Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 4 февраля
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Законодательные поправки по этим вопросам представил сегодня в Мажилисе вице-министр финансов Ардак Тенгебаев (тезисы): Блок I. Медленное, постепенное повышение цен на крепкую алкогольную продукцию С 2014 по 2016 годы ставки акцизов увеличены в 3,1 раза, также в Правительство внесен проект постановления, предусматривающий увеличение минимальной розничной цены на крепкую алкогольную продукцию (Водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия крепостью свыше 30%, за исключением коньяка и бренди).
Годы | Ставка акциза | Мин. Цена | 2014 | 1000 | 1120 тенге | 2015 | 1200 | 1300 тенге | 2016 | 1600 | 1600 тенге |
Блок II. Ограничение мест продажи алкогольной продукции Предлагается расширить места, запрещенные для реализации алкоголя, установив запрет в зданиях и на территориях детских учреждений, организаций образования, здравоохранения, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, стадионов, а также авто заправочных станциях (АЗС). Ограничение времени продажи алкогольной продукции Увеличение времени по запрету реализации крепкой алкогольной продукции. Предлагается установить этот запрет с 21 часов вечера до 12 часов следующего дня. Изменения касаются сокращения времени продаж спиртных напитков, только крепостью выше 30 градусов. На алкоголь, крепостью ниже 30 градусов запрет остается прежним с 23 часов ночи до 8 утра. При этом, эти ограничения не делятся на будние и выходные дни, а также не распространяются на рестораны, бары и кафе. Усиление ответственности за реализацию алкогольной продукции лицам в возрасте до 21 года, с одновременным исключением требования по "ста метрам". Следует отметить, что в законодательстве уже существует запрет на реализацию спиртных напитков лицам в возрасте до 21 года, что само по себе является ограничением для продажи алкогольной продукции детям и молодежи. Однако, размер штрафа за нарушение указанного запрета, не способствует достижению задач по недопущению реализации алкогольной продукции лицам младше 21 года, в связи с незначительностью размера административного взыскания (на физ. лиц – 5 МРП, на малых и средних – 40 МРП с приостановлением действия лицензии). Кроме того, несмотря на запрет реализации алкоголя лицам младше 21 года, факты беспрепятственной продажи подросткам не уменьшаются (2011 г. – 1 894, 2012 г. – 1 925, 2013 г. – 2 108). Поэтому предлагается ужесточить санкцию путем двукратного увеличения штрафов за реализацию алкоголя лицам, моложе 21 года. Также остается в силе санкция в виде приостановления действия лицензии и ее лишения при повторном нарушении данной нормы. Одновременно, с предлагаемыми нами мерами по ужесточению требований к субъектам алкогольного рынка, по предложению ГП РК предлагается снять запрет на реализацию алкогольной продукции в радиусе ста метров от детских учреждений и организаций образования. Блок III. Ужатие правил торговли. Установление ежегодной уплаты суммы лицензионного сбора субъектам, осуществляющим оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции и увеличение размеров лицензионного сбора для производителей этилового спирта и алкогольной продукции. В Казахстане насчитывается более 46 тысяч розничных и 1,5 тысяч оптовых объектов продажи алкогольной продукции. По итогам 2012 года установлено, что треть субъектов – имея лицензии вообще не реализуют алкогольную продукцию, еще у одной трети объем реализации в день составляет не более одного литра, что на мой взгляд далеко от действительности. Кроме того, анализ деятельности оптовых организаций показал, что из 1 500 оптовиков, 241 (16%) убыточные, 359 не осуществляют оборот алкоголя (23,9%) ниже 5%. Несомненно, данная сфера требует упорядочения и введение данной меры будет способствовать оптимизации числа субъектов. На оптовую торговлю – 200 МРП, в год – 370400 тенге, в месяц – 30866 тенге. На розницу ставки сбора будут дифференцированы в зависимости от административно-территориальной единицы: – в столице, городах республиканского и областного значения – 100 МРП, в год – 185200 тенге, в месяц – 15433 тенге; – в городах, в городах районного значения и поселках – 70 МРП, в год – 129640 тенге, в месяц – 10803 тенге; – в сельских населенных пунктах – 30 МРП, в год – 55560 тенге, в месяц – 4630 тенге. МРП – 1852 тенге. Также отмечу, что введение данной нормы не требует оформления новой лицензии. Кроме того, уплата ежегодного лицензионного сбора практикуется в ряде европейских странах, а также в России и Украине. В Казахстане аналогичный лицензионный сбор взимается ежегодно с субъектов, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса. Хочу отметить, что ранее предлагалась осуществлять реализацию алкогольной продукции только через магазины, которые должны были соответствовать определенным требованиям, например, дифференциация площади торгового зала в зависимости от административно-территориальной единицы (в столице, городах республиканского и областного значения – 40 кв. м, городах районного значения и поселках – 20 кв. м, в сельских населенных пунктах – 10 кв. м). В случае принятия этой нормы необходимо было бы порядка в 20 тыс. магазинах прекратить реализацию алкоголя. В связи с этим, рабочей группой было предложено установить ежегодную уплату суммы лицензионного сбора субъектам, осуществляющим оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции. Относительно увеличения суммы лицензионного сбора: в настоящее время ставка лицензионного сбора для производителя при получении лицензии составляет всего 500 МРП, нами предлагается увеличить ее до 3000 МРП. Производителями должны выступать предприятия с устойчивой репутацией и достаточными финансовыми возможностями для производства качественной продукции. Блок IV. Изменить закон Предлагается ужесточить административное законодательство, предусмотреть дополнительную санкцию в виде конфискации продукции, по грубым правонарушениям предусмотреть лишение лицензии. Вместе с тем, законопроектом установлена административная ответственность за нарушения вновь вводимых мер (лицензионный сбор, минимальный объем производства). Вместе с тем, на сегодняшний день суммарная годовая мощность заводов производителей спирта составляет 15,7 млн, дал, по водке 19,0 млн. дал, при этом загрузка производственных мощностей составляет лишь 15,7% (2,4 млн. дал) и 23,8% (4,5 млн. дал) соответственно. Вместе с тем, 13 (77%) из 17 спиртовых завода используют мощности менее чем на тридцать процентов. 23 (74%) из 31 водочных завода используют имеющуюся мощность по производству водки менее чем на 40 процентов. Безусловно, данные факты дают основания полагать о производстве неучтенной продукции, так как, невозможно на протяжении долгих лет осуществлять деятельность, используя только 40 процентов ресурсов завода. Предлагается установить минимальный процент использования производственной мощности и минимальный объем производства производителями этилового спирта и водки. (Предварительно: с 2014 года – 20%, с 2015 года – 30%, и с 2016 года – 40%, но не ниже 100 тысяч декалитров, также имеется аналогичный опыт в РФ.) Минимальный объем производства в размере 100 тысяч декалитров был рассчитан исходя из анализ финансово-хозяйственной деятельности (по итогам 2011-2012 гг) производителей этилового спирта и водки. Так, установлено, что средний объем годового производства убыточных спиртоводочных заводов составляет 55-60 тысяч декалитров, неубыточных предприятий свыше 200 тысяч декалитров. Таким образом, полагаем, что для осуществления деятельности с прибылью предприятию необходимо как минимум производить в год не менее 100 тысяч декалитров. 1. Также действующая система контроля посредством применения контрольных приборов учета объемов производства этилового спирта и алкогольной продукции не позволяют вести полноценный контроль, в связи с чем, предлагается ее дополнительно модернизировать путем сбора данных по нанесенным учетно-контрольным маркам, содержанию этилового спирта в алкогольной продукции, остатках этилового спирта на производстве. (При этом, расходы на установление приборов учета предусматриваются за счет средств производителей, а расходы на программное обеспечение заложены в Проекте реформирования налогового администрирования при содействии Всемирного Банка.) 2. Предлагается, поэтапная отмена Акцизных постов на предприятиях, производящих алкогольную продукцию и импортирующих алкогольную продукцию. (Недостатками функционирования акцизных постов служат риск сговора и коррупции в результате непосредственного контакта налогового инспектора с налогоплательщиком, отвлечение значительных человеческих ресурсов, так как ежедневно на дежурство акцизного поста отвлекается свыше 200 человек и др.) Акцизные посты предполагается оставить только на территории производителей этилового спирта. 3. Введение приборов, позволяющих проверить подлинность учетно-контрольных марок (УКМ) алкогольной продукции субъектами рынка и потребителями. Норма вводится в целях предостережения субъектов малого бизнеса от приобретения алкогольной продукции с "поддельными" УКМ, соответственно и административных санкций. Согласно данной нормы, лица, осуществляющие оборот алкогольной продукции с помощью специальных приборов вправе удостовериться в подлинности УКМ. 4. В целях создания одинаковых условий ведения торговли членами Таможенного союза, предлагаем ввести обязательство импортеров о целевом использовании учетно-контрольных марок для ввозимой алкогольной продукции (водки и водки особые, крепкие ликероводочные изделия) из стран Таможенного союза, по аналогии с Россией. В России обеспечительный платеж на водку составляет 401 рубль за литр, то есть свыше 2 тысяч тенге за литр водки, нами предлагается установить его в размере 2 МРП (3 704 тенге). *** Законопроект разработан во исполнение поручения Главы Государства от 11 февраля 2013 года, а также в целях реализации отдельных пунктов Комплексного плана противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013–2015 годы. Представленный Минфином проект закона направлен на снижение потребления алкоголя, ужесточение законодательства, сокращение теневого оборота алкогольной продукции, совершенствование отдельных норм законодательства. Презентация предлагаемых нововведений проведена в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету под председательством Гульжаны Карагусовой. После доклада вице-министра и его ответов на депутатские вопросы решено продолжить обсуждение законопроекта в рабочей группе во главе с депутатом Мажилиса Глебом Щегельским. |