NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:38 ast
13:38 msk

Агентство финансовой полиции разработало проект новой антикоррупционной стратегии Республики Казахстан до 2025 года
В проекте Стратегии предусмотрены антикоррупционные меры, реализация которых позволит минимизировать уровень коррупции
15.04.2014 / политика и общество

finpol.gov.kz, 14 апреля

Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полицией) разработан проект новой антикоррупционной стратегии Республики Казахстан до 2025 года (далее – проект Стратегии).
В настоящее время проект находится на согласовании с государственными органами.
В проекте Стратегии предусмотрены антикоррупционные меры, реализация которых позволит минимизировать уровень коррупции.

-------

Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "____"_________ 2014 года
№ ______

Антикоррупционная стратегия
Республики Казахстан до 2025 года

1. Введение
С первых лет независимости нашей страны государством определены основополагающие ценности, которые были закреплены в Основном Законе – Конституции Республики Казахстан.
Осознание того, что полноценной реализации прав, свобод и законных интересов граждан может угрожать такое асоциальное явление, как коррупция, привело к подписанию Главой государства Закона Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" от 2 июля 1998 года.
Закон, в котором были определены понятийный аппарат, перечень ограничений, субъекты коррупционной деятельности, явился первым среди аналогичных законов на постсоветском пространстве.
Сегодня без доли сомнения можно говорить, что своевременное осознание угроз коррупции и выработанные механизмы противодействия этому явлению внесли значительный вклад в поступательное социально-экономическое развитие Казахстана.
Между тем, примеров, когда государства, не сумев обуздать коррупцию, оказывались на краю пропасти, более чем достаточно. Масштабная безработица, гиперинфляция, дефицит товаров, и, в конечном счете, экономический, социальный и политический коллапс зачастую становились результатом распространения коррупционной пандемии в системе государственного управления различных стран мира.
В частности, коррупционные кризисы в странах Латинской Америки и Африки отбросили их в своем развитии на десятилетия. При этом серьезные коррупционные скандалы возникали и до сих пор имеют место быть в благополучных странах Европы и Северной Америки, что еще раз подтверждает тезис о глобальном характере распространения коррупции.
Как известно, коррупция обладает высоким уровнем латентности и приспосабливаемости. Вследствие чего, государство должно вести непрекращающуюся и планомерную работу по ее искоренению.
В Казахстане за период с 1999 по 2010 годы реализованы три государственные программы, в рамках которых приняты комплексные меры, направленные на снижение уровня коррупции в стране.
В настоящее время реализуется отраслевая Программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы.
Следует отметить, что применяемый сегодня формат среднесрочного планирования антикоррупционной деятельности позволяет оперативно принимать законодательные, организационные и профилактические меры в ответ на непрерывно появляющиеся новые проявления и формы коррупции.
Вместе с тем, в условиях глобализации и перманентной интеграции Казахстана в мировое сообщество, полное политических, экономических, социальных вызовов, система государственного планирования претерпела значительные изменения.
Так, поставленная Президентом перед всеми казахстанцами цель по вхождению к 2050 году в число 30 наиболее развитых стран мира, потребовала разработки Стратегии "Казахстан – 2050", задающей общенациональные ориентиры и направления деятельности. Это позволит сконцентрировать внимание государства на наиболее важных вопросах, мобилизовать необходимые средства, силы, ресурсы для достижения стратегической цели.
В этой связи назрела объективная необходимость в формировании и реализации антикоррупционной политики на долгосрочную перспективу. Наиболее актуальные антикоррупционные меры целесообразно претворять в жизнь путем принятия среднесрочных планов мероприятий во исполнение основной стратегии.
Антикоррупционная стратегия обозначит ориентиры для развития законодательной базы, организационных и профилактических мер, обеспечит системную готовность к появлению новых форм национальной и транснациональной коррупции.

2. Основные направления повышения эффективности противодействия коррупции
2.1. Имплементация норм международных нормативных правовых актов и расширение международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
За последние 25 лет в сфере международно-правовых отношений произошли фундаментальные изменения. Если в ХХ веке общество было охвачено проблемами войны и мира, противостоянием идеологий и последующим появлением на карте более двух десятков новых государств, то сегодня мы сталкиваемся лицом к лицу с рядом вызовов, требующих должного правового регулирования, отвечающего реалиям современности.
Продолжающаяся глобализация обусловила становление международного права в качестве надежной платформы эффективного взаимодействия государств по важнейшим проблемам обеспечения общественной безопасности, ключевой из которых является коррупция.
В 2003 году на 58-ой сессии Организации Объединенных Наций была принята Конвенция ООН против коррупции. Принятие Конвенции было обусловлено рядом факторов.
Во-первых, масштаб коррупции вырос настолько, что нанесенный урон от преступных деяний ставил под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие государств.
Во-вторых, коррупция, перейдя на транснациональный уровень, перестала быть локальной проблемой отдельно взятого государства и стала затрагивать общество и экономику всех стран.
В-третьих, значительно усилилась связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств.
Сегодня Конвенция представляет собой главный антикоррупционный нормативный правовой акт, задающий ориентиры и направления в разработке национального антикоррупционного законодательства стран мира.
Республикой Казахстан Конвенция ратифицирована 4 мая 2008 года.
Анализ текущего состояния законодательства в сфере противодействия коррупции позволяет констатировать, что многие статьи Конвенции отражены в нормативных правовых актах Казахстана.
В частности, государством на постоянной основе проводится эффективная и скоординированная политика противодействия коррупции, способствующая участию общества и отражающая принципы надлежащего управления и прозрачности.
Реализованы требования статей Конвенции о наличии специализированного органа по борьбе с коррупцией, независимости судебных органов и органов прокуратуры, обеспечении добропорядочности на государственной службе, наличии кодексов поведения публичных должностных лиц, принятии необходимых мер для создания надлежащих систем государственных закупок, об упрощении административных процедур и установлении систем отчетности государственных органов.
Отдельные положения Конвенции нашли свое отражение в Указе Президента Республики Казахстан "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан". Введена обязанность государственного служащего доводить до сведения руководства государственного органа, в котором он работает, или до правоохранительных органов информацию о ставших ему известными случаях коррупционных правонарушений.
Предусмотренные Конвенцией меры по предупреждению отмывания денежных средств были имплементированы в рамках подписанного 28 августа 2009 года Главой государства Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма"
Также были приняты меры, направленные на имплементацию норм, касающихся вопросов криминализации коррупционных действий.
В 2007 году введена уголовная ответственность за подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.
В результате проведенной до настоящего времени законодательной работы в сфере противодействия коррупции Казахстан был удостоен приглашения вступить в ряды нескольких авторитетных международных организаций, в числе которых особого внимания заслуживает Группа государств против коррупции (ГРЕКО), профильное антикоррупционное подразделение ООН.
С 2014 года Казахстан является полноправным членом Международной антикоррупционной академии, которая образована в форме международной организации под эгидой ООН. Отныне отечественные правоохранительные органы обладают правовой основой для повышения квалификации и изучения передовой международной правоприменительной практики.
Между тем национальное законодательство все еще не соответствует общепринятым мировым стандартам противодействия коррупции. В связи с чем в среднесрочной перспективе нам предстоит принять ряд важнейших законодательных новелл.
Требуется ускорить ратификацию Конвенций Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности, подписанных в г. Страсбурге соответственно 27 января и 4 ноября 1999 года. Ратификация этих конвенций станет своего рода катализатором перехода от слов к делу в вопросах реформирования антикоррупционного законодательства Казахстана.
В части внесения поправок в уголовное законодательство необходимо установить ответственность за обещание и предложение взятки лично или через посредников.
Одним из фундаментальных положений Конвенции ООН против коррупции является введение в уголовном законодательстве института "незаконного обогащения", то есть значительного увеличения активов, которое не может быть рационально обосновано, при этом, превышающее законные доходы чиновника. Имплементация этой нормы в Казахстане придаст значительный импульс реализации эффективной борьбы с коррупцией, усилив антикоррупционный потенциал отечественного законодательства.
Значимым результатом последовательной и логически выстроенной работы по имплементации норм Конвенции в ближайшее время должно стать введение уголовной ответственности за торговлю (злоупотребление) влиянием в корыстных целях, то есть покровительство за счет использования должностных полномочий.
Наряду с этим, целесообразно предусмотреть административную ответственность юридических лиц за все составы коррупционных правонарушений.
В части коррупционных преступлений, связанных с отмыванием доходов, следует криминализировать деяния, связанные с конверсией (переводом) доходов от преступлений, приобретением, владением или использованием имущества, если в момент его получения известно, что оно представляет собой незаконный доход, а также установить длительные сроки давности для возбуждения производства в отношении всех предусмотренных в Конвенции преступлений.
Одним из краеугольных камней повышения эффективности противодействия коррупции должно также стать введение института "презумпции коррумпированности", успешно внедренному и действующему по сей день в передовых странах Юго-Восточной Азии – Сингапуре и Гонконге.
При действии "презумпции коррумпированности" бремя доказывания невиновности ложится на самого подозреваемого в коррупции субъекта. Стоит отметить, что данный механизм одинаково эффективен для противодействия любым формам коррупции, как политической, так и бытовой.
Современное позиционирование этих стран как одних из самых конкурентоспособных в мире во многом обусловлено проведенными в них в середине ХХ века системными реформами антикоррупционного законодательства.
Кроме того, для четкого разъяснения приемлемых вариантов имплементации международно-правовых норм Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках второго раунда мониторинга казахстанского законодательства были выработаны определенные рекомендации.
Важной рекомендацией, требующей скорейшего исполнения, является отражение в антикоррупционном законодательстве норм, регулирующих коррупцию в частном секторе.
Предпринимательское сообщество должно осознать, что вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира возможно при соблюдении субъектами частного сектора принципов прозрачности и деловой этики. Первым шагом на этом пути явилась разработка Антикоррупционной хартии бизнеса, в которой провозглашены принципы ведения бизнеса, свободного от коррупции.
Между тем коррупционные правонарушения в частном секторе криминализированы в законодательстве передовых стран мира. Одними из первых проблемой коррупции в частном секторе озаботились США, приняв ряд законодательных актов с мерами карательного характера в отношении коррумпированных компаний. Аналогичные меры были приняты в Германии, Великобритании и других европейских странах.
Следует отметить, что криминализация коррупции в частном секторе также вытекает из Конвенции ООН против коррупции и Конвенций Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности.
В этой связи целесообразно пересмотреть ряд статей Главы 8 Уголовного кодекса с целью их отнесения к разряду коррупционных преступлений, что позволит создать правовую основу для развития прозрачного бизнеса.
Пошаговое выполнение рекомендаций ОЭСР, как главного ориентира для Казахстана, позволит "на выходе" получить концептуально обновленное антикоррупционное законодательство.
Следует ускорить процесс имплементации международных норм в отечественное законодательство для приведения национальной нормативно-правовой базы в соответствие с Конвенцией ООН и рекомендациями ОЭСР, что, в свою очередь, обеспечит безусловную реализацию эффективной, отвечающей мировым стандартам антикоррупционной политики.

2.2. Культивирование "нулевой" терпимости к коррупции в правосознании граждан
В процессе агрегирования мировой практики эффективного противодействия коррупции прослеживается вполне определенное сочетание универсальных и основополагающих компонентов результативной антикоррупционной работы, отличающихся лишь в контексте национальных и культурно-исторических особенностей. Такими универсальными составляющими традиционно считаются эффективное государственное управление, беспристрастные и независимые суды, высококвалифицированные правоохранительные органы, а также массированная пропаганда антикоррупционного мировоззрения в обществе. Будучи основанными на политической воле, они реализуются в виде мер законодательного, организационного и профилактического характера.
Значение профилактики коррупции невозможно переоценить, поскольку коррупция, в первую очередь, социокультурное явление, глубоко проникнувшее в сферу общественных отношений. Если раньше коррумпированность человека была обусловлена только его индивидуальными установками, то сегодня системный характер коррупции потворствует развитию общественно опасной парадигмы принятия этого явления в виде неотъемлемой части жизни.
В этой связи необходимо значительно усилить профилактическое направление противодействия коррупции, конечной целью которого будет установление "нулевой" терпимости в обществе к любым формам проявления коррупции.
Следует продолжить проведение планомерной работы по информированию населения о потенциальных формах коррупции, а также предусмотренной за нее ответственности, сопроводив это эффектными примерами.
Весьма примечателен опыт зарубежных стран, использующих креативные методы просветительско-пропагандистской работы. Яркими примерами могут служить художественные фильмы и сериалы, проецирующие происходящие в общественной жизни события через средства масс-медиа.
Учитывая общемировой сдвиг потребления медиа-контента в сторону онлайн-ресурсов, целесообразно увеличить долю размещаемой информации в сети Интернет. В реализации подобной практики особенно ценным будет взаимодействие с такой целевой аудиторией, как школьники, студенты, молодые специалисты. Жизненные установки представителей данных социальных групп еще находятся в стадии формирования, в связи с чем, государство должно уже сегодня проводить масштабную работу по культивированию "нулевой" терпимости к коррупции.
Одной из форм реализации подобных мер могло бы стать увеличение доли профилактических мероприятий в структуре государственного заказа в рамках медийного пространства.
Эффективной профилактической мерой будет публичное размещение информации о конфискованном имуществе и его целевом направлении на социальные цели, например, поддержку социально уязвимых слоев населения. Это наглядно продемонстрирует осязаемость реальных результатов борьбы с коррупцией.
В настоящее время в Казахстане внедрена практика поощрения лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях и преступлениях, что еще раз доказало применимость умелого заимствования международного опыта. Материальное вознаграждение лиц, проявляющих активную гражданскую позицию, стало еще одним действенным инструментом в противодействии системной коррупции, в которую вовлечено, либо о которой информировано большое количество лиц.
Вместе с тем, установленные ограничения на сумму вознаграждения не позволяют в достаточной степени мотивировать граждан, готовых раскрыть информацию о значимых коррупционных преступлениях, наносящих значительный ущерб интересам государства. Таким образом, сложившаяся ситуация не позволяет полноценно раскрыть потенциал внедренного института.
В этой связи, представляется уместным усовершенствовать систему государственного поощрения лиц, сообщающих о фактах коррупции. В Южной Корее не один десяток лет действует система процентного соотношения суммы вознаграждения от размера взятки или установленного ущерба. При этом максимальным поощрением обозначена сумма в 2 млн. долларов США.
Внедрение аналогичного механизма в Казахстане однозначно будет иметь больший эффект и обусловит снижение фактов системной коррупции ввиду наличия у потенциального участника коррупционной схемы выбора между получением преступных денег и сопоставимых сумм за раскрытие информации в рамках закона.
Наряду с этим, целесообразно использовать позитивный опыт Сингапура, законодательно формирующего "зону отчуждения" вокруг коррупционера и имущества, добытого преступным путем, посредством возложения специальных обязанностей на граждан, за невыполнение которых наступает ответственность, вплоть до уголовной.
К таким противоправным деяниям граждан относятся нераскрытие информации, имеющей отношение к объекту оперативного интереса, не отправление отчета установленной формы в уполномоченный орган лицом, которое по долгу службы или иной деятельности знает или имеет обоснованные подозрения, что некое имущество связано с криминальной деятельностью. Строго карается раскрытие информации лицу о нависшей над ним угрозе следствия по поводу отмывания денежных средств, заключение соглашения с целью содействия сохранению имущества, приобретенного незаконным путем.
В действующем уголовном законодательстве Казахстана статья, предусматривающая ответственность за недонесение о преступлении или готовящемся преступлении предусматривает недостаточно строгое наказание, более того, анализ правоприменительной практики свидетельствует о нерабочем характере этой нормы в отношении коррупционных преступлений. Статей, предусматривающих ответственность за пользование незаконно нажитым имуществом, не имеется вовсе.
На сегодняшний день граждане, осведомленные о совершаемых коррупционных преступлениях, либо о незаконности происхождения того или иного имущества, не содействуют раскрытию преступлений, а также не несут должной ответственности за свое девиантное поведение. Учитывая это, необходимо решить вопрос внедрения концептуально новых правовых механизмов, формирующих так называемую "зону отчуждения" вокруг коррупционера и незаконно нажитых активов.
Тем самым, все лица, посвященные в коррупционную деятельность чиновника, либо знающие о незаконном происхождении активов, будут обязаны оказывать содействие правоохранительным органам. В противном случае должны применяться законодательные санкции.
За последние десятилетия в обществе значительно девальвировались такие важнейшие морально-этические категории, как честность, справедливость, неподкупность.
Одной из основных задач государственной антикоррупционной идеологии должно стать культивирование именно этих качеств, как на государственной службе, так и во всем обществе. Честность перед самим собой, перед семьей и перед государством должна быть возведена в ранг непременного условия развития страны в ХХI столетии.
Именно поэтому назрела необходимость внедрения института провокации взятки, который успешно применяется в развитых странах мира.
Внедрение данного института также предоставит возможность проверки соблюдения требований законодательства касательно информирования руководства о попытке дачи взятки. В результате, прошедшими проверку будут считаться лица не только отказавшиеся от взятки, но и сообщившие о подобной попытке руководству.
Необходимым условием условно-досрочного освобождения по коррупционным преступлениям должно стать обязательное публичное раскаяние осужденного.
В части кадровой работы необходимо усилить проверку претендентов на занятие должностей в государственном и квазигосударственном секторах. В течение ближайших лет необходимо расширить применение полиграфа на всех государственных служащих, кандидатов в судьи и на руководящие посты государственных компаний.
При этом важно пресечь практику назначения уволенных с госслужбы за коррупционные правонарушения лиц на руководящие должности квазигосударственного сектора.
Видится необходимым создание в государственных органах специализированных подразделений, ответственных за профилактику и предупреждение коррупции. Это позволит вовремя диагностировать и устранять системные недочеты работы, имеющие коррупционный "окрас".
Методологическую и практическую помощь, а также координацию деятельности специализированных подразделений целесообразно возложить на уполномоченный орган по борьбе с коррупцией.
Все меры, направленные на культивирование "нулевой" терпимости к коррупции дадут ожидаемый эффект при планомерной и регулярной работе. Эволюция правосознания общества не предполагает сиюминутных изменений, однако, результат работы оправдает масштаб затраченных усилий.

2.3. Всеобщее внедрение принципа прозрачности как одного из важнейших принципов противодействия коррупции
Как показывает мировая практика, противодействие коррупции исключительно силовыми методами малоэффективно. На сегодняшний день в основе реализации антикоррупционной политики любого государства лежит комплексный подход, состоящий из нескольких важных аспектов.
В условиях демократизации общества и либерализации рынка ключевым аспектом противодействия коррупции видится внедрение принципа прозрачности.
В этой связи организация прозрачной и открытой для общества деятельности должна стать приоритетным направлением в развитии государственной службы, а также коммерческого и общественного секторов Республики Казахстан.
Проводя исторический экскурс, стоит отметить, что впервые так называемые принципы открытости были внедрены в предпринимательской среде англо-саксонских стран. Стремительное развитие фондового рынка, обусловившее массовое увлечение основами биржевой торговли в этих странах, сыграло главную роль в развитии элементов прозрачного ведения бизнеса. Сегодня принципы прозрачности отражены в корпоративных кодексах большинства транснациональных компаний, став общепринятой нормой в мире предпринимательства.
В настоящее время в передовых странах мира принципы прозрачности внедрены и в сфере государственного управления. Действуют системы "открытого правительства", которые выдвигают в повестку дня наиболее актуальные для общества проблемы.
Сегодня в Казахстане успешно внедрены принципы прозрачности в добывающих отраслях экономики, что обусловило вступление нашей страны в число последователей Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) в 2013 году. Взяв на себя обязательства по внедрению мировых стандартов прозрачности в 2005 году, мы за 8 лет выполнили колоссальный объем работы по реформированию отечественной нефтегазовой и горно-металлургической отраслей.
Имплементация стандартов ИПДО является важной мерой антикоррупционного характера, влияющей на деловой климат и инвестиционную привлекательность Казахстана. Отныне граждане будут получать информацию о количестве уплаченных компаниями налогов, добытых ресурсов, а также условиях недропользования.
Следующей отраслью, в которой необходимо внедрить аналогичные принципы, является строительство. В отличие от других отраслей экономики, отечественный строительный сектор активно работает с бюджетными средствами. При этом остается нерешенной проблема отсутствия прозрачности при строительстве социальных и инфраструктурных объектов, обуславливающая неэффективное освоение, а в определенных случаях, хищение бюджетных средств.
В ближайшее время необходимо начать работу по присоединению к Инициативе прозрачности строительных отраслей (ИПСО), международной организации, вырабатывающей принципы прозрачности и подотчетности в реализации строительных проектов. Вкупе с разработкой эффективных механизмов общественного контроля это позволит значительно снизить коррупциогенность строительной отрасли Казахстана.
Следует обратить пристальное внимание на проблему масштабного использования офшоров отечественными предприятиями. Помимо перманентного вывода капитала за рубеж, весьма угрожающей видится проблема с отсутствием прозрачности в структуре владения стратегических казахстанских компаний. В настоящее время идентификация конечного бенефициара компании представляется невозможной в связи с использованием механизмов по типу "слепых" трастов.
Сложившаяся ситуация осложняется тем, что офшорные юрисдикции позволяют легализовывать незаконно нажитые капиталы, в том числе коррупционного происхождения. Как правило, затем "грязные" деньги возвращаются в Казахстан под видом респектабельных иностранных инвестиций.
В настоящее время поиски решения проблемы вывода капитала в низконалоговые юрисдикции объединила весь мир, о чем свидетельствовала повестка дня прошедшего в 2013 году на территории Северной Ирландии саммита стран Большой восьмерки. Большинство вопросов повестки касалось именно борьбы с офшорами, в связи с чем перед ОЭСР была поставлена задача разработать пошаговый план противодействия офшорам. Разработанный План противодействия уклонению от уплаты налогов и утаиванию прибыли в низконалоговых юрисдикциях является главным инструктивным международным документом по борьбе с офшорами.
Основной идеей Плана является переход от формата двустороннего налогового сотрудничества стран к модели многостороннего информационного взаимодействия. До конца 2015 года будет создана система межстранового "автоматического обмена" налоговой информацией в режиме онлайн. Подобная система уже действует в США и показывает свою эффективность.
В этой связи, крайне необходимо начать процесс интеграции с мировым сообществом по офшорной проблематике, что, в свою очередь, обусловит повышение прозрачности в структуре стратегических отраслей экономики.
Следующим значимым элементом в процессе имплементации стандартов прозрачности должно стать введение института лоббирования. В соответствии с Концепцией правовой политики до 2020 года, лоббированию необходимо придать легальные рамки и соответственно регламентировать отношения, связанные с пропагандой разработки, обсуждения и принятия Парламентом проектов законов.
Наличие законодательно закрепленного института лоббизма позволит вывести законотворческий процесс на качественно новый уровень, тем самым, повысив степень вовлеченности общества в решение важнейших проблем государства.
Одной из действенных антикоррупционных мер по праву считается декларирование доходов и расходов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, и членов их семей.
В этой связи необходимо, в первую очередь, ускорить введение в налоговых органах практики автоматизированного контроля за соответствием расходов государственных служащих и лиц, приравненных к ним, их доходам. В дальнейшем практика декларирования должна быть распространена на все население.
Антикоррупционный потенциал данного механизма признан мировым сообществом. В целом, декларирование доходов и расходов позволит обеспечить прозрачность государственной службы, а также станет эффективным инструментом в выявлении фактов незаконного обогащения. Прозрачность должна касаться не только денежных средств, движимого и недвижимого имущества, но и целого ряда финансовых инструментов, позволяющих укрывать капитал, в числе которых особую известность приобрели "слепые" трасты и "штифтунги".
В процесс повышения транспарентности государственной службы должна быть активно вовлечена общественность. Клиент ориентированные отношения будут выражаться в целом спектре институтов, в функционировании которых граждане будут принимать непосредственное участие. В каждом государственном органе должны быть созданы так называемые общественные советы, с помощью которых государство будет артикулировать и агрегировать потребности общества в обсуждении и решении текущих задач.
Кроме того, общественность должна быть наделена полномочиями в осуществлении обоснованной критики подлинности данных декларации о доходах и расходах того или иного должностного лица, принятии участия в разработке законодательных актов, а также контроле за расходованием бюджетных средств.
Сегодня самое подходящее время для осознания того, что культивирование в гражданском правовом сознании принципа прозрачности является важным элементом последовательной трансформации ценностных ориентиров казахстанского общества в стандарты постмодернистского мира, в котором значительно минимизирована коррупция.

2.4. Противодействие "теневой" экономике как важный элемент борьбы с коррупцией
В процессе изучения феномена "теневой" экономики исследователи пришли к фундаментальному выводу – коррупцию порождает "теневая" экономика, которая, в свою очередь, расцветает благодаря коррупции. Причинно-следственная связь между двумя явлениями настолько взаимоувязана, что создает замкнутый порочный круг.
С одной стороны, экономическая деятельность, не регулируемая законами, нуждается в политико-административной протекции, которая может быть обеспечена только через коррупцию. С другой, сама коррупция зачастую является причиной ухода предприятий в "тень". Следует отметить, что коррупционные доходы, полученные от "теневых" структур, удобны для чиновников, в связи с чем, для коррумпированных лиц выгоден как можно больший масштаб подпольного предпринимательства.
В этой связи, противодействие "теневой" экономике должно быть неразрывно связано с борьбой с коррупцией, будучи основанным на передовом опыте зарубежных правоохранительных органов.
Сегодня в Казахстане необходимо принятие комплекса мер для сокращения "теневой" экономики.
В частности, уполномоченному органу по борьбе с коррупцией должен быть предоставлен широкий доступ к информации, хранящейся в электронных базах данных государственных органов, предприятий квазигосударственного и частного секторов. Оперирование актуальной информацией обеспечит мониторинг организационно-хозяйственной деятельности субъектов, будет способствовать укреплению принципа неизбежности наказания за коррупционные правонарушения и преступления.
В сфере валютного регулирования, по аналогии с международной практикой, нужно реализовывать поэтапное сокращение наличного денежного оборота. Важность этой работы доказывает мировая практика оценки объема теневой экономики, где в качестве одного из объектов исследования берут соотношение сумм произведенных платежей в наличной форме к общей сумме взаиморасчетов.
Очевидно, что значительная часть взяток передается в форме наличных денег. Следуя общемировой тенденции осуществления переводов в безналичной форме, необходимо поэтапно сокращать допустимые объемы наличных расчетов, а также сферы экономической деятельности, в которых они допустимы.
Сокращение наличного оборота денег, во многом, облегчит решение насущной проблемы отечественной экономики – лжепредпринимательства.
При этом необходимо установить разумный баланс между упрощением первичной регистрации юридического лица и обеспечением предварительного контроля на предмет добросовестности намерений по осуществлению предпринимательской деятельности. Налаживание информационного обмена между уполномоченными государственными органами и банками второго уровня предоставит реальную возможность удаленного мониторинга деятельности юридических лиц.
Усиливая акценты в работе на обозначенных основных направлениях, нельзя оставлять в стороне и такие элементы теневой экономики, как ложное и преднамеренное банкротство, налоговые преступления и незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, незаконный оборот нефти и нефтепродуктов, незаконный оборот алкогольной продукции, незаконный игорный бизнес, преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. Являясь высокодоходными видами нелегальной деятельности, они становятся возможными благодаря вовлечению в свою орбиту представителей государственной власти.
Реализация этих мер позволит перекрыть один из основных каналов отмывания денег и увеличения объема наличной массы.
Что касается основного источника подобных денег, необходимо перекрыть возможности для вывода значительных государственных денежных средств, осваиваемых путем проведения закупок, обеспечить подотчетность каждого тенге, потраченного государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора.
Практика выявления экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок доказывает необходимость кардинального изменения процедур закупок, основываясь на принципах предварительной квалификации всех потенциальных поставщиков, определения единым организатором закупок соотношения сложности проводимых закупок требуемому уровню квалификации, автоматизации процессов информирования соответствующих потенциальных поставщиков, подачи ценового предложения, заключения договоров.
Право распоряжения и использования бюджетных средств по договору должно налагать обязанность по соблюдению полной прозрачности перед государством и обществом
Необходимо внедрить автоматизированные механизмы контроля фактов аффилированности при закупках, расходования денежных средств, вплоть по последнего контрагента.
Успешная реализация поставленных задач значительно снизит основные источники финансовой подпитки коррупции.
Понимая, что неразрывность коррупции и "теневой" экономики является неоспоримым фактом, работу по противодействию последней мы должны определить в качестве одного из главных постулатов антикоррупционной политики государства.

3. Заключение
Комплексный подход настоящей Стратегии необходим для достижения конечной цели в процессе реализации антикоррупционной политики Казахстана – "нулевой" терпимости к проявлениям коррупции в обществе.
Только успешная реализация поставленных Стратегией задач внесет основополагающий вклад в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, экономической безопасности государства. Именно это и обеспечит достижение стратегической установки по вхождению Республики Казахстан в число тридцати наиболее развитых государств мира, поставленной Главой государства.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz