akzhol.kz, 16 апреля
Рабочей группой под руководством Бурихана Нурмухамедова подготовлен проект новой политической программы ДПК "Ак жол"
ПРОЕКТ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Демократической партии Казахстана "Ак Жол"
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "АК ЖОЛ" И СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ Национальная независимость – главная ценность и условие прогрессивного развития Казахстана За годы независимости Казахстан состоялся как полноценное суверенное государство, заняв достойное место в современном мире. За это время в стране приняты и реализуются государственные программы, призванные существенно повысить качество жизни, изменить облик казахстанской экономики, снизить ее зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, увеличить долю отечественного производства и высокотехнологичных секторов. Обеспечен поступательный рост экономики и уровня жизни населения. Качественный рост человеческого капитала объявлен на официальном уровне высшим приоритетом развития Казахстана. Принятая политика социальной модернизации формирует долгосрочный стратегический тренд повышения благосостояния и улучшения социального самочувствия граждан республики. Демократическая партия "Ак жол" поддерживает данный стратегический курс развития государства, поскольку главной ценностью Казахстана мы считаем не нефть и металлы, а наш талантливый народ. Независимость страны спасла от вытеснения язык, культуру и духовные ценности казахского народа, позволила сделать их достоянием каждого казахстанца, при сохранении языка и самобытности всех этносов нашей страны. Ввиду открытости внешнему миру казахстанцы все больше приобщаются к общемировым ценностям, научно-техническим и культурным достижениям. Внутри страны всестороннему профессиональному, творческому, духовному развитию личности благоприятствует атмосфера политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия. Благодаря своему уникальному положению на стыке Европы и Азии, взвешенному внешнеполитическому курсу Казахстан стал авторитетным участником международных отношений. Председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Исламского сотрудничества (ОИС), а также создание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) являются наиболее яркими подтверждениями признания Казахстана на мировой арене.
Основные вызовы и противоречия современности В настоящее время Казахстан, равно как и многие другие государства, столкнулся с серьезным вызовом современной эпохи в лице последствий мирового финансово-экономического кризиса и острых геополитических противоречий. Очевидно, что в условиях XXI века растущая глобализация становится решающим фактором, влияющим на взаимодействие разных стран мира. В последние годы целый ряд государств в той или иной мере продемонстрировали свою несостоятельность и уязвимость перед социально-экономическими и политическими потрясениями, которые повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис. Этот кризис стимулировал рост государственного участия в экономике страны. Благодаря разработанным и реализуемым антикризисным мерам, включая оказание поддержки финансовому сектору, предпринимательству и социально уязвимым слоям населения, Казахстану удалось выдержать удары глобальных испытаний. Вместе с тем, наблюдаемая активизация в создании государственных предприятий заметно сокращает конкурентную среду и выдавливает на обочину развития частный сектор экономики. Продолжают действовать и увеличиваться всевозможные административные барьеры, включая жесткий фискальный режим. Это серьезно ограничивает гражданскую и предпринимательскую инициативу. Не случайно, что большинство представителей молодежи сегодня мечтают не о творческой реализации или собственном бизнесе, а о карьере чиновника в министерстве или менеджера в национальной компании. Тенденция регионализации национальных государств путем их объединения в политические и экономические союзы имеетхарактер внешнего воздействия. Интеграция Казахстана с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП) призвана объединить потенциал данных стран для совместного противодействия глобальным вызовам. В то же время, в рамках этой интеграции Казахстан столкнулся с препятствиями для доступа на внутренние рынки стран-партнеров, невыполнением по отношению к нему различных межгосударственных договоренностей. Ситуацию усугубляет отсутствие консолидированной и инициативной позиции со стороны казахстанских чиновников в переговорном процессе. Отечественный бизнес не получает адекватных и своевременных преференций со стороны правительства. Меры госорганов по поддержке бизнеса, как правило, носят запоздалый и половинчатый характер. Все это противоречит национальным интересам и наносит ущерб экономике нашей страны. На этом фоне со стороны партнеров по ТС-ЕЭП периодически делаются недопустимые заявления о необходимости создания наднационального парламента и иных структур, представляющих угрозу независимости и самостоятельности принятия государственных решений. Еще более тревожными мы считаем высказывания некоторых официальных лиц соседних стран в отношении Казахстана, сделанные на фоне драматической смены власти на Украине и дезавуирования международных гарантий ее территориальной целостности. Такие заявления и действия могут способствовать не снижению, а разрастанию нетерпимости и территориальных конфликтов, формированию атмосферы взаимного недоверия в мире и обществе. В условиях глобальных вызовов, в Казахстане за последние годы также дают о себе знать другие проблемы и вызовы. Сохраняется высокий уровень расслоения казахстанского общества по уровню доходов и благосостояния. Увеличение разрыва между бедными и богатыми способствует социальному неравенству, дискредитации трудовых доходов и принципов социальной справедливости. Достаточно острыми являются вопросы жилищного обеспечения и занятости. Отсутствуют массовые социальные лифты и внятные трудовые и жизненные перспективы для молодежи из малообеспеченных слоев общества. В экономике страны идут процессы чрезмерного роста квазигосударственного сектора. В ключевых отраслях доминируют подконтрольные государству холдинги и компании. Не созданы абсолютные правовые гарантии и механизмы защиты частной собственности, что ведет к фактам рейдерства и захвата бизнеса. Все это разрушает конкурентную среду, создает угрозы свободе предпринимательства, малому и среднему бизнесу, ведет к снижению конкурентоспособности национальной экономики. Углубляется разрыв в уровнях социально-экономического развития регионов республики. Низкий уровень состояния объектов инфраструктуры жизнеобеспечения населения наблюдается во многих аулах, селах и малых городах страны. Реакцией на все это является растущая миграция жителей в города. В нефтедобывающих регионах с самым высоким уровнем зарплаты ее получателями в основном остаются иностранные специалисты. Тогда как среди местного населения этих же областей, напротив, самые высокие уровни бедности и безработицы. Негативное влияние на сознание граждан оказывает потребительское мышление, культивирующее материальные блага, принижающее духовные ценности, дискредитирующее производительную деятельность и честные трудовые доходы. Периодически ухудшается социальное самочувствие населения. Несмотря на гигантские затраты из бюджета, в стране не решена жилищная проблема, вызывают сомнения и острые дискуссии порядок начисления и размеры пенсий и социальных пособий. Система здравоохранения пичкается дорогостоящим оборудованием, но все дальше отдаляется от компетентности и человечности. Труд и профессионализм рядовых врачей не получают адекватной оценки начальства. Образовательная сфера стала полигоном для бесконечных экспериментов. Качество учебников и уровень знаний деградировали. Из Казахстана различными путями в зарубежные страны, включая оффшорные зоны, выводятся огромные суммы бюджетных средств в виде "откатов", завышения цен при тендерах и т.д. Поэтому при официальном доходе на душу населения на уровне восточноевропейских стран, жизнь рядового казахстанца "европейской" назвать невозможно. Вызывающее поведение лиц, живущих на доходы сомнительного происхождения, провоцируют у массы простых людей чувства разочарования и обманутости, формируют социальную напряженность, что помимо прочего, ведет к политизации этничности и религиозных течений. Серьезным вызовом для стабильного развития и национальной безопасности республики стали проявления терроризма и экстремизма. Главным источником подобных системных проблем является широкое распространение коррупции, непрозрачности и несправедливости в деятельности правительственных структур и местных органов власти. Среди коррумпированных чиновников нередко можно наблюдать откровенный саботаж и вымогательства, низкий уровень культуры и служебной дисциплины, взяточничество, непрозрачность принимаемых решений, бюрократизм и волокиту, безразличие и неуважение к простым гражданам, кумовство, элементарную профессиональную некомпетентность. Экономический либерализм и политические свободы – две стороны одной медали, это взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Сокращение частного сектора в экономике, огосударствление целых отраслей и укладов, снижение предпринимательских инициатив зеркальным образом отражаются в возросшей пассивности и инертности гражданского общества, развитии потребительской и патерналистской модели поведения, моральной неготовности многих принимать на себя ответственность за судьбу государства и даже собственной семьи. Аналогично ситуации в предпринимательском секторе, через государственный социальный и государственный информационный заказы произошло "огосударствление" политики и выражаемых позиций институтов гражданского общества, наблюдаются тенденции самоцензуры и успокоенности в средствах массовой информации. Вместе с тем в стране имеется достаточное количество людей, которые четко знают чего хотят, самостоятельно строят свою судьбу, проявляют активную жизненную и гражданскую позицию, всесторонне поддерживают своих сограждан и вносят весомый личный вклад в развитие общества. Они готовы решать многие проблемы как на уровне своего дома или региона, так и на уровне всей страны. Через объединение усилий и потенциала таких граждан нужно добиться устранения негативных тенденций и выйти на новый этап политического и социально-экономического развития Казахстана. Этот новый этап должен закрепить успехи, достигнутые с момента обретения независимости, и создать предпосылки для дальнейшего укрепления государства, роста возможностей каждого гражданина, развития производительной и конкурентоспособной рыночной экономики, реализации национальных интересов нашего общества.
Роль и место партии "Ак жол" в современных условиях Новый политический курс, предложенный Президентом Казахстана Н.Назарбаевым в Стратегии "Казахстан-2050", является определяющим для выработки политических и социально-экономических ориентиров партии на перспективу. При этом, опираясь на свою политическую идентичность, национальные интересы и прагматизм, партия "Ак Жол" предлагает комплекс мер для достижения общих целей. Основной целью Демократической партии "Ак жол" является создание необходимых условий для свободного развития каждого гражданина, соблюдения его прав и свобод, неуклонного повышения качества и уровня жизни всех казахстанцев, а также для достижения экономического, социального и политического прогресса казахстанского общества и государства. Наша партия является последователем национально-освободительного движения "Алаш", которое заложило фундаментальные основы становления национальной государственности и ставило своей целью модернизацию казахского общества по европейскому пути, на основе сочетания национальных интересов с лучшими достижениями мировой цивилизации. Базовые ценности движения "Алаш" – национальная самостоятельность, либерализм, демократия, права и свободы личности, производительная рыночная экономика, равноправие этносов и религий – продолжают служить нашими ориентирами. Партия "Ак жол" продвигает и защищает национальные интересы,направляет свою деятельностьна оказание содействия выходу общества и государства на более высокий уровень развития, отстаивает их духовные и материальные ценности. Национальные интересы должны опираться на уважение к своему государству и народу, языку, культуре и традициям казахского и других народов страны, признании незыблемости территории и конституционного строя, экономический национализм в использовании природных богатств и промышленного потенциала Казахстана. Социальная опора партии "Ак жол" – состоявшийся и самостоятельный средний класс, ядром которого выступают отечественная интеллигенция и предприниматели. Они не ждут милости от государства, а инициативно используют созданные им возможности и строят свою жизнь сами, создавая духовные и материальные блага, увеличивая личное и всеобщее благосостояние. Представители среднего класса – собственники и менеджеры, инженеры и юристы, медики и педагоги – участвуют в создании национального благосостояния во всех секторах экономики, интеллектуальной и социальной сфере. Демократическая партия "Ак жол" считает своей исторической миссией – содействовать становлению и развитию национального бизнеса, технической и творческой интеллигенции как класса собственников, управленцев и интеллектуалов, способных ставить самые актуальные задачи продвижения общества и экономики и находить эффективные решения этих задач. Достигнув определенного уровня экономического развития, невозможно добиться новых качественных изменений без соответствующих перемен в обществе и политике. В этой связи, Демократическая партия "Ак жол" считает, что опираясь на достигнутый уровень социально-экономического благосостояния Казахстана, наше общество созрело для новой реформаторской парадигмы, опирающейся на социально-экономическую модернизацию и расширяющей ее процессы на сферы политического и государственного строительства. Такая парадигма может быть связана с укреплением государственности, усилением принципов парламентаризма, обеспечением прозрачности и подотчетности деятельности правительства, расширение предпринимательских и гражданских свобод, включая свободу слова и свободу объединений. Разделяя ответственность за сохранение политической и экономической стабильности в стране, партия "Ак жол" открыта к равноправному диалогу со всеми общественными силами для решения этих задач.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: МЕРЫ, ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ Модернизация системы государственной власти и управления Система государственной власти и управления Республики Казахстан должна функционировать на основе реального разделения и эффективного взаимодействия ветвей власти, приоритетности принципов парламентаризма, максимальной транспарентности и сотрудничества государства с институтами гражданского общества посредством поэтапного преобразования суперпрезидентской системы правления в президентско-парламентскую. 1. В целях эволюционного укрепления многопартийного Парламента необходимо: • сократить избирательный порог для политических партий с 7 до 5%; • принять закон, регулирующий и защищающий статус и права депутатских фракций политических партий в Парламенте Республики Казахстан; •обеспечить реальное равенство парламентских партий в статусе и полномочиях, включая государственное финансирование и освещение в государственных СМИ; а также наделить их правами: – разрабатывать и вносить на рассмотрение Мажилиса проекты законов, включая альтернативные проекты к законам, вносимым правительством; – проводить обязательную предварительную экспертизу проектов законов разрабатываемых центральными исполнительными органами до их официального утверждения Правительством и последующего внесения в Мажилис Парламента; – организовывать парламентские слушания и расследования в отношении деятельности государственных органов и их должностных лиц, а также по событиям, получившим серьезный общественно-политический резонанс; и т.д. • предоставить Мажилису Парламента ключевую роль в формировании Правительства республики и наделить его полномочиями по: – утверждению структуры Правительства; – избранию председателя и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также Уполномоченного по правам человека и Бизнес-омбудсмена; – инициированию вопросов по выражению недоверия Правительству, а также его отдельным членам для последующей постановки перед Президентом вопроса об освобождении их от занимаемой должности; – утверждению бюджетов национальных компаний, и отчетов руководителей об их исполнении. 2. В целях повышения эффективности системы государственного управления необходимо: • обеспечить максимальную ориентацию деятельности государственных органов, предприятий и их должностных лиц на качественное оказание услуг гражданам и частным юридическим лицам; • ввести передовые и эффективные, с учетом зарубежного опыта, стандарты, инструменты и технологии современного государственного менеджмента и корпоративного управления; • четко разделить функции государственных органов и коммерческих организаций с государственным участием; •ввести мораторий на создание новых квазигосударственных структур министерствами и ведомствами, с одновременным выходом государства из не менее 70% ныне действующих предприятий с государственным участием; • сосредоточить в уполномоченных Правительством государственных органах все регулирующие функции в отношении национальных компаний, РГП и соответствующих секторов экономики; • формировать управленческий персонал национальных компаний и РГП только на основе прозрачного и независимого конкурсного отбора, аналогично системе государственной службы. 3. В целях повышения эффективности работы Правительства необходимо: • возложить на Правительство и Премьер-Министра всю полноту ответственности за социально-экономическую политику республики и выполнение государственных программ; • обеспечить коллективную ответственность Правительства и индивидуальную ответственность каждого из его членов перед Мажилисом Парламента за эффективность своей работы и обоснованность принимаемых решений; • включить в персональную ответственность членов Правительства управление государственными активами в национальных компаниях, организациях и предприятиях с государственным участием и назначение их руководителей.
Развитие местного самоуправления Развитие системы местного самоуправления должно быть ориентировано на децентрализацию системы государственной власти, предусматривающую передачу больших полномочий органам местного государственного управления и самоуправления, расширение участия граждан и местного сообщества в процессе управления делами местного значения, а также усиление позиций областных, районных и городских маслихатов как ведущих институтов местного самоуправления. 1. В целях повышения роли маслихатов необходимо: • ввести процедуру избрания 50% депутатов маслихатов областей, городов Астана и Алматы по партийным спискам; • ввести должность председателя маслихата, действующего на постоянной основе; • перевести деятельность членов ревизионных комиссий, а также руководителей постоянных комиссий маслихатов на постоянную основу; • наделить депутатов маслихатов, действующих на постоянной основе, правом депутатской неприкосновенности; • наделить маслихаты механизмами контроля за исполнением местного бюджета и деятельностью местных исполнительных органов; • включить в компетенцию маслихатов утверждение тарифов на коммунальные услуги, оказываемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы; • предоставить постоянным комиссиям маслихатов право приглашения должностных лиц исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, для заслушивания необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции данных комиссий; • предоставить маслихатам право добиваться освобождения от должности заместителей акима и руководителей исполнительных органов финансируемых из местного бюджета; • законодательно установить порядок и механизмы отчетности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов, избираемых депутатами районных маслихатов, перед данными маслихатами; • уравнять депутатские фракции политических партий в маслихатах в правах и полномочиях с постоянными комиссиями; • законодательно установить порядок и механизмы обязательной отчетности депутатами маслихатов всех уровней перед своими избирателями по проделанной ими работе. • обеспечить подотчетность дисциплинарных советов областей, городов Астана и Алматы соответствующим маслихатам. 2. В целях развития местного самоуправления необходимо: • расширить статус и полномочия институтов общественного самоуправления в лице сходов и собраний местного населения в городах районного значения, поселках, аулах (селах) и аульных (сельских) округах, наделить их механизмами общественного контроля за деятельностью местных акимов; • четко регламентировать порядок формирования и использования бюджета местного самоуправления; • обеспечить регулирование деятельности акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов по закупу товаров, работ и услуг для подведомственных организаций и учреждений законодательством о государственных закупках.
Развитие гражданского общества и его институтов Должен быть принят комплекс мер в интересах обеспечения поступательного развития гражданского общества, а также партнерства и конструктивности в отношениях между ним и государством. 1. Необходимо законодательно закрепить и обеспечить практическую реализацию следующих принципов взаимоотношения между государством и гражданским обществом и его институтами • государство создает необходимые правовые условия для полноценного развития гражданского общества и функционирования его институтов, в том числе для осуществления ими полноценного контроля за его деятельностью; • государству разрешено делать только то, что установлено законом, а гражданам – все то, что не запрещено законом; • гражданское общество и государство взаимодействуют друг с другом на основе партнерства, равноправия, конструктивизма, открытости, согласованности, взаимопонимания, взаимоуважения и взаимной ответственности в целях решения актуальных вопросов развития республики; • государство стимулирует рост и реализацию гражданских инициатив, а также оказывает финансовую поддержку институтам гражданского общества в реализации общественно значимых и полезных программ и проектов в рамках предоставления им на объективной, честной, открытой и равноправной конкурсной основе государственного социального заказа. 2. В целях обеспечения реализации гражданами своего права на объединение необходимо: • максимально упростить и придать учетный характер процедуре государственной регистрации и перерегистрации политических партий, профессиональных союзов иных общественных объединений, некоммерческих неправительственных организаций, их структурных подразделений (филиалов и представительств) в органах юстиции; • сократить обязательную минимальную численность членов любой партии с 40 до 10 тыс. человек, а в их региональных филиалах или представительствах – с 700 до 200 человек, • сократить размер регистрационного сбора для общественных объединений и других некоммерческих неправительственных организаций с 6,5 до 3 МРП, а для политических партий – с 14 до 7 МРП; • производить учетную регистрацию и перерегистрацию не являющихся юридическими лицами филиалов и представительств указанных общественных организаций без уплаты регистрационного сбора. 3. В целях усиления роли политических партий в общественно-политической жизни республики необходимо: • обеспечить участие их представителей в работе участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий; • предоставить им право равного доступа к государственным СМИ; • осуществлять процедуру ликвидации политических партий по решению Верховного суда Республики Казахстан; • расширить практику участия представителей политических партий и других общественных организаций в процессе выработки рекомендаций и предложений по решению актуальных вопросов республиканского или местного значения, проведения экспертизы проектов социально значимых программ и иных официальных документов в рамках участия в деятельности общественных или экспертных советов, рабочих групп при центральных и местных государственных органах. 4. Принять закон "О парламентской оппозиции", регламентирующий и защищающий права политических партий и депутатов Парламента, выступающих против политики правительства и парламентского большинства.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Важнейшей целью развития Казахстана должен стать рост благосостояния и социального самочувствия его граждан. Этого можно добиться только через сокращение разрыва между бедными и богатыми, вовлечения всего общества в производительный труд, выстраивания прозрачной социальной и экономической политики, создания реальных возможностей и жизненных перспектив для каждого человека. В связи с этим важнейшим направлением деятельности государства в сотрудничестве с бизнес-сообществом и институтами гражданского общества должно стать расширение возможностей для самореализации, творческого развития и высокопроизводительного труда людей посредством стимулирования занятости, обеспечения жильем, качественными услугами по линии социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.
Наращивание и укрепление трудовых ресурсов В целях обеспечения максимально возможной занятости населения, улучшения условий труда и обеспечения социальных гарантий работникам организаций и предприятий любой формы собственности необходимо: • повысить долю расходов государства на реализацию программ занятости населения до 1% от ВВП страны; • ликвидировать безработицу: в Казахстане имеется достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить каждого трудоспособного гражданина работой и трудовыми доходами; • расширить практику общественных работ, оплачиваемых государством; • обеспечить стимулирование со стороны государства деятельности субъектов частного предпринимательства по созданию новых рабочих мест; • законодательно обязать государство обеспечить трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучавшихся по государственным грантам; • обеспечить взаимосвязь системы образования и рынка труда через разработку взаимосвязанных образовательных и профессиональных стандартов; • создать дополнительные стимулы для легализации рынка труда, включая рынок трудовых мигрантов • прекратить скрывать реальную безработицу под термином "самозанятых" граждан, обеспечить предоставление им правовых и социальных гарантий со стороны государства; • внедрить гибкую систему выдачи государственных квот на привлечение иностранной рабочей силы в соответствие с ситуацией на рынке труда республики; • обеспечить приоритет прав и интересов казахстанских работников, включая высокую оплату труда, на предприятиях с участием иностранного капитала; • обеспечить регулярное повышение размера минимальной заработной платы, в соответствие с ростом стоимости потребительской корзины; • повысить размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, включая учителей, врачей, представителей науки и культуры, до достойного уровня. Работающий человек не должен быть бедным!
Улучшение системы социальной защиты населения В целях совершенствования системы социальной защиты населения необходимо: • рассчитывать размеры социальных выплат на основе реального прожиточного минимума в соответствии с международными стандартами и с региональной дифференциацией; • полностью охватить мерами социальной защиты, пенсиями и пособиями нуждающихся граждан всех категорий; • расширить охват населения социальным страхованием; • разработать конкретные меры по преодолению бедности, с учетом реальной величины прожиточного минимума; • обеспечить справедливый уровень пенсий для всех видов пенсионной системы в размере не менее 60% заработной платы; аналогичный принцип (60% от прожиточного минимума) установить для базового пособия по возрасту; • обеспечить полный охват наемных работников и "самозанятых" граждан накопительной пенсионной системой; • обеспечить сохранность и приумножение пенсионных накоплений граждан; в этих целях вернуться к конкурентным принципам деятельности накопительных пенсионных фондов; • принять закон "О ветеранах", определяющий юридический статус и социальные гарантии данной категории населения; • ввести выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере заработной платы; • начислять средства из республиканского бюджета на накопительные пенсионные счета женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет; • обеспечить достойное проживание людей с ограниченными возможностями (инвалидов), включая введение государственного субсидирования создания рабочих мест для инвалидов, а также упрощение процедуры получения и переосвидетельствования статуса инвалида.
Улучшение жилищных условий населения В целях обеспечения доступности жилья для людей с различным уровнем доходов и улучшения состояния жилищного фонда необходимо: • в государственной жилищной политике перейти от закупок жилья к прямому строительству социального жилья для малообеспеченных слоев населения и молодых семей – государственными жилищно-строительными предприятиями. Такое жилье должно сдаваться по себестоимости в пожизненную аренду с правом наследования аренды, но без права приватизации. • при выделении земельных участков под строительство элитного жилья вменить в обязанности застройщиков строить аналогичные площади социального жилья для граждан с невысоким уровнем дохода; • создать эффективную систему защиты прав и законных интересов участников долевого строительства, включая введение страхования возможных рисков по причине несостоятельности застройщиков; • обеспечить защиту прав и собственности граждан, которые приобрели свое жилье по ипотечным кредитам, от произвола недобросовестных банков; • создать в каждом регионе республики регулярно обновляемые базы данных состояния жилого фонда и инфраструктуры коммунальных услуг; • обеспечить предоставление государством целевых займов и инвестиций на проекты по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ); • провести демонополизацию и создать условия для реальной конкуренции в сфере управления и обслуживания жилого фонда; • повысить уровень эффективности тарифного регулирования, позволяющего ликвидировать сверхнормативные и сократить нормативные потери субъектов естественных монополий; • обеспечить внедрение современных технологий на предприятиях коммунального сектора; • законодательно установить обязанности государства компенсировать расходы граждан на содержание жилья и оплату коммунальных услуг в случае их превышения 10% от совокупного дохода семьи; • обеспечить максимальную прозрачность в работе кооперативов собственников квартир (КСК) и их периодическую отчетность перед собственниками и нанимателями жилья и других помещений за расходование получаемых от них денежных средств.
Улучшение системы здравоохранения В целях оказания своевременной и качественной медицинской помощи и укрепления здоровья граждан необходимо: • обеспечить доступность медицинских услуг для всех категорий граждан, наряду с гуманным отношением системы здравоохранения к пациентам; • внедрить международные стандарты качества медицинских услуг; • обеспечить охват детей в возрасте до 16 лет и пенсионеров всем спектром медицинского обслуживания в рамках гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи; • обеспечить соответствие основных показателей работы организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания и т.д.), международным стандартам эффективности; • обеспечить единые стандарты качества оказания медицинской помощи в государственных и частных, а также в городских и сельских медицинских учреждениях; • расширить гарантируемые государством современные медицинские стандарты и объемы бесплатной медицинской помощи, включая профилактику и высокотехнологичные медицинские услуги; • довести долю частных поставщиков медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) до 20% • создать равные условия для граждан республики в получении медицинских услуг в рамках ГОБМП независимо от места проживания; • создать благоприятную конкурентную среду для поставщиков услуг ГОБМП независимо от форм собственности на основе государственно-частного партнерства; • внедрить эффективную систему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП; • ввести систему обязательного медицинского страхования; • расширить сеть медицинских учреждений, особенно в сельской местности, исходя из международных стандартов удаленности от места проживания пациентов; • усилить ответственность медицинских учреждений и медицинского персонала за недобросовестную медицинскую помощь и негуманное отношение к пациентам; • улучшить качество подготовки и повышения квалификации врачей и других медицинских работников; • внедрить новые механизмы повышения солидарной ответственности граждан за свое здоровье; • сформировать и продвигать в обществе идеологию занятия физической культурой и ведения здорового образа жизни. Посредством реализации этих и других мер представляется возможным увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, снижение материнской и младенческой смертности в два раза, а также снижение заболеваемости туберкулезом на 20%.
Развитие образования и науки В целях обеспечения права граждан на получение качественного образования и укрепления научного потенциала республики необходимо: • увеличить расходы государства на развитие системы образования и науки до 3% от ВВП страны; • обеспечить полный охват детей дошкольного возраста детскими садами как в городской, так и в сельской местности; • обеспечить доступность образования для детей с нарушениями здоровья, из малообеспеченных семей и входящих в группы риска; • создать эффективную систему технического и профессионального образования, соответствующую требованиям рынка труда и интегрированную в мировое образовательное пространство; • внедрить Национальную квалификационную систему, признаваемую внутренним и внешним рынками труда; • привлечь объединения бизнеса к разработке стандартов, аккредитации учреждений образования и проведению экзаменов; • обеспечить объективность и прозрачность проведения Единого национального тестирования (ЕНТ), включая возможность замены ЕНТ на экзамены по выбору самого выпускника; • обеспечить соответствие качества высшего образования Казахстана лучшим мировым практикам в области образования; • расширить меры по профилактике и противодействию коррупции в учреждениях образования всех уровней и любой формы собственности; • повысить практическую привлекательность науки за счет создания условий для внедрения и коммерциализации инновационных разработок; • создать систему материального и творческого стимулирования для научных работников, привлечения молодежи в науку, популяризации научно-технической деятельности и профессии ученых и инженеров.
Улучшение бизнес-среды и поддержка предпринимательства Партия "АК ЖОЛ" выступает твердым сторонником построения в Казахстане конкурентоспособной и рыночной экономики, всемерной поддержки частного, прежде всего, малого и среднего бизнеса. Нереально каждого казахстанца сделать нефтяником или банкиром. Но массовый малый и средний бизнес способен выступить эффективным каналом перераспределения доходов крупных корпораций через систему экономических взаимоотношений, приобщить каждую казахстанскую семью у глобальному успеху национальной экономики. Для успешной реализации этих стратегических задач, необходимо реализовать следующий комплекс мер: ● добиться успешной реализации проектов Программы форсированного индустриально-инновационного развития, эффективности вложенных в нее государственных средств и действительной работы запускаемых предприятий; ● ввести обязательную инновационную составляющую в проектах ПФИИР, соответствующую критериям наукоемкости, технологичности, экологичности и энергосбережения. ● обеспечить эффективное использование транзитного потенциала Казахстана, экономических преимуществ проекта Западная Европа-Западный Китай; ● обеспечить эффективность реализации программы "Дорожная карта бизнеса-2020", деятельности всех ее звеньев и доведение выделенных средств до конкретных предприятий; ● ввести парламентский мониторинг деятельности национальных институтов развития по поддержке частного бизнеса, обеспечить эффективность использования ими государственных средств, выделенных на развитие предпринимательства; ● провести демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей; ● обеспечить увеличение казахстанского содержания в деятельности иностранных инвесторов, приоритет казахстанских производителей при закупках товаров и услуг, передачу контрактов на обслуживание и технологий на используемое оборудование в рамках офсетной политики. В целях стимулирования деловой активности частного предпринимательства и расширения его возможностей в процессе развития экономики и социальной сферынеобходимо: • создать условия, стимулирующие переток частного бизнеса из торгово-посреднической сферы в реальный сектор экономики, в этих целях добиться реальных преференций для средних предприятий перерабатывающей промышленности; • обеспечить продовольственную и потребительскую безопасность, направить усилия на поддержку пищевой отрасли и производство товаров народного потребления; • освободить малый и средний бизнес от уплаты НДС и КПН в течение трех лет с момента создания предприятия; • упростить процедуры налогового администрирования и отчетности; • отменить штрафы по налоговой отчетности для частных предпринимателей, если допущенные ими в рамках этой отчетности нарушения не наносят прямого ущерба государственному бюджету; • отказаться от применения ареста счетов, остановки расходных операций коммерческих структур; • сократить срок исковой давности по налоговой отчетности и налоговые проверки за прошедшие периоды – с пяти до трех лет; • ужесточить уголовную ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершаемое должностным лицом с использованием служебного положения; • ввести отраслевые ставки НДС для приоритетных отраслей от 0% (для сельского хозяйства и сельхозпереработки) до 6% (для легкой и пищевой промышленности, машиностроения); • провести практическую демонополизацию ряда секторов естественных монополий с целью усиления конкуренции и снижения цен для потребителей соответствующих товаров и услуг; • сократить вмешательство квазигосударственного сектора в экономику, ликвидировать или приватизировать нерентабельные предприятия с государственным участием в конкурентных секторах экономики, провести разгосударствление 70% предприятий с государственным участием; • совершенствовать систему государственных закупок, включая обеспечение максимальной прозрачности соответствующих процедур и обращения государственных органов непосредственно к производителям определенных товаров и услуг; • разработать и внедрить методику анализа регуляторного воздействия (АРВ) для разработки и принятия новых нормативных правовых актов; • обеспечить приоритет отечественных производителей на внутреннем рынке, в том числе в системе закупок национальных компаний, и недопущение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний. • Посредством реализации этих и других мер по улучшению делового климата в Казахстане в среднесрочном периоде нужно достигнуть увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 60%;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА И ПРАВ ЛИЧНОСТИ Для полноценного и эффективного обеспечения соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан республики и верховенства закона необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование соответствующих правовых и организационно-технических механизмов, развитие независимого и справедливого правосудия, усиление парламентского и общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, усиление противодействия коррупции во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества и государства. 1. В целях обеспечения государством равенства всех граждан перед законом, независимо от их социального, должностного и иного положения, необходимо: • обеспечить всестороннюю и последовательную реализацию мер, предусмотренных Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года; • привести действующее законодательство Республики Казахстан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах; • выявить и устранить все противоречия между законодательными актами и ведомственными документами, регулирующими вопросы соблюдения конституционных прав и свобод граждан; • увеличить правовые способы и механизмы защиты частной жизни и персональных данных граждан, включая внесение соответствующих положений в административное законодательство; • расширить формы и механизмы правового просвещения населения страны; • обеспечить практическую, а не декларативную, реализацию принципа презумпции невиновности; прозрачного, неподкупного и справедливого суда, защиту прав граждан в ходе досудебных мероприятий, судебного процесса а также в местах лишения свободы; • добиться как минимум двукратного сокращения числа приговоров, связанных с лишением свободы, за счет переноса основных наказаний в экономическую плоскость; • кардинально повысить исполнение судебных решений, прежде всего по хозяйственным и гражданским спорам; • обеспечить полную компенсацию пострадавшим нанесенного ущерба как за счет виновной стороны, так и за счет специального компенсационного фонда. 2. В целях реализации и защиты права частной собственности необходимо: • принять закон "О частной собственности в Республике Казахстан", призванный обеспечить серьезные государственные гарантии неприкосновенности имущества и иных объектов собственности граждан и негосударственных юридических лиц, включая право на зищиту частной собственности. • установить в гражданском законодательстве Республики Казахстан принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права собственности, толкуются в пользу собственника; • дополнить Гражданский кодекс Республики Казахстан положением, содержащим все допустимые способы защиты и самозащиты права собственности от незаконных посягательств и рейдерских захватов; • четко определить и конкретизировать в действующем законодательстве понятия "государственные нужды" и "исключительные случаи" относительно принудительного отчуждения у граждан их имущества с учетом норм Конституции Республики Казахстан и международным обязательствам Казахстана в сфере прав и свобод человека; • унифицировать порядок определения суммы возмещения гражданам государством в случаях принудительного отчуждения у них имущества для государственных нужд; • привести процедуру таможенного оформления имущества граждан в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан и общепризнанными международными стандартами. 3. В целях гуманизации уголовной политики и уголовного законодательства республики необходимо: • отказаться от смертной казни как высшей меры уголовного наказания с заменой ее на пожизненное заключение; вопрос о применении смертной казни в исключительных случаях и по особым обстоятельствам должен быть решен путем широкого общественного обсуждения проблемы; • обеспечить декриминализацию ряда правонарушений, не связанных с умышленной угрозой жизни и здоровью граждан; • обеспечить соблюдение принципа презумпции невиновности в уголовном процессе; • обеспечить всесторонность, полноту и объективность в процессе дознания, следствия и судебного разбирательства по уголовным делам; • установить применение к гражданам, подозреваемым в совершении уголовных преступлений, меры пресечения в виде ареста исключительно в соответствие со степенью тяжести соответствующих преступлений; • сформировать с участием представителей общественности национальный превентивный механизм, направленный на предотвращение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; • создать организационно-правовые условия для расширения практики применения судами альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания, включая общественные работы и возмещение материального ущерба; • расширить условия и механизмы предоставления гражданам, осужденным к лишению свободы, защиту их жизни и здоровья, права на сообщение родственникам о своем состоянии, своевременной медицинской помощи, квалифицированной юридической помощи; • обеспечить прозрачность деятельности уголовно-исполнительной системы, включая общественный контроль со стороны правозащитных, иных заинтересованных общественных организаций и СМИ в отношении изоляторов временного содержания и исправительных учреждений; • добиться реализации и иных основополагающих прав личности, гарантированных Конституцией Республики Казахстан.
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НАРОДА КАЗАХСТАНА Преемственность духовно-культурного опыта поколений является одной из главных основ укрепления государственной независимости Казахстана. Осмысление национальной истории, своих истоков, самобытности и специфики призвано послужить духовной и идейной консолидации общества. Партия "Ак жол" считает необходимым: ● обеспечить сохранение и приумножение национального культурного наследия, качественную реализацию целевых программ развития культуры и искусства; ● преодолеть принцип "остаточного" финансирования духовной сферы, на 50% увеличить бюджетные расходы на развитие культуры, искусства, народного творчества; ● увеличить число учащихся общеобразовательных школ с казахским языком обучения на 30% к 2020 году; ● повысить статус и расширить сферу применения казахского языка, прежде всегл в экономике и бизнесе, включая иностранные компании; предусмотреть соответствующие нормы в законе "О государственном языке РК" как меры, позволяющей достичь стратегической цели знания и использования 95% казахстанцев государственного языка к 2025 году; ● содействовать переводу казахского языка на латинский алфавит; ● провести модернизацию казахского языка, окончательно решив вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов и терминов; ● увеличить удельный вес документов на казахском языке в государственных органах до 80% к 2020 году; ● увеличить объем теле-, радиопрограмм по теле-, радиоканалам, независимо от форм их собственности, на государственном языке по времени до 70% к 2020 году; ● увеличить финансирование производства национальных фильмов на 50% и перевода иностранных фильмов на казахский язык для показа в кинотеатрах; ● увеличить содержание произведений казахстанских авторов в репертуарах культурно-массовых мероприятий; ● гарантировать эффективное использование и практическую результативность государственных средств, выделенных на развитие государственного языка; ● проводить воспитание молодого поколения в духе уважения к национальной истории Казахстана, казахскому языку и казахской культуре, равно как и к истории, культуре и языкам других этносов; ● активизировать работу по включению природно-культурных объектов Казахстана в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (Шелковый путь, археологические объекты оазиса Отырар, культурный ландшафт Улытау, Аксу-Жабагылы, Северный Тянь-Шань и т.д.); • принять программу изучения и популяризации, в том числе среди русскоязычной аудитории, идейных воззрений деятелей движения "Алаш" и их востребованности в XXI веке, особенно в части социальной, политической и экономической модернизации казахстанского общества по европейскому пути; ● усилить миграционную политику по возвращению соотечественников на историческую родину, обеспечив при этом сбалансированный подход стимулирования расселения в соответствии с потребностями экономики, характером размещения производительных сил и Программой индустриализации; ● законодательно закрепить предоставление гражданства Республики Казахстан после сдачи экзамена на знание государственного языка, Конституции РК и истории Казахстана. ● поддерживать традиционные религии народов Казахстана, защищать духовную сферу общества от влияния чуждых сект и течений.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Деятельность в сфере внешней политики и обеспечения национальной безопасности Казахстана должна проводиться на основе учета национальных интересов страны, создания действенных механизмов их продвижения и защиты, укрепления суверенитета, независимости и территориальной целостности республики. 1. В сфере внешней политики необходимо: • обеспечить создание благоприятных внешнеполитических условий для развития республики, а также развитие отношений с внешнеполитическими партнерами на основе равноправия, доверия, взаимоуважения, взаимопонимания, открытости, добрососедства, взаимовыгодного партнерства и дипломатической корректности в отношении друг к другу; • осуществлять участие Казахстана в любых интеграционных процессах исключительно в рамках экономического сотрудничества и в соответствии с интересами национальной Независимости; • решительно усилить позиции Казахстана по отстаиванию интересов отечественного бизнеса в переговорном процессе со странами-партнерами; • обеспечить политику протекционизма и поддержки казахстанской продукции на рынках стран-партнеров по ТС-ЕЭП; • не допустить создание в указанных интеграционных образованиях наднациональных органов, претендующих на выполнение политических полномочий в отношении стран-участниц; • помимо взаимодействия с партнерами по евразийским процессам, обеспечить баланс внешнеэкономических и внешнеполитических интересов Казахстана через поступательное развитие сотрудничества с Китаем, Европейским союзом, США и исламским миром; • обеспечить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) на условиях следования национальным интересам; • в рамках участия Казахстана в ВТО, обеспечить населению доступ к лучшим товарам и услугам по доступным ценам; приобщить страну к передовым стандартам качества жизни; • добиваться незамедлительного прекращения участия (членства) Казахстана в любых интеграционных образованиях и международных организациях, если это участие (членство) будет сопряжено с ущемлением Независимости страны и национальных интересов народа Казахстана; • создать в рамках деятельности Министерства иностранных дел эффективные механизмы защиты прав граждан Казахстана за рубежом. 2. В сфере обеспечения национальной безопасности необходимо: • расширение международного сотрудничества в интересах укрепления обороноспособности республики, противодействия терроризму, экстремизму, транснациональной преступности, нелегальной миграции, наркобизнесу и другим угрозам национальной безопасности; • принятие комплекса мер, направленных на повышение и укрепление боеспособности Вооруженных сил республики, включая расширение и совершенствование боевой подготовки личного состава; • обеспечение целевого и эффективного использования средств, выделяемых на финансирование Вооруженных сил, специальных служб и правоохранительных органов страны; • предупреждение проявлений терроризма и экстремизма путем снятия их социальных предпосылок в виде актуальных проблем безработицы, несправедливости, отсутствия жилья и личных перспектив молодежи; а также проведения широкой профилактической работы с представителями различных слоев и групп населения республики; • усиление уголовной ответственности за правонарушения экстремистского характера, ведение соответствующей пропаганды и вовлечение граждан, особенно молодежь, в данную деятельность. Соответствующая деятельность государства и его уполномоченных органов должна способствовать уверенности казахстанцев в способности государства защитить их от всевозможных внутренних и внешних угроз.
СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ОППОНИРОВАНИЯ Партия "Ак жол" исходит из того, что стержнем политических дискуссий на новом этапе развития Казахстана станет поддержание общественно-политического баланса в условиях обозначенных проблем, противоречий и вызовов. В этих дискуссиях ДПК "Ак жол" будет стремиться к тому, чтобы позиция и интересы формирующегося казахстанского среднего класса были услышаны и учитывались при принятии решений всеми политическими силами страны. Демократическая партия "Ак жол" будет решительно противостоять необоснованным ограничениям и ущемлениям прав и свобод граждан, любым проявлениям нетерпимости, беззакония, коррупции и экстремизма в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, действиям, способствующим подрыву стабильности и безопасности республики, ее престижа в международном сообществе. Мы способны выступить принципиальным оппонентом любой политической силе, избравшей подобный стиль деятельности и исповедующей соответствующую ему систему ценностей. Партия "Ак жол", даже находясь в меньшинстве, готова оппонировать партии власти и ее правительству по тем вопросам, где их действия будут противоречить интересам, унижать достоинство и нарушать законные права простых людей. При этом политическое оппонирование наша партия будет осуществлять на основе конструктивизма, в рамках Конституции и законов республики, в целях объединения всех здравомыслящих граждан, ради укрепления демократического конституционного строя. Партия "Ак жол" намерена активно участвовать в процессе принятия и осуществления важных политических решений и влиять на данный процесс на национальном, региональном и местном уровнях в интересах реализации своих программных целей и задач в любых других, не противоречащих Конституции и законам республики формах. При этом соответствующую деятельность, включая возможное участие во власти, партия рассматривает не как самоцель, а как средство своего эффективного служения своей стране и своему народу. * * * Демократическая партия "Ак жол" представляет обществу обновленную политическую программу. Программу, нацеленную на сохранение высокой динамики политического и социально-экономического развития Республики Казахстан. Вызовы, стоящие перед страной, требуют консолидации всех конструктивных политических сил, всех неравнодушных граждан. Партия обращается к старшему поколению, опыт и профессионализм которого как никогда востребован в созидании Казахстана ХХI века! Партия подчеркивает свое единение с наиболее инициативной и активной частью общества. С людьми, определяющими контуры будущего Казахстана в бизнесе, политике, науке и культуре! Партия обращается к молодежи, которой в самом скором будущем предстоит внести свой вклад в развитие страны! Программа, которую представляет партия, это программа реалистов. Людей, знающих действительное положение дел, понимающих риски и возможности для страны, и действующих во благо и процветание Казахстана! * * * Проект "Политическая программа Демократической партии Казахстана "АК ЖОЛ" после обсуждения на XI съезде партии был взят за основу и предложен для широкого обсуждения во всех партийных организациях. Изменения и дополнения в окончательную редакцию документа будут внесены соответствующей Редакционной комиссией, после чего предполагается утверждение Политической программы на заседании Центрального Совета партии. |