NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 13:10 ast
11:10 msk

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года №258
О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014–2018 годы
16.04.2014 / политика и общество

В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014–2018 годы.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан С. Ахметов

Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 26 марта 2014 года №258

Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014–2018 годы

1. Миссия и видение
Миссия: формирование и реализация государственной политики в области образования и науки, обеспечивающей конкурентоспособность и устойчивый социально-экономический рост.
Видение: высокообразованная, конкурентоспособная, интеллектуальная нация.

2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности

Стратегическое направление 1. Обеспечение доступности качественного образования
Образование – стратегический ресурс, формирующий интеллектуальный капитал страны. Этим обусловлено определение образования в качестве одного из важнейших приоритетов государственной политики во всех стратегиях развития Казахстана.
В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь: единая цель, единые интересы, единое будущее" Президент Н.А. Назарбаев еще раз обозначил образование как одно из приоритетных направлений работы по вхождению страны в число 30-ти самых развитых стран мира.
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 января 2014 года №9 утвержден План мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образования, науки и молодежной политики на 2014–2016 годы (далее – План приоритетных направлений развития).
Планом определены тактические действия по реализации задачи, поставленной Главой государства – создание конкурентоспособной и мобильной системы образования, отвечающей по качеству и доступности, запросам общества и потребностей экономики.

1. Дошкольное воспитание и обучение

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
По данным Управлений образования областей, городов Астаны, Алматы в Казахстане охват дошкольным воспитанием и обучением, по сравнению с 2013 годом, вырос на 1,9% и составляет 48,8% детей в возрасте 1-6 лет, 73,4% детей в возрасте 3-6 лет, в развитых странах этот показатель достигает 90-100%.
Ежегодный рост очередности на места в дошкольных организациях за счет рождаемости составляет в среднем 19,9% в год по стране. Кроме этого, в пяти регионах в силу факторов рождаемости и миграции этот показатель составляет 24,3%: в Южно-Казахстанской – 46,1%, Жамбылской – 10,4% областях, городах Алматы – 23,1%, Астане – 10,1%.
На 100 мест в детских садах в среднем приходится 112 детей, в том числе в городах – 118. В городской местности детскими садами охвачено 47,7% (313,8 тыс. детей), в сельской – 31,8% (160,1 тыс. детей).
Не нашло должного развития инклюзивное образование в системе дошкольного образования. Из 138,5 тыс. детей с ограниченными возможностями 44, 8 тыс. человек или 32,3% дети дошкольного возраста. В том числе 8,1 тыс. детей от 0 до 3 лет, 36,7 тыс. детей с 3 до 6 лет.
По специальным дошкольным программам обучается 27,4 (61%) детей.
Таким образом, при медицинском обследовании детей раннего возраста от 0 до 3-х лет выявление проблем в развитии составляет 5,8% (2013 г. – 8065, 2012 г. – 8416), что влияет на результаты оказание коррекционно-развивающей помощи и на предотвращение инвалидности.
Наряду с государственными дошкольными организациями открываются и частные детские сады, если в 2011 году их количество составляло 449, то на сегодня – 898.
В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь–2050: единая цель, единые интересы, единое будущее" к 2020 году охват планируется довести до 100% детей от 3 до 6 лет, предоставив им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры.
Одной из основных задач в дошкольном образовании является содействие эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. В связи с этим обновляются государственные общеобразовательные стандарты образования (далее – ГОСО) и учебные программы дошкольного воспитания и обучения с учетом анализа международного и лучшего отечественного опыта.
Сегодня в дошкольных организациях республики используются программы "Балбөбек", "Қайнар", "Алғашқы қадам", "Зерек бала", "Біз мектепке барамыз" с учебно-методическими комплексами (далее – УМК), включающие в себя издания более 90 наименований.
Опыт работы дошкольного воспитания и обучения Англии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии показал эффективность вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей. Данная форма работы успешно начинает внедряться в отдельных регионах нашей республики в виде консультационных пунктов для родителей. На сегодня в республике функционируют около 2 тысяч консультационных пунктов для родителей, которые обеспечивают единство и преемственность семейного и общественного воспитания, психолого- педагогическую помощь родителям, поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные организации.

Анализ основных проблем
Не обеспечен полный доступ к дошкольному образованию. Потребность в дошкольных местах составляет 487,9 тыс. человек (в 2012 году – 406,6 тыс. человек). Это связано с демографическими, миграционными, экономическими факторами.
В целях решения проблемы дефицита мест в дошкольных организациях разработан Пошаговый план ввода и открытия дошкольных организаций на 2014–2020 годы. Согласно Плану будет обеспечено открытие более 480 тыс. мест, что позволит довести охват детей с 1 до 6 лет до 80%, с 3 до 6 лет – 100%.
Имеет место несоответствие используемых методов и форм работы с детьми современным задачам, отсутствует системность во внедрении инновационных технологий в дошкольном образовании. В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство. Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года государство должно предоставлять возможности для дошкольного воспитания и обучения всем детям независимо от места проживания и доходов семьи.
В связи с чем, планируется разработать, апробировать и внедрить в систему дошкольного воспитания и обучения новые УМК и технологии, обновить действующие программы.
Одной из проблем является укомплектованность дошкольных организаций несоответствующими квалификационными кадрами.
Только 20% педагогов детских садов имеют высшее педагогическое дошкольное образование, специализированное на дошкольном воспитании и обучении.
В настоящее время подготовку кадров по специальности "Дошкольное обучение и воспитание" осуществляют 32 вуза и 31 колледж. В них обучаются 19,9 тыс. и 5,5 тыс. человек соответственно. Стоит отметить ежегодное увеличение количества студентов организаций технического и профессионального образования, обучающихся по государственому образовательному заказу (далее – госзаказ): 2013 г. – 5,4 тыс., 2012 г. – 5,0 тыс, 2011 г. – 4,1 тыс. человек.
Увеличивается объем госзаказа на подготовку кадров с послевузовским (магистратура) дошкольным образованием: в 2012 году – 35 мест, в 2013 году – 70 мест.
Недостаточно развивается главное направление в развитии инклюзивного образования – раннее вмешательство в нарушенное развитие. Низкий охват коррекционно-педагогической помощью детей раннего возраста негативно сказывается на эффективности реабилитации детей с отклонениями в развитии. Потребность в открытии кабинетов психолого-педагогической коррекции по сопровождению детей с ограниченными возможностями составляет 54 единицы. Кабинеты психолого-педагогической коррекции недостаточно охватывают коррекционной помощью детей раннего и дошкольного возраста (от 10 до 40%).

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) изменение в демографической ситуации: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, с 2000 до 2010 года – рост рождаемости;
2) затяжной характер ввода в эксплуатацию детских садов;
3) финансирование по остаточному принципу;
4) преобладание числа мини-центров с неполным днем пребывания и с несоответствующим оснащением (58,4%);
5) дефицит педагогических кадров со специальным дошкольным образованием – 11% от общего количества педагогов;
6) востребованность экономики в женском труде.
2. Внутренние факторы:
1) продление срока реализации программы "Балапан" до 2020 года;
2) многообразие видов дошкольных организаций (61,8% мини-центры, 5,7% – комплексы "школа-детский сад", 26,8% – частные детские сады, 1,8% – семейные детсады, 167 – центры развития детей, 1183 – консультационные пункты для родителей и др.);
3) обновленная нормативная правовая база и методическое обеспечение;
4) разработка новых методик и внедрение инновационных технологий;
5) разработка уровневых программ повышения квалификации для педагогов дошкольных организаций в 2016 году.

2. Среднее образование

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года основной целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу Казахстана как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
Ежегодно в Посланиях народу Казахстана Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркивает, что ведущим фактором экономического и социального прорыва в XXI век являются "сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания".
Поэтому стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение инновационного характера базового среднего образования;
2) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
3) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
4) формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Среднее образование является базовым уровнем системы образования. По данным Управлений образования областей, городов Астаны, Алматы в 2013–2014 учебном году в республике функционируют 7332 дневных государственных общеобразовательных школ с общим контингентом 2,5 млн. детей (в 2012–2013 учебном году – 7402 с контингентом 2,5 млн. учащихся).
За годы независимости система среднего образования подвергается постоянной модернизации.
С 1 сентября 2013 года введено изучение английского языка с 1 класса.
В связи с этим впервые разработана учебная программа по английскому языку для начальных классов и утверждена приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) №115 от 3 апреля 2013 года.
Одним из ключевых проектов, способствующих модернизации системы среднего образования Республики Казахстан, является проект "Назарбаев Интеллектуальные школы". Главная задача Интеллектуальных школ заключается не только в подготовке конкурентоспособных выпускников, но и в развитии системы среднего образования Казахстана путем трансляции своего опыта, в обеспечении равного доступа к качественному среднему образованию для всех.
В республике функционируют 15 Назарбаев Интеллектуальных школ физико-математического и химико-биологического направления.
Для обучения учащихся разработана Интегрированная образовательная программа – стандарт для Интеллектуальных школ, которая объединяет лучший зарубежный опыт и отечественную практику. Разработаны 40 учебных программ, 60 учебных планов по предметам.
В целях реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 года "Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" продолжается целенаправленная работа по внедрению в учебный процесс опыта АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы". В 35-ти школах республики транслируется опыт Назарбаев Интеллектуальных школ.
Число школ с обучением на 3-х языках составляет в 2013–2014 учебном году – 90, в том числе 29 казахско-турецких лицеев, 15 Назарбаев Интеллектуальных школ, 33 специализированных школ для одаренных детей, 13 общеобразовательных школ.
В стране ежегодно увеличивается сеть специализированных организаций образования для одаренных детей (далее – СОООД), предоставляющая элитарное образование учащимся. Так, в 2013–2014 учебном году количество СОООД по сравнению с 2008–2009 учебном году увеличилось на 8, тем самым составив 115 школ, в том числе 104 – в городской местности и 11 в сельской. Общий контингент обучающихся составил 50,7 тыс. детей.
За последние два года по результатам участия казахстанских учащихся в международных олимпиадах Казахстан входит в число 15 лучших стран мира по математике, физике и химии. Так, за 2013 год учащимися республики завоевано 967 медалей и грамот, из них 188 – золотых, 298 – серебряных, 463 – бронзовых и 18 грамот.
Блестящие победы казахстанских школьников привлекают внимание международных оргкомитетов интеллектуальных олимпиад. Казахстан как организатор различных международных олимпиад имеет опыт проведения следующих значимых олимпиад:
1) в 2006 году – Азиатская олимпиада по физике;
2) в 2010 году – Международная олимпиада по математике;
3) в 2012 году – Международная Менделеевская олимпиада.
Сегодня республика готовится к проведению в июле 2014 года 45-ой Международной олимпиады по физике (IPhO), где примут участие школьники из свыше 80 стран мира, в 2015 году Международной олимпиады школьников по информатике.
Также в январе 2014 года проведена юбилейная X Международная Жаутыковская олимпиада по математике, физике и информатике, в которой приняли участие 59 команд (390 участников) из 17 стран мира: Казахстана, России, Украины, Беларуси, Азербайджана, Грузии, Армении, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Болгарии, Румынии, Сербии, Индии, Индонезии и Монголии.
Образование детей с ограниченными возможностями и их социальная адаптация обеспечивается с учетом особых образовательных потребностей.
Улучшилась ситуация по выявлению детей с ограниченными возможностями в раннем и дошкольном возрасте. Раннее вмешательство способствует скорой дальнейшей реабилитации детей.
Всего в 2013 году психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК) выявлено 138,5 тыс. детей с ограниченными возможностями (2012 г. – 151,2 тыс. детей). Из них от 0 до 6 лет – 44,8 тыс. ребенка, 7-18 лет – 93,7 тыс. детей. Из выявленных детей с ограниченными возможностями имеют нарушения: задержка психического развития – 40 тыс., умственная отсталость – 22,5 тыс., нарушение речи – 37,9 тыс., опорно-двигательного аппарата – 20,2 тыс., зрения – 10,5 тыс., слуха – 7,1 тыс., аутизм – 1,1 тыс.
С учетом особых образовательных потребностей получают образование с коррекционно-педагогической поддержкой 118,2 тыс. (85,3%) детей (83,5 тыс. школьного и 34,7 тыс. дошкольного возраста). Из них по специальным учебным программам обучается 62,1 тыс. учащихся, (в 102 специальных организациях – 14,0 тыс. детей; в специальных классах – 8,5 тыс. детей; инклюзивно – 30,0 тыс. детей, на дому – 8,4 тыс. детей; в частных организациях образования – 1,2 тыс. детей.
Наравне со специальным образованием реализуется политика инклюзивного образования.
В рамках Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы обеспечены компьютерной техникой и оборудованием за счет республиканского бюджета (далее – РБ) 6335 детей-инвалидов, обучающихся на дому.
По результатам диагностики индивидуальные программы реабилитации получают 13,3 тыс. детей дошкольного возраста, 14,9 тыс. детей школьного возраста в 133 кабинетах психолого-педагогической коррекции (2012 г. – 129) и 17 реабилитационных центрах.
В системе среднего образования образовательный процесс тесно связан с воспитательным компонентом, который, в основном, реализуется через дополнительное образование.
Дополнительное образование для детей является сегодня актуальным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Сеть организаций дополнительного образования для детей в 2013–2014 учебном году составляет 660 единиц (2012 г. – 641). В них охвачено 576,2 тыс. (2012 г. – 563,8 тыс.) детей, что составляет 23,1% (2012 г. – 22,9%).
Одна из главных задач на сегодняшний день – это увеличение охвата детей дополнительным образованием. Кроме расширения сети внешкольных организаций (за счет строительства, передачи иных зданий), увеличивается количество кружков, секций и клубов (за счет открытия филиалов и объединений в школах), создаются клубы по интересам.
В рамках Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы по всей стране идет работа по укреплению материально-технической базы организаций дополнительного образования для детей. Во Дворце школьников Астаны действует Национальный интерактивный парк. В регионах ведется работа по оснащению организаций дополнительного образования комплексами "Робототехники", современными высокотехнологичными теплицами, музыкальным оборудованием, туристско-экспедиционным оборудованием.
Здоровье и образ жизни детей требуют повышенного внимания со стороны как родителей и общественности, так и государства.
В школах функционируют 6243 медицинских кабинетов. Медицинское обслуживание школьников обеспечивают 260 врачей и 7525 медсестер. Кроме того, в специальных медицинских группах занимаются более 20 тысяч школьников (4%) с ослабленным здоровьем из 507 тысяч детей, имеющих хронические заболевания. Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важным звеном в системе ежедневного контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения.
Важную роль в физическом развитии детей и подростков играет горячее питание. Горячее питание организовано в 84,6% школ республики для 1,9 млн. детей (80,4%). Бесплатным горячим питанием охвачено 99% обучающихся из малообеспеченных семей.
В общеобразовательных школах расширяется сеть спортивных секций по видам спорта. Функционируют свыше 31 тысячи спортивных секций, что на 5 тысяч единиц больше, чем в 2012 году. Их деятельностью охвачено 27,7% детей школьного возраста (в 2012 г. – 21,6%).
Для совершенствования системы среднего образования в настоящее время проводится работа по следующим направлениям:
1) развитие функциональной грамотности школьников для стимулирования творческого мышления и решения проблем, а также укрепления готовности школьников к обучению в течение всей жизни;
2) обновление содержания среднего образования (приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №9 от 13 января 2014 года утвержден План мероприятий по реализации приоритетных направлений);
3) организация курсов повышения квалификации учителей на базе АО "Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" и Центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" с использованием принципиально нового контента, которые были разработаны АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" совместно с Кембриджским университетом. На сегодня курсы прошли 23 тыс. учителей.
Анализ основных проблем
В казахстанском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация образования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов Казахстана и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития страны.
В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.
Из 7332 дневных общеобразовательных школ:
1) 2257 школ или 30,7% расположены в приспособленных зданиях;
2) 5954 школы или 81,2% построены до 1990 года, 2427 школ или 33,1% – до 1970 года;
3) 182 школы или 2,5% расположены в аварийных зданиях;
4) 4949 школ или 67,5% школ работают в две смены, а 112 школ или 1,5% – в три;
5) в 1452 школах или 19,8% требуется капитального ремонта;
6) 796 школ или 10,8% от общего количества используют печное отопление;
7) лишь 3644 (49,7%) – оснащены кабинетами физики новой модификации, 2163 (29,5%) – кабинетами химии, 2911 (39,7%) – кабинетами биологии, 3820 (52,1%) – ЛМК;
8) 1 975 школ или 27% не имеют спортивного зала, 859 школ или 11,7% – библиотек.
Низкий качественный состав учителей: от общего количества педагогов имеют высшую категорию 16,3%, первую категорию – 31%. Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 12,8%. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 3,3%.
Динамика последних лет (2013 г. – 7332 школы, 2010 г. – 7516 школ) показывает, что число дневных школ снижается. Наиболее резким является уменьшение начальных школ, далее следуют основные и средние. Это связано с закрытием малокомплектных школ (далее – МКШ) в малых селах. Около 50% школ республики являются МКШ. В некоторых областях малокомплектными являются подавляющее большинство школ: в Северо-Казахстанской – 85,2%, Акмолинской – 78,9%, Костанайской – 75,3% и Западно-Казахстанской – 74%.
Технико-экономическое обоснование внедряемой системы электронного обучения требует корректировки. Существующие информационные системы не интегрированы и не взаимодействуют. Предусмотренная Законом Республики Казахстан "Об образовании" Единая информационная система образования не создана. Не проводился комплексный функциональный анализ работы структурных подразделений министерства и его подведомственных организаций.
Сложившаяся в стране комплексная диагностика нарушений в развитии, система ранней коррекционно-педагогической поддержки позволяют только каждому третьему ребенку с ограниченными возможностями в развитии быть включенным в общеобразовательный процесс. Не в полной мере обеспечен равный доступ к образованию детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями в развитии.
Коррекционно-педагогическую поддержку в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, логопедических пунктах, кабинетах дошкольного и инклюзивного образования, учебно-воспитательных центрах получают 27,5 тыс. детей и подростков, что составляет 18,5% всех выявленных детей с ограниченными возможностями. Из них 9,2% получают коррекционно-педагогическую помощь только в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах, логопунктах и учебно-воспитательных центрах.
Недостаточная сеть психолого-медико-педагогической консультации.
Остается проблемой издание учебников шрифтом Брайля для незрячих и укрупненным шрифтом для слабовидящих учащихся. В специальных школах используются около 90% ветхой и морально устаревшей учебной литературы. Не хватает учебников и УМК на казахском языке.
Слабая материально-техническая база организаций дополнительного образования: из 660 организаций и 20 их структурных подразделений, 183 расположены в типовых зданиях, 478 – в приспособленных, 16 – в пришкольных зданиях, в 3 – арендованных. В 179 зданиях дополнительного образования из 660 требуется капитальный ремонт (26,3%), 22 или 3,2% находятся в аварийном состоянии.
Для эффективного развития массового спорта недостаточно спортивных залов, спортинвентаря и оборудования, не обеспечивается доступность большинства спортивных объектов для детей и подростков.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) влияние демографических, миграционных, экономических факторов развития регионов;
2) нарушение сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
3) 15,6% зданий школ превышают допустимые сроки службы и являются потенциальными аварийными школами;
4) недостаточное финансирование местными исполнительными органами внешкольных организаций образования;
5) снижение престижности профессии учителя;
6) разрыв качества образования между городской и сельской местностью: слабое обеспечение информационно-коммуникационной техникой и интернет-ресурсами и электронными средствами обучения, к интернету подключены почти все школы села, однако сельские школы практически не имеют доступа к широкополосному интернету, тогда как 67,2% городских школ подключены к широкополосному интернету;
7) предусмотренные равные права детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов на получение качественного образования реализуются не в полной мере;
8) слабое внедрение инклюзивного образования из-за недостаточной информированности населения;
9) слабое использование медиаресурсов в пропаганде идей инклюзивного (вовлеченного) образования.
2. Внутренние факторы:
1) обновленное содержание среднего образования;
2) наличие сети опорных школ (ресурсных центров), созданных для поддержки МКШ;
3) наличие более 23,0 тыс. педагогов, прошедших повышение квалификации по уровневым программам;
4) недостаточность сети специальных организаций для оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями с раннего возраста.

3. Техническое и профессиональное образования:

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Система ТиПО играет ключевую роль в удовлетворении потребностей рынка труда и перспектив развития экономики страны.
По данным Управлений образования областей, городов Астаны, Алматы в стране функционируют 849 колледжей, в том числе 472 государственных, из них 175 или 20,6% расположены в сельской местности.
Контингент обучающихся составляет 561,9 тыс. человек, в том числе в колледжах на дневном отделении обучаются 457,6 тыс. человек (104,3 тыс. человек обучается на заочном отделении), из них 244,4 тыс. человек или 53,4% учатся по госзаказу.
Обучение ведется по 183 специальностям и 463 квалификациям. 51% обучающихся или 286,1 тыс. человек обучаются по техническим, технологическим, сельскохозяйственным специальностям.
В 2013 году введены в эксплуатацию новые 3 колледжа на 1 480 мест (государственный колледж пассажирского транспорта и технологий на 720 ученических мест в городе Алматы, колледж в городе Каракиян Мангистауской области на 400 ученических мест и в селе Шаян Южно-Казахстанской области на 360 ученических мест).
Дополнительно введено 772 места в общежитиях за счет строительства и реконструкции, в т.ч.:
1) построено 2 общежития на 32 места в Жамбылской области на 200 мест в Мангистауской области;
2) восстановлено 2 общежития на 100 мест в Костанайской области, на 300 мест в ЮКО;
3) реконструировано 1 общежитие на 140 мест в Алматинской области.
Экономика и общество, основанные на знаниях, обучение в течение всей жизни – должны стать способами решения проблем конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.
В техническом и профессиональном образовании необходимо осуществить переход к системе, соответствующей требованиям современного рынка труда, а образовательные программы станут формироваться на профессиональных стандартах через Национальную систему квалификации (далее – НСК).
В 2013 году в целях обновления содержания ТиПО на основе профессиональных стандартов (далее – профстандарты) разработаны 80 типовых учебных планов и программ. Министерством в рамках проекта "Модернизации ТиПО" за счет займа Всемирного Банка (Соглашения о займе №7931 от 24 ноября 2010 года, ратифицировано 2 июля 2011 года, вступил в силу 9 августа 2011 года) содействовал государственным органам в разработке профстандартов по 66 специальностям (геология, горнодобывающая промышленность и добыча полезных ископаемых – 7, энергетика и электроэнергетика – 8, металлургия и машиностроение – 9, строительство, производство, монтаж, эксплуатации и ремонта (по отраслям), транспорт (по отраслям) – 11 проектов, связь – 10, сельское хозяйство, ветеринария и экология – 10, нефтегазовое и химическое производство – 11). В рамках внедрения НСК в сфере образования разработаны профессиональные стандарты по 10 педагогическим специальностям (за счет средств распределенных МТСЗН РК).
В пилотном режиме созданы независимые центры подтверждения квалификации на базе 3 объединений работодателей нефтегазовой, горнодобывающей, туристкой отраслей (Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KazEnergy, Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Казахстанская туристская ассоциация). Данными центрами проводится работа по сертификации выпускников в пилотных учебных заведениях.
В 2013 году в оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоении квалификации ТиПО участвовали более 112,6 тыс. выпускников из 737 колледжей по 141 специальности. Из них прошли сертификацию с первого раза 93 тыс. выпускников (82,6%).
В целях повышения качества подготовки кадров в 2013 году 225 мастерских и лабораторий учебных заведений ТиПО оснащены современным оборудованием на сумму 3,3 млрд. тенге, в т.ч. за счет РБ – 2,4 млрд. тенге. 41 учебное заведение получило грант на сумму 2,2 млрд. тенге за счет Всемирного банка за лучшие разработки планов институционального развития.
Начата работа по внедрению современных технологий и методов управления в системе ТиПО через НАО "Холдинг "Кәсіпқор" (далее – Холдинг).
Холдингом определены стратегические партнеры, налажены контакты с работодателями и отраслевыми ассоциациями, достигнуты договоренности по переподготовке преподавателей.
В целях развития взаимодействия с предприятиями внедряются основные элементы дуального обучения в 176 колледжах с участием 2 108 предприятий.
В рамках заключенных 25 776 соглашений между учебными заведениями и компаниями работодателями оказано содействие:
1) в предоставлении рабочих мест для прохождения практики 204 тыс. студентам учебных заведений ТиПО;
2) в материально-техническом оснащении учебных заведений ТиПО на сумму 618,5 млн. тенге;
3) в обучении за счет средств компании и присуждении стипендии 6,4 тыс. человек;
4) в прохождении стажировок 2,2 тыс. инженерно-педагогических работников (далее – ИПР) системы ТиПО.
Доля трудоустроенных выпускников увеличилась с 66,7% до 70,5%.
В системе ТиПО работает 45,6 тыс. человек ИПР, из них 4,5 тыс. человек – руководящие кадры, 6,0 тыс. – мастера производственного обучения, 35,1 тыс. человек – преподаватели.
Качественный показатель ИПР составляет: из 45,7 тыс. человек, имеют высшее образование 41,2 тыс. человек (90,2%), ТиПО – 4,2 тыс. человек (9,2%).
Имеют высшую категорию 11,2 тыс. человек (24,5%), первую категорию – 9,1 тыс. человек (20,0%), вторую категорию 10,9 тыс. человек (23,9%), без категории – 14,5 тыс. человек (31,7%).
По возрастным группам показывают следующее: число работников до 45 лет составляет – 27,2 тыс. человек или 59,5%, от 45 и старше составляет – 18,6 тыс. человек или 40,7%.
Низкая мотивация ИПР для преподавания на высоком уровне вызывает отток высококвалифицированных кадров в другие сферы экономики. Ежегодно около 3 тыс. человек высококвалифицированных ИПР уходят на производство.
Анализ основных проблем
Существующая инфраструктура и материально-техническое оснащение системы ТиПО не обеспечивают качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодежи. Только 30,8% мастерских обновлены современным оборудованием.
Низкое финансирование и стоимость расходов на обучение одного специалиста по госзаказу не способствуют получению обучающимися современных квалификаций.
Слабое развитие социального партнерства, отсутствие заинтересованности предприятий в подготовке кадров.
Отсутствие нормативной правовой базы по привлечению работодателей к подготовке кадров по дуальной системе обучения.
Отсутствие заинтересованности работодателей в разработке профстандартов, что сдерживает своевременное обновление содержания образовательных программ.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) недостаточный объем финансирования ТиПО из местного бюджета (далее – МБ). Во многих областях ТиПО финансируется по остаточному принципу;
2) стоимость госзаказа на обучение студентов не покрывает всю структуру расходов для полноценного формирования учебного процесса;
3) дефицит мест в общежитиях организаций ТиПО;
4) отсутствует система профориентационной работы среди молодежи;
5) недостаточное участие работодателей в подготовке кадров;
6) неполное обеспечение прохождения производственной практики студентами колледжей на производстве;
7) отсутствие реальной потребности в кадрах на долгосрочный период.
2. Внутренние факторы:
1) в 24 районах республики отсутствуют учебные заведения ТиПО. На сегодня в организациях ТиПО обучается лишь 16,9% молодежи (561,9 тыс. человек);
2) недостаточная доступность технического и профессионального обучения для сельской молодежи из-за нехватки общежитий;
3) отсутствует единая методика формирования госзаказа и расчета расходов на подготовку 1 специалиста;
4) слабая материально-техническая база учебных заведений ТиПО;
5) недостаточный уровень квалификации ИПР колледжей, слабое владение ими современными технологиями. На сегодня только 7,5% ИПР ежегодно повышают квалификацию (при норме 20%);
6) законодательно не определена ответственность сторон участников дуального обучения государства, бизнеса и студента;
7) отсутствие механизма привлечения высококвалифицированных специалистов-производственников к инженерно-педагогической работе в колледжах и прохождение обязательной стажировки на предприятиях.

4. Высшее и послевузовское образование

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
В республике функционирует 131 вуз (9 национальных, 31 государственный, 13 негражданских, 1 АОО, 1 международный, 16 акционированных, 60 частных).
Контингент студентов вузов в 2013–2014 учебном году составляет 524,2 тыс. человек, в магистратуре обучается 28 102 человека, в докторантуре – 1,5 тыс. человека.
Численность профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) – 41,6 тыс. человек. Из них докторов PhD – 694, докторов по профилю – 108, докторов наук – 4008, кандидатов наук – 15908 человек. Остепененность ППС составляет 49,8%.
Правительством Республики Казахстан ежегодно утверждается госзаказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием.
Объем госзаказа на подготовку кадров за 2013 год: бакалавриат – 35053 гранта, магистратура – 6959 мест, докторантура PhD – 520 мест. Такое соотношение количества грантов магистратуры к грантам бакалавриата соответствует мировой структуре вузовского контингента (1:5).
Ведется работа по пересмотру структуры госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием. Госзаказ формируется в соответствии с потребностью, представляемой отраслевыми государственными органами. Более половины грантов выделено на технические науки и технологии, сельскохозяйственные и ветеринарные науки.
Ведется целевая подготовка докторов для региональных вузов и научных организаций. При этом программы докторантуры реализуются вузами совместно с зарубежными партнерами: обязательно привлекается зарубежный соруководитель.
Функционирует АО "Центр международных программ" (далее – центр). Основным предметом деятельности центра является осуществление комплекса мероприятий по международным программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом, в том числе международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак".
С 1994–2013 гг. присуждено 10346 стипендий, выпускников – 6282 человека.
Повышение квалификации преподавателей проводится как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет внебюджетных средств. В течение 2013 года 6379 (15,3%) преподавателей прошли курсы повышения квалификации на базе вузов, предприятий, инженерных лабораторий, отраслевых центров. Вместе с тем, в вузах работа в данном направлении не систематизирована, не обеспечивается финансирование программ повышения квалификации.
Расширено право вузов в определении содержания образовательных программ бакалавриата до 55%, магистратуры до 70%, докторантуры до 90%. Это повышает академическую свободу и мобильность вузов, позволяет учитывать особенности рынка труда конкретного региона в соответствующих кадрах.
За счет средств РБ проводится работа по написанию и изданию учебников на казахском языке. Также переводятся и издаются на казахском языке зарубежные учебники. За 3 года реализации программы в библиотеки вузов поступило около 300 новых учебников тиражом свыше 350 тыс. экземпляров.
Казахстан вошел в число стран, принявших Национальные рамки квалификаций. Принятая рамка квалификаций совместима с Европейской рамкой квалификаций и является основой разрабатываемой НСК.
Развивается академическая мобильность студентов и преподавателей на основе принятой Стратегии академической мобильности Казахстана до 2020 года. За 3 года более 1,7 тыс. студентов и магистрантов прошли обучение в зарубежных вузах.
К реализации совместных образовательных и исследовательских программ привлекаются зарубежные ученые. За 3 года приглашено более 4,2 тыс. зарубежных ученых и преподавателей из вузов Европы, США, Российской Федерации, Юго-Восточной Азии, Республики Беларусь, Украины и др.
Получает развитие и внутренняя академическая мобильность. Она развивается на основе межкафедральных связей. Такие договора имеют 72 вуза, что позволило охватить внутренней академической мобильностью более 1100 студентов, 250 магистрантов, 16 докторантов, 360 преподавателей.
Выполнение параметров Болонского процесса способствует гармонизации отечественных образовательных программ с зарубежными, увеличению доли сопоставимых образовательных программ и интернационализации высшего образования. Внедряется казахстанская модель перезачета кредитов по типу ЕСTS.
В вузах реализуются образовательные программы по педагогическим специальностям, разработанные совместно с зарубежными партнерами. В 41 вузе на педагогических, технических, естественно-научных специальностях внедряются программы полиязычного образования. В том числе в 15 вузах по 13 педагогическим специальностям обучаются более 1200 человек.
Для обеспечения эффективности системы оценки качества высшего образования внедряется национальная модель аккредитации вузов. Аккредитация передана в конкурентную среду. Казахстан стал правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества образования.
В Национальный реестр аккредитационных органов входят 6 аккредитационных агентств, в том числе 2 из Казахстана и 4 зарубежных (2 – из Германии, 1 – из Австрии, 1 – из США).
Вузы Казахстана участвуют в признанных международных рейтингах. По итогам 2013 года в число трехсот лучших вузов рейтинга QS вошел Казахский национальный университет им. аль-Фараби (299 место), Евразийский национальный университет занимает 303 позицию. В "Топ 651-700" вошли Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова и Казахстанско-Британский технический университет. В "Топ 701+" вошли Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахский национальный технический университет им. К. Сатпаева, Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана.
По опыту Назарбаев Университета действуют 10 вузов инновационной направленности. Этим вузам оказывается целевая государственная поддержка для развития науки и инноваций, коммерциализации исследований, привлечения талантливой молодежи.
При вузах функционирует более 500 научно-исследовательских подразделений и структур.
Количество реализуемых научно-технических программ и проектов вузов увеличилось в 10 раз (в 2011 году – 1 программа и 87 проектов, в 2013 году – 10 программ и 927 проектов). Увеличивается объем финансирования вузовской науки: в 2011 году – 1 млрд. тенге, в 2013 году – 7,3 млрд. тенге. Возросла публикационная активность ученых в международных рейтинговых журналах.
Внедряется корпоративное управление по опыту Назарбаев Университета. Обучены руководители 15 вузов на базе стратегического партнера Назарбаев Университета – Университета Пенсильвании (США).
В 4-х ведущих университетах функционируют наблюдательные советы. Пересматриваются принципы функционирования попечительских советов, которые уже имеются в 64 вузах.
Тем не менее, определенные достижения казахстанского высшего образования пока не стали факторами повышения его конкурентоспособности: Казахстан занимает 88 место в ГИК ВЭФ среди 148 стран по качеству системы образования.

Анализ основных проблем
Национальная и институциональная модель управления вузами не обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров и не гармонизирована с международной практикой. Организационно-правовая форма и система управления вузами, в том числе государственными, ограничивает эффективную реализацию их потенциала. Отсутствуют общественные механизмы и вовлеченность работодателей, общественных организаций и общества в целом в обеспечение качества высшего образования.
Система поступления в вузы не обеспечивает равного доступа населения к высшему образованию. Выпускники сельских школ находятся в неравных условиях в доступе к высшему образованию. Имеет место высокий уровень зачисления на заочные программы обучения (27% от общего контингента). Низкий уровень доходов населения ограничивает доступ к высшему образованию.
Диспропорция в подготовке кадров ведет к несоответствию спроса и предложения на рынке труда. Высокий уровень зачисления на программу бизнеса и права – 41%, и низкий на научно-технические специальности – 24%, не отвечают нуждам инновационной и основанной на технологиях экономики.
В регионах 61% специальностей дублируются региональными вузами и не соответствуют приоритетам регионального развития. Деятельность вузов оторвана от программ развития регионов. Мало специализированных вузов. Подавляющее большинство вузов – многопрофильные университеты (65%) и лишь 35% – академии и институты. Перекос в структуре вузов и студенческого контингента приводит к несоответствию спроса и предложения на рынке труда.
Недостаточная интеграция высшего образования и науки. Вузы сконцентрированы на образовательной, а не на научной деятельности. Педагогическая нагрузка ППС вузов является высокой (800 часов, в странах ОЭСР – 260 часов). В связи с этим ограничено время для исследований.
Также в Казахстане не развита инфраструктура для коммерциализации результатов исследований (всего 9,9% вузов имеют офисы коммерциализации). Государственные расходы на научные исследования в Республике Казахстан составляют 0,16% от ВВП, в то время как в странах ОЭСР показатель составляет 2,4%.
Система финансирования высшего образования не обеспечивает требуемого качества и уровня образования для развития конкурентоспособной экономики. Низкая конкурентоспособность высшего образования и вузов страны связана с рядом факторов. Финансирование вузов не соответствует уровню минимальных расходов с учетом реального ценообразования. Доля государственных расходов на высшее и послевузовское образование составляет 0,4% от ВВП. В странах ЕС этот показатель составляет 2,2%.
Слабая материально-техническая, учебно-лабораторная и научная база. Основным источником государственного финансирования вузов является студенческий грант. 94% государственных расходов на высшее образование составляет госзаказ. 6% – другие расходы, в том числе на поддержание материально-технической базы. Финансирование из внебюджетных средств на эти цели незначительно. Инфраструктура вузов сильно устарела. Обеспеченность студентов местами в общежитиях в целом составляет 65%. Наибольшее количество нуждающихся сосредоточены в Алматы – 21,3 тыс., Астане – 10,1 тыс., Южно-Казахстанской области – 7,6 тыс., Актюбинской – 5,4 тыс., Жамбылской – 5,5 тыс., Карагандинской – 4,2 тыс. студентов.
В системе высшего и послевузовского образования главной целью работы на предстоящие три года станет достижение качества высшего образования, способствующего инновационному развитию экономики и обеспечению подготовки конкурентоспособных кадров.
Планируется расширение сети вузов с Наблюдательными советами. Полномочия Наблюдательного совета будут расширены за счет участия его членов в решении вопросов назначения ректоров, утверждения стратегии развития вузов, контроля целевого использования финансовых средств.
Для этого будут внесены необходимые изменения в законодательные акты.
В 2014 году будет разработана программа многоуровневой системы повышения квалификации. За время реализации эксперимента будет подготовлен новый пул менеджеров высшего и среднего звена.
Будет разработана система приема в вуз, ориентированная на выявление способностей к будущей профессиональной деятельности.
Для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и форсированного индустриально-инновационного развития будет обеспечено соответствие специальностей высшего образования перечню профессий на рынке труда. На основе профстандартов будут разработаны модульные образовательные программы.
Для интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности будет создаваться система коммерциализации научных исследований.
С целью совершенствования системы финансирования вузов будут разработаны модель многоканального финансирования вузов и новые критериальные подходы к финансированию вузов.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) отсутствие целевых программ финансирования для повышения конкурентоспособности вузов. Система высшего образования недофинансируется;
2) недостаточное участие работодателей в подготовке кадров. Низкое качество образования является причиной невостребованности выпускников на рынке труда. Отсутствует реальное взаимодействие рынка труда и вузовской системы в подготовке кадров для инновационной экономики;
3) на предприятиях отсутствуют учебные центры, позволяющие проводить профессиональное обучение и практику студентов;
4) отсутствие нормативной правовой базы для развития корпоративного управления. Существующая в Казахстане централизованная модель управления вузами не обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров и не гармонизирована с международной практикой;
5) организационно-правовая форма вузов, в том числе государственных, ограничивает эффективную реализацию их потенциала. Кроме того, не сформированы общественные механизмы и вовлеченность стейкхолдеров в обеспечение качества высшего образования.
2. Внутренние факторы:
1) принимаемые вузами стратегии развития не ориентированы на повышение конкурентоспособности, не учитываются приоритеты государственных и региональных программ развития;
2) отсутствует системный подход к повышению потенциала ППС. Работа в данном направлении не систематизирована, не обеспечивается финансирование программ повышения квалификации;
3) непрозрачность деятельности ректоров. Деятельность руководителей вузов, в большей мере, не отвечает принципам транспарентности и открытости. Существующие коллегиальные органы управления носят формальный характер.

Стратегическое направление 2. Научное обеспечение ускоренной диверсификации экономики

1. Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
За последние три года в науке Казахстана произошли кардинальные системные изменения.
Действует принципиально новая модель управления наукой и новые механизмы финансирования науки в соответствии с Законом Республики Казахстан "О науке".
Функционирует независимая система научно-технической экспертизы. Экспертизу проводят Национальный центр государственной научно-технической экспертизы и пять Национальных научных советов (ННС), которые являются коллегиальным органом, принимающим окончательное решение по финансированию научных исследований.
Высшей научно-технической комиссией одобрены приоритеты развития науки на 2014–2016 годы:
1) рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции;
2) энергетика и машиностроение;
3) информационные и телекоммуникационные технологии;
4) науки о жизни;
5) интеллектуальный потенциал страны.
Присутствует неуклонный рост финансирования науки в целом: в 2011 году выделено 26,9 млрд. тенге, в 2012 г. – 46,6 млрд. тенге, в 2013 г. – 52,9 млрд. тенге.
Введение новых форм финансирования активизировало научный процесс республики в целом. Государственные научные организации и вузы получают базовое финансирование. Сами научные исследования финансируются в рамках программно-целевого и грантового финансирования.
Финансирование научных проектов по грантовому финансированию осуществляется на конкурсной основе (проведены 4 конкурса по новой системе). Введена международная экспертиза проектов – для экспертизы проектов были привлечены 2,9 тыс. ученых, из них 1,7 тыс. зарубежных экспертов – из 59 стран мира. Из представленных на конкурсы 6593 заявок ННС отобраны 2016 научных проектов.
На 2013 год базовое, грантовое и программно-целевое финансирование в рамках администраторов бюджетных программ составило 52,9 млрд. тенге, в том числе по Министерству 34,9 млрд. тенге.
За 2013 год с научными организациями в рамках Министерства заключены договора по базовому финансированию на сумму 4,2 млрд. тенге (67 субъектов); по грантовому финансированию – 18 млрд. тенге (2016 проектов); по программно-целевому финансированию – 12,6 млрд. тенге (63 программы).
Новые механизмы научной политики способствовали стабилизации ситуации с кадровым потенциалом научной сферы. Функционируют 345 научных организаций, в которых работают 20,4 тысячи сотрудников.
За последние 4 года установилась тенденция к постоянному росту числа научных работников (2010 г. – 15,8 тыс., 2011 г. – 17 тыс., 2012 г. – 18 тыс., 2013 г., – 20,4 тыс.). Активизировался приток молодежи в науку. Доля ученых до 35 лет за последние 4 года выросла с 34% до 38%, а до 45 лет – с 50% до 56% от общего количества исследователей страны.
Введена новая система подготовки научных кадров, новая ученая степень – доктор философии PhD. Подготовка докторов наук осуществляется по очной форме обучения при крупнейших университетах республики.
У казахстанских молодых ученых появилась возможность прохождения научных стажировок в рамках международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак", где предусмотрено увеличение количества специальностей технического направления с 40% до 53%.
Значительным стимулом для качественной научной продуктивности ученых являются Государственная премия в области науки и техники, 6 именных премий Министерства, государственные научные стипендии: 50 – для молодых ученых, 25 – для выдающихся ученых.
Обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам для всех ученых – подписаны лицензии и соглашения с крупнейшими зарубежными компаниями и издательствами Тhomson Reuters, Springer, Elsevier.
Наблюдается значительный рост публикационной активности казахстанских ученых в международных рейтинговых изданиях. За 2012 год составило 1405 публикаций, а за 2013 год – уже 1874 публикаций.
Расширилось участие вузов в научной системе – доля их участия в выполнении научных проектов возросла с 33% в 2010 году до 67% в 2012 году. Проведена работа по развитию научно-исследовательских подразделений (далее – НИП) в вузах (НИП) – по развитию уже созданных в 2011–2013 годах 541 НИП и созданию в период до 2017 года в вузах дополнительно 67 НИП.
Развивается научно-техническое сотрудничество на двусторонней основе – заключено свыше 30 межгосударственных соглашений в области науки и техники с Великобританией, США, КНР, Кореей, Японией, Египтом, Германией, Италией, Францией, Польшей, Россией, Украиной и др.
Министерством проводится постоянный отбор завершенных научных разработок, перспективных для внедрения. В рамках проекта "Коммерциализация технологий" совместно с Всемирным банком реализуется 21 научный проект. Холдингом "Парасат" осуществляется реализация проектов, которые ориентированы на конечный результат исследований. Министерством проведен отдельный конкурс на грантовое финансирование научных проектов, направленных на технологические и социальные инновации на 2012–2014 годы. По его итогам отобраны 33 проекта. Созданы интеллектуальные кластеры на базе Назарбаев университета и Парка инновационных технологий.
Заданы новые вектора развития науки, определенные в Стратегии "Казахстан–2050", это:
1) активное развитие научно-исследовательской деятельности вузов;
2) интеграция с зарубежным научным сообществом, участие в масштабных международных проектах;
3) реальный вклад науки в экономику, кооперация науки и бизнеса.
Министерством определены следующие задачи развития науки:
1) синхронизация науки с инновационным развитием экономики для реализации поставленных задач по инновационной индустриализации экономики страны;
2) повышение конкурентоспособности научного и кадрового потенциала для повышения результативности научных исследований;
3) модернизация и дальнейшее развитие инфраструктуры науки, которая предусматривает развитие сети исследовательских ВУЗов и научных технопарков;
4) совершенствование механизмов финансирования и поддержки научной деятельности с целью создания венчурного развития науки, защиты интеллектуальной собственности, поддержке исследований и инноваций, а также коммерциализации научных разработок.

Анализ основных проблем
Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие – научные результаты не сосредоточиваются в сфере образования, в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
Не развиты национальные профессиональные общества научных работников, которые могут, привлечены как независимые экспертные сообщества.
Материально-техническая база науки является одной из важнейших составных частей научного потенциала страны, обусловливающая возможность проведения исследований и разработок. В целях улучшения научного потенциала страны необходимо значительно улучшить материально-техническую базу, содержание науки оснастив ее современным научным оборудованием и приборами.
Требует совершенствования и развития системы PhD-докторантуры. В рамках грантового и программно-целевого финансирования научных исследований необходимо разработать систему и подготовку PhD докторов.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) низкий объем коммерциализации научных разработок. Основными проблемами науки остаются практическая реализация результатов научных исследований, связь с промышленностью;
2) отток ученых в другие государства вследствие более благоприятных перспектив реализации своего научного потенциала;
3) низкий уровень научных результатов по сравнению с другими развитыми странами (по публикациям в рейтинговых научных журналах);
4) низкое качество научно-исследовательских организаций.
Внутренние факторы:
1) низкое качество мониторинга получаемых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах;
2) большой процент износа материально-технической базы научных организаций;
3) низкая результативность НИОКР;
4) отсутствие синхронизации науки с инновационным развитием экономики. Необходимо обеспечить активное участие вузов и НИИ в организации интеллектуальных и инновационных кластеров. Слабое развитие инновационных структур вузов и НИИ;
5) низкая конкурентоспособность кадрового потенциала науки. Нехватка научных кадров, подготовленных по докторантуре (РhD).

Стратегическое направление 3. Создание условий для развития детей и молодежи, вовлечения их в социально-экономическое развитие страны

1. Снижение социального сиротства за счет реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье.

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Одним из главных направлений государственной политики в области защиты прав детей является снижение социального сиротства.
По данным органов образования на 1 октября 2013 года, в республике проживает 33,7 тыс. (2012 г. – 34,8 тыс.) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из них определены под опеку и попечительство 21,8 тыс. (2012 г. – 21,7 тыс.) детей, на патронатное воспитание – 1,9 тыс. (2012 г. – 2,1 тыс.) детей, в интернатные организации – 9,8 тыс. (2012 г. – 10,8 тыс.) детей.
Из 9 879 воспитанников интернатных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, систем здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, свыше 80% – это дети, родители которых находятся в местах заключения, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, лишены родительских прав и т.д.
В условиях интернатного учреждения социально-психологическое развитие ребенка ограничено из-за отсутствия семьи, близких людей и друзей. Пребывание в однородной среде в детских домах и интернатах формирует у этих детей заниженные жизненные стандарты и низкий уровень социальной адаптации после выхода из государственного учреждения.
В целях предупреждения социального сиротства предпринимается ряд мер, в том числе по своевременному выявлению семейного и детского неблагополучия, оказанию необходимой помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Для эффективной организации этой работы в штаты школ введены около 4-х тысяч социальных педагогов, около 8 тысяч психологов.
В отделах образования работают более 300 специалистов, осуществляющих функции по опеке или попечительству.
Развиваются альтернативные формы устройства детей: опека (попечительство), патронат и усыновление.
Решены вопросы поддержки опекунов и попечителей, патронатных воспитателей. Государство выплачивает пособие в размере 10 МРП на содержание каждого ребенка, находящегося под опекой.
Приняты меры по обеспечению жильем выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4 июля 2013 года Президентом Республики Казастан подписан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей".
Данный Закон предусматривает первоочередное право на получение жилища детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, ответственность законных представителей за своевременную постановку своих подопечных на учет в льготную очередь на получение жилья.
Проводится информационно-разъяснительная работа через СМИ по устройству детей-сирот в семьи казахстанских граждан.
На регулярной основе проводятся акции "Қуан, сәби", "Ризашылық", "День опекуна" для поддержки и привлечения потенциальных усыновителей.
Создан единый информационный интернет-портал о детях, подлежащих устройству в семьи. Данный ресурс является одним из действенных механизмов устройства детей-сирот в семьи казахстанских граждан.
Принимаемые меры способствуют сокращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных учреждениях.

Анализ основных проблем
По данным Министерства внутренних дел Республики Казахстан в республике на учете в правоохранительных органах состоят свыше 12 тысяч неблагополучных семей, в которых воспитывается более 20 тысяч детей. Ежегодно в детские дома поступают от 1,5 до 2 тысяч детей.
Основные причины семейного неблагополучия и социального сиротства: материальные и жилищные трудности, наличие числа семей, ведущих асоциальный образ жизни (алкоголизм, наркомания), рост внебрачной рождаемости, неготовность к материнству и отцовству, слабая пропаганда ценности семьи и семейного воспитания, снижение ответственности родителей за воспитание детей, интенсивные миграционные процессы.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) недостаточная работа местных исполнительных органов по выявлению на раннем этапе семейного неблагополучия;
2) отсутствие стандартов по оказанию специальных социальных услуг в области образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) недостаточная психологическая готовность казахстанских граждан к приему ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей в свою семью, их слабая правовая грамотность;
4) развитие тенденции к увеличению фактов возврата детей, переданных под опеку, попечительство, усыновление (2011 г. – 108 фактов, 2013 г. – 132);
5) слабое продвижение и пропаганда социальной рекламы, направленной на формирование позитивного общественного мнения по вопросам устройства детей-сирот в казахстанские семьи, формирования положительного имиджа воспитанников детских домов в глазах широкой общественности.
2. Внутренние факторы:
1) недостаток и высокая текучесть кадров специалистов органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, для оказания квалифицированной юридической, психологической, консультативной и другой помощи приемным родителям (2012 г. – 349 ед., 2013 году – 307 ед.). Потребность в кадрах специалистов составляет свыше 700 человек;
2) нехватка сети различных служб, центров по оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
3) недостаточное методологическое обеспечение деятельности школ приемных родителей и служб поддержки семьи. Отсутствие критериев оценки готовности потенциальных приемных родителей к приему и воспитанию ребенка-сироты.

2. Реализация социальных прав и государственных гарантий молодежи

Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности
Приоритетной задачей государства является создание условий для самореализации молодежи и формирование ее конкурентоспособности.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на начало 2013 года численность молодежи республики (14-29 лет) составила 4 376,2 тыс. человек или 25,8% от общей численности населения страны.
В региональном сопоставлении наибольшая доля молодежи, по-прежнему, приходится на Южно-Казахстанскую, Алматинскую, Карагандинскую, Восточно-Казахстанскую области и город Алматы. Меньше всего молодежи отмечается в Северо-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областях.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике от всей численности молодежи страны 55,3% составляет городская молодежь, 44,7% – сельская молодежь.
Сравнительный анализ показывает снижение численности сельской молодежи за последние три года. Если на начало 2011 года численность молодых людей, проживающих в сельской местности, составляла 2 118,5 тыс. человек, то на начало 2013 года численность молодежи составила 2 082, 4 тыс. человек, то есть снизилась почти на 2% по сравнению с 2011 годом.
Снижение количества сельской молодежи объясняется оттоком молодых людей из села в город с целью продолжения образования и трудоустройства.
На это влияет социально-демографическое положение этих регионов: высокая плотность населения и близость границы. Вследствие этого возникает рост внешней миграции населения из соседних государств и потенциальное повышение внутренней миграции сельской молодежи.
За последнее десятилетие количество молодежных организаций в стране увеличилось более чем в 7 раз. Продолжается процесс консолидации молодежи в таких массовых организациях, как Молодежное крыло "Жас Отан" партии "Нур Отан", Республиканское общественное объединение "Единая детско-юношеская организация "Жас Ұлан".
Реализуется целый ряд молодежных программ и инициатив: "Молодежная практика", "Жасыл ел", "С дипломом в село!", "Молодежный кадровый резерв", "Сәтті қадам", "Жастар – Отанға!", "Жайдарман", которые получают широкий позитивный общественный резонанс.
Наряду с этим проводится большая работа по поддержке талантливой и одаренной молодежи.
С целью широкого привлечения студенческой молодежи для участия в проведении Всемирной Универсиады в городе Алматы организуется ряд спортивных и культурно-массовых мероприятий с участием молодежи. Универсиада является одним из крупных международных массово-спортивных и культурных событий в мире.
С 2005 года ежегодно проводятся Национальные молодежные Дельфийские игры.
Дельфийские игры представляют собой эффективный инструмент сохранения культурного наследия, поиска и поддержки молодых талантов, эстетического воспитания подрастающего поколения, помощи в духовном становлении личности, содействия межкультурному диалогу и развитию многообразия культур.
Сборная команда Казахстана, сформированная из победителей Национальных молодежных Дельфийских игр учувствуют в Дельфийских играх.
При поддержке Министерства и Национального Дельфийского комитета Республики Казахстан были проведены Международные открытые молодежные Дельфийские игры государств-участников Содружества Независимых Государств. В Играх приняли участие болеe 800 участников из 20 стран.
Государственная молодежная политика в сфере труда и занятости осуществляется посредством реализации программ трудоустройства молодежи, развития общественных работ и обучения молодежи на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике уровень молодежной безработицы по республике по итогам 3 квартала 2013 года составил 5,4%, уровень долгосрочной безработицы среди молодежи – 3,0%.
Данные по уровню безработицы в молодежной среде свидетельствуют, что самый высокий показатель отмечен в городе Алматы (8,4%), Мангистауской (8,0%), Северо-Казахстанской (7,8%), Жамбылской (7,3%) и Алматинской областях (7,0%).
Наименьший уровень молодежной безработицы наблюдается в Актюбинской, Атырауской, Южно-Казахстанской и Костанайской областях, где показатель не превышает 4%.
По итогам третьего квартала 2013 года по сравнению с 4 кварталом 2012 года уровень молодежной безработицы в Алматинской и Мангистауской областях повысился на 3,4%, в городе Алматы – на 2%.
В 2013 году на реализацию государственной молодежной политики Министерством в рамках РБ программы 040 "Проведение мероприятий по молодежной политике и патриотическому воспитанию граждан" выделено 815,6 млн. тенге, на размещение государственного социального заказа – 477,3 млн. тенге. Реализовано 40 социально значимых проектов.
В областях, а также их районах и городах Астане, Алматы общий объем финансирования государственной молодежной политики составил 2,8 млрд. тенге.
На региональном уровне на реализацию государственного социального заказа предусмотрено 1 млрд. 171,9 млн. тенге.
Совершенствуются подходы к партнерству государства и молодежи посредством диалоговых площадок: Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан; Координационный совет по развитию деятельности республиканских молодежных организаций при Министерстве; консультативно-совещательные органы при акимах всех уровней.
В целях выстраивания механизмов адресной работы с молодежью и обеспечению ее повсеместного охвата по месту жительства, учебы и работы, в регионах продолжена работа по созданию молодежных ресурсных центров с различной организационно-правовой формой. На их функционирование средства предусмотрены в МБ.
Для всестороннего исследования состояния молодежи, а также объективного видения социокультурных процессов впервые создан научно-исследовательский центр "Молодежь". Центр проводит различные исследования среди молодежи, участвует в разработке научно-исследовательских проектов и программ в сфере государственной молодежной политики.
Впервые подготовлен национальный доклад "Молодежь Казахстана 2013". Национальный доклад является официальным итоговым документом, систематизирующим информацию об условиях и факторах жизнедеятельности молодежи, определяющим тенденции изменения положения молодежи, приоритетные направления деятельности государственных органов по решению проблем молодежи, а также для разработки необходимых мер по обеспечению прав молодежи, их защиты и развития.
Международное молодежное сотрудничество осуществляется по четырем направлениям:
1) сотрудничество в рамках государств-участников СНГ;
2) молодежная политика в рамках Совета Европы;
3) на основании подписанных и планируемых двусторонних соглашений с зарубежными странами;
4) через реализацию совместных проектов и мероприятий с международными организациями.
Основными направлениями развития государственной молодежной политики на ближайшие три года является усиление межведомственного взаимодействия государственных органов в реализации молодежной политики и патриотического воспитания, обеспечение широкого охвата молодежи информационной и организационной работой.
Анализ основных проблем
Неполный охват таких категорий молодежи мероприятиями в сфере государственной молодежной политики, как рабочая, сельская, маргинальная молодежь, молодежь в трудной жизненной ситуации.
Отсутствие механизма проектного подхода для реализации экономического и социального потенциала молодежи.
Несовершенство законодательства в сфере государственной молодежной политики. На законодательном уровне не обеспечены льготные условия для доступа молодежи к спортивным, досуговым учреждениям, приобретению жилья, кредитованию малого бизнеса и др.
Слабая система мониторинга качества социально-значимых проектов, реализуемых молодежными организациями.
Отсутствие эффективной системы оценки реализации государственной молодежной политики.
Слабое межведомственное взаимодействие по реализации государственной молодежной политики.

Оценка основных внешних и внутренних факторов
1. Внешние факторы:
1) внутриполитическая стабильность;
2) устойчивое социально-экономическое развитие;
3) рост молодежной безработицы;
4) внутренняя и внешняя миграция молодежи;
5) вовлечение части молодежи в различные деструктивные религиозные объединения;
6) отрицательное влияние компьютерных игр, социальных сетей;
7) увеличение рисков для молодежи (преступность, наркомания, алкоголизм, табакокурение, суицид и др.).
2. Внутренние факторы:
1) внедрение институциональной модели управления в сфере государственной молодежной политики;
2) наличие соответствующей нормативной правовой базы: Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан "Казахстан 2020: путь в будущее" (ППРК от 27.02.2013 г. №191) и План мероприятий по ее реализации (ППРК от 18.06.2013 г. №603), Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы (Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118), Единый паспорт в сфере государственной молодежной политики, Типовое положение о деятельности молодежного ресурсного центра, Типовой план работы региональных управлений по вопросам молодежной политики;
3) наличие молодежных ресурсных центров во всех регионах.

Раздел 3. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов
Раздел 4. Развитие функциональных возможностей
Раздел 5. Межведомственное взаимодействие
Раздел 6. Управление рисками
Раздел 7. Бюджетные программы

Разделы 3-7 см здесь


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz