NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 13:57 ast
11:57 msk

Перед Союзом ставят знаки препинания
Белоруссия и Казахстан пытаются ограничить полномочия будущего ЕврАзЭС
26.12.2013 / политика и общество

Петр Нетреба, Дмитрий Бутрин, "Коммерсант", 25 декабря

На переговорах в Кремле о будущем договоре о Евразийском экономическом союзе главы Белоруссии и Казахстана объявили о своих содержательных претензиях к главному интеграционному проекту России на постсоветском пространстве. Переговоры, которые продолжатся в 2014 году, не обещают быть простыми: и Белоруссия, и Казахстан считают, что передача в будущий союз суверенных полномочий по широкому списку невозможна, компетенцию союза нужно определить четко и навсегда. Это в общем противоречит видению России, которая полагает, что интеграционные процессы в будущем союзе только начинаются и нет смысла ограничивать их распространение.
На заседании Высшего евразийского экономического совета, которое прошло вчера в Кремле, президенты России Владимир Путин, Белоруссии Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев подвели промежуточные итоги подготовки договора о создании с 2015 года Евразийского экономического союза. За ходом подготовки договора в Кремле наблюдали президенты Киргизии Алмазбек Атамбаев и Армении Серж Саргсян. Две эти страны намерены также интегрироваться в Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Украину, приглашенную в Таможенный союз, представлял премьер-министр Николай Азаров, проведший также переговоры с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым и сообщивший, что украинский президент Виктор Янукович (по протоколу именно он должен был представлять Украину на этой встрече) "не смог приехать".
Впрочем, украинский вопрос на этой встрече явно не был главным: у руководства стран–полноправных членов Таможенного союза – Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева – нашлось достаточно замечаний к подготавливаемому договору, причем критике подверглось как желание экспертов комиссии Таможенного союза, готовящих проект договора о союзе, затронуть как можно больше сфер компетенции, так и малое количество обязывающих стороны положений в проекте. На переговорах стороны условно разделили проект договора на две части – институциональную и функциональную: первая описывает преимущественно институты и структуры, обеспечивающие работу союза, вторая – стартовые интеграционные договоренности внутри союза по отдельным направлениям. Итог встречи по ее окончании объявил Владимир Путин: институциональная часть в целом одобрена, работа над функциональной частью продолжается.
Критика недостаточности интеграционных элементов внутри будущего союза звучала преимущественно со стороны Белоруссии. Господин Лукашенко на вчерашней встрече настаивал на необходимости придать новому союзу статус "международной организации, которая будет наделена необходимой правосубъектностью". Для этого он предложил "определить юридическую силу и иерархию актов союза" и устранить ситуацию (ее глава Белоруссии прямо назвал "нонсенсом"), при которой главы государств–членов союза будут иметь возможность отменять решения наднациональных структур будущего союза. Впрочем, вряд ли стоит переоценивать призывы Белоруссии передать в будущий союз максимум суверенитета: Александр Лукашенко скорее настаивает на том, что полномочия, отданные в "наднациональную организацию", должны быть закрытым списком. "Чем конкретнее мы пропишем, кто чем должен заниматься, тем меньше у нас потом будет споров, что кто-то лезет не в свои вопросы",– пояснил белорусский президент.
В свою очередь, Нурсултан Назарбаев предупредил об излишней политизированности процесса создания союза – и это, по существу, также было критикой слишком оптимистически настроенных (преимущественно российских) экспертов, готовивших проект. "Давайте создадим экономический союз, все придет в свое время. Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии – не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции",– сказал президент Казахстана.
Он прямо провозгласил, что охрана госграниц, миграционная политика, системы обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам "не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза".
По существу президент Казахстана поддержал заявление Александра Лукашенко в части необходимости ограничить полномочия союза. Но, в отличие от коллеги из Белоруссии, господин Назарбаев и против того, чтобы наделять высший орган совета (на уровне глав государств и правительств) наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств. По его мнению, такой наднациональный орган уже есть – это комиссия ЕЭК. Нурсултан Назарбаев также выступил против унификации ответственности по уголовным и административным нарушениям – "эти сферы являются сугубо национальными и предметами внутренней политики государств и должны быть исключены из квалификационного договора".
Наконец, выглядящий сугубо техническим вопрос о том, должен ли будущий союзный договор затрагивать предметы двухсторонних договоренностей стран союза, также не остался без внимания высоких договаривающихся сторон. Во всяком случае, Белоруссия настаивает на том, чтобы внутри союза двусторонние договоры (в первую очередь, очевидно, договоры России и Белоруссии, в том числе договор о Союзном государстве РФ и Белоруссии) были приоритетными и сохраняли свое действие.
По поводу пропорций представительства стран в комиссии ЕЭК вчера также возникли противоречия. Нурсултан Назарбаев потребовал строже соблюдать обговоренные пропорции – "директор, два заместителя, 23 департамента, по семь возглавляют Казахстан и Белоруссия, девять – граждане России". По остальным сотрудникам департаментов он предложил установить норму с учетом долевого участия государств-членов. Из слов казахского президента следовало, что пропорции не соблюдает председатель ЕЭК россиянин Виктор Христенко. Нурсултан Назарбаев даже объявил о готовности увеличить финансирование своей доли для соблюдения этих принципов.
Россия как главный архитектор будущего договора о Евразийском экономическом союзе дает сейчас минимум комментариев по содержанию проектов документов. Из текстов, впрочем, довольно очевидно, что у России и комиссии ЕЭК более широкий, чем у представителей Казахстана и Белоруссии, горизонт планирования – в их проектировках грядущий союз рассматривается как довольно рыхлое образование с легко расширяющимися компетенциями. В целом российская сторона, как и во внутренней политике, оставляет в проекте договора максимум возможностей для текущих корректировок, трактовок и "ручного управления", очевидно, рассчитывая на то, что в уже функционирующем союзе договорные позиции всех сторон будут определяться преимущественно соотношениями ВВП участвующих в союзе стран и балансом поставок энергоносителей.
Продолжить согласование договора намерен и Владимир Путин, сообщивший о своем намерении строго соблюдать график подготовки. По его словам, к 1 марта 2014 года должен быть сформирован список остающихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства изъятий и ограничений и определены конкретные сроки их устранения. Предложил он продолжать сближение и норм регулирования экономик России, Белоруссии и Казахстана, напомнив при этом, что "в условиях неустойчивой глобальной конъюнктуры единый евразийский рынок становится одним из основных источников роста экономик "тройки"".

----

ЕврАзЭС стартует с ностальгией об СССР
Любовь Люлько, Правда.Ру, 25 декабря

Президенты России, Казахстана и Белоруссии одобрили институциональную часть проекта договора о Евразийском союзе. Начало работы ЕврАзЭС намечено на 1 января 2015 года. Инициатива будет, несомненно, одобрена большинством граждан государств постсоветского пространства, которые, согласно опросу института Galluр, видят в распаде СССР больше негативных, чем позитивных моментов.
Успех достигнут 24 декабря в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Институциональная часть договора определяет международно-правовой статус Евразийского Союза, цели его создания, принципы деятельности и наднациональные органы. В числе последних будет действовать исполнительный орган, Евразийская экономическая комиссия, которая получит право контроля за соблюдением единых правил конкуренции, и специальный орган Суд ЕврАзЭС, который будет решать возникающие споры. По словам президента России Владимира Путина, главной целью объединения является повышение благосостояния граждан на основе взаимовыгодного сотрудничества. "Институциональная часть договора является базовой. Она определяет наднациональные структуры и распределение функций между ними и национальными органами управления", – сказала "Правде.Ру" Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ.
После того как будет одобрена вторая часть договора, посвященная функциональной (отраслевой) политике, президенты подпишут полный текст, который по плану должен быть готов к 1 мая 2014 года. После этого документ будет направлен на рассмотрение в министерства для анализа нормативных документов, действующих в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП, экономическая и политическая интеграция РФ, Казахстана и Белоруссии). Будут выработаны обязательства сторон в рамках единой экономической политики и обеспечения свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Далее договор должны ратифицировать парламенты. Итогом данной работы, заявил Путин, должно стать начало работы Евразийского Союза с 1 января 2015 года.
В заседании приняли участие президенты Армении Серж Саргсян и Киргизии Алмазбек Атамбаев, а также глава правительства Украины Николай Азаров. Высший евразийский экономический совет утвердил "дорожную карту" присоединения Армении к Таможенному союзу и ЕЭП. Также рассмотрены вопросы членства Киргизии в ТС и предоставления Украине статуса наблюдателя при ЕЭП. Заметим, что ранее президент Александр Лукашенко выступал за ликвидацию ЕврАзЭС как изжившей себя структуры, чьи функции дублируются Таможенным союзом и ЕЭП.
"Позиция Минска объясняется тем, что структуры ЕврАзЭС и Единой экономической комиссии (ЕЭК – исполнительного органа ЕЭП) в какой-то мере дублируют друг друга, но цели их работы совершенно разные. ЕЭК занимается формированием структуры евразийского сообщества, а структуры ЕрАзЭС следят за тем, как выполняются подписанные договора этой высшей ступени интеграции. Во-вторых, ЕврАзЭС включает в себя более широкий круг участников (Россия, Казахстан и Белоруссия, Киргизия, Таджикистан), чем евразийское пространство (только первые три страны)", – пояснила Аза Мгранян.
Что касается Украины, то "она входит в зону свободной торговли с ТС и в свете подписанных с РФ договоров, ее активность вполне прогнозируема", – добавила эксперт. – У нее проблемы стагнации и дефолта, и их решение будет активизировать позицию Украины в плане восстановления связей, увеличения торговых отношений, производственной кооперации. И вполне логично, что они присутствуют на ЕЭК в качестве наблюдателя. Статус наблюдателя позволит Украине более аргументированно принимать решения о своих дальнейших действиях". Надо учесть, однако, заметила эксперт, что параллельно с присутствием Азарова в Москве делегация МИДа Украины будет продолжать консультации с ЕС по интеграции с ЕС. "Работа на два фронта продолжается, но очевидно, что сейчас преобладает прагматичный подход. И если тенденция сохранится, то будет происходить сближение Украины с Таможенным союзом", – сказала "Правде.Ру" Аза Мигранян.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве поддерживаются гражданами этих стран. Так, Американский институт общественного мнения Gallup в период с июня по август опросил более тысячи граждан в каждой из 11 бывших советских республик (кроме Узбекистана, Литвы, Эстонии и Латвии), поинтересовавшись их отношением к распаду СССР. В целом, жители этих республик, отмечает Gallup, более чем в два раза чаще говорят, что распад "больно" отозвался на их судьбе и судьбе страны (51 процент), а "выгодным" отделение назвали 24 процента опрошенных. В Российской Федерации 55 процентов респондентов заявили, что распад СССР нанес вред России, и только 19 процентов нашли в этом выгодные стороны. На Украине эти цифры составили 56 и 23 процента соответственно, и это еще раз демонстрирует то простое правило, что Майдан и вообще любой протест не представляет мнение большинства.
Наибольший вред от отделения увидели граждане двух государств – Армении (66) и Киргизии (61), которые после развала СССР "пережили падение в нищету", пишет Gallup. Добавим, что именно эти две страны уже имеют "дорожные карты" по вступлению в Таможенный союз – низшее звено евразийской интеграции.
Только в трех странах, имеющих собственные энергоресурсы, Азербайджане, Казахстане и Туркмении, респонденты нашли, что положительные моменты отделения превалировали над отрицательными 44 против 31, 45 против 25 и 62 против восьми процентов, соответственно. По возрастным категориям, даже молодые люди, от 15 до 30 лет, полагают, что вреда было больше (33 против 30 процентов). В более старших категориях этот разрыв только увеличивается – до 76 против 11 в возрастной категории старше 65 лет. Погрешность опроса составляет ± 2,7 до ± 3,8 процентных пункта.
Его результаты говорят о том, что идея Путина об интеграции на новом уровне будет поддержана большинством граждан постсоветского пространства. Это увеличивает привлекательность ТС, который восстанавливает производственные, транспортные, экономические связи, облегчает трудовые миграции. А при экономическом росте будет способствовать решению поставленной задачи – обеспечению роста благосостояния населения Союза.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2013
Указ Президента Республики Казахстан №718 31.12.2013
Премьер-Министр РК принял призеров XXVI Всемирной зимней Универсиады, прошедшей в Трентино 31.12.2013
Бюро Сената распределило законопроекты 31.12.2013
Комитет индустрии туризма: вниманию туроператоров и турагентов 31.12.2013
В "Ак жоле" прокомментировали заявление об отставке Жулановой 31.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1403 30.12.2013
Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2013 года №1405 30.12.2013
Рейтинг управленческой элиты РК за четвертый квартал 2013 года 30.12.2013
Замыкая круг 30.12.2013

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz