алашордынец Тынышпаев. Именно советская власть, утилизируя европейский подход, нарисовала нынешние границы и дала толчок к появлению наций, которые, однако, мыслились как составная часть проекта по созданию "советского человека", части социалистической нации, но не потерявшего связи со своей национальной культурой. Сам СССР состоялся как проект, потому что был поддержан массами. Уравнивание всех наций в правах и предоставлении на деле им возможностей подняться всем вместе на новый уровень развития создали огромный внутренний ресурс "советского чуда". СССР был интернациональным проектом, в котором интернационализм был, как оказалось, залогом его существования и развития. Как только в советских недрах стал зреть с таким трудом побежденный национализм, дни проекта были сочтены. Справедливости ради надо признать, что именно внутренняя победа русского национализма внутри "красного проекта" и сыграла решающую роль в уходе коммунизма с мировой арены, когда на бытовом уровне стали зреть настроения противопоставления наций, особенно расцветшие в эпоху перестройки и после. И именно национализм сегодня служит основным камнем преткновения евразийской интеграции и неприятия нового интеграционного проекта, в котором молодые постсоветские национальные государства боятся потерять свою идентичность. Как и в сегодняшней Европе, наши государства строят экономический союз, который и может стать предтечей новой политической концепции будущего. И эта концепция потребует появления своего политического языка, своей терминологии, своих образов и, может статься, новой евразийской идентичности, о которой понадобится отдельный долгий разговор.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz