Пресс-служба МОСВР РК, 4 февраля
4 февраля 2014 года министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров принял участие в брифинге, проведенном Службой центральных коммуникаций для представителей региональных и республиканских СМИ. В ходе брифинга министр рассказал о мерах по реализации задач, обозначенных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее". В январе традиционно Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу с Посланием "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее", в котором обозначил ключевые задачи реализации "Стратегии-2050" и определил долгосрочные приоритеты по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира. В документе особо подчеркнуто, что при подготовке к ЭКСПО-2017 Астана станет центром изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего. Также поставлены задачи повсеместной экономии электроэнергии на основе новейших технологий в производстве и быту, перевода транспорта на экологически чистые виды топлива и создания соответствующей инфраструктуры, в том числе производства электромобилей. Это грандиозные задачи, которые определят наше будущее. Утвержден Общенациональный план по реализации Послания Главы государства. В рамках этого плана министерству окружающей среды и водных ресурсов РК поручено внести предложения по переводу транспортных средств на экологичные виды топлива, созданию возможностей по собственному производству электромобилей и формированию соответствующей инфраструктуры. Данный вопрос затрагивает интересы и ответственность не только МОСВР РК, но и министерств транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий, нефти и газа, а также акиматов областей, городов Астана и Алматы. В данной сфере существует ряд проблемных аспектов: 1) В стране 80% автомобильного транспорта используется более 10 лет, в крупных городах частные автомобили составляют более 70% транспортного потока. 2) Качество топлива отстает от европейского уровня, что обусловлено недостаточно высоким качеством продукции местных НПЗ и несоблюдением стандартов в сегменте розничной торговли топливом. 3) Слабо развита газотранспортная инфраструктура, что ограничивает использование газового топлива, особенно в общественном транспорте. 4) Дорожная инфраструктура не создает стимулов и условий для широкого использования общественного транспорта и электромобилей. Исходя из этого для выработки конкретных мер по реализации поручения Главы государства будет создана межведомственная рабочая группа. В рамках рабочей группы предстоит обсуждение таких вопросов как: – Обновление транспортного парка и повышение качества производимого топлива, в том числе через разработку соответствующих стандартов. – Развитие альтернативных экологически чистых видов транспорта и соответствующей инфраструктуры, в частности, для электромобилей и автомобилей на газовом топливе. – Развитие велосипедного транспорта путем развития сети велодорожек и сопутствующей инфраструктуры, в том числе автоматизированных пунктов аренды велосипедов. – Разработка стимулирующей программы по утилизации автомобилей. МОСВР, совместно с МИНТ, МЭБП а также Национальной Палатой Предпринимателей уже начали работу в данном направлении. Мы планируем внести соответствующие изменения в ряд законопроектов. – Достижение показателей ресурсосбережения и повышения энергоэффективности транспортного сектора через совершенствование системы управления транспортными потоками и транспортной инфраструктуры. – Определение приоритетов и мер государственной поддержки по переводу транспортных средств на экологические виды топлива. – Для улучшения качества и достоверности оценки, как объемов эмиссии, так и результативности принимаемых мер, нам необходимо усовершенствовать систему сбора исходных данных, с разделением транспорта по категориям, объемам и типам двигателей, возрасту и годовым пробегам и т.д. Это позволит поднять качественный уровень инвентаризации выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в транспортном секторе. – Помимо законодательных мер, которые будут стимулировать перевод транспорта на экологически чистые виды топлива, мы предлагаем определить пилотный город к примеру, Астану или Алматы, в котором внедрение комплекса мероприятий будет происходить более активно. Общенациональным планом по реализации Послания Главы государства также предусмотрено создание центра изучения и внедрения лучшего мирового опыта по поиску и созданию энергии будущего под эгидой Назарбаев университета. Необходимость создания в Казахстане такого института бесспорна. Это позволит понять долгосрочные перспективы развития энергетики, минимизировать риски и обеспечить энергетическую безопасность страны. Один из вариантов – создание института на базе Центра энергетических исследований, действующего при Назарбаев Университете, и имеющего готовую материально-техническую базу, лаборатории, кадровый состав, а также отработанный механизм привлечения ученых с мировым именем. Возможны два подхода к определению специализации института. Первый подход подразумевает поиск принципиально новых видов энергии – на основе термоядерного синтеза и пр. Второй подход предполагает изучение вопросов развития уже известных возобновляемых источников энергии как ветер и солнце, так и новых видов энергии, а также вопросов дальнейшего совершенствования существующих технологий, генерации, хранения и транспортировки энергии. Для обсуждения всех этих вопросов и дальнейшей выработки конкретного плана действий по организации, финансированию, а также определению структуры института будет создана межведомственная рабочая группа, с привлечением представителей заинтересованных организаций. Министерство приложит все усилия для выполнения задач, поставленных Главой государства в Послании "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее". В продолжение брифинга министр Н. Каппаров также ответил на ряд вопросов представителей СМИ по актуальным вопросам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. |