NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2017)
Вы одобряете переход казахского алфавита на латиницу?








Поиск  
Вторник 17.10.2017 20:54 ast
17:54 msk

Дела государственной важности
Составные части реформы госслужбы никак не могут сложиться в одно целое
24.02.2014 / политика и общество

Талгат Ибраев

Не так давно Глава государства довольно резко характеризовал последние реформы государственной службы. "Первый блин комом" – такая оценка прозвучала со стороны Президента в ходе совещания с участием госслужащих корпуса "А", то есть тех, кого теперь принято считать "управленческой элитой страны".
Агентство по делам государственной службы, в адрес работы которого собственно и была направлена основная критика, как и положено, отреагировало практически мгновенно. Количество всевозможных заседаний, совещаний и прочих мероприятий помимо всего прочего посвященных и "работе над ошибками" в последнее время буквально утроилось. Заодно к процессу подключились и смежные организации. Так, в декабре прошлого года в ходе заседания Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией были обсуждены меры по повышению эффективности работы дисциплинарных советов Агентства по делам государственной службы. Ведь, в конце концов, от них также должно зависеть "своевременное предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений в системе государственной службы и повышение доверия гражданского общества к органам власти в целом"...
Сказать, что дисциплинарные советы все это время меланхолично бездействовали, конечно же, будет нельзя. Мало того, согласно сводной информации, опубликованной на сайте агентства, только в 2013 году членами советов проведено 1859 проверок, по которым возбуждено 929 дисциплинарных дел. А уже по их итогам, к ответственности привлеклось 828 разноуровневых чиновников, большая часть из которых отделалась замечаниями и выговорами, одиннадцать человек были понижены в должности, и еще часть, совсем уж, проштрафившихся должностных лиц, своих должностей лишилась вовсе. Правда, насколько общее количество рассматриваемых чиновничьих правонарушений и тематика, попадающая в поле зрения членов Совета, соответствует, так сказать, качеству (а если точнее, то статусу такого представительного органа), наверное, решать должен будет самостоятельно. И для этого будет нелишним провести небольшой выборочный обзор по некоторым наиболее резонансным делам, получившим широкое освещение в средствах массовой информации.
Пожалуй, одним из самых "громких" дел прошлого года, вызвавшим шквал бурных эмоций в СМИ, стало рассмотрение Дисциплинарным советом Алматинской области персонального дела двух клерков областного акимата, которые в регистрационной карточке ответа на запрос гражданина (кстати, юриста по профессии), охарактеризовали его не совсем цензурным словом, а именно эпитетом "дол..б". И очевидно по рассеянности переправили ему ответ вместе с этим нелестным личностным отзывом. Не растерявшийся юрист написал жалобу прямиком на имя Главы государства (обидное слово в этом документе, кстати указывалось полностью), а копию отправил в Агентство по делам государственной службы. И вот после долгой и нудной череды предварительных разбирательств состоялось собственно заседание совета, на котором один из не в меру "языкастых" чиновников получил рекомендацию об увольнении, а второй отделался административным взысканием. Так что, торжество справедливости было что называется на лицо, а юрист смог своими умелыми действиями опровергнуть поверхностное чиновничье мнение о своей персоне.
Хотя на мой глубоко субъективный взгляд, самым интересным в этом деле было непосредственно заседание Дисциплинарного совета, на котором умудренные жизнью государственные мужи, обсудив суть дела и всесторонне рассмотрев вопрос, является ли юрист тем самым, кем указано в документе, или нет, сосредоточились на личностях обвиняемых, и похоже, пришли к выводу, что допущенный оскорбительный эпитет больше подходит им самим.
Описанная ситуация на чьей-то сторонний взгляд может выглядеть нарочито фельетонно или даже гротескно. А ведь если вчитаться в хронику деятельности Дисциплинарных советов по всем областям и посмотреть какого плана дела они рассматривают, то иногда даже становится не по себе. То ли чиновничье бытие, сплошное зазеркалье, то ли гротеск это вообще норма жизни отечественного бюрократа, но многие животрепещущие темы из числа тех, что самым серьезным и пристальным образом были рассмотрены на заседаниях Дисциплинарных советов, явно достойны отдельного перечисления.
Вот, например, суровые будни членов Дисциплинарного совета по Алматы. В прошлом году им, в частности, предстояла титаническая работа по устранению вскрытых недостатков в Антимонопольной инспекции Алматы, где по итогам проведенной проверки были "выявлены различные нарушения законности" выразившиеся в игнорировании "должного исполнения законодательных актов Республики Казахстан". А более конкретно проявилось это в том, что вопреки изменениям в реестр государственных служащих, далее цитирую: "Не были внесены соответствующие изменения приведшее к тому, что в тексте информационной вывески (табличке), размещенной на двери руководителя слово "бастық" – "начальник" до сих пор не заменено на слово "басшы" – "руководитель"…"
По выявленному вопиющему факту, и итогам специально собранного заседания Совета было категорично предписано "рекомендовать руководителю Инспекции разработать мероприятия по устранению замечаний и нарушений законности, привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Инспекции допустивших нарушения". С тем члены Дисциплинарного совета удовлетворенно разошлись, и торжество Закона, которое можно сказать было поставлено под угрозу таким вопиющим поведением чиновников, осталось незыблемым.
Заодно, можно констатировать и то, что получив рекомендацию "разработать мероприятия по устранению замечаний и нарушений законности" руководство алматинских антимонопольщиков еще дешево отделалось в плане организационных мероприятий. Вот, например, уличив одного из территориальных акимов в Северо-Казахстанской области в том, что "письма за подписью акима округа были подготовлены на черных бланках, с выделением текста, без цветного герба" Дисциплинарный совет по СКО к делу подошел куда как более круче. В итоге всей властной вертикали, стоящей над непосредственным виновником, было предписан целый покаянный комплекс: "Принять незамедлительные меры по укреплению государственной дисциплины в государственных органах, устранению выявленных нарушений, повышению ответственности должностных лиц, по неукоснительному соблюдению антикоррупционного законодательства, законодательства о государственной службе, Кодекса чести государственных служащих РК, а также законодательства о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц". Можно только представить, сколько чиновничьей энергии уйдет на исполнение этого предписания, и на какой план в итоге отодвинутся другие, куда как менее важные дела.
Иногда провидимые расследования приобретают и вовсе закрученный характер. Так, в сентябре прошлого года Дисциплинарный совет Южно-Казахстанской области боролся с руководством территориальной… дисциплинарной комиссии (то есть, по сути, родственным органом в деле обеспечения торжества законности внутри бюрократического аппарата). В ходе проверки было убедительно доказано, что председатель городской дисциплинарной комиссии города Арысь (и по совместительству заместитель акима города) в течение длительного периода времени не провел ни одного заседания. А между тем, нарушения среди местного чиновничества, наверняка, имели место быть (ну действительно, какой бюрократ без нарушений?). По результатам проверки было сначала решено наказать заместителя акима, но потом решили что основной виновник всех бед сам городской аким, чьим приказом была сформирована столь инертная комиссия. Правда, уточнить все детали здесь возможным не представилось, потому что аким города на заседание Совета попросту не явился. Так что, увлекательное дело было перенесено на более лучшие времена, без указания точных сроков наступления таковых.
Бывают и еще более сложные и запутанные дела, решение которых невозможно без тщательнейшей юридической экспертизы. Тому примером заседание Дисциплинарного совета по Акмолинской области, прошедшее в январе уже нынешнего года. Суть интриги заключалась в признании руководителем областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства победителем конкурсной заявки на выделение охотничьих хозяйств индивидуального предпринимателя, по предварительным данным расследования приходящегося ему законной супругой. В ходе же непосредственного разбирательства, главный областной охотовед, всячески пытался сбить членов комиссии со следа, горячо опровергая эту саму родственную связь. То ли, утверждая, что победительница ему никакая не жена, то ли упирая на то, что она может и не совсем законная. Но благодаря своевременно затребованным актам гражданского состояния, а так же многочисленным свидетельским показаниям, факт наличия узаконенного родства удалось полностью и безоговорочно доказать и торжество справедливости заблистало перед общественностью всеми своими яркими красками.
К слову, начало года ознаменовалась и другими удачно проведенными заседаниями, безусловно способствовавшим "повышению доверия к органам власти в целом". Так, в Костанайской области членам Дисциплинарного совета удалось вывести на чистую воду руководителя районного отдела культуры и развития языков, которая с подчиненными вела себя отнюдь некультурно, языки развивала исключительно командные и матерные, но зато исправно развозила подарки вышестоящим чиновникам. Малокультурную матершинницу, (которая, вдобавок, отстроила себе роскошнейшие служебные VIP-апартаменты, в то время когда остальные борцы за культуру и язык районного масштаба ютились в тесных клетушках) сначала предупредили о неполном служебном соответствии, а потом и вовсе попросили с государственной службы. Точно так же, как несколько ранее, в октябре прошлого года по аналогичному поводу была уволена заместитель акима города Сарани. Повадившаяся было крыть на планерках отборным матом чиновница недооценила тонкие чувства своих подчиненных, написавших на нее гневную жалобу в Совет с приложением аудиозаписей. А слушать их без содрогания, надо полагать, могли далеко не все, а лишь люди с максимально устойчивой психикой и иммунитетом.
Вообще, для того чтобы даже бегло перечислить все достижения Дисциплинарных советов за прошедший период, не хватит и многотомника. Например, престиж государственной службы был существенно укреплен после разоблачения руководителя территориальной земельной инспекции из Кокшетауской области, который незадолго до новогодний торжеств, зачем-то нанес телесные побои своей секретарше. Правда, что там доподлинно произошло, так впрочем, и осталось невыясненным, потому что подозреваемый чиновник заседание Совета банально проигнорировал и, сославшись на какую-то полумифическую справку о болезни (подтвердить выдачу которой никто не смог), на разбор своего дела не приехал. Поэтому печально констатировав "признаки грубого нарушения Кодекса чести госслужащих", дальнейшей судьбой дебошира было рекомендовано заняться правоохранительным органам.
Чуть более решительно действовал Дисциплинарный совет СКО, который со всей прямотой рекомендовал уволить одного из районных акимов за "использование рабского труда подчиненных" (согласно материалам персонального дела, он, в частности, заставлял их колоть для себя дрова). А заодно выяснить обстоятельства гибели одного из сотрудников акимата, который умер во время такой "трудотерапии" от анафилактического шока. Сам аким, впрочем, объявил все происходящее "заговором" и, к сожалению, дальнейшее развитие этой истории, так и осталось пока невыясненным...
Я еще раз подчеркиваю, что столь подробно описывая подробности напряженных трудовых будней Дисциплинарных советов страны, вовсе не пытаюсь умалять их заслуг в деле искоренения коррупции и прочих зловредных язв на теле государственного аппарата. А то, что периодически эта деятельность все же начинает смахивать на стрельбу из пушки по воробьям, можно, наверное, попытаться списать на сложную специфику работы, при которой любая мелочь не должна ускользать от их неусыпного внимания. Правда, судя по периодической критике этого рекомендательного органа с самых разных сторон, предельная концентрация на мелочах далеко не всегда играет свою положительную роль, что в свою очередь, позволяет некоторым наблюдателям утверждать об имитации бурной деятельности.
В принципе об этом говорилось и раньше, и в частности, во время своего пребывания на должности председателя Агентства по делам государственной службы Заутбек Турисбеков тоже обращался к этому злободневному вопросу:
– На фоне административных реформ в нашей стране мы должны коренным образом изменить стиль работы Дисциплинарных советов. Их деятельность в первую очередь должна оцениваться людьми. Если мы этот стиль не поменяем, люди Дисциплинарным советам верить не будут. А затем меньше будут верить и властным структурам…
Но после смены руководства к детальному анализу деятельности Советов довольно долго не возвращались, очевидно, претворяя в жизнь более первостепенные задачи.
Наверное, какие-то практические выводы по поводу улучшения качества и повышения эффективности Дисциплинарных Советов будут сделаны в ходе дальнейшей работы. А вот что касается общего пакета реформ, проводимых в недрах Агентства по делам государственной службы, то там по-прежнему остается слишком много открытых вопросов. Так, справедливую критику со стороны Президента вызвал набор тестовых заданий предлагаемых всем кандидатам на соискание должности. Однако, весьма специфический уклон тестовых заданий в область теоретической юриспруденции далеко не самым благоприятным образом сказался на конечном результате. Например, по итогам тестирования не смог набрать необходимое количество баллов председатель Комитета по атомной энергии МИНТ РК Тимур Жантикин, работающий в отрасли атомной энергетики с 1976 года. Уже после объявления неутешительных итогов, в интервью данном республиканским СМИ, один из наиболее опытных организаторов атомной промышленности страны смог лишь печально констатировать: "Я не знаю, почему так произошло. Наверно, не подготовился. Пока я занимаю свою должность до определенного срока, что будет дальше – неизвестно".
А в свою очередь, эксперты, заявили о том что: "На данный момент существующие инструменты не предполагают оценку профпригодности служащего. К сожалению, реформа административного корпуса не учитывает этого нюанса и носит больше формальный характер".
Как выяснилось, полностью солидарен с этой оценкой и сам президент.
– Вообще вопрос этого конкурса – еще дело будущего, надо его проанализировать, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. – Мы от сельских акимов и работников министерства юстиции требовали одинаково досконального знания всех пунктов закона, и Агентство госслужбы допустило здесь полный ляп.
Особенно Главу государства возмутило то, что все без исключения кандидаты в корпус "А" сдавали полностью идентичный тест. И он был акцентирован не столько на умение толковать и применять на практике законодательство, сколько на механическое зазубривание нормативных положений, иной раз даже не относящихся к профессиональной сфере деятельности тестируемого.
И на этом фоне несколько самонадеянными выглядят недавние утверждения председателя Агентства по делам государственной службы Алихана Байменова, который в своих многочисленных выступлениях охотно рассказывал, какую высокую оценку дают нововведениям за рубежом, и где чуть ли не в восхищении от новой модели государственной службы Казахстана.
Что любопытно, в периоды, когда Байменов не работал в Агентстве (напомню, что Алихан Мухамедьевич уже не впервые занимает нынешнюю должность), его наблюдательный взгляд со стороны, порождал немало собственных критических замечаний:
– Постепенно агентство начало сдавать позиции, и в итоге мы потеряли многие из наработок, – заявил Байменов во время одного из предыдущих "круглых столов", посвященных работе государственного аппарата. – Около трех месяцев назад, встретившись с некоторыми руководителями агентства на "круглом столе", я сказал: когда мы принимались за реформу, в агентстве работало всего 18 человек (позже стало 22), но эти люди сумели подготовить закон, ряд указов, десятки постановлений и создали базу современной системы государственной службы. А сейчас там работают сотни людей, но ничего принципиально нового не сделано. Более того – главные требования единственного закона о госслужбе перестают соблюдаться. Почему? Потому что агентство не контролирует их выполнение, может быть, не желая обострять отношения с госаппаратом, но ведь любой реформатор, чтобы продвинуть в жизнь свои идеи, осознанно идет на это. Агентство должно стать омбудсменом, защитником профессионализма на госслужбе.
– Мне кажется, что Алихан Мухамедьевич еще не забыл, что именно в годы его руководства агентством был сделан акцент на "омоложение" кадров, что способствовало вымыванию из аппарата опытных работников, которые и сейчас готовы приносить пользу государству своими знаниями, навыками, умением решать как масштабные, так и локальные задачи, – парировал ему тогдашний председатель Дисциплинарного совета по городу Алматы Магзам Касымов.
Тогда участники единодушно сошлись в том, что эффективность государственной службы определяется не обилием документа оборота о проведенных новациях, а совсем другими показателями. Например, доверием со стороны населения. Или качеством исполнения государственных функций и успешной реализацией тех же государственных программ, работа по которым, зачастую не выдерживает никакой критики.
Похоже, с тех пор мало что изменилось. И поднятые в предыдущие годы многочисленные проблемы, по-прежнему сохранили всю свою актуальность. Ведь по сути, дальше резкого повышения заработной платы недавно созданному чиновничьему корпусу "А", нынешнее реформирование так и не продвинулось. А наиболее негативные факторы, тормозящие развитие и совершенствование государственного аппарата (такие, например, как родовые или географические преференции при приеме на работу, и на которые, казалось бы, следовало обратить первостепенное внимание), к сожалению, остались "за кадром".
Так о какой "меритократии", то есть, условиям, когда на государственную службу приходят наиболее достойные, нравственные, компетентные, талантливые и трудолюбивые люди, абсолютно равные в своих стартовых возможностях, можно пока говорить? Относительно недавно появившийся, но уже успевший набить оскомину в бесконечном цитировании некоторых чиновников термин, похоже, так и остался лишь малопонятным заимствованием из чужой жизни. Особенно, в части его практического воплощения на нашей земле.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Главы государства 28.02.2014
Указ Президента Республики Казахстан №757 28.02.2014
Сенаторы рассмотрели законопроекты о дорожном движении 28.02.2014
Под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов 28.02.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел с главами диппредставительств РК за рубежом видеоконференцию по вопросам привлечения инвестиций 28.02.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года №138 28.02.2014
Мажилис – "Нур Отан": гражданская служба 28.02.2014
Политика по вопросам жилищного строительства будет направлена на повышение доступности жилья 28.02.2014
О заседании Общественного совета при Генеральной прокуратуре 28.02.2014
Состоялось первое заседание Координационного Комитета деловых консультационных услуг в Казахстане 28.02.2014

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
17.10.17 Вторник
85. ЕРГАЛИЕВ Гаппар
79. САБИТ Мурат
69. МАЛЫШЕВА Валентина
68. ЖУСУПОВА Роза
66. МУХТАРОВ Нуртас
63. ТИЛЬ Виктор
61. ДЮСЕМБАЕВ Гумар
61. КОЖАН Толебай
60. УСЕНОВА Нурила
58. РАЙМБЕКОВ Каналбек
56. БАТТАЛОВА Зауреш
50. БОРАНБАЕВ Анвар
49. БЕРДЕНБЕКОВ Марат
49. ЕЛЕМЕСОВ Аскар
48. КАЙНАРБЕКОВ Талгат
...>>>
18.10.17 Среда
82. ШАКИРИМОВ Кабидолла
80. ДЮСЕНБЕКОВ Зайролла
71. РАКИШЕВ Рафаил
71. СМАИЛОВ Есмуханбет
66. ДЖАНТЕМИРОВ Бауржан
61. ЛЬЯНОВ Хаджи-Мурат
60. РАХМАНОВ Айвар
59. ЖАРИЛКАГАНОВ Алимжан
59. ЖУМЖАЕВ Галым
57. КИКИМОВ Сакен
53. ТУБЕКБАЕВ Жомарт
51. САГИНОВ Замир
48. ОГАЙ Эдуард
47. МЕШИМБАЕВА Анар
46. БИРТАНОВ Елжан
...>>>
19.10.17 Четверг
87. ШАРМАНОВ Турегельды
84. МАШКЕЕВ Аукен
70. ГАРКАВЕЦ Александр
70. ШАРИПОВА Найля
67. АКАЖАНОВА Гульмая
64. ШАТАЕВ Мурат
62. КОСУБАЕВ Есетжан
62. ХАЙРАЛИЕВ Серик
61. КЕНШИМОВ Жумабек
61. ОТАРБАЕВ Рахимжан
55. КОШЕКОВ Мурат
55. ТУЯКБАЕВ Ерлан
52. БОТАКАНОВА Толганай
49. ЛЕПСКАЯ Елена
47. МЫНШАРИПОВА Сая
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050