NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2017)
Какая страна самая дружественная Казахстану?








Поиск  
Четверг 14.12.2017 21:08 ast
18:08 msk

Под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов
Б.Султанов: Проводятся работы по централизации закупок через единого организатора. Нами предложено образовать соответствующий Комитет. С января 2015 года предполагается создание аналогичных органов на местном уровне. На первом этапе централизуются бюджетные инвестиционные проекты
28.02.2014 / политика и общество

Пресс-служба Премьер-Министра РК, 27 февраля

Сегодня под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов.
Заместитель Премьер-Министра – министр финансов Б.Султанов доложил об основных итогах деятельности министерства за 2013 год, а также озвучил планы на предстоящий период.
По информации вице-премьера, по итогам 2013 года поступления в государственный бюджет составили 6 459 млрд. тенге или 101,6% к плану. План республиканского бюджета исполнен на 100,6% (5 272 млрд. тг). Активы Нацфонда пополнились на 2,5 трлн. тг (24%), составив 12,9 трлн. тг. Из республиканского бюджета выделены целевые трансферты в местные бюджеты в объеме 1 043 млрд. тг, в т.ч. по текущим бюджетным программам – 514 млрд. тг, программам развития – 529 млрд. тг.
В ходе выступления Б.Султанов озвучил вопросы повышения эффективности использования бюджетных средств, управления государственными активами в рамках проекта Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы, государственного аудита и финконтроля.
Подводя итоги коллегии, Премьер-Министр подчеркнул важность эффективного использования бюджетных средств. "Бюджетная дисциплина должна стать первоочередным приоритетом для всех государственных органов", – сказал С.Ахметов.
В своем докладе глава Правительства озвучил ключевые задачи, стоящие перед министерством.
В частности, С.Ахметов обратил внимание на необходимость "кардинального улучшения налогового администрирования особенно в сфере услуг и секторах экономики с высокой долей теневого оборота".
"На это указал Глава государства на недавнем расширенном заседании Правительства. В качестве общесистемных определены меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей. Сейчас готовится соответствующий актуализированный план по теневой экономике, который после доработки будет рассмотрен на заседании Правительства. Тем не менее, Минфину необходимо внести предложения по законодательному закреплению этих вопросов", – поручил С.Ахметов.
Касаясь вопросов государственного аудита и финансового контроля, глава Правительства подчеркнул, что "система госаудита должна соответствовать лучшим стандартам, практикуемым в государствах ОЭСР".
"Создание правового механизма внедрения системы госаудита позволит повысить эффективность управления и использования государственных средств и активов. Министерству необходимо ускорить работу по продвижению в Парламенте законопроекта по госаудиту и финансовому контролю", – поручил Премьер-Министр.
Наряду с этим, Серик Ахметов дал указание МЭБП и МФ совместно с Фондом "Самрук-Казына" завершить разработку Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы. Помимо этого, глава Правительства поручил Минфину до 1 июля т.г. внести в Правительство проект Закона "О госзакупках" с учетом поправок.

-----

С участием Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Серика Ныгметовича 27 февраля 2014 года проведена Коллегия Министерства финансов
minfin.gov.kz, 27 февраля

Сегодня в Министерстве финансов РК состоялось расширенное заседание коллегии с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Серика Ахметова, представителей Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан, руководителей территориальных подразделений Министерства финансов.
В своем докладе Заместитель Премьер-министра РК – министр финансов РК Бахыт Султанов рассказал о ходе реализации поручений, поставленных Главой государства в Посланиях на 2013 и 2014 годы перед Министерством финансов. А также озвучил вопросы освоения и эффективного использования бюджетных средств, совершенствования процедур и порядок проведения государственных закупок, эффективного управления государственными активами в рамках проекта Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы, государственного аудита и финансового контроля, управления госдолгом и работы с финсектором в свете Концепции новой бюджетной политики, которая обеспечит устойчивость госдолга и постепенное сокращение бюджетного дефицита.
По итогам 2013 года поступления в государственный бюджет составили 6 459 млрд.тенге или 101,6% к плану. Недоимка по налогам и платежам в бюджет на конец отчетного года составила 64 млрд.тенге, снизившись за год на 21% (17,2 млрд.тенге). План республиканского бюджета исполнен на 100,6% (5 272 млрд.тенге). Активы Нацфонда пополнились на 2,5 трлн.тенге (24%), составив 12,9 трлн.тенге. Расходы РБ за отчетный период составили 5 990,5 млрд.тенге или исполнены на 99,3%.
Чистая сумма неосвоения средств без учета неиспользованного резерва (17 млрд.) составила 25,9 млрд.тенге.
Из республиканского бюджета выделены целевые трансферты в местные бюджеты в объеме 1 043 млрд.тенге, в т.ч. по текущим бюджетным программам – 514 млрд.тенге, программам развития – 529 млрд.тенге.
Местными исполнительными органами освоено 99,2%. На конец года остались неиспользованными 8,5 млрд.тенге (по текущим бюджетным программам – 3,3 млрд.тенге, по программам развития – 5,2 млрд.тенге).
За допущенное по субъективным причинам неосвоение бюджетных средств от Заместителя Премьер-министра РК – министра финансов РК Бахыта Султанова поступило предложение привлечь к ответственности руководящих работников Министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов (4 млрд.тенге), Министерства образования и науки (1,4 млрд.тенге) и Министерства сельского хозяйства (1,3 млрд. тенге). Аналогичные меры предлагается также применить к заместителям руководителей ряда регионов.
Одной из главных проблем некачественного исполнения бюджетов и объектом пристального внимания правоохранительных органов Бахыт Султанов назвал государственные закупки.
"Слабый менеджмент госорганов, допускающий несвоевременное утверждение планов закупок, затягивание процедур до 2-го и 3-го кварталов года, прямо влияет на своевременность и полноту реализации бюджетных программ. Законом, разработанным и принятым в прошлом году по поручению Главы государства и введенным в действие с 29 января т.г., определена ответственность первых руководителей и улучшены процедуры закупок. Ожидается сокращение формального признания конкурсов несостоявшимися и их затягивание", – отметил Султанов.
Справедлива критика Главы Государства об излишней "зарегламентированности" закупок, торможении государственными органами исполнения бюджета. В связи с этим Правительство планирует разработать совершенно новый законопроект по госзакупкам.
Бахыт Султанов отметил тенденцию роста квазигосударственного сектора. В частности, в настоящее время насчитывается более 19 тыс. госучреждений, почти 6 тыс. госпредприятий, 710 АО и ТОО с участием государства. Основная доля – более 13 тыс. – организации в области образования, здравоохранения и социального обеспечения. В настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Правительства проект Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы. Данная концепция предусматривает передачу части активов, остающихся в собственности государства, субъектам частного предпринимательства: аренда, доверительное управление без права выкупа и другие. Имеющийся зарубежный опыт, в частности, Сингапура, свидетельствует об эффективности использования услуг частного бизнеса при обслуживании госактивов.
Важным механизмом повышения эффективности управления активами Министерство финансов видит унификацию и объединение схожих административных функций. Так в Минфине реализуется пилотный проект "Единый балансодержатель". В рамках пилота на баланс департамента госимущества Актюбинской области будут переданы 30 зданий и 47 автомашин 5-ти территориальных органов комитетов Минфина. Предполагается, что проект обеспечит их содержание с привлечением субъектов малого и среднего бизнеса.
Бахыт Султанов назвал эффективность расходования бюджетных средств одним из главных приоритетов, для обеспечения сохранности и прозрачности государственных финансов. Ведь только в прошлом году установлено нарушений бюджетного законодательства и процедур госзакупок на сумму 579 млрд.тенге (в 2012 году – 552,9 млрд.тенге). Направлено более 620 материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений (сумма нарушений – 111,4 млрд.тенге).
Наложено более 2000 адм.штрафов (на сумму 365,4 млн.тенге).
Таким образом, через взыскание необоснованных расходов, адм.штрафов и иных мер, обеспечено поступление в бюджет свыше 2 млрд.тенге (в 2012 году – 1,8 млрд.тенге). Кроме того, посредством допоставки товаров, работ и услуг (в 2012 году – 122,9 млрд.тенге). Восстановлены активы государства на сумму 131,6 млрд.тенге.
Необходимо отметить о повышении эффективности контроля и снижения нагрузки на подконтрольные объекты. Так, по сравнению с 2012 годом количество проверок снизилось в 1,2 раза при повышении в 1,4 раза результативности контроля.
В ходе выступления министр сообщил, что государственный долг на начало года вырос на 12,8% к ВВП и составил 4,4 трлн.тенге (28,8 млрд.долл.). Основную его часть составляют обязательства Правительства РК, 82% которых внутренние. Долговая нагрузка на бюджет (отношение расходов на обслуживание и погашение долга к доходам бюджета) сложилась на уровне 9,7%.
"Концепцией новой бюджетной политики предусмотрено обеспечение устойчивости госдолга и постепенное сокращение бюджетного дефицита, – отметил Бахыт Султанов. – В 2013г. дефицит РБ сложился в сумме 718 млрд.тенге или 2,1% к ВВП, который полностью обеспечен заимствованиями. В рамках финансирования дефицита РБ, а также содействия развитию рынка долговых инструментов в течение отчетного года Министерство разместило государственные ценные бумаги в сумме 982,5 млрд. тенге. В текущем году в целях снижения давления на ликвидность внутреннего рынка мы планируем осуществить выпуск еврооблигаций на внешних рынках.
Это будет дебютный выпуск за последние 13 лет. Он сформирует эталон для казахстанских компаний, привлекающих внешний капитал и позволит снизить стоимость заимствования.
Вместе с тем, в целях обеспечения параметров экономической безопасности прорабатываются меры по мониторингу и регулированию процессов управления долгом квазигосударственного сектора".
Кроме того, министр озвучил ряд предложений, направленных на усовершенствование налогового и таможенного администрирования.
В рамках коллегии были также заслушаны доклады председателя Налогового Комитета МФ РК Ануара Джумадильдаева и председателя Комитета Таможенного Контроля МФ РК Госмана Амрина.
По итогам коллегии Премьер-Министр РК Серик Ахметов дал ряд поручений на предстоящий период.

-----

Премьер-Министр обрушился с критикой на налоговиков Казахстана
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 27 февраля

Премьер-Министр Казахстана Серик Ахметов на расширенном заседании коллегии Министерства финансов раскритиковал деятельность налоговой службы.
С.Ахметов заявил, что, несмотря на принимаемые поправки в законодательство, многие проблемы в налоговой системе не решаются. "Камнем преткновения" стоят лжепредпринимательство, мошеннические схемы, проблемы с возвратом НДС, преднамеренное банкротство, уклонение от налогов при сдаче в аренду недвижимости.
"Ими ежедневно должны заниматься налоговые органы. Я поддерживаю вывод, что наши налогооблагаемые базы не увеличиваются. Все работники налоговых служб на местах превратились в "кабинетных чиновников". Многие практически не выходят за рамки своих кабинетов, не работают с предприятиями напрямую и даже не знают, где они находятся", – сетует глава Правительства.

-----

Сумма потерь по НДС в Казахстане сравнима с годовым бюджетом целой области – С.Ахметов
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 27 февраля

Сумма потерь по НДС в Казахстане сравнима с годовым бюджетом целой области, заявил на расширенном заседании коллегии Министерства финансов Премьер-Министр страны Серик Ахметов.
"Количество лжепредпринимателей в 2013 году выросло на 135 и на начало 2014 года составило 1352. При этом сумма потерь по НДС составила 192 млрд. тенге. К примеру, это больше годового бюджета Жамбылской области и два годовых бюджета Северо-Казахстанской области", – пояснил глава Правительства.
Премьер-Министр поручил Минфину совместно с финансовой полицией, Национальной палатой предпринимателей выработать действенные меры по искоренению этой проблемы.

-----

Доклад Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Султанова Бахыта Турлыхановича на расширенном заседании Коллегии Министерства финансов Республики Казахстан с участием Премьер-Министра Ахметова Серика Ныгметовича от 27 февраля 2014 года

Құрметті Серік Нығметұлы! Құрметті қонақтар және әріптестер! Сіздердің назарларыңызға Қаржы министрлігінің өткен жылғы жасаған жұмысы туралы есепті ұсынуға және Мемлекет Басшысының тапсырмаларын орындау үшін ағымдағы жылға арналған негізгі стратегиялық міндеттер туралы баяндап өтуге рұқсат етіңіздер.
Бірінші. Бюджеттің атқарылуы туралы.
Есепті жылдың қорытындылары бойынша мемлекеттік бюджетке түскен түсімдер 6 459 млрд.теңгені құрады немесе жоспар 101,6%-ке орындалды.
Бюджетке түсетін салықтар мен төлемдер бойынша бересі есепті жылдың аяғына бір жылда 21%-ке (17,2 млрд.теңгеге) төмендеп 64 млрд.теңгені құрады.
Республикалық бюджет түсімдері бойынша жоспар 100,6%-ке (5 272 млрд.теңгеге) орындалды.
2013 жылда алдынғы жылмен салыстырғанда Ұлттық қордың активтері 2,5 трлн.теңгеге (24%) толығып, 12,9 трлн.теңгені құрады.
Республикалық бюджет шығыстары есепті кезеңде 5 990,5 млрд.теңгені құрады немесе 99,3%-ке атқарылды.
Игерілмеген қаражаттың таза сомасы Үкіметтің пайдаланылмаған резервін есепке алмағанда (17 млрд.) 25,9 млрд.теңгені құрады.
Республикалық бюджеттен жергілікті бюджеттерге нысаналы трансферттер 1 043 млрд.теңге көлемінде бөлінді, оның ішінде ағымдағы бюджеттік бағдарламалар бойынша – 514 млрд.теңге, даму бағдарламалары бойынша – 529 млрд.теңге.
Жергілікті атқарушы органдар оның 99,2%-ын игерді. Жылдың аяғына 8,5 млрд.теңге (ағымдағы бюджеттік бағдарламалар бойынша – 3,3 млрд.теңге, даму бағдарламалары бойынша – 5,2 млрд.теңге) пайдаланылмай қалды.
Уважаемый Серик Ныгметович!
За допущенное по субъективным причинам неосвоение бюджетных средств предлагаем привлечь к ответственности руководящих работников МОСВР (4 млрд.тенге), МОН (1,4 млрд.тенге) и МСХ (1,3 млрд. тенге).
Аналогичные меры предлагаем применить и к заместителям руководителей ряда регионов.
Справочно: г.Алматы, Мангистауская область – допустившие неосвоение свыше 0,7 млрд.тенге, Акмолинская область – 0,5 млрд.тенге, Кызылординская, Павлодарская область и Восточно-Казахстанская области – свыше 0,3 млрд.тенге, г.Астана и Северо-Казахстанская область – по 0,19 млрд.тенге.
Второе. Эффективное использование бюджетных средств.
В рамках принятых концепций новой бюджетной политики и совершенствования системы госпланирования предусмотрено упрощение бюджетных процедур и усиление ответственности администраторов.
Одной из главных проблем исполнения бюджетов и объектом пристального внимания правоохранительных органов являются государственные закупки.
Слабый менеджмент госорганов, допускающий несвоевременное утверждение планов закупок, затягивание процедур до 2-го и 3-го кварталов года, прямо влияет на своевременность и полноту реализации бюджетных программ.
Законом, разработанным и принятым в прошлом году по поручению Главы государства и введенным в действие с 29 января т.г., определена ответственность первых руководителей и улучшены процедуры закупок. Ожидается сокращение формального признания конкурсов несостоявшимися и их затягивание.
Кроме того, руководителям госорганов необходимо обеспечить системный еженедельный контроль процедур заключения и исполнения договоров, по опыту прошлогоднего мониторинга в "ручном режиме".
Проводятся работы по централизации закупок через единого организатора. Нами предложено образовать соответствующий Комитет. С января 2015 года предполагается создание аналогичных органов на местном уровне.
На первом этапе централизуются бюджетные инвестиционные проекты. В последующем предлагается объединить процедуры по ряду стандартных приобретений.
Справедлива критика Главы Государства об излишней "зарегламентированности" закупок, торможении ими исполнения бюджета.
Поэтому необходимо и далее совершенствовать Закон. Он должен не только обеспечивать прозрачность и экономию бюджетных средств. Важно также стимулировать развитие малого и среднего бизнеса через эффективный оборот государственных ресурсов.
Поэтому предлагаем поручить МФ до 1 июля текущего года разработать совершенно новый законопроект по госзакупкам.
В нем будут учтены и современный международный опыт, в частности новый типовой закон ООН ЮНСИТРАЛ, стандарты FIDIC, а также собственный наработанный опыт применения информационных технологий и централизации госзакупок.
Третье. Эффективное управление государственными активами.
Начиная с января 2013 года, все бухгалтерии госучреждений перешли на МСФООС. Работа ведется в плановом порядке.
Вместе с тем есть ряд проблем.
По данным финансовой отчетности госорганов, восстановлены инвестиции прошлых лет на общую сумму около 1 трлн.тенге. Тогда, как по нашим данным, инвестиции за период 1997-2013 г.г. составляют почти 6 трлн. тенге.
Т.е. основная доля инвестиций не нашла в отражения в финансовой отчетности госорганов.
В этой связи, я хотел бы попросить Вас, Серик Ныгметович, поручить всем госорганам создать ведомственные рабочие группы для восстановления в учете всех инвестиций и отчитаться в МФ до 1 июня т.г..
В настоящее время насчитывается более 19 тыс. госучреждений, почти 6 тыс. госпредприятий, 710 АО и ТОО с участием государства.
Основная доля – более 13 тыс. – организации в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Статистика свидетельствует об устойчивой тенденции роста квазигосударственного сектора в этих сферах.
В целях дальнейшей оптимизации структуры госактивов совместно с МИО, представителями НПП проведена ревизия недвижимости в 18,5 тыс. государственных юридических лицах.
Выявлено 520 тыс.кв.м излишних площадей и в прошлом году одобрены итоги ревизии по 460 тыс.кв.м.
Более 100 тыс.кв.м. надлежит передать под социальные объекты, более 90 тыс. кв.м. передать для размещения государственных организаций и более 260 тыс. кв.м. на приватизацию.
Из всего этого пока выполнены работы только на 80 тыс.кв.м.
Справочно:Низкий темп передачи площадей под соцобъекты и размещение государственных организаций связан с отсутствием средств на реконструкцию высвобождаемых площадей под детские сады, передислокацию государственных организаций, по приватизируемым объектам – техническая задержка связана с проведением предпродажной подготовки объектов (оценка, публикации в СМИ и т.д.)
В настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается и в ближайшее время будет внесен на Ваше рассмотрение проект Комплексного плана приватизации на 2014-2016 годы.
Предусматривается разработать и утвердить на заседании Комиссии под Вашим руководством четкие критерии нахождения организаций в ведении государства или передачи в конкурентную среду. Один из таких принципов – Yellow Pages.
На их основании мы проведем активную работу вместе с предпринимательской средой.
Часть активов, остающихся в собственности государства, также можно предложить для управления субъектам частного предпринимательства, используя различные механизмы. Это аренда, доверительное управление без права выкупа и другие.
Имеющийся зарубежный опыт, в частности Сингапура, свидетельствует об эффективности использования услуг частного бизнеса при обслуживании госактивов.
Важным механизмом повышения эффективности управления активами видится унификация и объединение схожих административных функций.
В Минфине реализуется пилотный проект "Единый балансодержатель". В Актюбинской области на баланс департамента госимущества будут переданы 30 зданий и 47 автомашин 5-ти террорганов комитетов Минфина.
Он обеспечит их содержание с привлечением субъектов малого и среднего бизнеса.
Этот опыт можно применить для централизации внутренних функций всех госорганов.
Предварительная оценка показывает, что это позволит получить весомую экономию накладных затрат и высвободить от 1 до 3% госслужащих от выполнения непрофильных функций и использовать их для усиления аналитической работы. Пользуясь представленной возможностью, Серик Ныгметович, предлагаем провести комплексный анализ бизнес-процессов всех госорганов, с целью объединения однотипных функций.
Четвертое. Государственный аудит и финконтроль.
Эффективность расходования бюджетных средств является одним из главных приоритетов, обеспечения сохранности и прозрачности государственных финансов.
В прошлом году установлено нарушений бюджетного законодательства и процедур госзакупок на сумму 579 млрд.тенге (в 2012 году – 552,9 млрд.тенге).
Направлено более 620 материалов в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений (сумма нарушений – 111,4 млрд.тенге).
Наложено более 2000 адмштрафов (на сумму 365,4 млн.тенге).
Рассмотрена дисциплинарная ответственность свыше 5850 должностных лиц, в суды предъявлено чуть меньше 490 исков о возмещении в бюджет, о признании сделок по государственным закупкам недействительными (2012г. – 489).
Таким образом, принятыми мерами, обеспечено поступление в бюджет свыше 2 млрд.тенге через взыскание необоснованных расходов, адмштрафов и иных мер (в 2012 году – 1,8 млрд.тенге). Кроме того, восстановлены активы государства на сумму 131,6 млрд.тенге через допоставку товаров, работ и услуг (в 2012 году – 122,9 млрд.тенге).
Необходимо отметить о повышении эффективности контроля и снижения нагрузки на подконтрольные объекты. По сравнению с 2012 годом количество проверок снизилось в 1,2 раза при повышении в 1,4 раза результативности контроля.
В 2014 году мы активизируем работу по контролю эффективного использования бюджетных средств, в том числе выделенных по государственным и отраслевым программам.
В реализацию поручений Президента проводится работа по внедрению государственного аудита.
Прежде всего, решается вопрос исключения дублирования функций контролирующих органов.
Предусматривается создание единой базы материалов контроля и аудита с акцентом на аналитическую составляющую. Унифицируются принципы и подходы при планировании проверок через Системы управления рисками.
Предлагается поручить, всем госорганам уже сейчас начинать работу по подготовке кадров и другие организационные мероприятия по переходу на государственный аудит.
Соответствующую координирующую работу мы проведем совместно со Счетным комитетом.
Пятое. Управление госдолгом и работа с финсектором
Государственный долг на начало года вырос на 12,8% к ВВП и составил 4,4 трлн.тенге (28,8 млрд.долл.).
Основную его часть составляют обязательства Правительства РК, 82% которых внутренние.
Долговая нагрузка на бюджет (отношение расходов на обслуживание и погашение долга к доходам бюджета) сложилась на уровне 9,7%.
По этому показателю мы уже близки к нижнему критическому порогу, хотя все остальные параметры находятся в допустимых и безопасных пределах.
Поэтому Концепцией новой бюджетной политики предусмотрено обеспечение устойчивости госдолга и постепенное сокращение бюджетного дефицита.
В 2013г. дефицит РБ сложился в сумме 718 млрд.тенге или 2,1% к ВВП, который полностью обеспечен заимствованиями.
В рамках финансирования дефицита РБ, а также содействия развитию рынка долговых инструментов в течение отчетного года Министерство разместило государственные ценные бумаги в сумме 982,5 млрд. тенге.
Основными покупателями в 2013г. были накопительные пенсионные фонды (52%), банки (23%) и прочие держатели (25%).
Портфель ГЦБ на начало 2014г. составил 3,6 трлн.тенге, из которых 51% приходится на пенсионные фонды.
В текущем году в целях снижения давления на ликвидность внутреннего рынка мы планируем осуществить выпуск еврооблигаций на внешних рынках.
Это будет дебютный выпуск за последние 13 лет. Он сформирует эталон для казахстанских компаний, привлекающих внешний капитал и позволит снизить стоимость заимствования.
Вместе с тем, в целях обеспечения параметров экономической безопасности прорабатываются меры по мониторингу и регулированию процессов управления долгом квазигосударственного сектора.
Құрметті Серік Нығметұлы!
Қаржы министрлігінің өткен жылғы қызметінің негізгі қорытындылары мен ағымдағы жылға жоспарлары осындай.
Әлемдік нарықтардағы сақталып отырған тұрақсыздық, жаһандық экономиканың баяу өсуі мен халықаралық капиталдың даму жолындағы нарықтардан көшуінің Қазақстан экономикасының орнықтылығына да белгілі бір әсері болуын біз анық сезінеміз.
Ұлттық валютаны түзету бойынша қабылданған шаралар отандық тауарлар мен өндірушілердің бәсекеге қабілеттілігі үшін жағдайды теңестіруге жасалды.
Біз бұл жағдай жалпы ішкі өнім мен бюджетке түсетін түсімдердің өсуіне тікелей ықпал етеді деп ойлаймыз. Бүгінгі таңда Экономика және бюджеттік жоспарлау министрлігімен бірлесіп экономиканы дамыту мен ағымдағы бюджет параметрлерінің макрокөрсеткіштерін нақтылау бойынша жұмыстар жүргізілуде.
Вместе с тем, считаем, что поиск дополнительных резервов для придания импульсов развитию экономики и пополнения бюджетов – прямая и самая главная задача Минфина.
Сегодня Доля ненаблюдаемой экономики по оценкам экспертов Всемирного банка в 2012 году составила 19,2% к ВВП.
По индикатору "Налогообложение" рейтинга ВБ "Doing Business" Казахстан по результатам прошлого года сохранил 18 место из 189 стран.
Удовлетворенность качеством налоговых услуг бизнесом составила только 87%, населением – 86%.
Качеством таможенных услуг удовлетворены только 68% участников внешнеэкономической деятельности. По индикатору "Нагрузка таможенных процедур" Казахстан при запланированном 74 месте занял 75 место.
Из приведенных показателей налицо необходимость дальнейшего совершенствования процедур для улучшения инвестиционного климата.
Здесь есть ряд предложений.
Во-первых. Есть потенциал в плоскости однородных бизнес-процессов внутри фискальных органов.
Опыт показал, что проводимые автономные модернизации Налогового и Таможенного комитетов не приносят весомых улучшений качества контроля и снижения нагрузки на бизнес.
Предлагается пересмотреть раздельной подход, синхронизировав обе программы модернизации.
Есть необходимость интегрировать однотипные бизнес-процессы для стыковки процедур, без физического объединения комитетов.
Важно без дополнительного вмешательства в работу субъектов ВЭД обеспечить администрирование формируемых добавленных стоимостей, начиная с пересечения границ страны.
Эксперты Всемирного банка, предоставившего займы для модернизации комитетов, подтвердили наличие такой международной практики и предварительно одобрили наши подходы.
Во-вторых. Огромный резерв в повышении эффективности фискального администрирования таится во взаимодействии между государственными органами.
С 2000 года создан Государственный реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения. Для его ведения создана информационная система РНиОН, которая позволяет автоматически исчислять платежи в бюджет и формировать уведомления по налогам на имущество, землю и транспорт.
Для этого 11 государственных органов должны были синхронизировать с нами свои информационные базы и системы.
Справочно: МЮ, МВД, МОСВР, МСХ, МТК, МТСЗН, МНГ, АС, МЗ, МРР, КНБ.
Однако, взаимодействие в режиме "онлайн" налажено только с МСХ.
Неоднократно поднимаемый вопрос о необходимости актуализации баз данных госорганов не решен до сих пор.
40-ка процентная недостоверность сведений приводит к серьезным ошибкам при исчислении налогов. Отсюда и нарекания услугополучателей на различных уровнях.
Это усложнит и переход к всеобщему декларированию. Придется заполнять сведения об имуществе в приложениях к декларации вместо автоматического подбора данных из баз.
Нужна систематизация и унификация государственных баз данных.
Пример администрирования налогов на регионально-локальной базе данных, достоверность которой была обеспечена при поддержке Акимата г.Алматы, показал сокращение жалоб налогоплательщиков – на 80% и рост поступлений – на 25%.
Проецируя международный опыт, можно принять Закон о передаче данных для целей налогообложения.
В этом случае все организации обязаны будут предоставлять в налоговую службу любые сведения для целей налогообложения. Но это сложный путь через централизацию.
Предлагаем возложить унификацию баз данных на Минтранском, учитывая, что за ним уже закреплено создание Единой информационно-аналитической среды госорганов.
В-третьих. Ключевой оценкой уровня фискального администрирования являются временные затраты налогоплательщиков на заполнение, сдачу отчетности и перечисление налогов.
Сокращение форм налоговой отчетности на 60% и их автоматизация не привели к уменьшению ошибок при уплате и перечислении налогов.
Причина – огромное количество кодов бюджетной классификации, которых у нас 213. По отдельным налогам их десятки.
Отсюда возникает проблема невыясненных и ошибочных платежей в бюджет. В прошлом году их было сотни тысяч. По их причине налогоплательщикам еще и начисляются пени.
Трудозатраты, связанные с ошибками и путаницей при уплате налогов, обходятся для бизнеса в 185 тыс. чел/часов, для гос.органов и банков второго уровня в два раза больше.
Международный опыт демонстрирует, что можно существенно сократить коды бюджетной классификации до самого минимума. Литва сократила с 800 до 36, в Грузии – 8, во Франции – 1, а в Сингапуре – вообще нет кодов, просто один платеж.
Мы предлагаем на первом этапе сократить их в два раза.
В-четвертых. Администрирование НДС.
Главная причина лжепредпринимательства – это махинации в системе НДС.
В Азербайджане добились резкого их снижения внедрением специального НДС-счета. Наши специалисты внимательно с выездом на место изучили этот опыт. Предлагаем ввести аналогичный механизм и в нашей стране.
Кроме того, с 1 июля 2014 года внедряются электронные счета-фактуры на добровольной основе. Это упростит ведение бизнеса для добросовестного предпринимателя.
Чтобы в полной мере реализовать все преимущества такой системы предлагаем ввести обязательность ее применения для всех плательщиков НДС.
В-пятых. Наличные взаиморасчеты – одна из ключевых проблем теневой экономики.
В США, Франции, Бельгии, Италии и Мексике введено ограничение на оплату наличными деньгами. У нас в республике ограничены наличные расчеты между юридическими лицами свыше 1000 МРП. Но снятие наличности с банков не ограничено.
Предлагаем законодательно установить ограничения снятия юридическими лицами наличных денег с расчетных счетов в банках второго уровня.
Құрметті Серік Нығыметұлы!
Өз сөзімді аяқтай келе Мемлекет басшысы Қазақстан халқына Жолдауында және Үкіметтің кеңейтілген отырысында берген тапсырмаларды орындау үшін Қаржы министрлігінің әлеуеті жеткілікті деп сендіргім келеді.
Қаржы тұрақтылығын және елдің экономикалық қауіпсіздігін қамтамасыз ету үшін бар күшімізді саламыз.
Назарларыңызға рахмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Главы государства 28.02.2014
Указ Президента Республики Казахстан №757 28.02.2014
Сенаторы рассмотрели законопроекты о дорожном движении 28.02.2014
Под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов 28.02.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел с главами диппредставительств РК за рубежом видеоконференцию по вопросам привлечения инвестиций 28.02.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года №138 28.02.2014
Мажилис – "Нур Отан": гражданская служба 28.02.2014
Политика по вопросам жилищного строительства будет направлена на повышение доступности жилья 28.02.2014
О заседании Общественного совета при Генеральной прокуратуре 28.02.2014
Состоялось первое заседание Координационного Комитета деловых консультационных услуг в Казахстане 28.02.2014

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
14.12.17 Четверг
86. БЕКТУРОВ Есен
69. РЫСБЕКОВ Марат
68. АКМУРЗИН Ерлан
64. ТАСКИНБАЕВ Косан
54. ЕРАЛИЕВ Ержан
47. БАКИШЕВ Дулат
46. ЕСТЕНОВ Жасулан
45. БАЗАРХАНОВ Еркин
43. САМОЙЛОВ Александр
42. КАЙРБАЕВ Багитжан
42. ОСПАНОВ Амиржан
40. АУБАКИРОВ Тимур
38. УТЕГЕНОВ Руслан
34. БУЛАТОВ Аслан
...>>>
15.12.17 Пятница
92. КШИБЕКОВ Досмухамед
86. АБИШЕВ Кажимурат
79. УРАЗАЕВ Файзулла
70. НЫГМЕТ Кенжебай
70. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
70. САРСЕМБАЕВ Марат
69. МИРАЗОВА Аякуль
68. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
67. ЕСИМОВ Ахметжан
66. АТАНИЯЗОВ Сулейман
66. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
62. АГМАНОВ Адильхан
62. РАДОСТОВЕЦ Николай
62. ТАКЕШЕВ Аманжан
61. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
...>>>
16.12.17 Суббота
88. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
73. КИСТАУОВ Гани
70. МЕНЛИБАЕВ Абу
69. НАЗАРБАЕВА Светлана
68. БЕКТУРОВ Габбас
63. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
63. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
61. АБДИЕВ Кали
61. СЕИЛХАН Дария
58. ДАМИТОВ Кадыржан
58. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
58. САБИЕВ Сансызбай
51. ЕЛЖАСОВ Аблай
45. МАНЬКО Татьяна
43. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050