NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:44 ast
02:44 msk

Конструктивный реализм
Депутатская фракция от партии "Ак жол" доказала свою дееспособность
02.04.2014 / политика и общество

Азамат Ибраев

В самом начале марта этого года, в стенах Мажилиса разразился небольшой скандал. Депутаты партийной фракции "Ак жол" довольно решительно потребовали привлечь к ответственности правительственных чиновников "за халатность и очковтирательство" при подготовке ответов на депутатские запросы". И в качестве примера такого безответственного отношения, был приведен депутатский запрос от 29 января текущего года о ходе и результатах исполнения конкретных поручений Президента Назарбаева касательно первой пятилетки ПФИИР.Вопросы там задавались отнюдь не праздные – "акжоловцы просили предоставить подробную информацию о ходе исполнения программы (причем, в разрезе по отраслям) и четко рассказать, какие поручения были выполнены, а какие нет.
– В полученном официальном ответе Правительства в исключительно комплиментарном ключе освещается общий ход реализации ПФИИР, перечисляются определенные достижения по направлениям, которые не имеют отношения к нашему запросу, – возмутился лидер фракции Азат Перуашев. – Ни по одному из тех показателей, которые как конкретные целевые задачи ставились Президентом при старте программы, в ответе не говорится ни слова.
Вместо запрошенного перечня конкретных проектов, профинансированных в рамках ПФИИР, но не вышедших на проектную мощность, простаивающих, либо прекративших существование в ответе Правительства сообщается, что – цитирую! – "по возникающим вопросам реализации проектов и загрузки мощностей" "проводятся регулярные совещания".
На конкретный вопрос предоставить информацию об ответственности членов Правительства и иных должностных лиц за срывы отраслевых программ и проектов, в ответе премьер-министра говорится о дисциплинарных взысканиях к 20 "ответственным лицам", без указаний их должностей и фамилий. Нас интересуют данные о привлеченных к ответственности членов руководства данного органа, а не неких безымянных служащих в областях и районах.
Ничем иным, кроме как бюрократической отпиской такой ответ Правительства назвать невозможно. Вместо серьезного анализа ПФИИР и проблем по ее реализации, с решением которым могли бы помочь на своем уровне и депутаты Мажилиса, нам прислали очередной "рекламный проспект". Однако депутатский запрос был не об этом, и он по большинству вопросов практически остался без ответов…
К вопросу о реализации этой (да и других) государственных программ и депутатской реакции на них, мы еще вернемся чуть позже, а пока отметим что инцидент с формальными отписками стал логическим продолжением того недовольства действиями исполнительной власти разного уровня, которое последовательно высказывается депутатами фракции уже довольно продолжительное время. Например, в этом же марте текущего года, на слуху было еще одно достаточно резкое заявление по поводу нынешнего положения дел с поддержкой малого и особенно среднего бизнеса.

Протянуть руку бизнесу

Позиция госорганов по поддержке среднего бизнеса прямо противоречит ясным и недвусмысленным поручениям Президента о поддержке как малого, так и среднего бизнеса, – заявил в те дни Азат Перуашев в ходе специального брифинга в Службе центральных коммуникаций. – Если Президент постоянно требует принятия конкретных мер для поддержки малого и – подчеркиваю! – среднего бизнеса, то правительственные структуры упорно ограничивают такие шаги только малыми предприятиями и не хотят слышать о средних. В законодательство вносятся преференции исключительно для малого бизнеса: это касается и налогового кодекса, и закона о госзакупках, и профильного закона "О частном предпринимательстве", и любых других актов, предусматривающих какие-либо меры поддержки.
Кстати, Азат Турлыбекович в своем выступлении упомянул и все те же формальные отписки, о которых встал вопрос ребром чуть позже, и особо остановился о нежелании некоторых правительственных чиновников замечать фактический локомотив сегодняшней экономики – средний бизнес, состоящий в большинстве своем из стабильно работающих производств, и который, вопреки мнению ряда бюрократов, так же нуждается в поддержке и заботе.
Для имеющего за плечами внушительной опыт работы в НЭП "Атамекен" Азата Перуашева, подобные заявления в принципе не удивительны: кому как не ему знать истинное положение дел в бизнес-среде и те проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются отечественные предприниматели. И видимо поэтому, придя в парламент, ДПК "Ак жол" буквально с первых дней работы нового созыва начала активную работу по защите национального бизнеса, и уже через месяц после выборов, их можно поздравить с первой убедительной победой. Благодаря усилиям членов фракции удалось отозвать из мажилиса законопроект "Об уголовной ответственности юридических лиц", по мнению многих экономистов представляющий серьезную угрозу для бизнеса и экономики Казахстана.
– Вышеназванный законопроект прямо предлагал закрывать работающие предприятия и выбрасывать на улицу работников из-за провинности менеджеров. Кроме того, в документе заложено множество нарушений конституционных прав граждан и частной собственности. Но! Зато создаются новые рычаги давления на бизнес. А как эти рычаги потом используются – всем прекрасно известно, – заявил Азат Перуашев в одном из газетных интервью того периода, комментируя решительность с которой он и его однопартийцы вступили в борьбу за отзыв этого документа.
Здесь, кстати надо отметить один важный нюанс: небольшая по своей численности (всего-то восемь человек) фракция "Ак жол" является крайне сплоченной и, не побоюсь этого слова, боеспособной ячейкой. И если даже бегло пробежаться глазами по многочисленным депутатским запросам, то невольно бросается в глаза их коллегиальность. Впереди, обычно стоит подпись депутата непосредственно инициировавшего разговор о проблеме, а затем, в дружный ряд выстраиваются автографы всех членов фракции. Что лишний раз "напрягает" адресата: одно дело попытаться отмахнутся от парламентария-одиночки, и совсем другое, от целой фракции – навалятся ведь, и все равно дожмут.
Поэтому так нелегко пришлось ответственным чиновникам Минсельхоза, когда, например, озвучивала свой депутатский запрос Светлана Кадралиева, напрямую касающийся поддержки отечественных сельхоз производителей:
– В Послании Главы государства "Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единые будущее" отмечено, что Казахстан должен стать одним из крупных региональных экспортеров мясной, молочной и другой сельхозпродукции, – подчеркнула Светлана Хайдаровна. – Однако, по имеющейся информации в проекте Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектами АПК при инвестиционных вложениях, утверждаемых Правительством, предусмотрено субсидирование только для вновь построенных сельхозпредприятий.
Такой принцип является несправедливым, так как сельхозпредприятия, инвестировавшие значительные денежные средства в последние 5-7 лет, окажутся в заведомо недобросовестных конкурентных условиях. Эти предприятия, получали кредиты, платили по ним огромные проценты, погашали основной долг, пережили две девальвации, увеличив свои ссудные задолженности на 25%. Но при этом они сохраняли рабочие места, платили налоги, вносили свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны, существенно сокращая долю импорта.
Резонно? Мне кажется, более чем. И поэтому, обращение коллеги было традиционно поддержано всей фракцией, впоследствии не раз и не два возвращающейся к этому вопросу.
То же самое касалось и проблемы с увеличением минимальной пенсии (особенно среди тружеников села), поднятой депутатом Азаматом Абильдаевым и такой специфической темы, как увеличение государственного долга, чему посвятила свой запрос мажилисмен Екатерина Никитинская.

Под жесткий контроль

"Акжоловцев" волнует крайне широкий спектр проблем, а благодаря присутствию в их команде специалистов самого разного профиля, провести квалифицированную оценку ситуации и максимально предметно сформулировать вопрос в общем-то не составляет особого труда. Тем более, что большинство затрагиваемых тем, так или иначе, напрямую затрагивает интересы практически всех граждан нашей страны.
Вот, например, уже упомянутый вопрос с пенсиями. В ноябре прошлого года, в самый разгар острых дебатов в обществе по поводу грядущей пенсионной реформы, в Службе центральных коммуникаций выступил депутат Алмас Туртаев, который сразу же сосредоточился на конкретике:
– Пенсионная реформа правительства не подкреплена поддержкой традиционно "женских" отраслей производства – это наглядно показывает отсутствие в правительстве командной работы, взаимосвязанности принимаемых решений и сбалансированной социально-экономической политики. Еще при обсуждении пенсионной реформы, фракция ДПК "Ак жол" официально заявила, что "рассматривать повышение пенсионного возраста женщин надо только при условии готовности правительства на конкретные меры по обеспечению занятости. Без создания тысяч новых рабочих мест, расширения сотен предприятий в традиционно "женских" отраслях – текстильной, швейной, пищевой промышленности и сельского хозяйства – пенсионная реформа окажется "пустышкой".
Как показало время – правота "акжоловцев" нашла свое полное подтверждение, и ряд спорных моментов реформы был либо исключен, либо перенесен на более поздние сроки.
Так же, максимально приближенной к чаяниям простых тружеников нашей страны(и особенно тех, кто отдал за ее благосостояние свои лучшие годы) оказалась и позиция депутата Сагиятуллы Сарсенова, в течение нескольких лет борющегося за возвращении к законопроекту о ветеранах, рассмотрение которого в мажилисе откладывается с 2006 года.
– Необходимо направить средства на строительство новых современных профильных учреждений, рассмотреть возможность перепрофилирования действующих медицинских центров, а также создания специальных реабилитационных отделений для участников ВОВ при больницах. При этом мы не должны забывать и о тех, кто непосредственно заботится о ветеранах и инвалидах. Люди, отдающие свои силы и время заботе о старшем поколении, должны получать справедливую, достойную заработную плату. Необходимо рассмотреть возможность ее повышения для данной категории соцработников, – неоднократно подчеркивал мажилисмен, обращаясь к как руководству профильного министерства, так и непосредственно к главе правительства.
И в этом принципе быть предельно близкими ко всем слоям населения, заключалась как предвыборная платформа самой партии "Ак жол", так и перманентная работа по выполнению своих предвыборных обещаний уже в стенах самого парламента.
Казалось бы, стоит ли замечать каждое ЧП происходящее в стране? На это существуют специальные службы пусть они и реагируют на происходящее. Однако, судя по опять-таки резким заявлениям со стороны членов фракции, далеко не всегда ответственные должностные лица поступают в той или иной ситуации должным образом:
– Как Вам известно, 13 сентября в городе Алматы на рынках "Олжа", "Керемет", "Аян" и "Алатау" произошел пожар. Площадь пожара составила 5,4 тыс. кв. м. Согласно последним данным полностью сгорели 309 бутиков, на каждом из которых работали несколько человек, – обратился к главе правительства депутат от фракции "Ак жол" Талгат Ергалиев. – Многочисленные свидетели сообщают о неэффективных действиях противопожарных служб, что подтверждается тем, что пожар удалось ликвидировать только через 16 часов, несмотря на привлечение тысяч пожарных и сотен единиц техники. Убытки от пожара подсчитываются до сих пор. Десятки и сотни предпринимателей разорились, многие остались без средств к существованию. Между тем, полагаем кощунственными ряд заявлений о том, что требования погорельцев о помощи к государству – необоснованы, так как это частный бизнес и государство якобы тут "ни при чем". Необходимо помнить, что пострадавшие являются добросовестными налогоплательщиками и поэтому вправе рассчитывать на помощь своего государства.
Примерно из этого же ряда и конфликт, возникший у депутатской фракции с руководством республиканского МЧС, попытавшегося, по мнению парламентариев, дезинформировать общественность. Причиной спора между министерством и фракцией начался с озвученных в парламенте комментариев к законопроекту "О гражданской защите", в котором МЧС предлагает узаконить так называемую систему "независимой оценки рисков", проводимую коммерческими организациями. По мнению "акжоловцев" выраженных Азатом Перуашевым, эта система, подменяет государственный контроль и создаст коррупционное поле, вынуждая предпринимателей оплачивать услуги так называемой "независимой оценки рисков" в обмен на отказ от проверок со стороны противопожарной службы.
Через некоторое время, МЧС заявило, что мнение Перуашева является его частным мнением и отнюдь не поддерживается остальными депутатами. И уже это вызвало самую настоящую бурю:
"МЧС распространило заявление, будто – цитирую: "Предложения А.Перуашева в законопроект о гражданской защите не поддержаны депутатами". Это заявление не соответствуют действительности. На сегодня имеется масса поправок Перуашева и соавторов, принятых и поддержанных рабочей группой. Всего более 70 поправок уже приняты, и еще около десятка находятся в работе или направлены на заключение в правительство. Конечно, есть и много непринятых поправок, но одиозно заявлять, будто что все поправки не поддержаны коллегами – значит заведомо вводить общество в заблуждение. Возможно, МЧС просто выдает желаемое за действительное, но это не снимает моральной ответственности за распространение недостоверной информации", – заявила депутат "Ак жола" Меруерт Казбекова.
В итоге, министерство было вынуждено пойти на попятную, и признать, что несколько поторопилось со столь категоричными оценками. Так что, теперь будем надеяться, что подобных недопониманий между депутатами и чиновниками этого ведомства больше не произойдет. Кстати, очень часто депутатам удается не только отстоять свою точку зрения, но и склонить оппонентов к разумному компромиссу (как произошло в случае с АО "Жилстройбанк", где после серии серьезнейших дебатов была создана совместная рабочая группа занявшаяся разработкой конкретных предложений правительству по совершенствованию программы "Доступное жилье").
Приводить примеры принципиальной позиции депутатов от партии "Ак жол", можно было бы еще достаточно долго. Здесь, и известный конфликт с ТОО СК "Фармация", руководство которой, по мнению парламентариев, провела незаконный пересмотр условий инвестиционных договоров, в результате чего доля отечественной продукции снизилась более чем на 30%, и аргументированные претензии озвученные в адрес министерства сельского хозяйства по поводу слабой поддержки животноводческой отрасли, и еще целый ряд вскрытых серьезных недочетов в системе исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.

Деньги любят счет. Особенно бюджетные

Особое место в парламентской деятельности фракции "Ак жол" занимает работа над совершенствованием налоговой и бюджетной политики страны.
Так, в октябре прошлого года депутатами были инициированы жаркие дискуссии в ходе обсуждения проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования бюджетного законодательства". В заключении, которое озвучили мажилисмены после детального изучения представленного им документа, особо обращалось внимание на то, что "Законопроектом предусматривается ряд норм, которые могут способствовать слабоконтролируемому использованию бюджетных средств и создает условия неконтролируемого роста затрат по данным видам расходов.
Кроме того, законопроектом предусматривается фактически децентрализация контрольных функций мониторинга бюджетных инвестиций участия государства в уставном капитале юридических лиц". Принимать законопроекта в изначальной редакции представленной разработчиками, по мнению депутатов, было нецелесообразно и после серьезного обсуждения ряд проблемных моментов все же удалось снять.
Чуть позже, ряд серьезных замечаний был высказан и по поводу предложенных поправок в Бюджетный кодекс страны. В частности, большое сомнение у депутатов вызвала предложенная правительством новая редакция норм о бюджетных инвестициях с отлагательными условиями. Согласно этим поправкам, предусматривалась возможность корректировок путем увеличения бюджета, если выявится превышение ранее заявленных сумм. В случае же, если стоимость проекта окажется меньше предусмотренной, то уполномоченный орган получает право перераспределить "остатки" по своему усмотрению. И здесь, согласно озвученному мнению парламентариев – "Создаются неконтролируемые возможности по искусственному завышению стоимости проектов, для дальнейшего перераспределения так называемых "излишков" на другие цели. Партия "Ак жол" категорически возражала и возражает против столь вольного и бесконтрольного обращения с бюджетными средствами..."
Кроме того, фракция партии "Ак жол" предложила тогда правительству не ограничиваться одним лишь принятием конкретного законопроекта, а продолжить данную работу и перейти к обсуждению вопросов совершенствования бюджетного законодательства в постоянном режиме, по аналогии с порядком, установленным для принятия поправок в законодательство по вопросам налогообложения.
Кстати, что касается обсуждаемого в конце прошлого года проекта закона о налогообложении, то и там у "акжоловцев" возник ряд серьезных замечаний, которые удалось преодолеть лишь с помощью коллег из депутатской фракции партии "Нур Отан", благодаря совместной работе с которыми как впоследствии выразился Азат Перуашев: "В основном были сняты те элементы социальной несправедливости, которые вызвали критику и неприятие в обществе". Но при этом, несмотря на достигнутые компромиссы по ряду деталей, общая позиция партии осталась неизменной: "Депутаты фракции "Ак жол" по-прежнему уверены в нецелесообразности искать резервы пополнения бюджета через ужесточение налоговой политики. Считаем необходимым напомнить, что по оценке Счетного комитета, при исполнении бюджета в прошлом году 219 миллиардов тенге были использованы неэффективно. Другой резерв, о чем говорилось в нашем предыдущем запросе – возвращение миллиардных средств, выводимых из Казахстана беглыми чиновниками и олигархами. Кроме того, есть информация, что судебными исполнителями не взимаются еще два триллиона тенге, начисленные налоговиками. Вот он, ваш резерв. Просто наведите порядок в финансово-бюджетной дисциплине!"

Оценка дана

Безусловно, такой критически осмысленный и принципиальный подход нравится не всегда и не всем. И прямым следствием возникающего в таких случаях противодействия, могут саботирование тех же депутатских запросов со стороны некоторых чиновников, и даже, странным образом подвергающиеся хакерской атаке официальные интернет-порталы партии. В самом "Ак жоле", правда, к этому относятся философски, как к неизбежным помехам, которые возникают при любом поступательном движении вперед.
Да и в большинстве случаев, их инициативы находят понимание и поддержку именно среди профессионалов:
"Фракция "Ак жол" в Парламенте РК проводит колоссальную работу по совершенствованию законодательства, которая приносит ощутимые и положительные результаты для предпринимателей нашей страны. Благодаря Вашим усилиям были инициированы депутатские запросы и поправки в ряд законопроектов, имеющих стратегическое значение для бизнеса и граждан", – говорится в письме, направленном в парламент Ассоциацией финансистов Казахстана.
И как указывает ее председатель Серик Аханов: "Ассоциацией финансистов особо отмечен депутатский запрос фракции о необходимости передачи функций уполномоченного госоргана в сфере банкротства не Налоговому комитету, а органу, ответственному за развитие предпринимательства, либо другой независимой структуре, а также запрос о целесообразности создания Единого процессингового Центра". Фактически, "Ак жол" заступился за отечественные банки, так как запланированное Нацбанком создание такого Центра, могло создать серьезные препятствия для их развития.
"Вышеуказанные результаты – лишь малая часть Вашей работы. Это еще более укрепляет нашу уверенность, что предприниматели находятся под надежной защитой. Надеемся, что оставшиеся барьеры в развитии предпринимательства будут устранены. Это положительно отразится на дальнейшем развитии экономики, финансового сектора и благополучии граждан Казахстана" – говорится в этом документе.
И, конечно же, высшей оценкой деятельности "парламентской оппозиции" можно считать ту, что была дана им Главой государства в октябре прошлого года:
– Особо хочу отметить активную плодотворную работу парламентских партий "Ак жол", Коммунистической партии, которые высказывая свое мнение, отличное от партии "Нур Отан" в принципиальных вопросах всегда становятся на стороне народа, – отметил Нурсултан Назарбаев.
Понимание на таком уровне, безусловно, стоит дорогого. И теперь, для парламентской фракции "Ак жол" (которую по праву можно называть фракцией неравнодушных людей, сохранившими верность своим предвыборным обещаниям) главное не останавливаться на полпути и не снижать выбранного темпа. Тот факт, что в рамках разбора поступающих в Мажилис законопроектов извне им давно уже стало тесновато, и в течение последнего года члены фракции настойчиво требуют расширения законодательной инициативы депутатов, это уже неплохо. Но гораздо лучше то, с каким вниманием они относятся к каждому начатому делу, (каким бы незначительным оно иной раз не казалось на сторонний взгляд) и кропотливо стараются довести его до логического конца. И в этой целеустремленности, как мне кажется, и таится основной секрет их успеха.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.04.2014
Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года №199-V ЗРК 30.04.2014
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел заседание Правительства 30.04.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года №369 30.04.2014
Правительством РК одобрен План мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса 30.04.2014
МИНТ: С участием зарубежных инвесторов в РК реализованы 110 проектов на 21 млрд долларов 30.04.2014
В республиканскую собственность перейдут 29 организаций и 3 объекта 30.04.2014
Фактор Гитлера 30.04.2014
В Верховном Суде состоялась презентация проекта Закона РК "Об арбитражных (третейских) судах" 30.04.2014
Нацпалата предпринимателей инициирует партнерство с крупнейшими казахстанскими госхолдингами 30.04.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz