NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 17:16 ast
15:16 msk

НПП: энтузиазм плюс профессионализм
Т.Кулибаев: В Казахстане не ощутили последствий мирового кризиса. В Европе безработица 25%, таких показателей у нас не было и близко, также как и сокращения зарплат и рабочих мест. ГПФИИР, в том числе, был одним из тех инструментов, которые позволили правительству осуществить такие меры
06.02.2014 / политика и общество

Ольга Миловидова

Выступая перед прессой, председатель президиума Национальной палаты предпринимателей РК (НПП) Тимур Кулибаев в присущей ему емкой манере осветил ключевые моменты работы новой организации. В своем выступлении глава НПП коснулся порядка выплаты членских взносов, процесса формирования региональных филиалов, а также остановился на ряде общих экономических вопросов, в частности, касающихся внешней торговли и программы ФИИР.

Команда собрана
– Как вы знаете, в июле прошлого года был подписан закон о создании Национальной палаты предпринимателей, соучредителями выступили Национальная экономическая палата "Союз "Атамекен" и правительство Казахстана. На переходный период до пяти лет правительство будет находиться в составе учредителей НПП, что, конечно, позволит обеспечить развитие диалога между властью и бизнесом. На сегодняшний день могу доложить, что Национальная палата предпринимателей создана, созданы все органы управления, набран штат, и мы приступили к работе. Уже два месяца аппарат палаты работает полноценно, сейчас заканчивается процесс формирования филиалов на районном уровне, областные советы и дирекции мы сформировали, они приступили к работе. Уже сейчас ведется работа, как с центральными, так и с местными органами власти, как раз сегодня прошла первая встреча представителей правительства во главе с премьер-министром с членами президиума, руководителями бизнес-ассоциаций и региональных дирекций. Состоялся большой, откровенный разговор, все вопросы, какие возникали у бизнес-сообщества, открыто обсуждались, если на что-то представители правительства не могли сразу ответить, брали на заметку для последующего решения.
Еще я бы хотел доложить по организационным вопросам: из органов управления НПП создан президиум, он состоит из 51 человека. Среди них треть представляют общественные, государственные деятели, три представителя правительства, треть представляют отраслевые ассоциации и треть – руководители областных региональных советов. Таким образом, в руководстве президиума представлен, как отраслевой, так и региональный срез, везде соблюден принцип выборов – все члены президиума, все руководители областных палат прошли через процедуру выборов, поэтому мы считаем, что президиум создан абсолютно легитимно. Президиумом утверждено правление, председателем избран господин Мырзахметов, в состав правления вошло восемь человек, вы всех их знаете, это очень известные в Казахстане люди, эксперты в своем деле. Думаю, мы смогли подобрать очень профессиональную команду для работы в рамках Национальной палаты предпринимателей.
Хочу отметить, что высшим органом палаты является съезд. Съезд мы планируем провести в середине этого года, в ходе него будут обозначены основные задачи, стратегии развития НПП, предложения по развитию предпринимательства в Казахстане. В тоже время будут утверждены все органы управления, для того, чтобы быть полностью легитимными, на срок в пять лет будет избрано все руководство НПП. Наблюдательным органом в период между съездами является президиум, который возглавляю я, исполнительным органом является правление, возглавляемое Аблаем Мырзахметовым. Также у нас есть региональные дирекции, они назначаются по представлению правления Национальной палаты, согласовываются с региональным советом на местах. И сейчас идет формирование филиальной сети, то есть в каждом районе будет представительство НПП. В первую очередь, это обеспечит сервисную поддержку. Мы договорились с правительством о том, что все меры нефинансовой поддержки предпринимательства будут переданы в Национальную палату, а в дальнейшем, по мере становления НПП, и другие функции правительства будут переходить к нам. То есть, у нас будет принцип "одного окна". Предприниматель сможет получить и справки, и консультации, и некоторые обучающие программы, и разъяснения по мерам господдержки, мерам развития бизнеса в регионе, и защиту своих прав в региональном отделении НПП.

Открытый диалог
– Поскольку мы работаем в сфере представления интересов предпринимателей, понятно, что наша организация открыта для обсуждения, как вопросов, которые касаются профессиональной деятельности палаты, так и открытости организации в целом. Сегодня мы хотим заложить фундамент, чтобы у вас (журналистов – ред.) был постоянный интерес к деятельности Национальной палаты предпринимателей, с другой стороны, чтобы была налажена правильная коммуникация, и мы знали, как передавать вам информацию. В целом, вы знаете наших сотрудников, работников нашего информационного департамента, и в принципе, знаете, как нас найти. Мы всегда будем готовы ответить на необходимые вопросы.
Сегодня уже звучал вопрос о том, что на местах, особенно малый бизнес, плохо представляют себе задачи Нацпалаты. Это одна из наших задач – донести до регионального бизнеса знание о его правах. То есть, у нас 1,5 миллиона зарегистрированных предпринимателей, по большому счету, 20 тысяч – это средний бизнес, все остальное – это малый бизнес. Даже сегодня мы обсуждали классификацию, и думали, что правильней называть таких предпринимателей микробизнесом. Скорее всего, мы примем с правительством такое решение, что предприятие до 15 человек будет считаться микробизнесом. И как раз эти люди не информированы о тех возможностях, которые предлагает государственная программа поддержки. Мы посчитали, что на сегодняшний день существует, включая отраслевые, 46 программ господдержки предпринимательства – это начиная от финансовой, заканчивая сервисной поддержкой. То есть, и субсидирование процентной ставки, и софинансирование, и предоставление гарантий – огромный спектр услуг, который государство предлагает предпринимателям для осуществления деятельности. Как сказал глава государства: необходимо, чтобы малый бизнес превращался в средний бизнес, а средний занимался инновациями и рос дальше. Именно для этого государство, даже будем говорить, мы все вместе, все общество, должны наладить диалог с бизнесом, государство и бизнес должны стать партнерами. На ближайшее время это основная функция Нацпалаты: обеспечить обратную связь между предпринимателями и правительством, между предпринимателями – и госорганами, между предпринимателями – и акиматами в регионах. Мы полностью открыты для широкой демонстрации нашей деятельности, наших возможностей, думаю, что роль СМИ в том, чтобы довести до предпринимателей наши возможности, очень высока.

НПП не место для обогащения
– За расходами мы следим. Здесь нужно ставить вопрос по-другому: более состоятельные предприятия позволяют содержать экспертов (экспертов НПП – ред.), которые работают для всего бизнес-сообщества. Как уже говорилось, у нас 1,5 миллиона зарегистрированных предпринимателей, а платят (взнос – ред.) всего 22 тысячи, из них 20 тысяч платят менее 2 тысяч долларов в год. Остановлюсь на еще одном важном моменте. Правительство нам предложило: зачем входить в сложности, будет тяжело администрировать даже сбор этих взносов, давайте заложим в бюджете строку 12-15 миллиардов тенге, для бюджета небольшая сумма, мы сможем содержать Нацпалату. Но тогда чьи интересы мы будем представлять? Бизнеса или кого? Тот, кто платит, тот и танцует. Кстати, хочу сказать, что члены президиума зарплату вообще не получают, мы работаем на общественных началах, энтузиасты. Интерес к работе есть, и у общественных и государственных деятелей, и у представителей бизнес-ассоциаций, и у представителей крупного бизнеса. У людей есть желание поменять ситуацию, поменять отношение к предпринимательству в целом. Для этого создается Национальная палата, а не для того, чтобы кто-то заработал… люди, которые пришли сюда работать, они представляют бизнес, они состоятельные люди. Они в состоянии заработать, им не нужно уворовывать. Да и с чего здесь воровать? У нас только зарплата и оплата аренды помещения. Это должно быть четко понятно, что никто не пришел за деньгами. Более успешные предприниматели пытаются защитить интересы всех предпринимателей.

Интеграционные выгоды
– У нас два больших интеграционных проекта – это Единое экономическое пространство с Россией и Белоруссией, здесь уже есть представление, что происходит, и второй – вступление в ВТО. Там есть свои трудности, но тут, скорее, нужно спрашивать правительство, что происходит, в правительстве есть специальный министр, который отвечает за вступление в ВТО. Важный вопрос: представление интересов бизнеса при переговорах по ЕЭП и по ВТО. Сейчас впервые мы на базе НПП предоставили площадку, для того, чтобы региональные и отраслевые ассоциации могли свои интересы защитить и представить. Каждую позицию мы обсуждаем, работа только началась. Имею в виду, началась на площадке НПП, правительство ее ведет давно, и правительство давно пытается услышать от бизнеса предложения. Но, думаю, не секрет, что во многих ассоциациях нет экспертов, нет возможности сделать расчеты, и сегодня, с организацией Нацпалаты появилась возможность привлечь экспертов и более квалифицированно отстаивать интересы казахстанского бизнеса при переговорах, в том числе, при вступлении в ВТО.

Миссия выполнима
– Скажу свое мнение: думаю, из-за того, что основные доходы бюджета и Нацфонда состоят из поступлений от экспорта природных ресурсов, не было особых сильных стимулов для помощи развитию бизнеса. Сейчас глава государства ставит задачу диверсификации экономики, он говорит, что мы слишком сильно зависим от сырьевых потоков. В принципе, у нас в стране очень сильная социальная политика, есть возможность и по образованию, и по медицине, и по поддержке предпринимательства вести очень активную политику поддержки, но доходная часть состоит, в основном, из поступлений от сырьевых ресурсов. Когда глава государства говорит о том, что нужно развивать несырьевые сектора, понятно, что это должно происходить не за счет государства, это, в первую очередь, должна быть инициатива бизнеса. Экономика 21 века строится уже не на сырьевых товарах: это новые технологии, информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии. Они у нас абстрактно звучат, потому что у нас, прежде всего, смотрят на котировки нефти, сколько стоит нефть, металл и так далее – потому что от этого зависит доходная часть бюджета Казахстана. Но если заглянуть в следующие десятилетия, что мы увидим? Сырьевые товары теряют свою абсолютную значимость, разрабатываются новые источники энергии, новые виды топлива, природные материалы. Природные ресурсы свою первостепенную задачу – как базиса, фундамента экономики, начнут утрачивать, отступать на второй план. Будущее за экономикой другого типа. Глава государства как раз и говорит о том, что должны быть перенастроены внутренние механизмы, экономические стимулы, чтобы другие сектора пошли в рост. И государство готово вкладывать в эту задачу деньги, а мы, бизнес, должны быть готовы. Предприниматель должен знать законы, финансы, маркетинг, много вопросов – этих людей надо учить. Нам нужно перенастраивать систему образования, учить людей другому взгляду на жизнь. Тот же уровень проникновения информационных технологий очень низкий, передовые страны далеко нас обогнали, и в этих вопросах нам надо догонять. Нужно разворачивать мышление в другую сторону, заглядывать в экономику будущего. Сегодня мы должны заложить тренды, которые к 2050 году дадут результаты – это долгая работа. И если мы сегодня не вложим усилия, через 10-15 лет не получим и отдачи.

Контр-кризис
– По ГПФИИР-1 могу четко сказать, что она полностью выполнила свою важную функцию, поскольку была принята во время кризиса. И программа была принята на "контрцикле", то есть, экономика, вроде бы, падает, а мы делали инвестиции, занимали людей. И я хочу сказать, что здесь, в Казахстане не ощутили последствий мирового кризиса. В Европе безработица 25%, таких показателей у нас не было и близко, также как и сокращения зарплат и рабочих мест. ГПФИИР, в том числе, был одним из тех инструментов, которые позволили правительству осуществить такие меры. Основные проекты программы были инфраструктурными – энергетика, железная дорога и т.д. Инфраструктура нужна в любом случае, без этого не может развиваться бизнес в стране. Я считаю, что ГПФИИР-1 очень положительная программа, сыграла свою положительную роль, были какие-то минусы, но в целом все положительно.
По ГПФИИР-2: мы постоянно заставляем нефтегазовый сектор заниматься машиностроением. Нефтегазовый сектор – лидер нашей экономики, да, нужно заниматься и создавать условия для развития нефтегазового машиностроения, но это должно быть машиностроение, как минимум, по уровню выше российского производства, чтобы мы попадали на рынок Российской Федерации. Для чего мы идем в Таможенный союз? Наши нефтяные компании не умеют заниматься машиностроением, они никогда этим не занимались, они могут только покупать продукцию по таким-то качественным и количественным характеристикам. Но нефтегазовая отрасль должна развивать новые технологии геологоразведки, добычи, переработки нефти. Нужно правильно расставить приоритеты. Я привел пример нефтегазовой отрасли, потому что он наиболее показателен, но такие приоритеты актуальны везде. Если мы просто напишем, что в ГПФИИР-2 будет создана новая наукоемкая отрасль в Казахстане, она не заработает. Нужно готовить научные коллективы, инженерный состав, для того, чтобы эти отрасли заработали в нашей стране. Здесь предстоит большая работа, готовых ответов нет. По идее, у нас должна развиваться металлургия. Вот, допустим, на Кармете мы производим, скажем, пять миллионов тонн черных металлов, но не производим автомобильного листа. При этом мы говорим: давайте будем развивать в Восточном Казахстане региональный машиностроительный кластер. Но так там нужен автомобильный лист. Давайте, будем производить его в стране, давайте посмотрим, может быть, это не будет выгодно? Каждый вопрос требует проработки.
Я сам занимаюсь вопросами развития нефтегазохимии. Продавать сырье за рубеж – это нормально, но лучше реализовывать продукцию высокого передела. Или возьмем сельское хозяйство. Мы производим много зерна, много поставляем на экспорт. Но можно продавать продукцию высокого передела, я тут даже не говорю про муку, печенье или прочие готовые изделия, есть и другие варианты. В целом переработка сельхозпродукции – это те кластеры, вокруг которых потом будут концентрироваться фермеры и поставщики. Нужно развивать не только зерно, но и другие культуры, которые будут востребованы. У нас рядом есть огромный рынок. В России наше зерно не будет востребовано, у нас совершенно одинаковая структура экономики, они производят такое же количество зерна, нефти, газа, металлов на душу населения, как и мы, и сами экспортируют свое сырье. Для нас ближайший рынок – Китай. Приучить китайцев есть наше зерно – это большая маркетинговая работа. Все время рассказывают про Китай как про угрозу, а на самом деле, это просто Всевышним данная нам возможность. Мы – соседи. Это бездонный рынок, океан. Туда можно продавать все что угодно, что мы в Казахстане производим: нефть, весь металл. Надо научиться правильно продавать в Китай. Я считаю, что транспортно-логистический бизнес должен помочь развернуть потоки. Сегодня все потоки идут из Китая транзитом через Казахстан куда-то дальше, в Россию или Европу, а нам надо научиться самим производить и продавать в Китай, то есть, добиться, чтобы поток пошел в обратную сторону, потому что это огромная страна, миллиард двести-триста миллионов населения… У них большая часть населения с очень высокими доходами. Технологически они мировые лидеры, и я не говорю, что у них нет проблем, они у них есть. Китай – член ВТО, скоро мы вступим в ВТО, у нас не будет таможенных барьеров, в любом случае надо привыкать работать. И транспортно-логистический бизнес, с помощью которого казахстанские товары будут продвигаться на китайский рынок, тоже большая опция для бизнеса. В ГПФИИР-2 транспортно-логистический бизнес указан одним из приоритетов.
По каждому сегменту (ГПФИИР – ред.) может быть бесконечный разговор, и по каждому сегменту нужно садиться и осуждать, чем мы сейчас и занимаемся. Эксперты мнение высказывают, регионы представляют свои региональные карты, но прежде всего, ГПФИИР должен быть инновационным. Задача стоит не просто освоить деньги, а высчитать правильно преимущества, определить в каких направлениях мы должны в регионах "расти".

"Ресурсный национализм" в РК не звучит
– Благодаря сотрудничеству с КНР, благодаря тому, что на уровне глав государств достигнуто взаимопонимание, имеются преимущества. Давайте посмотрим, газопровод идет из Туркменистана в Китай более 800 км по территории Казахстана – это не наш газ, мы его транзитируем, там работают наши люди, 50% принадлежит "КазТрансГазу", там мы получим налоги. И еще за счет этого газа, когда нам тяжело, когда из Узбекистана нет газа, мы получаем газ на Юг. Китайцы говорят: если у вас затруднения с транзитом, нас просят киргизы провести газопровод через низ. И они, в принципе, сейчас этим и занимаются. Экономика такова, что нефть и газ найдут себе дорогу. "Ресурсный национализм" – очень интересный термин, в применении к Казахстану я его плохо себе представляю. Из практики, я считаю, что это разговор ни о чем. Всегда с партнерами нужно договариваться, если не договоришься – не будет бизнеса. Если кто-то хочет в бизнесе доминировать, то это редко получается. Должна быть ситуация, когда бизнес выгоден всем. Казахстан получает очень хорошие выгоды от транзита центральноазиатского газа по нашей территории, за счет этого газа мы хорошо "проходим" зиму на Юге республики. Кстати, сейчас мы заканчиваем "Бейнеу-Бозой-Шымкент", в принципе, будем со своим газом. Для этого тоже надо было "созреть", должны были деньги появиться у государства. Кстати, "Бейнеу-Бозой-Шымкент" мы тоже реализуем с китайскими партнерами, они со своих месторождений в Актюбинске будут поставлять газ на наших южных потребителей – Алматы, Тараз, Шымкент.

Образование: обратная связь
– Как у нас построена система образования? Само министерство (МОН РК – ред.) определяет потребности, министерство же принимает свою работу. Кто оценивает работу школ, ЕНТ? ЕНТ они сами назначают, сами определяют. Каково качество образования даже в школах, я не говорю о профтехобразовании, знаете проценты устроившихся на работу после окончания вузов? Это, кажется, около 30%. У нас 560 тысяч студентов, из них большое количество, 40 тысяч грантов. Кого выпускают вузы? Много гуманитарных специальностей, а трудоустраиваются единицы, потому что эти гуманитарные специальности никому не нужны. У него есть диплом, а трудоустроиться он не может. Нам нужно всем озадачиться по системе образования в целом, не только предпринимателям, всему обществу – это наши дети, наше будущее, без этого мы не обойдемся. Посмотрите школьную программу: сейчас опять хотят сделать 12-летнее образование. Скажу свое личное мнение. Считаю, что, наверное, тому, кто готовится к поступлению в вузы, такой длительный период подготовки необходим, нужно освоить огромный поток информации. А те, кто пойдет в профессионально-техническое образование, зачем ему сидеть 12 лет в школе? Мы же знаем, какой процент пойдет в инженеры, какой в гуманитарное образование, какой в сферу народного хозяйства. В таком соотношении и нужно готовить.
Приведу пример из Южно-Казахстанской области, наверное, из каждой области можно привести подобный. У нас есть вузы, которые выпускают педагогов заочно. Вы бы отдали своего ребенка преподавателю, который заочно потом будет преподавать предмет? Есть вопросы, нужно разбираться. Я бы, например, не доверил ребенка человеку, который заочно… мы все примерно представляем, что такое заочно в нынешних условиях. Качество тех же технических вузов, их качество у нас такое, что… надо смотреть мировые рейтинги, куда входят наши вузы? И ставить вузам задачу: давайте, вот рейтинг, у вас сейчас, допустим, 270 место, а вы должны продвинуться на 250, на сотое место. То есть, давать какие-то объективные показатели, тогда они будут "чесаться", будут привлекать нормальную профессуру, программы обновлять. А сейчас две трети студентов платники. Он не спрашивает качество обучения, вообще не спрашивает, платит просто за диплом, потому что родителям по старому менталитету нужен просто диплом, чтобы у ребенка он был. Вот и печатаем дипломы. Я высказал свое личное мнение, нужно обсуждать этот вопрос со специалистами, с наскока не решить – и именно для этого мы в Национальной палате создали департаменты, которые будут по этим вопросам смотреть и внимательно обсуждать. В конечном итоге, кто забирает из системы профессионально-технического образования работника? Работодатель. Предприниматели, отраслевые ассоциации должны сформулировать перечень квалификационных требований, номенклатуру специальностей, количество студентов, которых необходимо подготовить для отраслей. Такая работа – это обратная связь, когда "приемку" осуществляет работодатель, а он в конечном итоге и заинтересован в образованном, хорошем работнике, тогда у нас будет работать система. Сейчас эту систему мы и отрабатываем с Министерством образования и науки.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Заявление Главы государства 28.02.2014
Указ Президента Республики Казахстан №757 28.02.2014
Сенаторы рассмотрели законопроекты о дорожном движении 28.02.2014
Под председательством Премьер-Министра РК С. Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства финансов 28.02.2014
Премьер-Министр РК С. Ахметов провел с главами диппредставительств РК за рубежом видеоконференцию по вопросам привлечения инвестиций 28.02.2014
Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2014 года №138 28.02.2014
Мажилис – "Нур Отан": гражданская служба 28.02.2014
Политика по вопросам жилищного строительства будет направлена на повышение доступности жилья 28.02.2014
О заседании Общественного совета при Генеральной прокуратуре 28.02.2014
Состоялось первое заседание Координационного Комитета деловых консультационных услуг в Казахстане 28.02.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz