NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 10:50 ast
08:50 msk

Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел заседание Правительства
Одобрены параметры республиканского бюджета на 2014 год, представлен проект Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2014-2015 годы, а также рассмотрены вопросы подготовки регионов к паводковому периоду
12.03.2014 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 11 марта

Сегодня Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел заседание Правительства, на котором были одобрены параметры республиканского бюджета на 2014 год, представлен проект Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2014-2015 годы, а также рассмотрены вопросы подготовки регионов к паводковому периоду.
Как сообщил министр экономики и бюджетного планирования Е.Досаев, "параметры республиканского бюджета уточнены с учетом прогноза макроэкономических показателей на 2014 год и в целях своевременной реализации поручений Главы государства".
По информации главы МЭБП, поступления республиканского бюджета на 2014 год определены в объеме 6 206,1 млрд. тенге или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом на 431,7 млрд. тенге. Доходы республиканского бюджета (без поступления трансфертов) уточнены с увеличением на 331,7 млрд. тенге и составят 4 360,9 млрд. тенге.
"Прогноз реального роста ВВП страны в 2014 году оценивается на прежнем уровне 6%. Номинальный ВВП в 2014 году составит 39 623,7 млрд. тенге, что выше относительно одобренного в августе показателя на 999,3 млрд. тенге", – сообщил Е.Досаев.
Глава МЭБП также представил проект Комплексного плана по противодействию теневой экономике на 2014-2015 годы.
По информации министра, актуализированный план Правительства состоит из 60 мероприятий.
"В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого производства в отраслях экономики. Общесистемные меры направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики с учетом мировой практики", – отметил Е.Досаев.
При этом, подчеркнул глава МЭБП, "меры по сокращению теневого производства в отраслях экономики предусматривают снижение теневого оборота в отраслях с наиболее высокой долей теневой экономики". "Это торговля, сельское хозяйство, транспорт, операции с недвижимым имуществом и промышленность", – уточнил Е.Досаев.
По итогам обсуждения, Премьер-Министр подчеркнул, что "борьба с теневой экономикой важна для любого развивающегося государства, тем более что перед нами стоит серьезная цель – войти в тридцатку развитых государств". С.Ахметов поручил уполномоченным органам доработать Комплексный план и до 13 марта т.г. внести в Правительство проект согласованного документа.
О подготовке регионов к паводковому периоду доложил министр по чрезвычайным ситуациям В.Божко.
По информации МЧС, для подготовки к паводковому периоду построено 87 км новых защитных дамб, усилено и отремонтировано 119 км существующих дамб, проведены 92,5 км дноуглубительных работ. В целом по стране на паводковый период создан запас 37 тыс. тонн ГСМ, 200 тыс. тн инертных материалов, 700 тыс. шт. мешкотары и 104 тн взрывчатки.
"Заблаговременно сформирована и приведена в повышенную готовность группировка сил и средств численностью 4,5 тыс. человек и свыше 800 ед. техники в составе двух полков гражданской обороны, спасательных отрядов, центра медицины катастроф", – сообщил В.Божко.
Премьер-Министр поручил местным исполнительным органам "держать на особом контроле вопросы защиты граждан от природных катаклизмов".
"Необходимо осуществлять мониторинг ситуации, организовать разъяснительную работу среди населения, и все те меры, которые были приняты на уровне МЧС, акиматы должны реализовать в срок", – подчеркнул С.Ахметов.

----

Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Досаева Е.А. на заседании Правительства РК 11 марта 2014 года

Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены Правительства!
Министерством экономики и бюджетного планирования уточнен прогноз основных макроэкономических показателей страны на 2014 год с учетом:
1. Оперативных данных Агентства Республики Казахстан по статистике по объему ВВП в 2013 году. Так, объем ВВП составил 33 521,2 млрд. тенге, что на 922,2 млрд. тенге ниже от ранее прогнозируемого объема 34 443,4 млрд. тенге.
2. Данных развития отраслей экономики Казахстана за январь 2014 года и уточненных госорганами целевых индикаторов роста отраслей экономики на предстоящий год;
3. Тенденций изменения мировых цен на товарных рынках;
4. Проведенной 11 февраля 2014 года корректировки курса тенге к доллару США. Курс тенге уточнен в сторону ослабления с 153 тенге до 185 тенге к доллару США.
В текущем году основными факторами роста экономики Казахстана станут рост внутреннего спроса и улучшение внешних условий для экспорта.
В 2014 году ожидается более высокий рост мировой экономики на уровне 3,7% (консенсус-прогноз ООН, МВФ, ВБ). Данный рост в основном будет обеспечен за счет восстановления экономического роста в развитых странах.
По прогнозам международных организаций среднегодовая цена на нефть в 2014 году будет на уровне 105,1 долл. США за баррель (консенсус прогноз).
Учитывая укрепление доллара США, среднегодовая цена при уточнении прогноза на 2014 год определена на уровне
95 долл. США. Ранее цена на нефть была заложена 90 долларов США за баррель.
Прогноз реального роста ВВП страны в 2014 году оценивается на прежнем уровне 6,0%. Номинальный ВВП в 2014 году составит 39 623,7 млрд. тенге, что выше относительно одобренного в августе показателя на 999,3 млрд. тенге, в том числе:
– за счет отрицательного эффекта базы на 922,2 млрд. тенге согласно предварительной оценке номинального ВВП на 2013 год;
– положительного эффекта корректировки курса тенге и цены на нефть на 1 921,5 млрд. тенге.
Объем промышленной продукции вырастет на 2,7%, что соответствует ранее прогнозируемому значению за счет роста объемов горнодобывающего производства на 1,6% (на 0,1 п.п. выше ранее одобренного прогноза), в обрабатывающей промышленности прирост составит 4,0% (на 0,1 п. п. ниже).
Объем производства нефти сохраняется на прогнозируемом уровне 83 млн. тонн.
Рост, на уровне ранее одобренного прогноза сохранится в сельском хозяйстве на 3,9%.
Уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов в строительном секторе до 2,5% (на 0,7 п.п. выше одобренного прогноза).
Экспорт товаров по прогнозам составит 86,3 млрд. долларов США, что на 1,6 млрд. долларов выше по сравнению с одобренным прогнозом.
Импорт товаров составит 52,2 млрд. долларов США, на 6,4 млрд. долларов ниже ранее одобренного прогноза.
Ожидается, что устойчивый рост отраслей экономики и достаточно высокая потребительская активность обеспечат высокие темпы роста сферы услуг. Рост, на уровне ранее одобренного прогноза сохранится: в торговле на 11,8%, транспорте на 7,0%, и услуг информации и связи на 7%.
Параметры по инфляции сохранятся в прогнозируемом коридоре 6-8% на конец года.
В связи с увеличением курса доллара до 185 тенге утвержденный на 2014 год размер гарантированного трансферта из Национального фонда (1 380 млрд. тенге при курсе 150 тенге) составит 1 480 млрд. тенге, или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом на 100 млрд. тенге (соответствующий законопроект включен в повестку дня сегодняшнего заседания).
С учетом уточненного прогноза макроэкономических показателей на 2014 год в целях своевременной реализации поручений Главы государства уточнены параметры республиканского бюджета текущего года.
В результате, поступления республиканского бюджета на
2014 год определены в объеме 6 206,1 млрд. тенге или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом (5 773,7 млрд. тенге) на
431,7 млрд. тенге.
Доходы республиканского бюджета (без поступления трансфертов) уточнены с увеличением на 331,7 млрд. тенге против утвержденного плана 4 029,4 млрд. тенге и составят 4 360,9 млрд. тенге.
Увеличение доходов прогнозируется на 505,5 млрд. тенге, за счет следующих факторов:
– повышение ставки ЭТП на сырую нефть с 60 долларов США до 80 долларов США за тонну с 1 апреля 2014 года и роста курса тенге к доллару на общую сумму 303,3 млрд. тенге;
– за счет изменения макроэкономических показателей на
191,5 млрд. тенге;
– роста прочих расходов на сумму 10,7 млрд. тенге.
Вместе с тем, доходы уменьшатся на 173,8 млрд. тенге, в том числе за счет:
– уточнения расчета КПН в связи с изменением базы по факту 2013 года и снижения ВДС на 2,7% на сумму 115,3 млрд. тенге;
– увеличения прогнозируемых сумм возврата НДС на 50,0 млрд. тенге;
– поступления от реализации зерна из государственных ресурсов в связи с сокращением закупа зерна в 2013 году на сумму 8,5 млрд. тенге.
Для укрепления фискальной устойчивости государственных финансов и дальнейшего снижения нагрузки по обслуживанию правительственного долга, предлагается сократить дефицит бюджета, финансируемый за счет займов, на 40 млрд. тенге.
В результате с учетом привлечения свободных остатков бюджетных средств на сумму 16,3 млрд. тенге, уточненный дефицит составит 918,7 млрд. тенге.
С учетом уточненного прогноза по поступлениям и фактическим уменьшением дефицита, а также проведенной ранее корректировкой в связи с привлечением остатков бюджетных средств 2013 года, расходы республиканского бюджета в 2014 году составят 7 124,8 млрд. тенге, с увеличением относительно утвержденного объема на 408,7 млрд. тенге.
В целом, дополнительные средства будут направлены на реализацию поручений Главы государства, озвученных в послании Президента Республики Казахстан от 17 января текущего года, а также на расширенном заседании Правительства РК от 14 февраля текущего года.
В целях поддержки социально-уязвимых слоев населения, проектом уточненного республиканского бюджета предусмотрено выделение 121,6 млрд. тенге, в том числе на повышение с 1 апреля текущего года:
– ежемесячной надбавки в размере 10% к должностному окладу гражданских служащих в сумме 63,5 млрд. тенге;
– размеров пенсионных и государственных социальных выплат в сумме 53,4 млрд. тенге;
– размера стипендий студентам, обучающимся в рамках государственного образовательного заказа на 10% на общую сумму 4,7 млрд. тенге.
На реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования в рамках программы "Балапан" дополнительно будут выделены средства в размере 6,7 млрд. тенге.
Помимо этого, проектом уточненного бюджета предусмотрены средства на реализацию поручений Главы государства, требующих финансирования в текущем году, а именно:
В целях достижения комплексного решения проблем развития жилищного строительства, на реализацию Программы "Доступное жилье – 2020" дополнительно предусмотрены расходы на сумму 20,8 млрд. тенге (на кредитование через систему ЖССБК – 2,6 млрд. тенге, арендное жилье для очередников и молодым семьям – 2,4 млрд. тенге, развитие инженерной инфраструктуры – 10,3 млрд. тенге, строительство арендного жилья через АО "Ипотечная организация Казахстанская ипотечная компания" – 5,5 млрд. тенге).
На улучшение состояния коммунальной инфраструктуры в рамках Программы "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства" дополнительно предусмотрено 8 млрд. тенге для установки тепловых счетчиков в 16 000 многоквартирных жилых домах.
На реализацию Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 – 2020 годы "Агробизнес-2020" увеличены расходы на сумму 17,7 млрд. тенге.
На капитализацию АО НУХ "КазАгро" для финансирования программы сельхозтоваропроизводителей на сумму 20 млрд. тенге.
На выполнение международных обязательств предусмотрены расходы в сумме 21,8 млрд. тенге (из них Министерству по чрезвычайным ситуациям на приобретение вертолетов предусмотрено 11,2 млрд. тенге, Министерству иностранных дел на приобретение здания Посольства в г. Париж предусмотрено 10,6 млрд. тенге).
В целях реализации Национального плана организации и своевременного проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 дополнительно поддержано 10 млрд. тенге.
На развитие транспортной инфраструктуры (на реконструкцию и проектно-изыскательские работы на участках "Алматы-Капшагай" и "Астана-Темиртау") дополнительно будут выделены средства в размере 15 млрд. тенге.
На поддержку и развитие городов Астана и Алматы в рамках проведения ЭКСПО-2017, Зимней Универсиады 2017, планируется направить целевые трансферты по 15 млрд. тенге соответственно.
Для своевременного реагирования на непредвиденные ситуации, в том числе, вызванные изменениями в экономике, предлагается увеличить резерв Правительства на сумму 45 млрд. тенге.
Кроме того, в целях компенсации потерь, возникших в результате корректировки курса тенге, проведен перерасчет отдельных статей расходной части бюджета в сторону их увеличения на сумму 40,3 млрд. тенге. Компенсация курсовой разницы будет выплачена по проектам, требующим безотлагательного финансирования в текущем году. В случае необходимости, по иным проектам компенсация будет рассмотрена при формировании республиканского бюджета на 2015-2017 годы.
Также, с целью более эффективного и рационального использования средств, в рамках проекта уточнения республиканского бюджета перераспределены бюджетные средства по отдельным бюджетным программам на основании предложений администраторов бюджетных программ без увеличения расходов.
Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые члены Правительства!
Учитывая, что от своевременного принятия уточненного республиканского бюджета на 2014 год зависит решение ряда приоритетных задач и принимая во внимание ограниченные сроки по обсуждению и принятию законопроекта, прошу Вас, Серик Ныгметович, поручить всем администраторам республиканских бюджетных программ в однодневный срок пройти все необходимые процедуры по внесению изменений и дополнений в стратегические планы государственных органов и бюджетные программы, связанные с уточнением республиканского бюджета, а также в течение дня представить всю необходимую документацию по бюджетным инвестициям, включенным в законопроект об уточнении республиканского бюджета, для дальнейшего внесения законопроекта в Парламент Республики Казахстан.
Благодарю за внимание!

-----

Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Досаева Е.А. на совещании по Комплексному плану противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы

Уважаемый Серик Ныгметович!
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить Вашему вниманию актуализированный Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2014 – 2015 годы.
План разработан с учетом поручений Президента Республики Казахстан, данных на расширенном заседании Правительства по итогам социально-экономического развития Республики Казахстан 11 октября 2013 года.
По итогам совещания, проведенного под Вашим руководством 26 февраля, министерством совместно с государственными органами План был доработан в соответствии с Вашими поручениями.
В частности, совместно с Министерством нефти и газа были отработаны мероприятия по борьбе с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов. Совместно с Генеральной прокуратурой и Финансовой полицией добавлены мероприятия по противодействию осуществления незаконных видов деятельности и легализации доходов, полученных преступным путем.
Разрешите доложить об основных подходах, предусмотренных в Плане мероприятий.
В 2012 году доля теневой экономики в Казахстане составила 19,2% к ВВП, что на 0,9 п.п. ниже уровня 2005 года.
В структуре теневой экономики больше половины занимает производство товаров и услуг через неформальную деятельность, то есть 54,2%, остальная часть 45,8% приходится на скрытую деятельность.
Наибольшую долю в теневой экономике занимает торговля – 22,9%, на сельское хозяйство приходится 15,6%, на транспорт – 14,1%, на операции с недвижимым имуществом – 12,0%.
Если сравнивать этот показатель с другими странами, то в 2012 году наиболее высокая доля теневой экономики отмечается в странах Восточной Европы: в Болгарии – 31,9% к ВВП, Румынии – 29,1%, Литве – 28,5% и Эстонии – 28,2%. В развитых странах доля теневой экономики находится в пределах 10-12%.
В целях обеспечения достижения намеченной цели по противостоянию и снижения уровня теневой экономики был изучен мировой опыт в борьбе с теневой экономикой и взяты за основу следующие подходы:
1. Диагностика причинно-следственных связей, способствующих проявлению теневой экономики.
2. Устранение причин возникновения теневой экономики с выработкой мер системного и отраслевого характера.
3. Использование успешного мирового опыта.
4. Принятие мер с акцентом на мероприятия, которые дадут наибольший эффект при наименьших государственных затратах и административных ресурсов.
В целом актуализированный План Правительства состоит из 60 мероприятий.
В 2014-2015 годы борьба с теневой экономикой предусматривает реализацию мер общесистемного характера, а также мер по сокращению теневого производства в отраслях экономики.
Общесистемные меры направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей, развитие безналичных платежей, эффективное управление государственными финансами, совершенствование бизнес-среды и совершенствование оценки теневой экономики с учетом мировой практики.
Меры по сокращению теневого производства в отраслях экономики предусматривают снижение теневого оборота в отраслях с наиболее высокой долей теневой экономики. Это торговля, сельское хозяйство, транспорт, операции с недвижимым имуществом и промышленность.
1. Борьба с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей.
За 2007-2013 годы количество налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, составило 1 352, сумма потерь по НДС составила 193 млрд. тенге.
Кроме того, в среднем за год порядка 6 тысяч налогоплательщиков не представляют либо представляют нулевые декларации по НДС, при этом выписывали счета-фактуры. В результате в среднем за год потери бюджета по НДС составили 128 млрд. тенге.
В этой связи предлагается рассмотреть введение специального НДС-счета, что приведет к исключению возможности использования схем по уклонению от уплаты НДС, соответственно, отсутствию целесообразности создания лжепредприятий.
Одной из эффективных мер противодействия теневой экономике является внедрение электронных счетов-фактур на обязательной основе для всех плательщиков НДС, что сократит издержки бизнеса и позволит оперативно выявлять факты выписки фиктивных счетов-фактур, замены или их подделки.
По оценке, реализация предлагаемых мероприятий позволит вывести теневой оборот порядка 1,1 трлн. тенге.
Для борьбы с лжепредпринимательством, предусматривается принятие мер законодательного характера по ужесточению требований при постановке на учет по НДС.
Предусматривается получение налоговыми органами от уполномоченных организаций информации о наличии и движении денежных средств и ценных бумаг по налогоплательщикам, имеющих налоговую задолженность более 3 месяцев.
Для улучшения таможенного администрирования, предусмотрено заключение соглашений с другими государствами по предварительному электронному информированию между таможенными службами государств по всем видам товаров и транспортных средств.
2. Развитие безналичных платежей.
В целом по доле наличных средств в денежном обороте можно судить об объемах теневой экономики. Чем больше ее доля, тем выше риск возникновения теневого оборота в экономике. Надо отметить, что в Казахстане в структуре денежной массы доля наличных денег в обращении в последние годы постепенно снижается. За последние 10 лет она снизилась более чем в 2 раза, с 27% в 2000 году до 13% в 2013 году. В развивающихся странах этот показатель составляет около 15%, а в развитых – 7-10%.
В настоящее время существует заметная разница показателей развития рынка электронных банковских услуг по Казахстану, т.е. высокие показатели в крупных городах и низкие по областям. Так, в 2013 году на город Алматы приходилось 31% всех POS-терминалов, 20% банкоматов и 20% банковских киосков, в других регионах эти показатели не превышают 10%.
По количеству терминалов в Казахстане на 1000 держателей платежных карт приходится 3 терминала, тогда как, в Англии на 1000 держателей приходится 8 терминалов, в Сингапуре – 17 терминалов, в Швейцарии – около 10 терминалов.
Для стимулирования безналичных платежей необходимо принять меры законодательного характера по вопросу обязательной установки POS-терминалов в сфере торговли и обслуживания и расширения обязательного применения контрольно-кассовых машин с SIM-картами.
В целях снижения объемов обналичивания денег планируется введение обязательного уведомления при осуществлении крупных платежей в наличном порядке клиентами банка второго уровня, установление лимита на снятие наличных денег с банковских счетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ожидаемым результатом от принятия мер будет рост объема безналичных платежей не менее 5% в год.
3. Управление государственными финансами.
Финансовые нарушения в сфере государственных закупок и несовершенство системы государственного финансового контроля создают благоприятные условия для ухода части государственных средств в "тень".
В сфере государственных закупок за 9 месяцев 2013 года из осуществленных проверок выявлено 1399 нарушений законодательства или 45% от общего количества проверок (3111).
С целью своевременного выявления нарушений и принятия соответствующих мер в рамках Плана планируется внедрение системы управления рисками при планировании бюджетных расходов.
В рамках повышения эффективности управления, использования государственных средств и активов государства будет создан правовой механизм внедрения системы государственного аудита и выработка рекомендаций.
Кроме того, начало работы Единого организатора по государственным закупкам позволит снизить количество нарушений при планировании и выделении бюджетных средств.
Предусмотрен ряд мер по повышению контроля при осуществлении госзакупок в квазигосударственном секторе.
4. Совершенствование бизнес-среды.
Административные барьеры являются одной из причин появления теневого сектора экономики. Другой причиной функционирования бизнеса в теневом секторе является отсутствие стимулирующих факторов для выхода их из "тени".
В рамках Плана в настоящее время предусматривается расширение системы саморегулирования качества предоставляемых услуг бизнесом.
По поручению Главы государства, данных на расширенном заседании, готовится пакет кардинальных изменений для снижения административных барьеров. После выхода соответствующего Указа будут внесены дополнительные меры по улучшению бизнес среды.
5. Совершенствование оценки теневой экономики.
В рамках реализации данного направления будет продолжена работа по совершенствованию статистической оценки теневой экономики.
В 2013 году проведена экспериментальная оценка объемов незаконных видов деятельности (по оценке 0,78% ВВП).
В 2014 году планируется принятие Методики оценки объемов незаконной деятельности и теневой экономики по видам экономической деятельности.
Наряду с общесистемными мерами в Плане предусмотрены конкретные меры по снижению размеров теневого сектора в отраслях экономики.
6. Торговля.
Наибольший вклад в теневую экономику вносит сфера торговли. В 2012 году вклад торговли в теневую экономику составил 4,4 п.п. от общего 19,2% к ВВП или 1335,3 млрд. тенге.
Основными проявлениями теневой экономики в отрасли торговли являются скрытое производство в целях уклонения от налогов и неформальный сектор, то есть стихийная торговля и неорганизованность торговых рынков. При этом для торговли характерна высокая доля самостоятельно занятых (52%) и неформально занятых.
В сфере торговли порядка 50% занимают торговые рынки.При этом, на долю рынков с современным форматом торговли приходится всего 17% торговых площадей.
Значительная доля торговых рынков, которая работает не организованно или не приведена в современный формат, не способствует эффективному налоговому администрированию и увеличению налоговых выплат.
Для решения этих проблем предусмотрено внесение законодательных мер по обязательному поэтапному переводу торговых рынков на современный формат. Предлагается включение строительства торговых объектов в перечень приоритетных отраслей экономики для привлечения инвестиций и сферы строительства инфраструктуры торговли в Программу "Дорожная карта бизнеса-2020".
Справочно: Ожидается, что в случае принятия этих мер:
– будет построено 5,37 млн. кв. м. торговых площадей нового современного формата;
– будет создано около 304 тыс. новых рабочих мест в торговле и смежных отраслях;
– увеличится обеспеченность населения торговыми площадями на 100 человек с 412 квадратных метров в 2012 году до 680 квадратных метров в 2020 году.
Помимо существования большого числа неорганизованных рынков, большой проблемой является наличие незаконной стихийной торговли. В этой связи предлагается ужесточение административной ответственности за стихийную торговлю при одновременном увеличении коммунальных торговых площадей.
7. Сельское хозяйство.
В 2012 году доля теневой экономики в сельском, лесном и рыбном хозяйстве составила 3,0% ВВП или 910,4 млрд. тенге. При этом неформальная экономика в сельском хозяйстве составляет 68,5% к ВДС отрасли, что является самым высоким уровнем.
Основной причиной высокой доли теневой экономики в отрасли является значительная доля самостоятельно занятых в структуре занятого населения – это 1,5 млн. чел. или 70% от общей численности занятого населения в сельском хозяйстве (2,2 млн. чел.).
Неформальные трудовые отношения, которые отмечаются в сельском хозяйстве, связанные с осуществлением трудовой деятельности в крестьянских и фермерских хозяйствах без заключения трудовых договоров, позволяют руководителям этих хозяйств выдавать заработную плату без осуществления соответствующих налоговых и социальных отчислений в бюджет.
В этой связи предлагается создание условий и стимулирующих мер по формализации населения занятого в сельском хозяйстве, а также ужесточить ответственность работодателей крестьянских и фермерских хозяйств, а также других сельскохозяйственных предприятий за найм работников без заключения трудовых договоров.
Сохранению теневого сектора в отрасли способствует низкий уровень развития инфраструктуры и логистики в сельской местности, удаленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от рынков сбыта, большое количество посредников при реализации продукции.
Для решения этих проблем планируется формализация экономической деятельности в сельском хозяйстве, в том числе через развитие сельхозкоопераций. Для стимулирования развития сельхозкоопераций будут предусмотрены меры субсудирования и финансовой поддержки сельхозкоопераций. Кроме этого, предусмотрено расширение сферы оказания государственных услуг в АПК в электронном формате.
8. Транспорт.
В 2012 году вклад транспорта в теневую экономику составил 2,7 п.п. из 19,2% к ВВП или 819,4 млрд. тенге. Доля теневой экономики в структуре самой отрасли транспорта занимает 35,7%, основная доля приходится на неформальную экономическую деятельность.
В рамках Плана будет усилен контроль на линии в отношении лиц, осуществляющих свою деятельность без регистрации и ответственность за отсутствие товарно-транспортной накладной и акта замера при перевозке грузов.
Также будет продолжено развитие и внедрение "е-билетирования" и программно-аппаратного комплекса "Мобильный терминал проводника" для фиксации и учета билетов.
9. Операции с недвижимым имуществом.
В 2012 году вклад отрасли операций с недвижимым имуществом в теневой экономике составил 2,3 п.п. из 19,2% к ВВП или 697,9 млрд. тенге. Основными проявлениями теневой экономики в отрасли операций с недвижимым имуществом являются неформальный сектор и скрытое оказание услуг в целях уклонения от налогов, в частности сдача и аренда недвижимости.
В этой связи предлагается законодательно ужесточить ответственность физических лиц, предоставляющих жилье в наем и получивших имущественный доход, к уплате сумм индивидуального подоходного налога и постановке на регистрационный учет в налоговых органах.
10. Промышленность.
Нарушения в отрасли промышленности в основном происходят в целях скрытия реальных доходов при продаже нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках. Как установлено, хищение нефти происходит в основном двумя способами:
Первое, это из различных нефтяных установок, временных хранилищ, законсервированных скважин, расположенных на месторождениях, доступ к ним обеспечивается, как правило, работниками нефтедобывающих компаний;
Второе, это путем врезки в нефтепроводы. Незаконно добытая нефть вовлекается в легальный оборот через созданные для этих целей фирмы, т.е. путем документальной передачи незаконно полученной нефти от посредника к посреднику с использованием ложных документов о приобретении нефти у недропользователей. В дальнейшем, она передается на переработку, либо вывозится на экспорт.
Остается неразрешенной проблема экспорта нефти под видом всевозможных нефтепродуктов. Указанные операции проводятся с целью уклонения от уплаты экспортной пошлины и рентного налога.
В целом, благоприятные условия для совершения преступлений создает отсутствие недропользователями должного учета добываемого сырья.
В рамках Плана предусмотрено:
– утверждение Перечня документов, подтверждающих легальность происхождения нефти, поступающей на переработку на НПЗ, и Правил и требований к контрольным приборам учета на НПЗ, нефтебазах и АЗС;
– разработка процедуры отзыва паспорта производства, внесение в паспорт производства регламента на производство нефтепродуктов соответствующего национальным стандартам;
– введение нормы, предусматривающей исключение посредников по поставке нефти на НПЗ от недропользователя до НПЗ до одного колена, а также по аналогии и для мини-НПЗ.
Помимо нефти и нефтепродуктов, высокой теневой оборот наблюдается в производстве алкогольной продукции, который составляет по оценке от 25 до 30%.
Для борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции в настоящее время в Парламент внесен законопроект, направленный на ужесточение условий производства и торговли алкогольной продукции, ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.03.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел заседание Правительства 31.03.2014
На встрече в Семее Председатель Сената призвал молодежь к усердию и мобильности 31.03.2014
В Москве состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии 31.03.2014
В МИНТ обсудили новые подходы развития казсодержания в нефтегазовом машиностроении 31.03.2014
О заседании коллегии Генеральной прокуратуры 31.03.2014
Бюро Мажилиса: повестка палаты 31.03.2014
Прошла встреча министра внутренних дел РК с региональным представителем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Центральной Азии 31.03.2014
В Афинах презентована книга Президента РК Н.Назарбаева "G-global: мир XXI века" 31.03.2014
Переселения китайцев на север Казахстана не будет 31.03.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz