NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (август 2017)
Кто станет новым премьер-министром?








Поиск  
Вторник 19.09.2017 23:12 ast
20:12 msk

УПК: готовность к первому чтению
И.Меркель: Главной целью подготовки проекта Кодекса является повышение эффективности, упрощение и ускорение процесса, а также приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с международными стандартам и усиление защиты конституционных прав граждан
22.01.2014 / политика и общество

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 21 января

Проект новой редакции Уголовно-процессуального кодекса обсудили сегодня в Мажилисе.
Обсуждение состоялось в рамках Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе под председательством Рахмета Мукашева. В пакете с Кодексом рассмотрены проекты конституционных поправок и законодательных нововведений по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства.
– Главной целью подготовки проекта Кодекса является повышение эффективности, упрощение и ускорение процесса, а также приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с международными стандартам и усиление защиты конституционных прав граждан, – отметил, выступая перед депутатами, первый заместитель Генерального прокурора Иоган Меркель (тезисы):
В проекте реализованы следующие новеллы:
Кардинально изменена первоначальная стадия уголовного процесса путем исключения из нее процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки.
Началом расследования будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении либо первое неотложное следственной действие.
В настоящее время стадия доследственной проверки несет в себе значительный коррупциогенный потенциал.
Дело еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры, изымаются документы, арестовываются счета и имущество, назначаются экспертизы и т.д. Т.е. ведется расследование, но лица, в отношении которых проводятся "доследственные мероприятия", не имеют процессуального статуса, и соответственно прав и гарантий.
После таких доследственных проверок и возбуждения дела иногда остается только предъявить обвинение и направить дело в суд. Поэтому материалы доследственных проверок нередко по объему превышают материалы, собранные после возбуждения дела.
Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является то, что граждане сначала письменно опрашиваются, а после возбуждения дела по тем же вопросам допрашиваются.
Это дополнительно отнимает время и вызывает недовольство граждан работой правоохранительных органов.
Учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия "фактическое задержание".
По аналогии американских "Правил Миранды" введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности.
Предусмотрено, что доказательства, добытые в результате незаконного задержания, признаются недопустимыми.
В целях экономии процесса исключается предъявление органами следствия обвинения, а также такой процессуальный акт, как "обвинительное заключение".
На практике по сложным делам составление этого документа занимает много времени, он может состоять из нескольких томов, 500 и более листов, т.к. излагает содержание всех материалов дела.
Между тем, суд обязан самостоятельно исследовать собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дать им оценку. Вместо этого будет составляться краткий обвинительный акт, содержащий сведения о подозреваемом, совершенном им деянии, квалификации, а также документах, содержащих доказательства, и процессуальных издержках.
После утверждения данного акта прокурором лицо будет считаться обвиняемым.
В уголовный процесс вводятся две формы процессуального соглашения;
1) о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования;
2) сделка о признании вины.
По ним значительно упрощены и ускорены досудебное и судебное производство, что снизит нагрузку на бюджет.
Как новый элемент восстановительного правосудия для заключения "сделки о признании вины" обязательно необходимо согласие потерпевшего и подозреваемого, обвиняемого, в том числе и с суммой гражданского иска. Это защищает права пострадавших.
Второй формой процессуального соглашения является сделка о сотрудничестве.
Указанная сделка заключается по всем категориям преступлений и на любой стадии уголовного процесса, в том числе в стадии исполнения наказания.
Она предназначена для раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.
Сделка о сотрудничестве утверждается судом, затем суд повторно рассматривает результаты сделки с целью вынесения окончательного решения о мере наказания.
Мы уверены, что имплементация института сделки в УПК повысит в целом правоохранительный потенциал государства, в т.ч. в борьбе с организованной преступностью, и снизит индекс "тюремного населения".
В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства, которое будет завершаться в течение 10 суток с момента регистрации заявления.
Он предусматривает сокращенные следственные процедуры по очевидным преступлениям и наказание назначается не выше половины от максимальной санкции за содеянное.
Обязательными основаниями для его применения является полное признание подозреваемым своей вины и согласие с размером причиненного ущерба.
Оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу переведены в категорию "негласных следственных действий".
В УПК многих зарубежных стран используется понятие "тайные следственные действия", и это правильно, поскольку целью проведения оперативных мероприятий по уголовному делу также является собирание доказательств для раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц.
С целью расширения судебного контроля за досудебным производством вводится фигура следственного судьи, что наряду с прокурорским надзором обеспечит эффективный двухступенчатый механизм государственной защиты конституционных прав и свобод граждан в ходе досудебного производства.
В полномочия следственного судьи будет отнесено рассмотрение ходатайств о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста и продлении их сроков, принудительном помещении, не содержащегося под стражей лица в медицинское учреждение для производства судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации трупа, аресте имущества, международном розыске, помещении несовершеннолетнего лица в спецучреждение. В Проекте закреплена норма, обязывающая следственного судью при санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, определять размер залога, который может быть внесен в любое время, для освобождения лица из под стражи без нового решения суда.
Следственный судья не должен применять залог к лицам, совершившим деяния, повлекшие смерть, деяния в составе преступной группы; террористические и экстремистские преступления, к лицам нарушившим залог, а также и если есть достоверные данные о том, что они повлияют на ход следствия и суда или намерены скрыться.
В целях обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования предложено исключение института возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования.
Только за последние пять лет судами возвращены дела в отношении около 4,5 тыс. лиц.
Каждый раз их судебное рассмотрение начинается вновь, лица, участвующие в деле, вынуждены повторно являться в суд для дачи показаний, что вызывает порой их недовольство.
Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора.
В том случае, если в суде возникнет необходимость предъявления более тяжкого обвинения или привлечения к уголовной ответственности других лиц по данному уголовному делу, когда отдельное судопроизводство по нему невозможно, суд дает прокурору время для проведения соответствующего расследования.
Введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего.
Это обеспечит судебное закрепление доказательств, в случаях, когда указанных лиц невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.).
Проект также предусматривает процедуру дистанционного допроса с использованием средств видеосвязи.
Это позволит с учетом огромных территорий нашей страны, быстро и эффективно допросить свидетелей, потерпевших и.т.д.
Расширены полномочия защитника по оказанию юридической помощи.
Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье:
1) о депонировании показаний;
2) об истребовании любых сведений в случае отказа должностных лиц в исполнении его запроса;
3) об экспертизе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства необоснованно отказано;
Закреплено право стороны защиты по окончании расследования на получение любых сведений из дела, в том числе путем снятия копий (за исключением сведений составляющих государственные секреты).
В целях защиты интересов адвокатов Проектом запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда они сами совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.
Постановление о квалификации деяний адвоката будет утверждаться только прокурором.
В Проекте предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры "процессуального прокурора" (на базе штатной единицы помощника прокурора).
Процессуальный прокурор будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу и поддерживать государственное обвинение. Процессуальный прокурор несменяем.
Это позволит упростить процедуры согласования следователями и дознавателями процессуальных решений по уголовным делам.
К примеру, в полномочия процессуального прокурора наряду с иными обязанностями будет входить утверждение протокола об уголовном проступке, направление дел в суд и др.
Предполагается создание специального фонда помощи потерпевшим, который будет формироваться за счет обязательного платежа, взысканного с виновных лиц, а также от конфискации имущества.
Вводится запрет на приближение подозреваемого к потерпевшему при совершении уголовных правонарушений, связанных с применением насилия в отношении несовершеннолетних.
В Кодекс включено понятие "разумный срок расследования".
Это не предполагает исключение из уголовного процесса контроля и надзора за сроками следствия и содержания граждан под стражей, которые сохранены в прежних интервалах.
Указанная новелла даст возможность гражданам обжаловать в суд волокиту в расследовании дела и потребовать завершение его в конкретные минимальные сроки, а также получить моральную компенсацию.
Переработан Раздел 12 Проекта "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства".
Он расширен с 2-х до 5 глав и состоит из 55 статей вместо 22-х в действующей редакции.
В нем:
1) конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными институтами иностранных государств;
2) детализирован порядок запросов на основе принципа взаимности;
3) предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений.
В Проект также имплементированы отдельные положения действующих международных договоров.
Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования.
Она предусматривает продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия Генерального Прокурора. Предусмотрены основания применения конфискации как меры процессуального принуждения, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо его место пребывание не установлено, либо уголовное преследование в отношении него прекращено в связи с актом амнистии, истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и в связи со смертью. Введена норма, предусматривающая взаимное "открытие" сторонами материалов, которые они намерены использовать в суде в качестве доказательств, в противном случае, суд не вправе будет использовать их в качестве таковых.
Указанная норма призвана сбалансировать равенство сторон и нашла поддержку в Республиканской коллегии адвокатов.
Досудебное расследование по делам об уголовных проступках будет проводиться по аналогии с КоАП по протокольной форме, но как выше указано, в суд их будет направлять процессуальный прокурор. Проектом сокращено количества уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных.
Установлено ограничение на обжалование судебных актов в кассационном порядке без предварительного их рассмотрения в апелляционной инстанции и соответственно судебный акт не может быть обжалован в надзорную инстанцию без предварительного его рассмотрения в кассационной инстанции.
Наряду с увеличением примирительных и медиативных процедур, предусмотренных проектом нового Уголовного кодекса, в проекте УПК расширены основания для примирения путем увеличения категорий преступлений частного и частно-публичного обвинения.
– с 10 до 14 преступлений увеличено количество преступлений, обвинение по которым осуществляется в частном порядке;
– почти в два раза или с 20 до 39 увеличено количество правонарушений частно – публичного обвинения.
В целом ожидаемым эффектом принятия нового УПК является повышении эффективности, ускорение и упрощение судопроизводства, процессуальная экономия, повышение уровня доверия граждан, расширение полномочий суда и снижения индекса тюремного населения.
***
– Работа в целом по проекту продолжается, поэтому считаю проект УПК РК возможным внести на пленарное заседание Палаты для первого концептуального обсуждения, – заявил в содокладе руководитель рабочей группы Рамазан Сарпеков. – Проведено 18 заседаний рабочей группы, положения проекта также обсуждались с выездом в суде и прокуратуре, Коллегии адвокатов и ДВД г. Астаны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Концепция по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира 31.01.2014
Премьер-Министр РК Серик Ахметов провел встречу с руководством Национальной палаты предпринимателей и представителями бизнес-сообщества 31.01.2014
Состоялось заседание Сената Парламента РК 31.01.2014
Под председательством Премьер-Министра РК Серика Ахметова состоялось расширенное заседание коллегии министерства регионального развития 31.01.2014
Глава МИД РК Е.Идрисов завершил европейское турне визитом в Латвию 31.01.2014
Национальная палата предпринимателей и Агентство финансовой полиции договорились о сотрудничестве 31.01.2014
Противодействие теневым доходам и терроризму 31.01.2014
Тимур Кулибаев: в Нацпалате предпринимателей работают энтузиасты 31.01.2014
Члены НЭПК "Союз "Атамекен" приняли единогласное решение присоединиться к Национальной палате предпринимателей РК 31.01.2014
После серии ЧП на Артемьевском руднике ВКО рабочие устроили забастовку 31.01.2014

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
19.09.17 Вторник
80. БЕЛЯКОВ Владимир
67. АКИЯНОВА Фарида
64. ТОРТАЕВ Ильяс
63. ЛОБАНОВ Александр
60. ДЕМИН Иван
60. ОТЕМУРАТОВ Акимжан
60. СЕЙДУАЛИЕВ Нурмухан
57. ИСКАКОВА Гульнара
57. САЙДЕНОВ Анвар
55. САГДИЕВА Раушан
54. ДИЛЬМУХАМБЕТОВ Туремурат
52. ЯШИН Сергей
49. АЛДОНГАРОВ Куаныш
49. БЕК Арыс
46. ТУРГАНОВ Тимур
...>>>
20.09.17 Среда
95. СЫДЫКОВ Журумбек
85. САБДЕНОВ Калдыбек
79. ФЕДОТОВА Зинаида
71. ЕСКЕНДИРОВ Шарипжан
71. САЛКИМБАЕВ Акимжан
69. МУХАМЕДЖАНОВ Камалтин
69. ТУРЕБАЕВ Шахизат
67. КАСЫМОВ Сырым
67. КУРАМЫСОВ Онербек
67. ШАНЕНОВ Келтир
66. НУРАБАЕВА Зайда
65. БАЙГАБАТОВ Болат
64. БАЙМАХАНОВ Кожахмет
63. ТОЛЕБАЕВ Кенжехан
62. МАРЖИКБАЕВ Александр
...>>>
21.09.17 Четверг
80. ФЕДОРОВ Анатолий
76. САЗАНОВ Сатыбалды
72. ДОСМАНБЕТОВ Бакберген
71. КОБЦЕВ Алексей
69. УРМУРЗИНА Кама
67. СЕИТОВ Айтбай
66. ТАЛАСПЕКОВ Жомарт
66. ТАЛАСПЕКОВ Кадыл
66. ТАСБУЛАТОВ Абай
63. САТТЫБАЕВ Каир
62. ЕНСЕГЕНОВ Амангельды
62. КОЖАКОВ Асан
62. ТУРДАХУНОВ Мухамеджан
60. НУРПЕИСОВ Кайрат
59. АУБАКИРОВ Савет
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050